Вопросы по ОГЭ биологии с полным ответом
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

ЦЫмбаленко Елена Геннадиевна

Эти вопросы с развёрнутыми ответами помогут в подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_s_razvyornutymi_otvetami_po_oge_i_ege_biologiya.doc713.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы с развёрнутыми ответами по ОГЭ и ЕГЭ биология

2. Почему мясные и рыбные продукты необходимо хранить в холодильнике в закрытой посуде?

- низкие температуры в холодильнике снижают интенсивность размножения бактерий гниения

-закрытая посуда препятствует распространению бактерий или их спор на другие продукты

3. Почему при интенсивной физической работе или занятием спортом тело человека разогревается и покрывается потом? Какую роль играет потоотделение? Объясните почему?

1. При интенсивной физической работе тело разогревается, так как усиливается обмен веществ в мышцах, освобождается много энергии и воды.

2. При испарении пота тело человека охлаждается, что защищает организм от перегрева.

4. В каких случаях внесение в почву удобрений приводит к загрязнению окружающей среды и отрицательному влиянию на здоровье человека?

  1. При нарушении норм внесения удобрений они накапливаются в растениях и, попадая с пищей в организм, вызывают отравление людей и животных.

2. При нарушении сроков внесения удобрений они накапливаются в почве, загрязняя окружающую среду.

5. Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает?

1) при увеличении численности насекомых увеличивается численность насекомоядных птиц, что приводит к уменьшению численности насекомых

2) увеличение численности насекомоядных птиц приводит к увеличению численности хищных птиц, что приводит к дальнейшему уменьшению численности насекомоядных птиц

3) уменьшение численности насекомоядных птиц приводит к дальнейшему увеличению численности насекомых

6. Какие условия необходимы для прорастания семян?

1. Вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени.

2. Температура – активизирует работу ферментов и реакции обмена.

3. Кислород – необходим для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания.

7. С присоединения какого газа в цикле Кальвина начинается темновая фаза фотосинтеза. Какие продукты световой фазы фотосинтеза и как используются в темновой фазе? Назовите конечные продукты этой фазы.

  1. Темновая фаза начинается с присоединения углекислого газа.
  2. АТФ используется как источник энергии.
  3. НАДФ*2Н используется для восстановления промежуточных соединений
  4. Конечным продуктом темновой фазы является глюкоза

8. Какие функции в организме человека выполняет нервная система? Приведите не менее трех функций. Ответ поясните.

  1. Обеспечивает связь организма с внешней средой, приспосабливает организм к среде.
  2. Регулирует деятельность всех органов в организме, обеспечивает функционирование организма как единого целого.

3. Обеспечивает восприятие, обучение, память, речь, мышление, поведение.

9. Известно, что обморожению легче всего подвергаются пальцы ног. Объясните, почему тесная обувь способствует обморожению?

  1. В тесной обуви отсутствует прослойка воздуха, который сохраняет тепло.
  2. В тесной обуви кровеносные сосуды сжаты, что препятствует кровотоку, согревающему пальцы.

10. Часто при недостатке питания говорят о белковом дефиците в рационе человека, а почему не говорят об углеводном или о жировом дефиците?

  1. Это связано с тем, что белки не могут синтезироваться из жиров и углеводов, и в случае нехватки белков в поступающей пище у человека возникают серьёзные нарушения в работе органов тела.
  2. Углеводы и жиры могут синтезироваться из белков, поступающих с пищей.

11. Объясните, почему необходимо есть в одно и то же время; не ранее 3 ч. и не позже 4,5 ч. после предыдущего приёма пищи, а его продолжительность не должна быть 20-25 минут?

  1. Режим питания способствует образованию условных пищеварительных рефлексов на время и обстановку. Пища переваривается 3-4 часа, и примерно через это время пробуждается аппетит, сменяющийся чуть позже чувством голода, что определяет интервалы между приёмами пищи при рациональном питании. При несоблюдении этого правила ухудшается пищеварение, снижается аппетит.
  2. Времени 20-25 минут вполне достаточно для неторопливого и тщательного пережёвывания пищи, а при превышении этого времени часто пропадает аппетит.

12. Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается  такая регуляция?

  1. В регуляции жирового обмена ведущая роль принадлежит вегетативной нервной системе.
  2. Парасимпатические влияния способствуют накоплению (отложению) жира в жировой ткани, а симпатическая нервная система способствует его распаду.

25. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?

1) в спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается;

2) во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается;

3) в изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы

26. Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

1) постепенное уменьшение числа пальцев до одного, образование рогового копыта;

2) увеличение длины конечностей, размеров тела;

3) изменение формы черепа

25. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх признаков.

1) высокая скорость размножения;

2) способность синтезировать биологически активные вещества;

3) способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;

4) относительно простые способы выращивания бактерий

26. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.

1) расширением ареала вида, популяции попадают в новые условия;

2) возникновением географических или иных преград;

3) изоляцией популяций вида в связи с разрывом ареала, что приводит к изменению их генофонда в результате приспособления к разным условиям

27. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах в пресинтетический период интерфазы одной соматической клетки человека составляет около 6 * 10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе в конце телофазы мейоза Iи мейоза II. Объясните полученные результаты

1) в телофазе мейоза Iмасса молекул ДНК равна:

12 * 10-9 : 2 = 6 * 10-9 мг;

2) перед делением молекулы ДНК удваиваются, а мейоз I – редукционное деление, поэтому число и масса молекул ДНК становятся в 2 раза меньше;

3) в телофазе мейоза IIмасса молекул ДНК равна:

6 * 10-9 : 2 = 3 * 10-9 мг;

4) после мейоза IIядро каждой клетки содержит гаплоидный набор хромосом, состоящих из одной молекулы ДНК, поэтому масса ДНК уменьшается

25. Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.

1) обилие растительной пищи;

2) плодовитость и быстрая смена поколений;

3) приспособленность к различному образу жизни: наземному, древесному, полуводному

25. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трёх признаков. Приведите примеры таких насекомых.

1)совместными действиями возводят жилища и защищают его обитателей;

2)совместными действиями запасают пищу и выкармливают матку и потомство;

3) имеет место своеобразное разделение труда между членами колонии;

4) к общественным насекомым относят муравьи, пчёлы, термиты

26. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.

1) полное разделение артериальной и венозной крови;

2) высокий уровень обмена веществ, теплокровность;

3) более совершенная дыхательная система, обеспечивающая организм кислородом;

4) развитие переднего мозга и сложное поведение (забота о потомстве, перелёты птиц и др.)

22. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае?

1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;

2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона

25. Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните.

1) обладают лучевой симметрией, обеспечивающей возможность ловить добычу с помощью щупалец и чувствовать опасность с любой стороны её появления;

2) имеют единую кишечную полость, которая обеспечивает питательными веществами всю колонию;

3) имеют стрекательные клетки, которые парализуют добычу и выполняют защитную функцию

26. Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы – опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее трёх примеров вмешательства человека.

1) вырубание лесных массивов;

2) расширение и интенсивное использование площадей под агроценозы;

3) чрезмерное искусственное орошение, внесение удобрений, приводящее к засолению почв

26. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств.

1) в широколиственном лесу большее разнообразие видов, чем на лугу;

2) многоярусность и большое разнообразие экологических ниш;

3) разветвлённые сети питания обеспечивают более полный круговорот веществ

25. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия неблагоприятных факторов среды? Объясните роль этих структур.

1) верхний слой кожи – эпидермис – защищает организм от ультрафиолетового облучения и проникновения микроорганизмов;

2) подкожная жировая клетчатка, кровеносные сосуды, потовые железы обеспечивают терморегуляцию;

3) волосы защищают голову от переохлаждения и перегрева

26. Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трёх причин их устойчивости.

1) разнообразие видов растений, животных и других организмов;

2) разветвленные цепи (сети) питания, наличие нескольких трофических уровней;

3) сбалансированный круговорот веществ

25. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырех признаков.

1) четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови;

2) наличие волосяного покрова;

3) высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции;

4) живорождение и вскармливание потомством молоком;

5) высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения

25. Какие особенности среды обитания внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.

1) необходимое количество пищи и воды;

2) относительное постоянство факторов (условий существования);

3) отсутствие врагов и конкурентов

Почему препарат гормона поджелудочной железы, инсулин, вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно, а препараты гормонов коры надпочечников, так называемые кортикоиды: гидрокортизон, кортизон, кортикостерон – принимают как противовоспалительные и противоаллергические средства в виде таблеток?

  1. Инсулин является белком и, как все белки, подвержен воздействию пищеварительных ферментов желудка и тонкой кишки. В кровь он должен поступать не в виде отдельных аминокислот, а целиком, сохраняя свою гормональную активность. Поэтому его вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно.
  2. Гормоны коры надпочечников относят к липидам – жирам. Многие липиды всасываются в лимфатические капилляры ворсинок кишечника и лимфотоком переносятся в кровь целиком; они также легко проходят через клеточные и внутриклеточные мембраны.

Какие изменения в процессах пищеварения в тонком кишечнике вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений.

  1. Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов поджелудочной железы, что препятствует расщеплению питательных веществ в тонком кишечнике (например, в двенадцатиперстной кишке).
  2. Повреждая клетки внутренней стенки кишечника, алкоголь угнетает процесс всасывания питательных веществ в ворсинки, а перенос некоторых из них в кровь делает вообще невозможным.

22. Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?

1.Препарат препятствует проникновению вируса в клетку.

2. Препарат предназначен для профилактики (при лечении) вирусных инфекций дыхательных путей (органов, имеющих мерцательный эпителий).

23.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0167/0009b1de-1e3187b8/img30.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0167/0009b1de-1e3187b8/img30.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0167/0009b1de-1e3187b8/img30.jpg

1. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) – наличие соцветия (цветка) и плода.

2. Класс Двудольные – сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система.

3. Соцветие – корзинка.

4. Плод – семянка, сухой, односемянной.

23.

http://tardokanatomy.ru/sites/default/files/stroeniekosty.gif

1 – губчатое вещество, красный костный мозг, кроветворная функция.

2 – полость кости – желтый костный мозг (жировая ткань) – запасающая функция.

23.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0167/0009b1de-1e3187b8/img6.jpg

Замыкающие клетки устьиц регулируют интенсивность испарения воды и газообмен. Расположены в покровной ткани (кожице) листа.

24. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. Растения и животные отличаются друг от друга, их относят к разным царствам организмов. 2. В растительной клетке, в отличие от животных, имеется клеточная стенка, пластиды, вакуоли с клеточным соком. 3. Прочная клеточная стенка растений состоит из липидов и белков. 4. В растительной клетке может протекать процесс фотосинтеза. 5. В семенах растений часто запасаются гликоген и жиры, реже белки. 6. Эти вещества расходуются на прорастание семян растений. 7. В семенах бобовых растений в больших количествах накапливаются жиры.

1.3 –Клеточная стенка (оболочка) образована целлюлозой (клетчаткой) (из липидов и белков состоит плазматическая мембрана).

2.5 – В семенах растений запасаются крахмал и жиры, реже белки.

3. 7 – В семенах бобовых растений в большом количестве накапливаются белки.

24. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. Клеточные организмы делятся на прокариоты и эукариоты. 2. Прокариоты – доядерные организмы. 3. К прокариотам относятся бактерии, водоросли, грибы. 4. Прокариоты – одноклеточные организмы, а эукариоты – многоклеточные. 5. Прокариоты и эукариоты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. 6. Все автотрофы используют солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических. 7. Сине-зеленые водоросли – это водные или реже почвенные прокариоты автотрофные организмы.

1. 3 – Водоросли и грибы – это эукариоты.

2. 4 – Эукариоты – одноклеточные и многоклеточные организмы.

3. 6 – Автотрофы используют не только энергию солнца, но и энергию, выделяющуюся в результате окисления неорганических веществ (хемотрофы).

25. У общественных насекомых, например, у пчел, функции разделены между членами семьи. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи, укажите пол и функции особей. Объясните биологический смысл общественного образа жизни.

1. Матка – самка, обладает высокой плодовитостью, обеспечивает воспроизведение семьи.

2. Рабочие пчелы – стерильные самки, полностью обеспечивают матку и потомство всем необходимым (пищей, защитой и т.д.).

3. Трутни – самцы, оплодотворяют самку.

4. Разделение функций в семье повышает выживаемость популяции и вида (снижает внутривидовую конкуренцию).

25. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.

1. У лягушек газообмен происходит дополнительно через влажную кожу.

2. У жаб кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообмене не участвует.

3. Низкий обмен веществ связан с снабжением тела смешанной кровью.

26. Какие палеонтологические находки свидетельствуют об эволюции животного мира? Приведите 2-3 примера таких находок. Обоснуйте на конкретных примерах, каким образом палеонтологические находки позволяют установить последовательность этапов эволюции животных.

1. Палеонтологические находки: ископаемые остатки, окаменелости и отпечатки. Примеры: окаменелости моллюсков, отпечатки археоптерикса, фрагменты скелетов и т.п.

2. Некоторые окаменелости животных характеризуются наличием признаков как древних, так и более молодых систематических групп. Пример – ихтеостега, зверозубый ящер.

3. Костные остатки служат основой для создания филогенетического ряда животных. Пример – филогенетический ряд лошади.

26. Докажите единство органического мира на Земле.

1. Клеточное строение эукариот и прокариот.

2. Сходство химического состава.

3. Универсальность генетического кода, принципа хранения генетической информации.

4. Сходство большинства биохимических процессов (дыхание, биосинтез белка, репликация ДНК).

27. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1. Клетки пыльцевого зерна и спермии сосны имеют набор хромосом – n(гаплоидный).

2. Клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидной споры митозом.

3. Спермии сосны развиваются из генеративной клетки пыльцевого зерна митозом.

27. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГГЦУУУУГЦААУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на вирусной РНК. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, закодированных в найденном фрагменте ДНК, а также антикодоны тРНК, которые транспортируют эти аминокислоты. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является только цепь ДНК, которая комплементарна вирусной РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

28. В первом скрещивании дигетерозиготных самок дрозофилы с серой окраской тела крыльями нормальной длины и самцов с черной окраской тела, редуцированными крыльями получено потомство: 141 особь с серой окраской тела, крыльями нормальной длины; 138 особей с черной окраской тела, редуцированными крыльями; 42 особи с серой окраской тела, редуцированными крыльями; 39 особей с черной окраской тела, крыльями нормальной длины. Во втором скрещивании самок дрозофилы с черной окраской тела, редуцированными крыльями и самцов с серой окраской тела, крыльями нормальной длины, которые были получены в первом скрещивании, получено фенотипическое расщепление 1:1. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление в потомстве первого и второго скрещивания.

1. Первое скрещивание

P ♀АаВв                               ×

♂аавв

серая окраска тела, крылья нормальной длины

черная окраска тела, редуцированные крылья

G   АВ, ав, Ав, аВ

ав

F1  АаВв – серая окраска тела, крылья нормальной длины (141)

аавв – черная окраска тела, редуцированные крылья (138)

Аавв – серая окраска тела, редуцированные крылья (42)

ааВв – черная окраска, крылья нормальной длины (39)

2. Второе скрещивание

P ♀аавв                               ×

♂АаВв

черная окраска тела, редуцированные крылья

серая окраска тела, крылья нормальной длины

G             ав

АВ, ав

F2         АаВв– серая окраска тела, крылья нормальной длины

аавв – черная окраска тела, редуцированные крылья

3. Гены этих двух признаков находятся в одной хромосоме, в первом скрещивании произошел кроссинговер, во втором скрещивании наблюдается полное сцепление генов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные вопросы в курсе биологии 8 класса

Одной из проблем, стоящей перед современной школой, является проблема потери интереса к учёбе у большей части школьников к 8,9 классам, что проявляется в снижении успеваемости, качества знаний, в пере...

вопросы марафона по биологии 7 класс

Данный набор вопросов можно использовать при проведении школьного марафона по биологии в 7 классе...

Вопросы олимпиады по биологии 10 класс

вопросы олимпиады по биологии 10 класс...

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

Практико-ориентированные задания , 22 вопрос ЕГЭ с ответами и полным разбором вопроса.

Практико - ориентированные задания в ЕГЭ вызывают наибольшую сложность у выпускников. В данном документе выборочно представлены вопросы,  которые были решены и  даны простые объяснения....

Методика подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ по биологии с развернутым ответом.

ОГЭ, ЕГЭ (ГИА) по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9,11 классах. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ...