Профориентационная работа на уроках биологии 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Светлана Владимировна Мартынова

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации

   

Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения биологии в 5 классе на примере УМК : Линия УМК В. В. Пасечника. Биология. Для 5-9 классов

 

5 класс

 

Учебник: Владимир Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Издательство: Дрофа, 2018 г.

Учебно-тематический план 5 класса включает «Введение» и четыре раздела:

  • «Введение»

Темы, изучаемые в этой части:

  • Биология— наука о живой природе.
  • Методы исследования в биологии.
  • Царства бактерий, грибов, растений и животных.
  • Отличительные признаки живого и неживого.
  • Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
  • Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Профориентационные составляющие уроков:

  • Во время уроков можно познакомить учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых биологов, их вкладом в развитие биологии и медицины. Раскрыть связь биологии, химии и медицины. Показав тем самым необходимость и важность профессии биолога.
  • Рассмотреть схему Биология - система наук (см. рис.1)

 

image

Рисунок 1.Биология- система наук

 

  • Обсудить список профессий (см. Приложение 4) с точки зрения как меняются профессии и появляются новые на стыке двух-трех областей знаний (биохимик, биофизик, биоинженер, биоэколог).
  • Обсудить тему – «Настоящие и будущие профессии биологического профиля».
  • Профессии, с которыми можно познакомить на уроках этого раздела - биолог, архитектор живых систем (1), биотехнолог, биохимик, биофизик, бионик (2), ботаник, вирусолог, биоэколог, гидробиолог, биоинженер.
  • Экскурсии в ВУЗы биологического профиля.
  • Для осознанного понимания работы биолога предлагается посетить с целью профориентации биологический факультет ближайшего ВУЗа, где учащиеся смогут посмотреть работу биологов непосредственно в лабораториях. Поговорить со специалистами об их выборе профессии, об исследованиях, которые они проводят и важности их для науки и общества.
  • Целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля- эколог, биоэколог, геоэколог, экоаналитик, экоаудитор, геоэколог, гидроэколог, медицинский эколог, специалист по экологическому проектированию.
  • Проба профессии - организовать во время экскурсии в ВУЗ возможность ребятам попробовать себя в роли лаборантов-биологов: самостоятельно провести какие-то лабораторные анализы продуктов питания, воды, воздуха или почвы.
  • Экскурсия на одно из предприятий города – биостанция или СЭС.

 

  • «Раздел 1. Клеточное строение организмов»

Темы уроков в этой части:

  • Устройство увеличительных приборов.
  • Клетка и её строение.
  • Жизнедеятельность клетки.
  • Понятие «ткань».

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • подробнее остановится на обсуждении профессий - биотехнолог, тканевый инженер, клинический биоинформатик, IT-генетик, лаборант, биоинженер. Рассмотреть их сточки зрения необходимых профессиональных навыков и личных качеств.

 

  • «Раздел 2. Царство Бактерии»

Темы уроков этой части:

  • Строение и жизнедеятельность бактерий.
  • Размножение бактерий.
  • Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
  • Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • Урок-игра «Суд».

При изучении темы «Болезнетворные бактерии» организуется урок - суд, на котором школьники выясняют, почему бактерии приспособились к выживанию в различных условиях, какой вред они проносят человеку, и какие заболевания они вызывают. Школьники выступают в роли суда присяжных, адвокатов, обвинителей, защитников, эпидемиологов, инфекционистов, бактериологов, гигиенистов и др.

  • Профессии, о которых важно рассказать во время изучения этого раздела: эпидемиолог, инфекционист, бактериолог, гигиенист, вирусолог, микробиолог.

 

  • «Раздел 3. Царство Грибы»

Темы раздела:

  • Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
  • Шляпочные грибы.
  • Дрожжи, плесневые грибы.
  • Грибы-паразиты.
  • Роль грибов в природе и жизни человека.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • Практической работа «Выращивание белой плесени мукора». В качестве профессиональной пробы ребята смогут выступить в роли лаборанта-биолога на уроке по изучению плесневых грибов.

При проведении данной работы учащимся предлагается выступить в роли лаборантов и определить сорта хлеба, наиболее устойчивые к плесневым грибам.

  • Урок-путешествие с элементами ролевой игры.

Школьникам в ходе игры предлагается посетить страну необычных грибов, где им предстоит выступить в роли наблюдателей, лаборантов, историков, анализаторов, экскурсоводов, инженеров-технологов.

 

  • «Раздел 4. Царство Растения»

Темы раздела:

  • Ботаника — наука о растениях.
  • Методы изучения растений. Роль в биосфере. Охрана растений.
  • Водоросли.
  • Мхи.
  • Папоротники, хвощи, плауны.
  • Голосеменные, их строение и разнообразие.
  • Цветковые растения, их строение и многообразие.
  • Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

 

Профориентационные составляющие уроков:

  • Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом- агроном, селекционер, инженер лесного хозяйства, учитель биологии, ботаник, микробиолог, цветовод, флорист и другие.
  • Включение в рассказ о выдающихся ботаниках, о селекции и ее важности для сельского хозяйства и человека.
  • Обсудить новые методы селекции – генная инженерия. Кто и что делает в этой профессии.
  • Презентации детей о своих комнатных цветах и как ухаживают за ними.
  • Провести исследование «Дорога хлеба».

 

-----

1. Специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов.

2. Среди главных направлений работы бионика - изучение нервной системы и моделирование нервных клеток и связей между ними в целях совершенствования вычислительной техники и разработки новых элементов и устройств автоматики и телемеханики (нейробионика); исследование органов чувств с целью создания различных датчиков и систем обнаружения; изучение принципов ориентации, локации и навигации у животных для использования их в технике.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах

Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах....

Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"

Предлагаемый мастер-класс знакомит с  методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 6 классе

Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучения ...

Профориентационная работа на уроках биологии и экологии в 7 классе

. Вариант интеграции программного материала по биологии и профориентации   Рассмотрим вариант интеграции программного материала по биологии и элементов профориентации в процессе обучени...

Профориентационная работа на уроках биологии как условие успешной социализации подростков

Роль биологических знаний возрастает с каждым годом. Стремительно развиваются генная инженерия, биотехнология, исследование стволовых клеток, соответственно необходимы и новые специалисты. Задача учит...

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой...

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....