Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии для 7 класса ФГОС 2 часа в неделю.ПрограммаПономарёвой. ... Рабочая программа по биологии для 7 класса продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_biologiya_fgos.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | ||
Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ с.Безымянное» | Директор МОУ «ООШ с. Безымянное» | ||
____Н.В. Пожидаева | _________Н.И. Галахова | ||
«_____» _________ 20____г. | Приказ № ____ от _______________20_____г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «биология»
для обучающихся 7 класса МОУ «ООШ с. Безымянное»
Энгельсского муниципального района
на 2018/2019 учебный год
Составитель:
Ситкиреева Антонина Садыровна, учитель биологии
первой квалификационной категории
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса « Биологии 7 класс»
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета «Биология 7 класс»
№ | Разделы и темы | Содержание | Количество часов | |||||
Всего | Л/р | К/р | Проекты | Исследовательская деятельность | Использование ИКТ | |||
Экскурсия №1 «Разнообразие живот | Зоология — наука о животных. Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека. Животные и окружающая среда. Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания. Классификация животных и основные систематические группы. Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники. Краткая история развития зоологии. Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии. | 2 | 1 | 1 | ||||
| Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток. Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни. | 1 | ||||||
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
| Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими. | 2 | 1 | 1 | ||||
Подцарство Многоклеточные | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл. | 1 | 1 | |||||
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение | Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования. | 3 | 1 | 1 | ||||
Тип Моллюски Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков» | Общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации | 3 | 1 | 1 | ||||
Тип Членистоногие Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого» | Класс Ракообразные. Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков. Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека | 4 | 1 | 1 | ||||
Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы. Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения». | Тип Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Внутреннее строение рыб. . Миграции. Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Рыболовство | 3 | 1 | 1 | ||||
Класс Земноводные, или Амфибии | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. | 2 | 1 | |||||
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий. | 2 | 1 | 1 | ||||
Класс Птицы Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы». Экскурсия № 2 « Птицы парка». | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Опорно-двигательная система птиц. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц. Внутреннее строение птиц. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 5 | 2 | 1 | ||||
Класс Млекопитающие, или Звери Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих» | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Внутреннее строение млекопитающих. Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Усложнение строения и функций внутренних органов. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Черты сходства млекопитающих и рептилий | 5 | 1 | 1 | ||||
Развитие животного мира на земле Итоговый контроль Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.» | объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира. Современный мир живых организмов. Биосфера. Уровни организации жизни | 2 | 1 |
.
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Тема учебного занятия; | Дата проведения | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | |||||||||||||||||||||
По плану | фактически | ||||||||||||||||||||||
1. Общие сведения о мире животных (2 ч) | |||||||||||||||||||||||
1 | Зоология – наука о животных. | 03.09 | УИНМ | Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека | Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение Дикие и домашние животные. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания) | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ. | ||||||||||||||||
2 | Классификация животных и основные систематические группы. | 10.09 | Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере. | Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осознание роли ученых в создании науки систематики. | |||||||||||||||||
2. Строение тела животных (1 час) | |||||||||||||||||||||||
3 | Клетка, Ткани, Органы. Срез знаний | 17.09 | УОСЗ | Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Знать: процессы жизнедеятельности клетки Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознание единства живого мира на основе учения о клетке. | |||||||||||||||||
3. Подцарство Простейшие (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
4 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. | 24.09 | УППЗ | Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах | Знать характерные признаки подцарства; Уметь распознавать представителей класса | Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений Индивидуальная работа с карточками и тестирование | Обосновывать роль простейших в экосистемах | ||||||||||||||||
5 | Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 « Строение и передвижение инфузории туфельки» | 01.10 | УП | Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосми. Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать, делать выводы. | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы | ||||||||||||||||
4. Тип Кишечнополостные (1 час) | |||||||||||||||||||||||
6 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 08.10 | ИНМ | Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими | Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры. Объяснять процесс регенерации | ||||||||||||||||
5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часов) | |||||||||||||||||||||||
7 | Тип Плоские черви | 15.10 | ИНМ | Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по таблицам и рисункам системы органов. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным. | ||||||||||||||||
8 | Тип Круглые черви. | 22.10 | КУ | Описывать характерные черты строения круглых червей. Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями | Аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||
9 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2, 3: «Внешнее строение дождевого червя. Внутреннее строение дождевого червя» | 05.11 | КУ | Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя почвообразовании Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. | Дождевой червь. Внешний вид и внутренние строение. Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его оби та ни ем в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании. | Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Обосновывать роль малощетинковых червей в экосистемах. | ||||||||||||||||
6. Тип Моллюски (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
10 | Класс Брюхоногие моллюски. | 12.11 | УКЗ | Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. | Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. | Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Понимание роли брюхоногих моллюсков в жизни человека | ||||||||||||||||
11 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение раковин пресно водных и морских моллюсков» | 19.11 | КУ | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | Беззубка и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. | Понимание роли двустворчатых моллюсков в жизни человека. | |||||||||||||||||
12 | Класс Головоногие моллюски. | 26.11 | КУ | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять особенности строения головоногих моллюсков. | Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли моллюсков в природе и жизни человека. | Понимание роли головоногих моллюсков в жизни человека | ||||||||||||||||
7. Тип Членистоногие (4 часа) | |||||||||||||||||||||||
13 | . Класс Ракообразные. . | 03.12 | КУ | Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие. Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных. | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Понимание роли ракообразных в жизни человека и экосистемах. | ||||||||||||||||
14 | Класс Паукообразные | 10.12 | КУ | Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных. Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков. Характеризовать практическое значение паукообразных. | Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. | Аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом. | |||||||||||||||||
15 | Класс Насекомые. Типы развития Лабораторная работа №5:»Внешнее строение насекомого | 17.12 | КУ | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата | Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения | Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Обсуждать проблемные вопросы связанные с внешним строением насекомых, работая в парах и малых группах.. | ||||||||||||||||
16 | Контрольная работа № 1 по темам 3-7: | 24.12 | УКЗ | Знать строение представителей членистоногих. Уметь определять систематическую принадлежность представителей этого типа. | Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся об основных классах типа Членистоногие. | Уметь применять полученные знания по практике | Умение отвечать на итоговые вопросы. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся | ||||||||||||||||
8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
17 | Тип Хордовые. Бесчерепные. | 14.01 | УППЗ | Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых | Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых | Понимание роли хордовых в жизни человека и экосистемах | ||||||||||||||||
18 | Внешнее и Внутреннее строение рыб Лабораторная работа № 6, 7 «Внешнее и Внутреннее строение тела рыбы» | 21.01 | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение. Характеризовать функции плавников. Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств. | Знать особенности внешнего строения рыб, Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб | Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений | Понимание роли рыб в жизни человека и экосистемах | |||||||||||||||||
19 | Основные систематические группы рыб. | 28.01 | КУ | Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представите-лей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб | Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных | Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах люции позвоночных | |||||||||||||||||
9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
20 | Строение и деятельность земноводных. | 04.02 | КУ | Узнавать по рисунку системы внутренних органов Описывать строение и функции систем внутренних органов. | Внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение работать в составе творческих групп. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |||||||||||||||||
21 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 11.02 | КУ | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. | Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. Сравнивать развитие рыбы и лягушки | Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных. | |||||||||||||||||
10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
22 | Особенности внешнего и Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 18.02 | КУ | Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания, | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Понимание роли рептилий в жизни человека и экосистемах | ||||||||||||||||
23 | Размножение и Разнообразие пресмыкающихся | 25.02 | КУ | Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы | Уметь определять и классифицировать рептилий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам | ||||||||||||||||||
11: Класс Птицы (4 часа) | |||||||||||||||||||||||
24 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8. « Внешнее строение птиц» | 04.03 | КУ | Знать особенности внешнего строения птиц, строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Типы перьев. Строение перьев. | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | ||||||||||||||||
25 | Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц Лабораторная работа № 9. «Строение скелета птицы» | 11.03 | КУ | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | Особенности строения скелета в связи с полётом. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. | Принятие правил работы в кабинете биологии во время про-ведения лабораторной работы | ||||||||||||||||
26 | Размножение и развитие птиц Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 18.03 | УКЗ | Знать черты приспособленности птиц к сезонным измене-ниям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостро-ения, причины кочевок и миграций птиц. | Размножение и развитие. Забота о потомстве. ТИПЫ РАЗВИТИЯ ПТЕНЦОВ. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихсия Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах | ||||||||||||||||
27 | Разнообразие птиц. Происхождение птиц. | 08.04 | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп, Уметь приводить примеры классфикации птиц по типу и местам обитания. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, проекта, сообщения о разнообразии экологических групп птиц. | |||||||||||||||||
12. Класс Млекопитающие или звери (6 часов) | |||||||||||||||||||||||
28 | Внешнее и Внутреннее строение Млекопитающих. Лабораторная работа № 10 "Строение скелета млекопитающих" | 15.04 | КУ | Знать характерные признаки класса, Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих | Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Усложнение строения покровов | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов | Знать роль млекопитающих в природных биоценозах и в жизни человека. | ||||||||||||||||
29 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Повторение | 22.04 29.04 | УОСЗ | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Знать роль млекопитающих в природных биоценозах и в жизни человека. | |||||||||||||||||
30 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. Повторение | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность | Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц | Понимание роли млекопитающих в жизни человека и экосистемах | ||||||||||||||||||
31 | Высшие, или плацентарные, звери. Повторение | 06.05 | КУ | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях | Приматы | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Обсуждать выполнение создаваемых проектов | ||||||||||||||||
32 | Экологические группы млекопитающих. Повторение | 13.05 | УОСЗ | Знать экологические группы животных, Уметь характеризовать признаки животных экологической группы | Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. | Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | |||||||||||||||||
33 | Итоговый срез знаний | 20.05 | УКЗ | Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие, систематика млекопитающих. Сравнение с пресмыкающимися. | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. | Характеризовать особенности строения представителей класса Звери. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. Определять систематическую принадлежность представителей классов. Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих | Умение отвечать на итоговые вопросы. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. | ||||||||||||||||
13. Развитие животного мира на Земле (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
34 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 27.05 | УОСЗ | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина Уметь приводить примеры многообразия животных. | Историческое развитие животного мира, палеонтологические, эмбриональные, сравнительно-анатомические доказательства. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознание роли Ч. Дарвина в создании учения об эволюции живого мира.. | ||||||||||||||||
35 | Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. | 31.05 | УОСЗ | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера" Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах | Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. | Понимание уникальности животных. Осознание значимости животных организмов на планете, как элементов природных сообществ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7класс
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных докум...
Рабочая программа по биологии 7класс( линия Пономарёвой) ФГОС
В 7 классе по новым стандартом одним из вариантов является изучение ботаники на более высоком уровне. Помещаю свой вариант рабочей программы, надеюсь, что это поможет кому-то из педагогов....
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н.
КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7класса автор- Сухорукова Л.Н....
Рабочая программа по биологии 7класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по биологии 7класс...
рабочая программа по биологии 7класс
- Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Вентана-Граф, 2019г (авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилов...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...