«Реализация системно – деятельностного подхода в обучении как способ повышения эффективности и качества урока »
методическая разработка по биологии на тему

Мурзакова Надежда Николаевна

Сообщение на педсовет из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация

системно – деятельностного подхода

 в обучении как способ повышения эффективности и качества урока »

Автор - учитель биологии    Мурзакова Н.Н.

Системно-деятельностный подход (в соответствии с ФГОС) – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

     Системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приёмов, это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела. И эта философия помогает учителю и обучающимся быть активными.

Принцип деятельности педагога заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает смену позиции учителя и ученика.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

      В рамках современного урока  учитель должен уделять особое внимание планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные  универсальные учебные действия.

Уроки, построенные в соответствии с технологией  cистемно-деятельностного подхода, где  на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий,  учат  школьников лучше рассуждать, думать, анализировать, а главное - самостоятельно решать возникшие перед ними проблемы, ставить цели и самостоятельно их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом. Основные этапы урока при использовании системно-деятельностного подхода:

  • Актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.
  • «Открытие» нового знания.
  • Применение полученных знаний на практике.
  • Рефлексия.

       Хочу поделиться опытом реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии на различных его этапах.

1этап. Часто начинаю урок со стихотворения, сказки, эпиграфа, описания из дополнительной литературы.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, прошу их сформулировать задачи на данный урок.

Ученикам предлагаю разгадать загадку, ответ на которую является темой урока.

2этап. На этапе «открытия» нового знания можно использовать различные формы   работы.  

Можно использовать технологию критического чтения и письма. Например, заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Такую таблицу целесообразно использовать в том случае, если учащиеся уже что-то знают по теме урока.

При работе с понятиями можно предложить учащимся задание по сравнению определений, названий, существовавших в разное время.

Учащиеся пытаются разобраться, какие из этих определений совершенно неправильны на сегодняшний день, какие - лишь частично, и пробуют сформулировать собственное определение, которое можно будет сравнить  с современным.

3 этап. На этапе применения полученных знаний на практике большую роль играет работа со сравнительными таблицами.

Также можно предложить учащимся ответить на вопросы проблемного характера.

Рефлексия. На этом этапе учащиеся должны самостоятельно ответить на вопросы  Что узнали? Чему научились?

Ученикам предлагаю задание «Прочитай предложение до конца»

  1. Сегодня я узнал…..
  2. Мне было интересно….
  3. Особенно было трудно….
  4. С интересом я выполнял задания….
  5. Я понял, что….
  6. Я научился…
  7. Меня удивило…
  8. Сегодня я  смог…

     Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, биологии. У каждого учителя биологии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, который нас окружает. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

   Современному обществу нужны люди, умеющие творчески подходить к труду, активно и самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизнью или конкретными ситуациями.

В этих условиях проблема повышения эффективности обучения школьников, подготовки их в жизни, к практической деятельности, к продолжению образования приобретает особо важное значение.

 

Успех учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от умственной активности учащихся. Роль интереса, как стимулятора педагогического процесса чрезвычайно велика, это одно из ведущих условий, при котором   активизируется деятельность и работа на уроке учащихся.

Работа над этой проблемой помогла мне систематизировать и углубить знания по этому вопросу, побудила к поиску новых форм и приемов активизации учебно-воспитательной деятельности школьников и позволила сделать следующие выводы:

  1. При подготовке к урокам нужно активно использовать новые технологии обучения для  активизации учебно-познавательного процесса, выбрать технологию, формы и средства работы, прогнозируя результат.
  2. Активно применять способы интенсификации учебно-воспитательного процесса:
  • Создавать свободную, творческую, максимально продуктивную психологическую атмосферу, основанную на доверии к детям;
  • Совершенствовать практическую направленность урока, умение сосредотачиваться на главном;
  • Внедрять новые и совершенствовать старые формы урока;
  • Индивидуализировать и дифференцировать работу;
  • Использовать возможности внеурочной работы для активизации познавательных интересов учащихся.
  1. Продолжить работу по созданию  разноуровневых  заданий для дифференцированной работы с учащимися.

Таким образом, проблема вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность всех без исключения детей является  ведущей  и решить её может только учитель, его желание и умение творить, работать, увлекать за собой.

      В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках биологии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями-предметниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...