Урок по биологии "Цветок и его строение".
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Материал можно использовать на уроках биологии в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.88 КБ |
![]() | 2.9 МБ |
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»
Ф.И.О. Шаронова С.В., учитель биологии высшей квалификационной категории
Предмет: биология Класс: 6
Тема | Цветок и его строение. |
Цель | На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций. |
Задачи | Образовательные: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и разнополых, правильных и неправильных цветках, однодомных и двудомных растениях. Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного. |
УУД | Личностные УДД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать собственный вклад в работу группы. Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Определяют критерии изучения цветка. Коммуникативные УУД: Работать в группах по обсуждению информации. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: Работать с моделями цветков, текстом учебника. Находить отличия. Работа с информационными текстами. Объяснение значения новых слов. Анализировать, сравнивать и выделять признаки. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать строение и функции цветка. Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией; Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, обоеполые и разнополые, правильные и неправильные цветки, двудомные и однодомные растения. Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией. |
Основные понятия | Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; обоеполые и разнополые, правильные и неправильные цветки , растения однодомные и двудомные. |
Ресурсы: основные дополнительные | ноутбук, проекционное оборудование, презентация «Строение цветка», рабочий листок, муляжи цветков «Модель цветка вишни», «Модель цветка капусты», «Модель цветка картофеля», консервированные цветки; лупы; таблица «Строение цветка», учебник «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник, выставка детских рисунков, раздаточный материал «Строение цветка», цветущие комнатные растения. |
Формы урока | Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом. |
Методы изучения | Словесные, наглядные, практические |
Технология | Личностно-деятельностное обучение; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; ИКТ. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветок и его строение "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь".
Цель урока: Изучить строение цветка. Изучить виды цветков. Раскрыть биологическое значение частей цветка.
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК» На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово – сиреневые стены. В центре замка стоит зеленый столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые желтые подушечки.
1 группа «Околоцветник» 1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на с.60 и «Строение цветка яблони» на с.59 1 абзац §11, Ответьте на вопросы: 2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник? 3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? 4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником.
Чашечка цветка Табак Слива
Венчик цветка Цветы картофеля Цветы колокольчика персиколистного Цветок вишни Цветы яблони
Околоцветник Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки Простой околоцветник состоит только из венчика Вишня Ландыш Тюльпан Лилия Одуванчик Слива
2 группа «Тычинки и пестик» 1.Прочитайте текст «Строение т ычинки и пестика » на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение тычинки и пестика. 3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? Почему их называют главными частями цветка? 4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки.
Главные части цветка: Тычинки и Пестик Тычинки - это мужской орган цветка Пестик - это женский орган цветка Пыльник Тычиночная нить Рыльце Столбик Завязь
3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» 1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков? 3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых. 4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка.
ТИПЫ ЦВЕТКОВ обоеполые раздельнополые Пестичный цветок ♀ Тычиночный цветок ♂
Виды цветков Неправильный Правильный
1- цветоножка , 2 - цветоложе, 3 - чашечка, 4 - завязь, 5 - столбик, 6 - рыльце, 7- пестик, 8 - венчик, 9 - пыльник, 10 - тычиночная нить, 11 - тычинка
Однодомные растения На одном растении находятся и тычиночные и пестичные цветки Огурец Кукуруза Тыква
Двудомные растения На одних растениях находятся только пестичные цветки, а на других – только тычиночные. Женские цветки Мужские цветки Ива Тополь
Формула цветка – краткая запись строения цветка. Ч— чашечка, Л— лепестки, Т— тычинка, П— пестик, ↑ – неправильный цветок, * - правильный цветок, ♀- пестичные (женские) цветки, ♂- тычиночные (мужские) цветки, - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка, цифры – количество частей цветка, ∞ - число частей цветка больше 12. Формула цветка вишни: *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1
Самостоятельная работа в рабочем листке. Функции частей цветка . Прочитайте текст и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера функций из второго столбца. Цветок — довольно сложный и по природе своей уникальный орган растений, это не что иное, как укороченный побег, при этом лепестки, пестики, тычинки и чашелистики представляют собой видоизмененные листья. Основная его функция — это половое размножение организма. Цветок размещается на верхушке побега. Стебель побега плавно переходит в цветоножку . Она кверху расширяется, образуя так называемое цветоложе — именно к нему и крепятся все остальные части цветка. Чашечка с чашелистиками помогает защитить развивающийся цветок. Венчик представляет собой совокупность лепестков. Как правило, именно они и являются самой заметной частью цветка. Они могут срастаться между собой или оставаться свободными. Основные функции венчика — это защита от высоких температур днем, предохранение от переохлаждения ночью, защита от солнечных лучей, а также привлечение насекомых–опылителей. Тычинки являются местом образования и созревания пыльцы растения, которая играет важную роль в размножении. Их количество может варьировать от одной до нескольких сотен. Пестик — один из основных органов цветка. Из завязи пестика образуется плод с семенами.
Название частей цветка Цифра Строение Цветоножка 5 1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. Цветоложе 6 2.Из завязи пестика развивается плод. Чашечка с чашелистиками 4 3.Образование и созревание пыльцы Лепестки 1 4.Защита развивающихся частей цветка Тычинки 3 5.Прикрепляет к стеблю. Пестик 2 6.Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.
Лабораторная работа «Строение цветка» У вас на столах стоят комнатные растения фиалки. Дайте характеристику цветка (работа в парах) 1.Тип цветка а) однополый мужской б) однополый женский в) обоеполый 2.Тип околоцветника а) простой б) двойной 3.Число тычинок а) тычинок нет б) 2 в) 6 г) неопределенное число 4.Число пестиков а) нет б) 1 в) много 1.в, 2.б, 3.б, 4.б.
А) Дополните предложения: 1) Лепестки и чашелистики образуют – 2) Главные части цветка – 3) Пестик состоит из трех частей – 4) Тычинка состоит из – 5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что –
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК» На высоком холме стоит красивый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены зелёные зубцы, а во втором – большие розово-фиолетовые стены. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки. О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?
Рефлексия РОЗОВЫЙ – Узнал много нового! Было над чем подумать! ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута! ЖЕЛТЫЙ - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно! СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться! КРАСНЫЙ - Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.
Домашнее задание: Обязательное для всех: §11, выучить термины По желанию: - Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран» - Подготовь сообщение «Цветы из Красной книги»
Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме __________________________________________________
Дата 30.11.2018г Фамилия, имя___________________________________________класс 6
Этапы урока | Задания | Критерии оценивания, самооценка | ||||||||||||||||||||||
1.Определите тему урока | 3 балла – ошибок нет 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки 0 баллов – более 2 ошибок Самооценка: | |||||||||||||||||||||||
2. Определение «цветок» | 1.Цветок это__________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ | 1 балл | ||||||||||||||||||||||
3.Работа в группах | 1 группа «Околоцветник» (слайд № 8-10 ) 1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на с. 60 и «Строение цветка яблони» на с.59 1 абзац § 11. Ответьте на вопросы: 2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник? 3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? 4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик, раскрасьте их. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником. 2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 ) 1.Прочитайте текст «Строение тычинки и пестика» на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение тычинки и пестика. 3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? Почему их называют главными частями цветка? 4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки. 3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13) 1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на с. 60 - 61 § 11. Ответьте на вопросы: 2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков? 3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых. 4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка. | 5 баллов – нет ошибок 4 балла – 1-2 ошибки 3 балла – 3 – 4 ошибки 0 баллов – более 4 ошибок Самооценка: | ||||||||||||||||||||||
4.Части цветка | 2.Прослушайте выступление групп и подпишите части цветка, раскрасьте цветок 1.____________________________2.______________________ 3.____________________________4.______________________ 5.____________________________6.______________________ 7.____________________________8.______________________ 9.____________________________10._____________________ 11.___________________________ Вывод:_Цветок состоит из ______________________________ | 5 баллов – нет ошибок 4 балла – 1-2 ошибки 3 балла – 3 – 4 ошибки 0 баллов – более 4 ошибок Самооценка: | ||||||||||||||||||||||
5. Функции частей цветка | 3.Прочитайте текст и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера функций из второго столбца. Цветок — довольно сложный и по природе своей уникальный орган растений, это не что иное, как укороченный побег, при этом лепестки, пестики, тычинки и чашелистики представляют собой видоизмененные листья. Основная его функция — это половое размножение организма. Цветок размещается на верхушке побега. Стебель побега плавно переходит в цветоножку. Она кверху расширяется, образуя так называемое цветоложе — именно к нему и крепятся все остальные части цветка. Чашечка с чашелистиками помогает защитить развивающийся цветок. Венчик представляет собой совокупность лепестков. Как правило, именно они и являются самой заметной частью цветка. Они могут срастаться между собой или оставаться свободными. Основные функции венчика — это защита от высоких температур днем, предохранение от переохлаждения ночью, защита от солнечных лучей, а также привлечение насекомых–опылителей. Тычинки являются местом образования и созревания пыльцы растения, которая играет важную роль в размножении. Их количество может варьировать от одной до нескольких сотен. Пестик — один из основных органов цветка. Из завязи пестика образуется плод с семенами.
| 5 баллов – нет ошибок 4 балла – 1-2 ошибки 3 балла – 3 – 4 ошибки 0 баллов – более 4 ошибок Самооценка: | ||||||||||||||||||||||
6. Лабораторная работа | У вас на столах лежат маленькие цветы герани. Дайте характеристику цветка (работа) в парах) 1.Тип цветка а) однополый мужской б) однополый женский в) обоеполый 2.Тип околоцветника А) простой Б) двойной 3.Число тычинок А) тычинок нет Б) 2 В) 6 Г) неопределенное число 4).Число пестиков А) нет Б) 1 в) много | 4 балла Самооценка: | ||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия | РОЗОВЫЙ – Узнал много нового! Было над чем подумать! ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута! ЖЕЛТЫЙ - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно! СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться! КРАСНЫЙ - Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял. | |||||||||||||||||||||||
8. Оцените свою работу | Подсчитайте итоговый балл 20-23 балла- «5» 10-15 баллов- «3» 16-19 баллов – «4» меньше 9 баллов – надо стараться | Самооценка: | ||||||||||||||||||||||
9. Д/з | §11; выучить термины Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран» Подготовь сообщение «Цветы из Красной книги» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Открытый урок по теме: "Атмосфера: ее строение, значение, изучение"
Первый урок в изучении этого раздела....

Презентация "Самое прекрасное создание природы!"к уроку биологии в 6 классе "Строение цветка"
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.
Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.
Цель урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...