Профориентационная работа на уроках биологии 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации
Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения биологии в 5 классе на примере УМК : Линия УМК В. В. Пасечника. Биология. Для 5-9 классов
5 класс
Учебник: Владимир Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Издательство: Дрофа, 2018 г.
Учебно-тематический план 5 класса включает «Введение» и четыре раздела:
- «Введение»
Темы, изучаемые в этой части:
- Биология— наука о живой природе.
- Методы исследования в биологии.
- Царства бактерий, грибов, растений и животных.
- Отличительные признаки живого и неживого.
- Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
- Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Профориентационные составляющие уроков:
- Во время уроков можно познакомить учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых биологов, их вкладом в развитие биологии и медицины. Раскрыть связь биологии, химии и медицины. Показав тем самым необходимость и важность профессии биолога.
- Рассмотреть схему Биология - система наук (см. рис.1)
Рисунок 1.Биология- система наук
- Обсудить список профессий (см. Приложение 4) с точки зрения как меняются профессии и появляются новые на стыке двух-трех областей знаний (биохимик, биофизик, биоинженер, биоэколог).
- Обсудить тему – «Настоящие и будущие профессии биологического профиля».
- Профессии, с которыми можно познакомить на уроках этого раздела - биолог, архитектор живых систем (1), биотехнолог, биохимик, биофизик, бионик (2), ботаник, вирусолог, биоэколог, гидробиолог, биоинженер.
- Экскурсии в ВУЗы биологического профиля.
- Для осознанного понимания работы биолога предлагается посетить с целью профориентации биологический факультет ближайшего ВУЗа, где учащиеся смогут посмотреть работу биологов непосредственно в лабораториях. Поговорить со специалистами об их выборе профессии, об исследованиях, которые они проводят и важности их для науки и общества.
- Целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля- эколог, биоэколог, геоэколог, экоаналитик, экоаудитор, геоэколог, гидроэколог, медицинский эколог, специалист по экологическому проектированию.
- Проба профессии - организовать во время экскурсии в ВУЗ возможность ребятам попробовать себя в роли лаборантов-биологов: самостоятельно провести какие-то лабораторные анализы продуктов питания, воды, воздуха или почвы.
- Экскурсия на одно из предприятий города – биостанция или СЭС.
- «Раздел 1. Клеточное строение организмов»
Темы уроков в этой части:
- Устройство увеличительных приборов.
- Клетка и её строение.
- Жизнедеятельность клетки.
- Понятие «ткань».
Профориентационные составляющие уроков:
- подробнее остановится на обсуждении профессий - биотехнолог, тканевый инженер, клинический биоинформатик, IT-генетик, лаборант, биоинженер. Рассмотреть их сточки зрения необходимых профессиональных навыков и личных качеств.
- «Раздел 2. Царство Бактерии»
Темы уроков этой части:
- Строение и жизнедеятельность бактерий.
- Размножение бактерий.
- Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
- Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Профориентационные составляющие уроков:
- Урок-игра «Суд».
При изучении темы «Болезнетворные бактерии» организуется урок - суд, на котором школьники выясняют, почему бактерии приспособились к выживанию в различных условиях, какой вред они проносят человеку, и какие заболевания они вызывают. Школьники выступают в роли суда присяжных, адвокатов, обвинителей, защитников, эпидемиологов, инфекционистов, бактериологов, гигиенистов и др.
- Профессии, о которых важно рассказать во время изучения этого раздела: эпидемиолог, инфекционист, бактериолог, гигиенист, вирусолог, микробиолог.
- «Раздел 3. Царство Грибы»
Темы раздела:
- Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
- Шляпочные грибы.
- Дрожжи, плесневые грибы.
- Грибы-паразиты.
- Роль грибов в природе и жизни человека.
Профориентационные составляющие уроков:
- Практической работа «Выращивание белой плесени мукора». В качестве профессиональной пробы ребята смогут выступить в роли лаборанта-биолога на уроке по изучению плесневых грибов.
При проведении данной работы учащимся предлагается выступить в роли лаборантов и определить сорта хлеба, наиболее устойчивые к плесневым грибам.
- Урок-путешествие с элементами ролевой игры.
Школьникам в ходе игры предлагается посетить страну необычных грибов, где им предстоит выступить в роли наблюдателей, лаборантов, историков, анализаторов, экскурсоводов, инженеров-технологов.
- «Раздел 4. Царство Растения»
Темы раздела:
- Ботаника — наука о растениях.
- Методы изучения растений. Роль в биосфере. Охрана растений.
- Водоросли.
- Мхи.
- Папоротники, хвощи, плауны.
- Голосеменные, их строение и разнообразие.
- Цветковые растения, их строение и многообразие.
- Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Профориентационные составляющие уроков:
- Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом- агроном, селекционер, инженер лесного хозяйства, учитель биологии, ботаник, микробиолог, цветовод, флорист и другие.
- Включение в рассказ о выдающихся ботаниках, о селекции и ее важности для сельского хозяйства и человека.
- Обсудить новые методы селекции – генная инженерия. Кто и что делает в этой профессии.
- Презентации детей о своих комнатных цветах и как ухаживают за ними.
- Провести исследование «Дорога хлеба».
1. Специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов.
2. Среди главных направлений работы бионика - изучение нервной системы и моделирование нервных клеток и связей между ними в целях совершенствования вычислительной техники и разработки новых элементов и устройств автоматики и телемеханики (нейробионика); исследование органов чувств с целью создания различных датчиков и систем обнаружения; изучение принципов ориентации, локации и навигации у животных для использования их в технике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах
Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах....
Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"
Предлагаемый мастер-класс знакомит с методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...
Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 6 классе
Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...
Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 7 классе
. Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучени...
Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков
Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учит...
Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой...
Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,
В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....