Урок биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Материал урока будет полезен учителям биологии, при изучении нового материала и при закреплении полученных знаний по данной теме, возможно использование материалов урока на внеклассных мероприятиях и занятиях кружка экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения». | 93 КБ |
Приложение 1 | 14.8 КБ |
Приложение 2 | 16.22 КБ |
Приложение 3 | 16.07 КБ |
Приложение 4 | 13.12 КБ |
Приложение 5 | 12.94 КБ |
Приложение 6 | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 18
Автор: Клевакина Е.Ю, учитель биологии МБОУ СОШ №18»
Форма мероприятия: урок
Предмет, класс: урок биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения».
Соответствует программе: Рабочая программа «Биология 5-9 классы», разработанная на основе авторской рабочей программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б.Захаров .М.: Дрофа 2015г.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6кл.: учебник для общеобразовательных учреждений :в 2ч. Ч.2/ Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак.- 9 –е изд., стереотип.- М.:Мнемозина,2013. -128с.:ил.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок содержит региональный компонент ориентированный на практическую значимость приобретаемых знаний, умений, навыков.
Материал урока будет полезен учителям биологии, при изучении нового материала и при закреплении полученных знаний по данной теме, возможно использование материалов урока на внеклассных мероприятиях и занятиях кружка экологической направленности.
Используемые интернет – ресурсы:
- http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/plan-uroka-golosemennye-rasteniya -- --- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/zolotaya-kollekciya-hudozhnikov-ii-shishkin.
Цель урока: изучить особенности строения голосеменных растений на примере местных видов, выявить их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием на примере местных видов;
- показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека;
- продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием;
- продолжить развивать умение выделять главное, выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- ветки и шишки лиственницы, сосны обыкновенной, сосны сибирской, можжевельника и ели;
-гербарии голосеменных растений;
- коллекция шишек голосеменных;
- лупы;
- линейки;
- инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы;
- печатный раздаточный материал;
- сигнальные карточки для рефлексии;
- компьютер,
-мультимедийный проектор,
- экран,
-презентация
Этап урока | Краткое содержание | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности, методы и приёмы работы | Время, Мин | Примечания |
Организационный момент. | Приветствие. | Приветствует обучающихся, создаёт позитивный настрой на урок. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.
| 1 | ||
Актуализация опорных знаний. | Игра «Биологическое лото». Правильно ответив на вопросы, мы получим ключевое слово. 1.Какие растения называют низшими? Почему? 2. Какие растения называют высшими? Почему? 3. Что такое спора? 4. Что такое спорангий? 5. Что развивается у папоротников в спорангиях? 6. Какие органы есть у мхов? 7. Что такое ризоиды? 8. Как называется многоклеточная зелёная водоросль, у которой хроматофор имеет вид спиральной ленты? 9. Часть клетки водорослей, в которой происходит фотосинтез? 10. Что такое слоевище? 11. Какова роль спор в жизни растения? 12. Почему хвощи относятся к высшим споровым растениям? Ключевое слово: Голосеменные | Предлагает обучающимся карточки с вопросами. | Выходят по очереди к доске, зачитывают вопрос вслух, отвечают на него, и закрывают карточками ячейки лото, которые изображены на доске. | Индивидуальная форма организации деятельности, устный опрос | 7 | Приложение №1 |
Сообщение темы и цели урока | Вопрос: Как вы думаете, какое отношение слово «Голосеменные» имеет к нашему уроку? Тема урока: «Голосеменные растения». Вопрос: Попробуйте определить и сформулировать цель урока? Цель урока: Изучить особенности строения голосеменных растений на примере местных видов, выявить их роль в природе и жизни человека | Задает наводящие вопросы для формулировки темы и цели урока. | Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Фронтальная форма организации деятельности, Беседа | 1 | Слайд №1 |
Изучение нового материала. Лабораторная работа Физкультминутка | Вопрос: Почему растения, о которых мы будем говорить на уроке, назвали голосеменными? Рассмотрите шишку голосеменного растения, найдите семена. Обратите внимание, где находятся семена. Своё название эти растения получили потому, что их семена лежат открыто («голо») на чешуях шишки. Составим определение понятия «Голосеменные растения» Голосеменные - это растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов, семена их лежат открыто на поверхности чешуек шишек; Голосеменные - это очень древняя группа растений. Своего расцвета они достигли около 150 млн. лет назад, тогда они господствовали среди наземных растений планеты. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже- кустарниками и очень редко- лианами, травянистых растений среди них нет. Голосеменные растения в нашей местности представлены хвойными растениями. Вопрос: Приведите примеры хвойных растений? Почему их называют хвойными. Листья хвойных узкие, игольчатые – хвоя. Хвойные широко распространены на Земле. Известно более 500 видов хвойных растений. Вопрос: Какими лесами у нас заняты большие площади? Сосновыми борами и еловыми лесами. Мы живём в Краснодарском крае. Наш край удивителен своей историей, своими богатствами. Одно из богатств Краснодарского края - леса. Иван Иванович Шишкин — выдающийся русский пейзажист, создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Вопрос: Какие деревья изобразил И.И.Шишкин на картине? Как называется эта картина? Сосны, картина И.И. Шишкина называется «Сосновый бор." Еще одна картина этого автора . Вопрос: Какие деревья на ней изображены? Ели. Картина называется «Еловый лес» Голосеменные растения мы будем изучать на примере хвойных растений, которые встречаются в наших лесах. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» Вопрос: Какова цель лабораторной работы?
На ваших столах веточки и шишки хвойных растений. Веточки пронумерованы. Вопрос: Подумайте и определите к каким растениям они принадлежат? (веточки и шишки лиственницы, ели, можжевельника, сосны обыкновенной и сосны сибирской (кедра).
Вопрос: Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? Вопрос: А что же такого имеет семя, чего нет у споры? - спора – 1 клетка, Семя: - многоклеточное образование. - запас питательных веществ - зародыш надежно защищен. «Во дворе стоит сосна». Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. ( подняли все руки вверх) Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. ( встали на носочки, потянулись ещё выше) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). Мы размялись от души И за парты вновь спешим. Многообразие и значение голосеменных. На столе у вас карточки с информацией о хвойных растениях. Выразительно прочитать текст, начиная свой рассказ словами: «А знаете ли вы, что…. | Задаёт наводящие вопросы. Задаёт наводящие вопросы для формулировки определения Рассказывает общую характеристику голосеменных растений. Задаёт вопросы. Демонстрирует картины Объясняет ход работы по инструктивной карточке, контролирует работу учащихся. Задаёт обобщающие вопросы читает стихотворение и выполняет упражнения | Отвечают на вопросы, рассматривают шишки голосеменных растений Предлагают варианты ответов, пытаются сформулировать определения, записывают определение в тетрадь. Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель лабораторной работы. Выполняют работу самостоятельно по инструктивной карточке, используют материал параграфа 14 Отвечают на вопросы учителя повторяют упражнения за учителем Зачитывают вслух по очереди тексты | Фронтальная форма организации деятельности, словесно- наглядный метод, практическая деятельность обучающихся. Фронтальная форма организации деятельности, Беседа Фронтальная форма организации деятельности, рассказ Фронтальная форма организации деятельности, беседа. Фронтальная форма организации деятельности, словесно- наглядный метод Работа в парах, индивидуальная форма организации деятельности; практический метод. Фронтальная форма организации деятельности, Беседа Рассказ | 2 3 1 1 1 10 2 1 4 | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6; Приложение № 2 учебник параграф №14 Приложение №3 |
Закрепление изученного | 1.Отгадайте загадки: 1. По округе славится Зеленая красавица: Сарафан как колокол, По Земле да волоком Шапочка с опушечкой, С острою макушечкой. (Ель.) 2. У меня длинней иголки Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке. (Сосна) 3. Хотя листы у нас – «иголки», мы их не держим слишком долго. Настанет осень – сбросим их, и будем ждать весной других. (Лиственница) 2. Решите биологические задачи: Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему? Задача для группы № 2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он? Почему? Задача для группы № 3. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего: «Это хвойный лес?» «Хвойный» - ответил лесничий. Ревизор: «А где хвоя?» Лесничий: «Опала» Ревизор: «По чьей вине?» Лесничий: «Природы» Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете Вы!» Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Ответ обоснуйте. Выберите верные утверждения. 1.У голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. 2. Голосеменные растения – исключительно деревья. 3.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа. 4. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год. 5. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов. 6. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. | Читает загадки выдаёт задание каждой группе Учитель выдаёт карточки с заданиями. | Отгадывают загадки. обсуждают решение задачи, один человек из группы отвечает выполняют индивидуально задания, взаимопроверка в парах (ключ ответов и критерии оценки записаны на доске) выставляют друг другу оценки. | Фронтальная форма организации деятельности Групповая форма организации деятельности Индивидуальная и групповая форма организации деятельности, взаимоконтроль обучающихся | 1 3 5 | Приложение №4 Приложение №5 |
Домашнее задание | Домашнее задание - параграф № 14; - задание на карточке (выполнить письменно в тетради); - творческое задание (по желанию обучающегося) составить кроссворд. «Голосеменные» | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания, записывают домашнее задание в дневник. | 1 | Слайд №7 Приложение №6 | |
Подведение итога урока | Обучающимся предлагается ответить на вопросы рефлексии. Самооценка обучающихся учащихся. Для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке ребятам предлагается поднять соответствующую сигнальную карточку: «! » - ответил по своей инициативе; «?» - ответил по просьбе учителя; «0» - не отвечал. А теперь украсим искусственную новогоднюю елочку игрушками, у вас на столах игрушки трёх цветов: Зеленый шар – мне было всё понятно, я не испытывал(а) затруднений при выполнении заданий. Жёлтый шар – у меня возникли некоторые трудности при выполнении заданий; Красный шар – я не понял(а) материал урока и не смог справиться с некоторыми заданиями. Выберите игрушку соответствующего для вас цвета и повесьте на ель. | Объявляет оценки за урок. Благодарит обучающихся за работу на уроке | 1 | Слайд №8, Слайд №9 |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
1.
Какие растения называют низшими? Почему?
2.
Какие растения называют высшими? Почему?
3.
Что такое спора?
4.
Что такое спорангий?
5.
Что развивается у папоротников в спорангиях?
6.
Какие органы есть у мхов?
7.
Что такое ризоиды?
8.
Как называется многоклеточная зелёная водоросль,
у которой хроматофор имеет вид спиральной ленты?
9.
Часть клетки водорослей, в которой происходит фотосинтез?
10.
Что такое слоевище?
11.
Какова роль спор в жизни растения?
12.
Почему хвощи относятся к высшим споровым растениям?
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Лабораторная работа
«Строение хвои и шишек хвойных растений».
Цель:
Оборудование: веточки и шишки ели, сосны, лиственницы, лупы, линейка.
Ход работы:
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами).
Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели и лиственницы. Данные занесите в таблицу.
При заполнении таблицы воспользуйтесь текстом «Признаки хвойных деревьев»
Признаки хвойных деревьев.
- Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.
- Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель.
- Хвоинки светло-зеленые, мягкие сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму, шишки светло – коричневые с рыхло прилегающими чешуйками длиной до 5 см.….Лиственница.
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | Окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | плотность | |
Вывод: Ответьте на вопрос. Почему эти растения относят к голосеменным?
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Ель.
Ель – теневыносливая порода. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста.
Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают строительный материал, бумагу и картон, музыкальные инструменты, целлофан, кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства. Много елей вырубают перед наступлением нового года. Вместо дерева можно использовать ветки, искусственную елку.
Лиственница.
Лиственница живет до 900 лет. Древесина лиственницы очень прочная и плохо поддаётся гниению. Окладное бревно у некоторых старых домов в нашей деревне из лиственницы.
Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
Сосна обыкновенная .
Сосна обыкновенная - встречается повсюду. Сосны растут, и на болотистых, и на песчаных почвах. А иногда и взбираются на голые скалы.
Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла».
Из сосновых бревен строили и стены крепостей, и крестьянские избы.
Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, так как хвойные растения выделяют особые летучие вещества – фитонциды ( от греческих слов «фитон» - растение и «цидо» -убиваю.)
Можжевельник.
Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.
На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды, их и называют - шишкоягоды.
Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. .
Люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника ( у нас его называют вересом). Их использовали как приправу к блюдам. Кроме того, это лекарственное растение.
Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений.
Сосна сибирская.
Сосна сибирская, (у нас её называют кедром), одна из самых зимостойких пород Сибири, теневынослива, плохо переносит жару и сухость воздуха.
Хвоя длинной до 13 см, темно-зеленая с сизым налетом, собрана на укороченных побегах в пучки по пять штук. Продолжительность жизни хвои 3-6 лет, она опадает вместе с укороченными побегами. Семена сосны сибирской имеют вид орешков. Из семян сосны получают кедровое масло.
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Задача для группы № 1.
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он? Почему?
Задача для группы № 3.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего: «Это хвойный лес?»
«Хвойный» - ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете Вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Ответ обоснуйте
Предварительный просмотр:
Приложение №5
Выберите верные утверждения.
1.У голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
4. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
5. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
6. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...
Интегрированный урок биологии с элементами столярного дела "Голосеменные растения"
Цель: познакомить детей с особенностями строения голосеменных растений.Задачи:Коррекционно-образовательная: формировать умение распознавать голосеменные растения по хвое и шишкам.Коррекционно-во...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме:Ткани растений...
Разработка урока в 5 классе на тему: "Голосеменные растения"
Технологическая карта урока на тему :Голосеменные растения" 5 класс...
Урок биологии в 5 классе по теме "Голосеменные растения" по программе В.В..Пасечника
В папке содержится весь материал для проведения урока по теме "Голосеменные растения":технологическая карта, рабочая карта урока, домашнее задание....
Презентация к уроку биология 5 класс по теме: Покрытосеменные растения
Презентация к уроку биологии 5 класс по теме: "Покрытосеменные"...
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...