КИМ по биологии 5 класс
материал по биологии (5 класс) на тему
"КИМ по биологии 5 класс" содержит:
Контрольная работа №1 на тему: “Биология – наука о живой природе”
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов» (в 2-х вариантах с ответами)
Контрольная работа№3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля» (в 2-х вариантах с ответами)
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов (в 2-х вариантах с ответами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_biol._5.doc | 611.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БИОЛОГИЯ 5 класс
Вводное тестирование. Биология 5 класс
Контрольная работа №1 на тему: “Биология – наука о живой природе”
1. Заполнить схему :”Современная биология – система наук о живых организмах”.
2. Методы исследования биологии(какие приборы и инструменты могут быть использованы при проведении биологических исследований).
3. Назовите основные царства живых организмов и отличительные признаки живого.
4. Дайте определение среды обитания. Заполните таблицу “Среды обитания организмов”.
Среда обитания | Особенности среды | Примеры обитателей среды | Черты приспособленности организмов к среде |
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»
Вариант 1
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Особенностями папоротников являются:
1) наличие тканей, спор, расположенных на нижней стороне листьев или в коробочке;
2) наличие ризоидов и спор для размножения;
3) наличие стебля, листьев и спор, расположенных на нижней стороне листа;
4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.
2. Только к хвойным относятся:
1) ель, сосна, саговник; 3) сосна, ель, гинкго;
2) сосна, лиственница, гинкго; 4) ель, сосна, лиственница.
3. Каменный уголь – это:
1) отмершие и разложившиеся части папоротников;
2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными, хвощами, плаунами;
3) полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов;
4) перегной, поверхностный слой почвы.
4. У мхов настоящий корень заменяют:
1) корнеподобные выросты;
2) ризоиды;
3) коробки со спорами;
4) у мхов нет корней, они прирастают к поверхности земли, тем самым прикрепляются к ней.
5. Спорами размножаются:
1) мхи; 3) голосеменные и папоротники;
2) папоротники; 4) папоротники и мхи.
6. К живым организмам, имеющим микроскопическое строение, относят:
1) беспозвоночных; 3) патогенных бактерий;
2) мох сфагнум; 4) белый гриб.
7. Семенами размножается:
1) щитовник мужской; 3) ель обыкновенная;
2) сфагнум; 4) водоросль ламинария.
8. Выберите лишний живой организм:
1) ламинария; 3) хлорелла;
2) сфагнум; 4) хламидомонада.
Часть В.
В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.
Представитель Группа растений
А) Орляк 1) Покрытосеменные
Б) Одуванчик 2) Голосеменные
В) Сосна 3) Мхи
Г) Сфагнум 4) Папоротники
Д) Тюльпан
Е) Кедр
В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями.
Группа животных Представитель
А) Птицы 1) Лось
Б) Млекопитающие 2) Гусь
В) Пресмыкающиеся 3) Щука
Г) Земноводные 4) Тритон
Д) Рыбы 5) Черепаха
Е) Простейшие 6) Амеба обыкновенная
Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.
С1. Какую роль играют животные в природе и жизни человека?
Вариант 2
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Особенностями голосеменных являются:
1) наличие тканей, семян, расположенных в цветках;
2) наличие ризоидов и спор для размножения;
3) произрастание во влажных местах, размножение с помощью спор;
4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.
2. К папоротникам относятся:
1) орляк обыкновенный, щитовник мужской, сфагнум;
2) сфагнум, гинкго, орляк;
3) орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник;
4) кукушкин лен, сфагнум, кочедыжник.
3. Торф – это:
1) отмершие части папоротников;
2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными;
3) отмершие части мхов;
4) перегной, поверхностный слой почвы.
4. Размножение у мхов происходит с помощью:
1) спор; 3) семян;
2) частей тела; 4) спор и семян.
5. Семена хвойных растений располагаются:
1) на хвоинках; 3) в шишках;
2) на нижней стороне листьев; 4) в цветках и плодах.
6. Плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки, образуется:
1) у патогенных бактерий; 3) подосиновиков;
2) дрожжей; 4) мха сфагнума.
7. Выберите лишний живой организм:
1) ель обыкновенная; 3) тополь дельтовидный;
2) сосна сибирская; 4) лиственница европейская.
8. «Домашними» насекомыми стали:
1) осы; 3) дождевые черви;
2) пчелы; 4) медведки.
Часть В.
В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.
Представитель Группа растений
А) Ель 1) Покрытосеменные
Б) Пихта 2) Голосеменные
В) Щитовник мужской 3) Мхи
Г) Яблоня 4) Папоротники
Д) Черемуха
Е) Лиственница
В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями.
Группа животных Представитель
А) Птицы 1) Тигр
Б) Млекопитающие 2) Снегирь
В) Пресмыкающиеся 3) Скат
Г) Земноводные 4) Жаба обыкновенная
Д) Рыбы 5) Крокодил
Е) Членистоногие 6) Скорпион
Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.
С1. Какую роль играют растения в природе и жизни человека?
Ответы.
Вариант 1
Часть А. 1–3; 2–4; 3–2; 4–2; 5–4; 6–3; 7–3; 8–2.
Часть В.
В1. 412312.
А
Б
В
Г
Д
Е
4
1
2
3
1
2
В2. 215436.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
5
4
3
6
Часть С.
С1. – Животные являются пищей для других животных и человека.
– Используются в различных домашних работах, как сырье для промышленности (шерсть, кожа).
– Для эстетического удовольствия (кошки, собаки, попугаи).
– Насекомые являются опылителями растений, распространяют семена.
– Насекомые-вредители.
– Переносчики и возбудители заболеваний.
Вариант 2
Часть А. 1–4; 2–3; 3–3; 4–1; 5–3; 6–3; 7–3; 8–2.
Часть В.
В1. 224112.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
4
1
1
2
В2. 215436.
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
5
4
3
6
Часть С.
С1. Растения – первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. Они улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех животных. Растения – место обитания многих животных, других растений. Также они являются пищей для животных, образуют растительный покров нашей планеты. Человек использует растения как источник пищи для себя, животных, для изготовления тканей, в декоративных целях.
Контрольная работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
ВАРИАНТ 1.
Задание 1.
Все живые организмы живут в различных средах обитания. Назовите их.
Отгадайте, о каком живом организме идет речь?
«У родителей и деток вся одежда из монеток.»
Охарактеризуйте подробно среду обитания этого организма. Какие у него имеются приспособления к обитанию в этой среде?
Приведите примеры других обитателей данной среды.
Задание 2.
Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?
Задание 3.
Выбрать правильный вариант ответа
1. Родиной томата является
а) Южной Америкаб) Северная Америкав) Австралияг) Африка
2. Тигры обитают:
а) в Австралии б) в Евразии в) в Антарктиде г) в Африке
3. Горилла – животное, обитающее:
а) в Африке б) в Австралии в) в Евразии г) в Антарктиде
4. Лама– животное, характерное:
а) для Северной Америки б) для Южной Америки в) для Австралии г) для Африки
5. Какаду – птица, обитающая:
а) в Австралии б) в Евразии в) в Антарктиде г) в Африке
Задание 4.
Верно ли суждение.
1. Дождевой червь – обитатель почвенной среды.
2. Факторы живой природы – это любые влияния живых организмов друг на друга.
3. Все растения лучше растут только на хорошо освещенных местах.
4. Животные являются производителями в природном потоке органических веществ.
5. Тайга – одна из природных зон России.
6. Лемминг обитает в степях.
7. Местные виды – это те организмы, которые не встречаются в фауне и флоре других материков.
8. На планете Земля существует 5 материков.
9. Мидии – это прикрепленные организмы.
10. Акулы и дельфины имеют похожую форму тела.
ВАРИАНТ 2.
Задание 1.
Все живые организмы живут в различных средах обитания. Назовите их.
Отгадайте, о каком живом организме идет речь?
«Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины»
Охарактеризуйте подробно среду обитания этого организма. Какие у него имеются приспособления к обитанию в этой среде?
Приведите примеры других обитателей данной среды.
Задание 2.
Какие зоны выделяют в океане? Какие организмы обитают в каждой зоне?
Задание 3.
Выбрать правильный вариант ответа
1. Родиной картофеля является
а) Южной Америкаб) Северная Америкав) Австралияг) Африка
2. Сайгаки обитают:
а) в Австралии б) в Евразии в) в Антарктиде г) в Африке
3. Утконос – животное, обитающее:
а) в Африке б) в Австралии в) в Евразии г) в Антарктиде
4. Койот– животное, характерное:
а) для Северной Америки б) для Южной Америки в) для Австралии г) для Африки
5. Альбатрос – птица, обитающая:
а) в Австралии б) в Евразии в) в Антарктиде г) в Африке
Задание 4.
Верно ли суждение.
1. Планктон обитает в водах всех морей и океанов.
2. Бегемот – местный вид Африки.
3. На планете Земля существует 3 океана.
4. Дикий тюльпан – растение, характерное для степной зоны России.
5. Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ в природе.
6. Свет, температура и влажность – антропогенные факторы среды.
7. На Земле существует три среды жизни.
8. Зона широколиственных лесов занимает около трети всех земель России.
9. Растения служат производителями пищи для других живых существ.
10. Все организмы приспособлены к условиям своего обитания.
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
I вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте. |
1.Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) | покровная |
2) | проводящая |
3) | основная |
4) | образовательная |
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) | бактерии |
2) | растения |
3) | птицы |
4) | животные |
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в
1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу
4) тропическом лесу
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) | ландыш |
2) | ель |
3) | огурец |
4) | кедр |
5) | сосна |
6) | береза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра
2) саванна
3) тропический пояс
4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
II вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте. |
1.Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1) | организмом |
2) | неживой природой |
3) | живой природой |
4) | тканью |
- Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют
1) | наблюдением |
2) | моделированием |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
2.Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1) | эпителиальная |
2) | мышечная |
3) | нервная |
4) | соединительная |
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили. ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1) | сосна |
2) | ландыш |
3) | ягель |
4) | кедр |
5) | крапива |
6) | кукуруза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Антарктида
3) Африка
4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга
2) саванна
3) широколиственный лес
4) тундра
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека. Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 2 | 9 | 21331 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 2 | 11 | 245 | |
4 | 4 | 12 | 324 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 2 | |||
8 | 3 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
II вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 3 | 9 | 31213 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 4 | 11 | 256 | |
4 | 3 | 12 | 343 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 1 | |||
8 | 4 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству растений. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 18-17 | 16-13 | 12-9 | 8 и менее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....