КТП рабочей программы по биологии 11 класса ( профильный уровень)
рабочая программа по биологии (11 класс)
Цели, задачи, содержание обучения биологии 11 класса профильного уровня. Тематическое планироание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_biologii_11_klass_p.u.docx | 61.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 11 класс (естественнонаучный профиль)
(105 часов – 3 часа в неделю + 4 часа резервных)
Учебник: Биология. Общая биология (профильный уровень). М.: «Просвещение» 2012г.
Авторы: П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.
Программа: модифицированная программа по программе для 10-11 классов естественнонаучного профиля, разработанной к.б.н. О.В. Саблиной, доцента СУНЦ НГУ профессора, д.б.н. Г.М. Дымшица и по программе для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин (10-11 классы), разработанной В.Б. Захаровым.
Учитель: Мизерных Е.А.
№ | Сроки | Тема урока. Домашнее задание. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Измерители | Информационно-методическое обеспечение | Элемента дополнительного содержания |
Раздел 2. Эволюционное учение (50 часов). | |||||||
Глава 1. Развитие представлений об эволюции живой природы (6 часов) | |||||||
1 | I четверть сентябрь 1 неделя 04 .09 | Введение. Учение об эволюции органического мира. Д.з. тетрадь | Ключевые понятия Макроэволюция, микроэволюция, эволюция. Факты Сущность эволюционных преобразований. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять сущность эволюционных преобразований. | Задания со свободным ответом. | ||
2 | 4.09 Д= | Развитие эволюционных идей в додарвиновский период Д.з. Введениев раздел III, §52, конспект | Ключевые понятия Популяционно-видовой уровень организации живого, эволюция, креационизм, трансформизм, униформизм. Факты Научные и религиозные представления об эволюции. Идеи креационизма, транформизма (Ж. Бюффон), концепция катсатрофизма (Ж. Кювье), униформизма (Дж. Геттон). Скщность эволюционных преобразований. Русские ученые – эволюционисты: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.Ф. Рулье, А.Н. Бекетов. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать представления о живой природе в древнем мире. Характеризовать научные представления об эволюции живой природы. Объяснять сущность эволюционных преобразований. Описывать вклад русских ученых в развитие эволюционных идей. | Задания со свободным ответом по выбору, вопрос 1 после §52. | Таблица «Уровни организации живого», портреты ученых-биологов. | |
3 | 6.09 | Система орагнической природы К. Линней. Д.з. §52, конспект. | Ключевые понятия Креационизм, бинарная номенклатура, вид. Факты Значение трудов К. Линнея («Система природы). Система органического мира. Искусственная классификация видов. Идея о постоянстве вида. Принцип Принцип иерархичности. | Давать определения ключевым понятиям. Определять характер мировоззрений К. Линней. Характеризовать значение работ К.Линней. | Задания со свободным ответом по выбору. | Портрет К. Линнея; мультимедийная презентация «Карл Линней», | |
4 | 2 неделя 11.09. | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Д.з. §52, конспект, подоготовить сообщения по теме семинара. | Ключевые понятия Ламаркизм. Факты Значение учения «Философия зоологии». Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. Ошибочность взглядов на механизм эволюции. Принцип Принцип градации. Теории и гипотезы Первая теория эволюции органичекого мира. | Давать определения ключевым понятиям. Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б. Ламарка. Объяснять механизм изменчивости видов с позиции Ж.Б. Ламарка. Характеризовать значение эволюционного учения Ж.Б. Ламарка. Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б. Ламарка. Определять характер мировоззрения Ж.Б. Ламарка. | Задания со свободным ответом по выбору, вопрос 2 после §52. | Портрет Ж.Б. Дамарка, мультимедийная презентация «Ж.Б. Ламарк», текст и вопросы учебника. | |
5 | 11.09 | Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период» | Теории и гипотезы Эволюционные представления в додарвиновский период. | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Выступления с сообщениями по теме семинара. | ||
6 | Вводный контроль | Тестирование по разделу «Развитие представлений об эволюции живой природы» | |||||
Глава 2. Доказательства эволюции органического мира (6 часов). | |||||||
7 | 2 неделя 13.09 | Доказательства единства происхождения органического мира. Молекулярные доказательства. Д.з. §53, конспект. | Ключевые понятия Белки, жиры, углеводы, клетка. Факты Сходства в строении клеток разных царств живой природы. Молекулярные свидетельства эволюцию. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать молекулярных доказательств. Называть молекулярные свидетельства эволюции. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания. | Таблицы «Строение растительной и животной клетки». | |
8 | 3 неделя 18.09 | Палеонтологические доказательства. Д.з. §54, конспект | Ключевые понятия Филогенетические ряды, переходные формы. Факты Палеонтологические доказательства: филогенетические ряды, переходные формы, типы ископаемых остатков | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать палеонтологические доказательства эволюции. Приводить примеры переходных форм. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания, вопросы 1, 2, 3 после §54 | Рельефная таблица «Археоптерикс», коллекции «Ископаемые растения и животные», «Формы сохранности ископаемых растений и животных». | |
9 | 18.09 | Биогеографические доказательства. Д.з. §55, конспект | Ключевые понятия Биогеография Факты Биогеографические доказательства: особенности распространения организмов, зоогеографические области, островные формы, реликтовые формы. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать биогеографические доказательства эволюции. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания, вопросы 1, 2 после§55 | Зоогеографическая карта мира. | |
10 | 4 неделя 20.09 | Сравнительно-морфо-логические доказатель-ства. Д.з. §56,конспект. | Ключевые понятия Гомология, аналогия, рудименты, атавизмы. Факты Сравнительно-морфо-логические доказательства: гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы. Причины появления атавизмов. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры сравнительно-анатоми-ческих доказательств эволюции. Описать причины их появления. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания, вопросы 1, 2, 3 после § 56. | Коллекции «Рудиментные органы», «Аналогичные органы», «Рудименты», мультимедийная презентация «Закономерности эволюции» | |
11 | 25.09 | Эмбриологические доказательства. Биогенетический закон. Д.з. §57, конспект, к зачету. | Ключевые понятия Эмбриология. Факты Эмбриологические доказательства: сходство зародышей, закономерности развития зародышей. | Давать определения ключевым понятиям. Доказывать сходство в развитии зародышей. Доказывать проявление биогенетического закона. Характеризовать вклад в развитие биогенетического закона А.Н. Северцева | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания, вопросы 1, 2, 3 после § 57. | Рельефная таблица «Развитие зародышей разных групп хордовых животных», мультимедийная презентация «Доказательства эволюции». | |
12 | 25.09 | Зачет по теме «Доказательства эволюции органического мира». | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям . | ||||
Глава 3. Дарвинизм (7 часов). | |||||||
13 | 27.09 | Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина. Д.з. §53, конспект | Факты Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный материал Ч. Дврвина. | Называть наблюдения в ходе экспедции, повлиявшие на мировоззрение Ч. Дарвин. Выделять предпосылки эволюционной теории. | Задания со свободным ответом по выбор.у | Портрет Ч. Дарвина. | |
14 | 2.10 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Д.з. конспект | Ключевые понятия Искусственный отбор, порода. Факты Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов. Теории и гипотезы Учение об искусственном отборе.
| Давать определения ключевым понятиям. Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка. Описывать механизм искусственного отбора. Объяснять значение учения об искусственном отборе для формирования эволюционных взглядов. | Задания со свободным ответом по выбору. | ||
15 | 2.10 | Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование. Д.з. конспект | Ключевые понятия Борьба за существование,наследственность, изменчивость. Факты Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. Причины борьбы за существование. | Давать определения ключевым понятиям. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объяснить причины борьбы за существование. Характеризовать формы борьбы за существование. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания. | Таблица «Борьба за существование». | |
16 | 2 неделя 4.10 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Д.з. §63, конспект | Ключевые понятия Естественный отбор, дивергенция. Факты Направленность эволюции. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Процесс Видообразование на основе дивергенции. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризовать положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания. | Таблица « Творческая роль естественного отбора». | |
17 | 9.10 | Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Выявлять изменчивость у особей одного вида. Объяснять механизм появления изменчивости у особей одного вида. | Гербарии растений одного вида. | |||
18 | 9.10 | Практическая работа № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | Факты Особенности естественного и искусственного периода. | Сравнивать определенных понятий. Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отбору Сравнивать формы искусственного отбора. | Задания со свободным ответом | ||
19 | 3 неделя 11.10 | Зачет по теме «Дарвинизм» | Индивидуальное тестириваниет по темам «Развитие представлений об эволюции живой природы», «Дарвинизм». | ||||
Глава 4 «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» (20 часов). | |||||||
20 | 16.10 | Синтетическая теория эволюции. Д.з. §58, конспект | Ключевые понятия Микроэволюция, макроэволюция. Синтетическая эволюция, мутации. Факты Значение для эволюции мутагенеза. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать основные положения синтетической эволюции. Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественно-научной картины мира, научного мировоззрения. | Задания со свободным ответом по выбору. | ||
21 | 16.10 | Концепция вида. Развитие представлений о виде. Д.з. §59, конспект | Ключевые понятия Вид. Факты Понятие вида в учении К. Линнея, Ж.Б. Дамарка, Ч. Дарвина. Современное представ-ление о виде. | Давать определения ключевым понятиям. Доказывать, что вид объективно существует в природе | Задания со свободным ответом по выбору. | Портреты ученых-биологов: К. Линей, Ж.Б. Ламарк, Ч Дарвина. | |
22 | 4 неделя 18.10 | Критерии вида и структура вида. Д.з. §69,58, конспект | Ключевые понятия Подвиды, клины, популяция. Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, биохимический, географический, этологический. Структура вида. | Давать определения ключевым понятиям. Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. Доказывать необходимость совокупности всех критериев для определения вида. | Задания со свободным ответом по выбору, тестовые задания, вопросы 1, 2, 3 после §69. | Таблица «Критерии вида». Текст, вопросы, рисунки учебника. | Факты Популяционная структура вида. Клинальная изменчивость. Географические изоляты. Зона контакта. |
23 | 23.10 | Лабораторная работа №2 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Ключевые понятия Морфологичекий критерий. Факты Морфологичский критерий – внешние признаки особей. | Давать определения ключевым понятиям. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения лабораторной работы. | Задания со свободным ответом. | Гербарии растений одного вида. | |
24 | 23.10 | Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию». | Ключевые понятия Морфологический критерий. Факты Различие особей по внешним признакамморфологическому кри терию. | Давать определения ключевым понятиям. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения | Задания со свободным ответом. | Гербарии растений разных видов одного рода. | |
25 | 5 неделя 25.10 | Популяция - элемнарная эволюционирующая структура вида. Д.з. §58, конспект | Ключевые понятия Популяция. Факты Популяция - элементарная эволюционная единица. Основные характеристики популяции. | Давать определения ключевым понятиям. Доказывавть, что популяции – элементарные единицы эволюции. Описывать структуру популяции. Характеризовать популяционную структуру вида. | Задания со свободным ответом, тестовые задания, вопросы 1,2,3,4,5 после §58. | Таблица «Популяция». Текст, вопросы, рисунки учебника. | |
26 | 6.11 | Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Д.з. §59, конспект | Ключевые понятия Популяционная гентика. Факты Генетическая структура популяции. Популяционно-генетические закономерности. Законы Закон Харди-Вайнберга | Давать определения ключевым понятиям. Описывать генетическую структуру популяции. Называть факторы нарушающие равновесие генотипов в популяции. Обосновывать биологический смысл уравнения Харди-Вайнберга. | Задания со свободным ответом, тестовые задания, вопросы 1, 2, 3 после §69. | ||
27 | 6.11 | Практическая работа №3 «Решение задач на закон Харди-Вайнбер-га». | Уметь применять уравнение Харди-Вайнберга при решении задач. | Практикум | |||
28 | II четверть ноябрь 2 неделя 8.11 | Элементарные факторы эволюции: мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Д.з. §60, конспект | Ключевые понятия Мутационный процесс, комбинативная изменчивость. Факты Элементарное эволюционное явление - длительное и напрвленное изменение генофонда популяции. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, комбинвативная изменчивость. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать эволюционную роль мутационного процесса. Характеризовать эволюционную роль комбинативной изменчивости. Называть процессы, изменяющие частоты аллелей в популяции. | Задания со свободным ответом, вопросы 1,2,3,4 после §60 | Текст, вопросы, рисунки учебника. | Факт Синонимические мутации. Несинонимические мутации. Открытия Н.П. Дубинина, Д.Д. Ромашова, С. Райта, р. Фишера. |
29 | 13.11 | Элементарные факторы эволюции: генный поток, популяционные волны. Д.з. §61, конспект | Ключевые понятия Генный поток, популяционные волны. Факты Элементарное эволюционное явление - длительное и напрвленное изменение генофонда популяции. Элементарные эволюционные факторы: генный поток, популяционные волны. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать эволюционную роль генного потока. Характеризовать эволюционную роль популяционных волн. Называть процессы, изменяющие частоты аллелей в популяции. | Задания со свободным ответом, вопросы 1,2,3 после §61. | Текст, вопросы, рисунки учебника. | Эффект основателя. Эффект бутылочного горлышка. Исследования Э. Майра. |
30 | 13.11 | Элементарные факторы эволюции: генетический дрейф, изоляция. Д.з. §62, конспект | Ключевые понятия Факты Элементарное эволюционное явление - длительное и напрвленное изменение генофонда популяции. Элементарные эволюционные факторы: генентический дрейф, изоляция. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать эволюционную роль генетического дрейфа. Характеризовать эволюционную роль изоляции. Называть процессы, изменяющие частоты аллелей в популяции. | Задания со свободным ответом, вопросы 1,2 после §62. | Текст, вопросы, рисунки учебника. | |
31 | 3 неделя 15.11 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Д.з. §64, конспект | Ключевые понятия Естетсвенный отбор. Факты Сущность естественного отбора с точки зрения СТЭ. Современные представления о естественном отборе как напрвляющем факторе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Доказывать, что естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Объяснять причины существования в природе естественного отбора. | Задания со свободным ответом, вопросы 2, 3 после §64, тестовые задания. | Таблица «Творческая роль естественноьго отбора» | |
32 | 20.11яя | Формы естественного отбора. Д.з. §65,66, конспект | Ключевые понятия Естественный отбор. Факты Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий, дестабилизирующий. Влияние форм естественного отбора на изменчивость признака у организма. | Давать определения ключевым понятиям. Называть условия действия форм естественного отбора. Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора. Сравнивать процессы движущего и стабилизирующего отбора. | Задания со свободным ответом, вопросы 1-4 после §65, вопросы 1, 2 после §66. | Таблица, иллюстрирующая формы естественного готборпа, текст, рисунки и вопросы учебника. | Понятия Половой деморфизм, реликты. Факт Половой отбор. |
33 | Практическая работа №4 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов». Д.з. заполнить в тетради таблицу и сделать выводы. | Факты Причины появления форм естественного отбора. Роль в эволюции и механизм действия на популяцию. | Характеризовать формы естественного отбора. Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать формы естественного отбора. | Задания со свободным ответом. | |||
34- 35 | 4 неделя 20.11 | Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Относительный характер приспособленности. Д.з. §67, конспект | Ключевые понятия Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, маскировка, мимиурия, физиологическая адаптация. Факты Результаты эволюции – возникновение новых видов, приспособленных к среде обитания. Многообразие приспособленности организмов. Приспособительные особенности строения, окраски тела организмов. Приспособительное поведение. Проявление заботы о потомстве. Относительный характер приспособлений. | Давать определения ключевым понятиям. Называть результаты эволюции. Приводить примеры адаптаций организмов на разных уровнях организации. Объяснять механизмы формирования адаптаций. Доказывать относительный характер приспособлений. | Вопрос 1 после §64, вопросы 1-5 после §67. | Коллекции «Морфо-экологи-ческие адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых». Живые объекты: комнатные растения по экологическим группам. | Понятия Мимезия, миметизм, бейтсовская мимикрия, мюллеровская мимикрия. |
36 | 22.11 | Лабораторная работа №3 «Изучение приспособленности орагнизмов к среде обитания» | Факты Относительный характер приспособлений. 2 неделя 10.12. – 15.12. | Объяснять механизмы формирования адаптаций. Доказывать относительный характер приспособлений. | Задания со свободным ответом | Живые объекты: комнатные растения по экологическим группам. | |
37-38 | декарбь 1 неделя | Образование новых видов. Способы видообразования. Д.з. §70, 71, конспект, к зачету. | Ключевые понятия Микроэволюция, видообразование, изоляция. Факты Видообразование - результат микроэволюции. Пути появления новых видов: филитическое, гибридогенное, дивергентное. Способы видообразования: постепенное, внезапное. Симпатрическое (экологическое) и аллопатрическое (географическое) видообразование. Генетические механизмы внезапного видообразования. Процесс Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать пути появления новых видов. Приводить примеры способов видообразования. Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования. Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования. Описывать генетические механизмы внезапного видообразования. Сравнивать способы видообразования. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1, 2 после §70, вопросы 1-5 после §71. | Текст, схемы, рисунки, вопросы учебника. | |
39 | 27.11 | Зачет по теме «Синтетическая эволюция. Микроэволюция» | Тестирования по теме: «Синтетическая эволюция. Микроэволюция.» | ||||
Глава 5. «Закономенрности макроэволюции» (11 часов). | |||||||
40 | 2 неделя 27.11 | Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологичсекого прогресса. Д.з. §72, конспект | Ключевые понятия Макроэволюция. Биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Факты Признаки биологического прогресса и биологического регресса. Пути достижения биологического прогресса. Процесс Макроэволюция. Направления развития. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать основные направления органической эволюции. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1, 2, 3 после §72. | Текст, схемы, рисунки, вопросы учебника. | Понятия Теломорфоз, гиперморфоз, катаморфоз, гипоморфоз. Факт Исследования И.И. Шмальгаузена. |
41 | 28.11 | Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» | Ключевые понятия Макроэволюция , микроэволюция. | Давать определения ключевым понятиям. Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий. Сравнивать процессы: микроэволюция и макроэволюция. | Задания со свободным ответом. | Модели – аплика-ции «Эволюция растений и животных», «Эволюция важнейших систем органов позвоночных животных» | |
42-43 | 4.12 4.12 | Арогенез. Выявление ароморфозов у растений. Выявление ароморфозов у животных. Д.з. §74, конспект | Ключевые понятия Ароморфоз, арогенез. Факты Пути биологического прогресса. Ароморфоз – прогрессивный путь эволюции. Основные ароморфозы у растений. Основные ароморфозы у животных. Формирование ароморфозов. Биологическая роль аромофозов. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры ароморфозов. Характеризовать ароморфозы у растений и животных. Объяснять роль в эволюции ароморфозов. Различать понятия «морфофизиологический прогресс» и «биологический прогресс». | Задания со свободным ответом, вопрос 1 после §74 | Динамическое пособие «Основные направления эволюции». Текст, рисунки, вопросы учебника. Таблицы «Эволюция растений и животных», «Эволюция важнейших систем органов позвоночных животных» | |
6.12 | Практическая работа №6 « Выявление ароморфозов у растений» | Факты Основные ароморфозы у растений: споровое размножение; семенное размножение; появление цветка. | Приводить примеры ароморфозов у растений. | Задания со свободным ответом. | Карточки с растениями разных отделов. | ||
44 | 3 неделя 11.12 | Практическая работа №7 «Выявление ароморфозов у животных» | Факты Основные ароморфозы у животных: появление челюстей; появление внутреннего скелета; отдельные мышцы; возникновение жабр и легких; появление сердца, разделение артериального и венозного кровотока. | Приводить примеры ароморфозов у животных. | Задания со свободным ответом. | Карточки с животными разных типов и классов типа Хордовые. | |
45 | 11.12 | Аллогенез. Примеры идиоадаптации. Д.з. §74, конспект | Ключевые понятия Аллогенез. Идиоадаптации. Факты Идиоадаптации - прогрессивный путь эволюции. Примеры идиоадаптации у растений. Примеры идиоадаптации у животных. Формирование идиоадаптаций. Значение идиоадаптаций. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры идиоадаптаций у растений. Приводить примеры идиоадаптаций у животных Характеризовать идиоадаптации у растений и животных. Объяснять значение идиоадаптаций. Выделять отличительные особенности ароморфозов и идиоадаптаций. | Задания со свободным ответом. | Динамическое пособие «Основные направления эволюции». | |
46 | 13.12. | Лабораторная работа №4 «Выявление идиоадаптации у растений» | Факты Идиоадаптация у растений к испарению, сохранению влаги, приспособления к перенесению неблагоприятных условий. | Приводить примеры и описывать идиоадаптацию у растений. Объяснять значение идиоадаптации у растений. | Задания со свободным ответом. | Комнатные растения. Гербарий растений различных экологических групп. | |
47 | 4 неделя 18.12 | Лабораторная работа №5 «Выявление идиоадаптации у животных» | Факты Примеры идиоадаптации у животных. Значение идиоадаптаций. | Приводить примеры и описывать идиоадаптацию у животных. Объяснять значение идиоадаптации у животных. | Задания со свободным ответом. | Коллекции беспозвоночных животных. | |
48 | 18.12 | Катагенез – одно из направлений прогрессивной эволюции. Соотношение путей и направлений эволюции. Д.з. §74, конспект, к семинару. | Ключевые понятия Катагенез, общая дегенерация. Факты Общая дегенерация – прогрессивный путь эволюции. Примеры дегенерации. Формирование дегенерации. Взаимосвязь главных направлений и путей эволюции. Отличительные особенности. Теории и гипотезы Ученые А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры общей дегенерации у растений и животных. Характеризовать условия формирования дегенерации. Объяснять значение дегенерации. Различать понятия «мофофизиологический регресс» и «биологический регресс». Выделять отличительные особенносьти основных направлений эволюции. Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции. | Задания со свободным ответом, тестовые задания. | Таблица «Главные направления эволюции» (по А.Н. Северцову), иллюстрации растений-паразитов, изображения животных, ведущий сидячий, пещерный или паразитический образ жизни. | |
46 | 20.12. | Основные закономерности биологической эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции. Д.з. §73, 75, конспект, к семинару. | Ключевые понятия Дивергенция, гомологи, конвергенция, аналоги, параллелизм. Факты Формы эволюции. Условия проявления. Законы и правила Правилоинеобратимости эволюции. Правила прогрессирующей специализации. Правило чередования главных направлений эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции. Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции. Выделятьотличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции. Называть правила эолюции. Раскрывать сущность правил эволюций. Приводить доказательства необратимости эволюции. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1-4 после §73. | Модели – аплика-ции «Эволюция растений и животных», «Эволюция важнейших систем органов позвоночных животных» Динамическое пособие «Основные направления эволюции». Таблица «Главные направления эволюции» (по А.Н. Северцову). | |
47 | III четверть январь 2 неделя 25.12 | Семинар по теме «Механизмы эволюции» Д.з. к зачету. | Факты Движущие силы эволюции. Элементарные эволюционные факторы. Роль в процессе эволюции. Взаимодействие элементарных факторов эволюции. Механизмы макроэволюции. Отличительные особенности и взаимосвязь главных направлений и путей эволюции. Теории и гипотезы Дарвинизм. Синетическая теория эволюции. Учения А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена о главных напрвлениях эволюции. | Характеризовать роль элементарных факторов эволюции. Объяснять причины и результаты эволюции видов. Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения учения классического дарвинизма и синтетической теории эволюции. Сравнивать процесы микроэволюции и макроэволюции. Давать сравнительную характеристику основным напрвлениям эволюции. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источниках. | Задания со свободным ответом. | ||
48 | 25.12 | Зачет по теме «Закономерности макроэволюции». | Тестирование по теме «Закономерности макроэволюции» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (32 часов) | |||||||
Тема 1. Происхождение и начальные этапы пазвития жизни на Земле (12 часов) | |||||||
Глава 1.1 История представлений о возникновении жизни на Земле (3 часа) | |||||||
49 | 3 неделя 27.12 | История представлений о возникновении жизни. Д.з. С. §2.1, конспект Д.з. §76, конспект | Факты Научные точки эрения наи возникновение жизни: абиогенз, биогенез. Теории, гипотезы Самозарождение жизни. Принцип Все живое из живого. Все живое из яйца | Обосновывать принцип «все живое из живого» Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точки зрения по вопросу происхождения жизни. Развернуто обосновывать суждение по проблеме происхождения жизни. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника. | Креационизм. Взгляды Аристотеля. Опыты Реди, Нидгема. Взгляды В. Гарвея. |
50 | 8.01 | Работы Пастера. Гипотеза вечности жизни. Д.з.С. §2.2,2.3. Д.з. §76, конспект | Факты Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Доводы о вечности жизни. Теории, гипотезы Теория вечности жизни (панспермия). | Описывать опыты Пастера, доказывать невозможность самопроизвольного эарождения жизни в современных условиях. Отличать наблюдения от эксперимента. Описывать сущность теории вечности жизни. Анализировать и оценивать различные гипотезы вечности жизни. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника. | Факты Лабораторные исследования. Взгляды Прейера, рихтера. |
51 | 8.01 | Материалистические теории. Д.з.С. §2.4. Д.з. §76, конспект | Ключевые понятия Абиогенез. Теории, гипотезы Материалистические теории. | Давать определения ключевым понятиям. Называть материалистические теории возникновения жизни. Анализировать и оценивать материалистические гипотезы происхождения жизни. | Задания со свободным ответом, тестовые задания. | Текст, рисунки, вопросы учебника. | |
Глава 1.2 Предпосылки возникновения жизни на Земле (4 часа) | |||||||
52 | 4 неделя 10.01 | Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Д.з. С.§2.2.1, 2.2.2. Д.з. §77, конспект | Факты Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем. Процесс Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. | Перечислить космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете. Привести пример реакций ядерного синтеза. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника | Понятия Спектроскопия. Процесс Образование планетных систем. |
53 | 15.01 | Химические предпосылки возникновения жизни. Атмосфера древней Земли. Д.з. С.§2.2.3, 2.2.4. Д.з. §77, конспект | Объект Состав первичной атмосферы Земли. Свойства Восстановительный характер первичной атмосферы. Процесс Образование газов первичной атмосферы Земли. Факт Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии. Роль источников энергии для химической эволюции. | Перечислять вещества, определяющие состав первичной атмосферы. Развернуто обосновывать значение для возникновения органических веществ восстановительного характера атмосферы. Характеризовать состав первичной атмосферы. Перечислять возможные источники энергии. Объяснять роль различных источников энергии на процессы образования органических молекул. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. | Элементарный состав звездного вещества, солнечного вещества. |
54 | 15.01 | Абиогенный синтез органических веществ. Д.з. С. §2.2.5. Д.з. §77, конспект | Факты Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Вода – необходимое условие для жизни. Процесс Моделирование условий первичной атмосферы. | Перечислять условия для синтеза органических веществ. Описывать методику проведения опыта С. Миллера и П. Юрии. Развернуто обосновывать, что вода - необходимое условие для жизни. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
55 | 5 неделя 17.01 | Урок промежуточного контроля | Индивидуальные тестированные задания. | ||||
Глава 1.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (5 часов) | |||||||
56 | 22.01 | Гипотеза происхождения протобиополимеров. Д.з. С. §2.3, конспект Д.з. §77, конспект | Ключевые понятия Коацерваты Факты Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентраций. Теории и гипотезы Коацерватная гипотеза А.И. Опарина, холдейна. | Давать определения ключевым понятиям. Называть возможности преодоления низких концентраций. Описывать модель образования коацерватных капель. Сравнивать коацерваты с живыми существами. Развернуто обосновывать перспективы образования и эволюции коацерватов в современных условиях. Называть положения коацерватной гипотезы А.И. Опарина, Дж. Холдейна. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | Теории и гипотезы Термическая гипотеза. Гипотеза адсорбции. Низкотемпературная гепотиза. |
57 | 22.01 | Эволюция протобионтов. Д.з. С.§2.4, конспект Д.з. §77, конспект | Ключевые понятия Анаэробы, автотрофы, аэробы, гетеротрофы. Факты Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. События в биологической эволюции: первые живые организмы – гетеротрофы, появление хемоавтотрофов, возникновение автотрофов. Процесс Возникновение энергетический систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. | Давать определения ключевым понятиям. Перечислить главные события добиологической эволюции. Характеризовать этапы эволюции метаболизма. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
58 | февраль 1 неделя 24.01 | Начальные этапы биологической эволюции. Д.з.С.§2.5, конспект Д.з. §78, конспект, к семинару | Ключевые понятия Эктодерма, энтодерма Факты События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Процесс Возникновение растительных и животных клеток. Теории и гипотезы Гипотеза симбиогенеза. | Давать определения ключевым понятиям. Составлять схему симбиотического возникновения животной и растительной клетки. Описывать процесс появления многоклеточности. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | Теории и гипотезы Гипотеза гастреи Э. Геккеля. Гипотеза фагоцителлы И.И. Мечникова. |
59 | 29.01 | Семинар ипо теме «Предпосылки и современные представления о возникновении жизни на Земле» Д.з. подготовиться к зачету. | Анализировать и оценивать современные представления о возникновении жизни на Земле. Характеризовать принципы естественного отбора коацерватов. Объяснять роль гипотезы происхождения протобиополимеров в формировании научного мировоззрения. | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | ||
60 | 29.01 | Зачет по теме «Возникновение жизни на Земле». | Тестирование по теме «Возникновение жизни на Земле» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||
Тема 2. Развитие жизни на Земле (20 часов). | |||||||
61 | 2 неделя 31.01 | Изучение истории Земли. Геохронология. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Д.з. §79, сообщения | Ключевые понятия Геохронология, эра, криптозой, фанерозой Факты Изменение климата на Земле, дрейф континентов. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать геохронологическую летопись Земли. Объяснять причины изменения климата на Земле. Описывать изменения климата и атмосферы. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом. | Таблица «Геохронологическая таблица» Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
62-63 | 5.02 5.02 | Развитие жизни на Земле в архейской и протерозойской эрах. Д.з. §79, 80, сообщения | Факты Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности. Разнообразие водорослей. Эволюционное значение ароморфозов. Пути эволюционных преобразований - переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих. Процесс Почвообразование. | Описывать изменения климата и атмосферы. Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру. Объяснять эволюционное значение ароморфозов. Характеризовать развитие живых организмов в архее и протерозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1-3 после §80 | Таблица «Геохронологическая таблица» Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
64 | 3 неделя 7.02 | Развитие жизни палеозое. Д.з. §81, сообщение | Факты Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события: кембрия - формирование большинства типов животных; появление скелетных форм; ордовика - разнообразие трилобитов; силура – появление позвоночных выход членистоногих на сушу. | Называть период появления наземных растений. Описывать климатические изменения в раннеем палеозое. Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений. Характеризовать эволюцию животных в палеозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом, вопрос 1 после §81 | Таблица «Геохронологическая таблица» Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
65 | 12.02 | Развитие жизни палеозое. Д.з. §81, сообщение | девона – появление земноводных, господство рыб; карбона – господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных; пермского периода – вымирание морских организмов, распространение голосеменных. Ароморфозы у животных и растений. Эволюционные преимущества семенного размножения. | Называть период появления наземных позвоночных животных. Описывать климатические изменения в позднем палеозое. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению. Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде. Обосновывать причины появления голосеменных растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | |||
66 | 12.02 | Развитие жизни в мезозое. Д.з. §81 с. 133-135, конспект | Факты Климатические изменения. Раскол континентов. Гланые эволюционные события: триаса - распространение пмресмыкающихся, возникновение первых млекопитающих и птиц; юры – господство рептилий, появление плацентарных млекопитающих; мела – вымирание ре6птилий, появление покрытосеменных. Ароморфозы у животных и растений. | Описывать климатические изменения. Описывать живой мир в мезозойскую эру. Характеризовать развитие растений и животных в мезозое. Объяснять эволюционное значение ароморфозов. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1, 3, 4 после §81. | Таблица «Геохронологическая таблица» Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
67 | 4 неделя 14.02 | Развитие жизни в кайнозое. Д.з. §81 с. 135-138, к зачету. | Факты Климатические изменения. Главные эволюционные события: палеогена – господство млекопитающих и птиц, проявление приматов; неогена – появление человекообразных обезьян; антропогена - формирование современной флоры и фауны, эволюция человека. | Описывать климатические изменения. Описывать живой мир в кайнозойскую эру. Характеризовать развитие растений и животных в кайнозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом. | Таблица «Геохронологическая таблица» Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Мультмедийная презентация «Развитие жизни в Кайнозойскую эру». | |
68 | 19.02 | Многообразие органического мира. Принципы систематики. Д.з. конспект. | Ключевые понятия Систематика, таксон. Факты Основоположник систематики – К. Линней. Систематика органического мира: 2 империи и 6 царств; 2 надцарства и 4 царства живой природы. Основные таксоны царства Растения. Осеовные таксоны царства Животные. | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные таксоны. Находить сходство и различия в систематике растений и животных. | Задания со свободным ответом, тестовые задания. | Динамическое посоие «Классификация растений и животных». | |
69 | 19.02 | Доклеточные и клеточные (безъядерные) формы жизни. Д.з. §20 | Ключевые понятия Вирусы, прокариоты. Факты Империя Доклеточные. Царство Вирусы. Общая характеристика. Жизненный цикл. Империя Клеточные. Подимперия Прокариоты. Царство Археобактерии.Царство Эубактерии. | Давать определения ключевым понятиям. Выделять особенности строения и жизненного цикла вирусов и бактериофагов. | Задания со свободным ответом, тестовые задания. | Таблица «Бактерии», «Вирусы» | |
70-71 | март 1 неделя 21.02 | Эукариоты. Царство Растения. Низшие растения. Подцарства Настоящие водоросли, Багрянковые. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Автотрофы, адсорбция, гаметофит, спорофит Факты Общая характеристика царства Растения.Особенности низших и высших растений. Подцарство Настоящие водоросли. Их хххарррактеристика и жизненный цикл. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки высших растений. Выделять особенности низших и высших растений. Описывать строение, жизненный цикл и значение водорослей. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | Таблицы «Водоросли», «Морские водоросли» Динамические пособия «Размножение одноклеточных водорослей» Гербарии «Отделы растений» | |
72 | 26.02 | Высшие растения: отделы Мохообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные, Папоротникообразные. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Гаметофит, спорофит, архегонии, антеридии, спора Факты Общая характеристика отдела Мохообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные, Папоротникообразные. Жизненые циклы Мохообразных, папоротникооразных. Зависимость оплодотворения от воды. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки высших растений. Описывать строение, жизненный цикл и значение мхов, хвощей, плаунов и папоротников. Сравнивать признаки и жизненный цикл мхов и папоротников. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | Таблицы «Папоротникообразные», Динамические пособия Гербарии «Отделы растений» | |
73 | 2 неделя 26.02 | Высшие растения: отделы Голосеменные и Покрытосеменные. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Гаметофит, спорофит, семя, двойное оплодотворение. Факты Общая характеристика и систематика отдела Голосеменные. Жизненный цикл голосеменных. Общая характеристика и систематика отдела Покрытосеменные. Жизненный цикл покрытосеменных. Двойное оплодотворение. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки отдела Голосеменные. Характеризовать жизненный цикл и систематику голосеменных Характеризовать жизненный цикл и систематику покрытосеменных Описывать двойное оплодотворение. Сравнивать признаки голосеменных и покрытосеменных. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | Динамические посоия «Размножения голосеменных» Гербарии «Отделы растений» | |
74 | 28.02 | Царство Грибы. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Мицелий, гифы, микориза Факты Признаки Царства Грибы. Строение, многообразие и значение. Жизненный цикл. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать признаки царства Животные. Сравнивать грибы с растениями и животными. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Задания со свободным ответом, тестовые зад | Таблицы «Грибы». Динамическое пособие «Размножение грибов» | |
75 | 5.03 | Царство Животные. Подцарство Одноклеточные Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Гетеротрофы, голозойное питание, диффузное питание, рост. Факты Общая характеристика. Животные. Классификация животных. Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика , классификация и значение. | Давать определения ключевым понятиям. Называть признаки царства Животные. Описывать многообразие и значение просте6йших. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | СD «Зоология. 7-8 классы» Видиофильм «Биология. Ч.3» | |
76 | 3 неделя 05.03 | Подцарство Многоклеточные: типы Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Полость тела, ацеломические животные, первичная полость тела, целом. Факты Общая характеристика типов Кишечнополостные,Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Ароморфозы различных типов животных. Значение представителей различных типов червей. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки типов Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Доказывать усложнение строения и жизнедеятель ности различных классов животных типов Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | СD «Зоология. 7-8 классы» Видиофильм «Биология. Ч.3» Динамическое пособие «Развитие паразитических червей» | |
77 | 7.03 | Типы Членистоногие, Моллюски, Иглокожие. Д.з. Конспекты. | Ключевые понятия Смешанная полость, амбулакральная система Факты Общая характеристика типов Членистоногие, Моллюски, Иглокожие. Многообразие и значение организмов. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки типов Членистоногие, Моллюски, Иглокожие Доказывать усложнение строения и жизнедеятель ности различных типов Животных. Сравнивать представителей классов и типов. | Задания со свободным ответом, тестовые зад | СD «Зоология. 7-8 классы» Видиофильм «Биология. Ч.3» | |
78 | 12.03 | Тип Хордрвые Д.з. Конспект | Ключевые понятия Хорда, целом, анамнии, амниоты Факты Общие прнизнаки типа Хордовые. Классификация типа Хордовые: подтип Оолочники, подтип Бесчерепные, подтип Черепные. Характеристика Класса Рыы, Земноводные, Пресмыкающие, Птицы, Млекопитающие. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать общие признаки типа Хордовые Перечислять общие признаки класса животных типа Хордовые Доказывать усложнение строения и жизнедеятель ности различных классов животных типа Хордовые | Задания со свободным ответом, тестовые зад | СD «Зоология. 7-8 классы» Видиофильм «Биология. Ч.3» | |
79 | IV четверть апрель 1 неделя 12.03 | Семинар по теме «Основные черты эволюции растительного и животного мира» Д.з. К зачету | Факты Этапы развития растений и животных. Закономерности эволюции ратений: переход от гаплоидности к диплоидности, прниоретение независимости полового размножения от воды, возникновение двойного оплодотворения. Закономерности эволюции животных: возникновение многоклеточности и появление твердого скелета и др. | Назвать основные ароморфозы в эволюции растений. Характеризовать основные направления эволюции растений и жзивотных | Задания со свободным ответом, тестовые задания. | Мультимедийный компьютер для демонстрации презентаций | |
80 | 14.03 | Зачет по теме «Развитие жизни на Земле». | Тестирование по теме «Развитие жизни на Земле» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||
Раздел 4. Происхождение человека (5 часов) | |||||||
81 | 19.03 | Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов Д.з. § 82, 83, 84, сообщения | Ключевые понятия Антропогенез, антропология, парапитеки, дриопитеки, австролопитеки. Факты Место человекуа в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические, цитогенетические, молекулярно-биологические, эмбриологические, палеонтологические. Предгоменидная стадия развития человека. Отличительные признаки австролопитеков | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать систематическое положение человека. Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к царству Животные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Доказывать животное происхождение человека. Описывать отличительныеособенности австролопитеков. Выделять черты строения и обрапза жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1,2,3 после § 82, вопросы 1,2,3 после § 83, вопросы 1,2,3 после § 84. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Видиофильм «Земля. Происхождение человека». | |
82 | 2 неделя 19.03 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Д.з. § 85, 86, сообщения | Объект Древнейшие люди, древние люди. Факты Архантропы: питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек. Особенности строения и образа жизни, распространение архантропов. Палеоантропы: неандертальцы. Два пути развития неандертальцев. Особенности строения, образ жизни и распространение. | Называть представителей древнейших людей Описывать особенности строения, распространения и образа жизни древнейших людей. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей. Описывать особенности строения, распространения и образа жизни неандертальцев Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1,2,3 после § 85, вопрос 1 после § 86. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания Видиофильм «Антропогенез» | |
83-84 | 21.03 | Первые современные люди. Современный этап эволюции человека. Расы. Антинаучная сущность расизма и социал-дарвинизма. Д.з. §, к зачету | Объект Кроманьонец. Факты Особенности строения и образа жизни, распространение кромньонцев. Роль труда в происхождении человека. Социальные факторы эволюции. Современный этап в эволюции человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека. Отличиткльные особенности. Антинаучная сущность расизма. Доказательства расового равенства людей. | Описывать образ жизни кроманьонцев Выделять ведущие факторы вэволюции человека Характеризовать современный этап в эволюции человека Называть основные расы внутри вида Человек разумный Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий Обосновывать механизм формирования чедовеческих рас. Приводить факты, доказывающие ложность расизма Объяснять причины единства человеческих рас. | Задания со свободным ответом, вопросы 2,3 после § 86, вопрос 1-6 после § 87. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания, мультмедийная презентация «Человеческие расы» | |
85 | 3 неделя 2.04 | Зачет по теме «Возникновение и развитие человека – антропогенез» | Тестирование или письменная работа по теме «Возникновение и развитие человека – антропогенез». | ||||
Раздел 5. Селекция и биотехнология (6 часов) | |||||||
86-87 | 2.04 4.04 | Селекция, ее задачи. Методы селекции, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Д.з. §88, конспект | Ключевые понятия Селекция, сорт, порода, штамм. Факты Цели и задачи селекции.Методы селекции; гибридизация и отбор. Законы и правили Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Теории и гипотезы Учения о центрах происхождения культурных растений. | Давать определения ключевым понятиям. Выделять признаки сорта и породы Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственности Характеризовать положения учения о центрах происхождения культурных растенийю | Задания со свободным ответом, вопросы 1 – 5 после §88 | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Таблица !Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову) Муляжи «Дикая форма и культурные сорта яблок». | |
88 - 89 | апрель - май 1 неделя 9.04 9.04 | Методы селекции растений. Практическая работа «Сравнительная характеристика сортов растений» (работа с рис. 223, 224, 225). Д.з. § 90, конспект, сообщения | Ключевые понятия Сорт, гетерозис, гибридизация, полиплоидия. Факты Принудительное самоопыление. Скркщивание межлинейных гибридов. Отдаленная гибридизация. Вклад русских ученых в развитие селекции растений Процесс Искусственный мутагенез | Давать определения ключевым понятиям. Выделять особенности селекции растений. Характеризовать методы применяемые в селекции растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Задания со свободным ответом вопросы 1 – 5 после §90, работа с рисунками. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Набор муляжей «Овощи», «Фрукты». | Факт Успехи селекционной работы П.П. Лукьяненко, В.Н. Ремесло, А.П. Шехурдинова, В.Н. Мамонтовой, Н.В. Цицина, В.С. Пуствойта, А.Н. Лутова, И.В. Мичурина |
90 | 11.04 | Методы селекции животных Д.з. §90, 91, конспект | Ключевые понятия Порода, гетерозис, близкородственное скрещивание, неродственное скрещивание, полиплоидия. Факты Особенности селекции животных. Методы селекции животных: близкородственное скрещивание, неродственнное скрещивание (внетривидовое, отдаленная гибридизация), искусственное осеменение, принудительная имплантация яйцеклеток. Вклад русских ученых в развитие селекции животных. | Давать определения ключевым понятиям. Выделять особенности селекции животных. Характеризовать методы, применяемые в селекции животных. Сравнивать методы селекции растений и животных. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Задания со свободным ответом. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | Факт Успехи селекционной работы М.Ф. Иванова, Н.С. Бутарина, Б.Б. Астаурова. |
91 | 16.04 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее напрвления Д.з. §91, конспект | Ключевые понятия Штамм, биотехнология, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Факты Особенности селекции микроорганизмов. Методы селекции микроорганизмов: индуцированный мутагенез, гибридизация, клеточная инженерия (культивирование, гибридизация, реконструкция), хромосомная инженерия, генная инженерия. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома) | Давать определения ключевым понятиям. Выделять особенности селекции микроорганизмов. Характеризовать методы, применяемые в селекции микроорганизмов. Объяснять значениеи селекции микроорганизмов. Характеризовать учпехи биотехнологии. Давать оценку этическим аспектам биотехнологии. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Задания со свободным ответом, вопросы 1, 2, 3 после§91, работа с рис. 231 | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания | |
92 | май 2 неделя 16.04 | Зачет по теме «Селекция и биотехнология» | Тестирование по теме «Селекция и биотехнология». | ||||
Раздел 6 «Биосфера» (5 часов) | |||||||
93-94 | 18.04 23.04 | Биосфера – глобальная система. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Биомасса биосферы. Д.з. §105 с. 249-251, конспект | Ключевые понятия Биосфера, биомасса, живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, атмосфера, гидросфера, литосфера. Факты Биосфера как экосистема. Компоненты биосферы: живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы и ее черты. Теории и гипотезы Учение В.И. Вернадского о биосфере. | Давать определения ключевым понятиям. Обосновывать, что биосфера – глобальная экосистема. Описывать компоненты биосферы. Характеризовать особенности отдельных компонентов биосферы. Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере. Выделять основную суть учения В.И. Вернадского о биосфере. | Задания со свободным ответом. Ворос 1 после §105 | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Таблица «Биосфера» | Понятия Тропосфера, стратосфера, ионосфера, эубиосфера. Исследования П.де Шардена, Д. Лавлока. |
95 | 3 неделя 25.04 | Основные биомы. Д.з. §105 с. 252 - 254, конспект | Ключевые понятия Биомы Факты Наземные биомы: лесные, травянистые, аридные, тундры и лесотундры.Водные биомы: океанические и морские. Связи между биомами. Основные биомы вашей местности. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать наземные биомы Описывать водные биомы. Устанавливать связь между биомами. Описывать биомы вашей местности. | Задания со свободным ответом. Вопросы 2,3,4,5 после §105. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Гербарии «Растительные сообщества» Динамическое пособие «Типичные биоценозы». | |
96-97 | 30.04 30.04. | Функции живого вещества и биогеохимические круговороты в бисфере. Д.з. § 106, конспект | Ключевые понятия Живое вещество Факты Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Большой геологичесмкий круговорот: круговорот воды. Распределение воды на планете. Роль зеленых растений в круговороте воды. Малый биологический круговорот: круговорот углерода, кислорода, азота, серы, фосфора. Роль соединений углерода. Антропогенные источники СО2. Атмосферная и биологическая фиксация азота. Роль микроорганизмов в круговороте азота. Природные соединения серы. Роль микроорганизмов в круговороте серы. Круговорот фосфора. Законы и правила Закон биогенной миграции атомов. | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры появления функций живого вещества. Описывать круговорот воды в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте воды. Описывать круговорот углерода. Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода. Описывать круговорот азота в природе. Объяснять роль живых организмов в круговороте азота. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота. Составлять схемы круговорота веществ в природе. | Задания со свободным ответом. Вопросы с 1 по 10 после § 106. | Текст, рисунки, вопросы учебника, тестовые задания. Таблица «Биосфера», «Круговорот углерода», «Круговорота азота». Влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками». | |
Раздел 7. Биологические основы охраны природы (3 часа) | |||||||
98-99 | 4 неделя 2.05 | Биосфера и человека. Эволюция биосферы. Ноосферы. Д.з. § 107, конспект | Ключевые понятия Ноосфера, техносфера. Факты Влияние на окружающую среду деятельности чесловека. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Теории и гипотезы Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского, закон константности живого вещества. Закон Коммонера. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять влияние на окружающую среду деятельности человека. Характризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского. Характеризовать законы Коммонера. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1,2,3,4,5,6 после §107 | Текст, рисунки, вопросы учебникак, тестовые задания. Динамическое пособие «Биосфера и человек» | |
100 | 7.05 | Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Д.з. § 108,109. | Факты Возможные причины вымирания видов и популяций. Пути решения экологических проблем. Сохранение биологического разнообразия: сохранение генофонда, интродукция, создание Красных книг, основные типы охраняемых территории. | Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охрана. Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения биологического разнообразия. | Задания со свободным ответом. Вопросы 1,2,3,4,после §108, задачи 1,2,3 после § 107, вопросы 1,2 после § 109 | Текст, рисунки, вопросы учебникак, тестовые задания. | |
102-103 | 9.05 14.05 | Тестирование по темам | |||||
2 часа резевные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....