Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

  Рабочая программа по биологии для 7 класса ФГОС 2 часа в неделю.ПрограммаПономарёвой. ... Рабочая программа по биологии для 7 класса продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_biologiya_fgos.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

МОУ «ООШ с.Безымянное»

Директор

МОУ «ООШ с. Безымянное»

____Н.В. Пожидаева

_________Н.И. Галахова

«_____» _________ 20____г.

Приказ № ____ от _______________20_____г.

Рабочая программа

по учебному предмету «биология»

для обучающихся 7 класса МОУ «ООШ с. Безымянное»

Энгельсского муниципального района

на 2018/2019 учебный год

                                                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                                                                          Ситкиреева Антонина Садыровна,                                                                                                                                           учитель биологии

                                                                                                                                                                                   первой квалификационной категории

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса « Биологии 7 класс»

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой

природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание учебного предмета «Биология 7 класс»

       №

           Разделы и темы

Содержание

Количество часов

Всего

Л/р

К/р

Проекты

Исследовательская деятельность

Использование ИКТ

  1.   Общие сведения о мире животных

     Экскурсия №1 «Разнообразие живот        

Зоология — наука о животных. Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.

Животные и окружающая среда. Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Классификация животных и основные систематические группы. Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники.

Краткая история развития зоологии. Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.

2

1

1

  1. Строение тела животных

Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток.

Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.

1

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

  1. Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории туфельки (простейших)»

Общая характеристика подцарства Простейшие.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых.

Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.

Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

2

1

1

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных. 

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

1

1

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви.  

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

3

1

1

Тип Моллюски

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Класс Двустворчатые моллюски.

Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации

3

1

1

Тип Членистоногие

Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»

Класс Ракообразные. Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека

Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения.

Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека

4

1

1

Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.

Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».

Тип Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Внутреннее строение рыб.

. Миграции. Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Рыболовство

3

1

1

Класс Земноводные, или Амфибии

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.

2

1

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение.  Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

2

1

1

Класс Птицы

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы».

Экскурсия № 2  « Птицы парка».

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Опорно-двигательная система птиц. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц. Внутреннее строение птиц. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

5

2

1

Класс Млекопитающие, или Звери

Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих»

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Внутреннее строение млекопитающих. Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Усложнение строения и функций внутренних органов. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Черты сходства млекопитающих и рептилий

5

1

1

Развитие животного мира на земле

Итоговый контроль

Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.»

объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира. Современный мир живых организмов. Биосфера. Уровни организации жизни

2

1

.


Календарно-тематическое планирование

Урока

Тема учебного

занятия;

Дата проведения

Тип учебного

 занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные

Личностные

По

плану

фактически

1. Общие сведения о мире животных (2 ч)

1

Зоология – наука о животных.

03.09

УИНМ

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека

Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение Дикие и домашние животные. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания)

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ.

2

Классификация животных и основные систематические группы.

10.09

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере.

Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознание роли ученых в создании науки систематики.

2. Строение тела животных (1 час)

3

Клетка, Ткани, Органы. Срез знаний

17.09

УОСЗ

Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Знать: процессы жизнедеятельности клетки

Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознание единства живого мира на основе учения о клетке.

3. Подцарство Простейшие (2 часа)

4

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

24.09

УППЗ

Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах

Знать характерные признаки подцарства;

Уметь распознавать представителей класса

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений

Индивидуальная работа с карточками и тестирование

Обосновывать роль простейших в экосистемах

5

Тип Инфузории

Лабораторная работа № 1 « Строение и передвижение инфузории туфельки»

01.10

УП

Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосми. Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать, делать выводы.

Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

4. Тип Кишечнополостные (1 час)

6

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

08.10

ИНМ

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими

Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры.

Объяснять процесс регенерации

5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часов)

7

Тип Плоские черви

15.10

ИНМ

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по таблицам и рисункам системы органов.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным.

8

Тип Круглые черви.

22.10

КУ

Описывать характерные черты строения круглых червей. Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

Аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

9

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа № 2, 3: «Внешнее строение дождевого червя. Внутреннее строение дождевого червя»

05.11

КУ

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя почвообразовании

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Дождевой червь. Внешний вид и внутренние строение.

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его оби та ни ем в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Обосновывать роль малощетинковых червей в экосистемах.

6. Тип Моллюски (3 часа)

10

Класс Брюхоногие моллюски.

12.11

УКЗ

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание.

Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Понимание роли брюхоногих моллюсков в жизни человека

11

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение раковин пресно водных и морских моллюсков»

19.11

КУ

Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека

Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Беззубка и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Понимание роли двустворчатых моллюсков в жизни человека.

12

Класс Головоногие моллюски.

26.11

КУ

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять особенности строения головоногих моллюсков.

Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Использовать информационные ресурсы  для подготовки презентации о роли моллюсков в природе и жизни человека.

Понимание роли головоногих моллюсков в жизни человека

7. Тип Членистоногие (4 часа)

13

. Класс Ракообразные.

.

03.12

КУ

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие. Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Понимание роли ракообразных в жизни человека и экосистемах.

14

Класс Паукообразные

10.12

КУ

Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных.

Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков. Характеризовать практическое значение паукообразных.

Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль.

Аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.

15

Класс Насекомые. Типы развития

Лабораторная работа №5:»Внешнее строение насекомого

17.12

КУ

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата

Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Обсуждать проблемные вопросы связанные с внешним строением насекомых, работая в парах и малых группах..

16

Контрольная работа № 1 

по темам 3-7:

24.12

УКЗ

Знать строение представителей членистоногих. Уметь определять систематическую принадлежность представителей этого типа.

Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся об основных классах типа Членистоногие.

Уметь применять полученные знания по практике

Умение отвечать на итоговые вопросы.

Оценивание своих достижений и достижений других учащихся

8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы (3 часа)

17

Тип Хордовые. Бесчерепные.

14.01

УППЗ

Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения.

Уметь выделять основные признаки хордовых

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых

Понимание роли хордовых в жизни человека и экосистемах

18

Внешнее и Внутреннее строение рыб Лабораторная работа № 6, 7

«Внешнее и Внутреннее строение тела рыбы»

21.01

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение.

Характеризовать функции плавников. Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств.

Знать особенности внешнего строения рыб,

Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб

Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений

Понимание роли рыб в жизни человека и экосистемах

19

Основные систематические группы рыб.

28.01

КУ

Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представите-лей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб

Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах люции позвоночных

9. Класс Земноводные, или Амфибии  (2 часа)

20

Строение и деятельность земноводных.

04.02

КУ

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение работать в составе творческих групп. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

21

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

11.02

КУ

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. Сравнивать развитие рыбы и лягушки

Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных.

10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

22

Особенности внешнего и Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

18.02

КУ

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа Перечислять  усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания,

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.

П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание роли рептилий в жизни человека и экосистемах

23

Размножение и Разнообразие пресмыкающихся

25.02

КУ

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы

Уметь определять и классифицировать рептилий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам

11: Класс Птицы (4 часа)

24

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа № 8.

« Внешнее строение птиц»

04.03

КУ

Знать особенности внешнего строения птиц, строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Типы перьев. Строение перьев.

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

25

Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц

Лабораторная работа № 9. «Строение скелета птицы»

11.03

КУ

Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь

внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету.

Уметь изучать и описывать  строение скелета птицы.

Особенности строения скелета в связи с полётом.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время про-ведения лабораторной работы

26

Размножение и развитие птиц Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

18.03

УКЗ

Знать черты приспособленности птиц к сезонным измене-ниям, поведение птиц в период размножения.

Уметь объяснять роль гнездостро-ения, причины кочевок и миграций птиц.

Размножение и развитие. Забота о потомстве. ТИПЫ РАЗВИТИЯ ПТЕНЦОВ.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.  Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихсия  Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах

27

Разнообразие птиц. Происхождение птиц.

08.04

Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп,

Уметь приводить примеры классфикации птиц по типу и местам обитания.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение.

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, проекта, сообщения о разнообразии экологических групп птиц.

12. Класс Млекопитающие или звери (6 часов)

28

Внешнее и Внутреннее строение Млекопитающих. Лабораторная работа № 10 "Строение скелета млекопитающих"

15.04

КУ

Знать характерные признаки класса,

Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих

Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Усложнение строения покровов

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.  К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов

Знать роль млекопитающих в природных биоценозах и в жизни человека.

29

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Повторение

22.04

29.04

УОСЗ

Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия  высокого уровня обмена веществ и теплокровности.

Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Знать роль млекопитающих в природных биоценозах и в жизни человека.

30

Происхождение и разнообразие млекопитающих. Повторение

Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий

Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Использовать информационные ресурсы  для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране

Систематизировать информацию и обобщать ее  в виде схем, таблиц

Понимание роли млекопитающих в жизни человека и экосистемах

31

Высшие, или плацентарные, звери.

Повторение

06.05

КУ

Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях

Приматы

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Обсуждать выполнение создаваемых проектов

32

Экологические группы млекопитающих.

Повторение

13.05

УОСЗ

Знать экологические группы животных,

Уметь характеризовать признаки животных экологической группы

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

33

Итоговый срез знаний

20.05

УКЗ

Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие, систематика млекопитающих. Сравнение с пресмыкающимися.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

Характеризовать особенности строения представителей класса Звери.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих.

Определять систематическую принадлежность представителей классов.

Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих

Умение отвечать на итоговые вопросы.

Оценивание своих достижений и достижений других учащихся.

13. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

34

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

27.05

УОСЗ

Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина

Уметь приводить примеры многообразия животных.

Историческое развитие животного мира, палеонтологические, эмбриональные, сравнительно-анатомические доказательства.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознание роли Ч. Дарвина в создании учения об эволюции живого мира..

35

Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир.

31.05

УОСЗ

Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных

Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера"

Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах

Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.

Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 7класс

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой (Сборник нормативных докум...

Рабочая программа по биологии 7класс( линия Пономарёвой) ФГОС

В 7 классе по новым стандартом одним из вариантов является изучение ботаники на более высоком уровне. Помещаю свой вариант рабочей программы, надеюсь, что это поможет кому-то из педагогов....

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н.

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н....

Рабочая программа по биологии 7класс на 2016-2017 учебный год

рабочая программа по биологии 7класс...

рабочая программа по биологии 7класс

-       Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Вентана-Граф, 2019г  (авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилов...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...