урок "Лишайники"-5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Уро" Лишайники" для 5 класа по методике системно- деятельностного подхода в обучении биологии .Методика Петерсон построена по принципу «слоеного пирога». Суть ее в том, что знания преподаются детям в простой и доступной форме, причем ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Важная особенность методики в том, что она приближена к реальным потребностям ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lishayniki.docx | 264.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О: Матвеева Ирина Васильевна
Место работы: МБОУ экологический лицей №66 г. Липецка
Должность: учитель биологии
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: §15 «Лишайники» (урок 2.9 в разделе «Многообразие живых организмов »)
Базовый учебник: «Биология» 5 класс. Авторы И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать знания об особенностях строения лишайников, об их многообразии и значении в природе и для человека.
Формирование личностных и метапредметных результатов:
Личностные результаты: самоопределение и смыслообразование
Метапредметные результаты :
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстипенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом и педагогом; аргументация своего мнения; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения.
Ресурсы: презентация к уроку; коллекция лишайников, информационные карточки для учащихся; микроскоп и микропрепараты, фотографии лишайников. цветная бумага, клей, ножницы, учебник под редакцией И. Н. Пономарёвой .
Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.
Логическая основа урока
1.Новое знание. Лишайники - симбиотические организмы. Группы лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека
2.Задание на пробное действие: Объясните, почему великий русский ученый К.А. Тимирязев навал лишайники «растениями - сфинксами».
3.Фиксация затруднения.
« Я пока не могу объяснить строение лишайника ».
«Я пока не могу обосновать роль этих организмов в природе и жизни человека».
4.Фиксация причины затруднения.
« Я не понимаю о чём идёт речь т.к. не имею эталона для выполнения работы».
5. Цель деятельности.
Узнать как устроен лишайник, среды их жизни; виды лишайников и их значение в природе и жизни человека.
6.Фиксация нового знания.
А). Симбиоз - это взаимовыгодное сожительство двух организмов.
Б). Гифы грибов и зелёные водоросли обеспечивают жизнедеятельность лишайника.
В). Группы лишайников в связи. со строением и средой обитания
Г) Роль лишайников в природе и их значение в жизни человека.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), используя цитаты известных людей «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». (Леонардо да Винчи); а также по установке тематических рамок («могу»), называет предыдущие понятия изученных тем, такие как, царства природы, ботаника, низшие и высшие растения, грибы и их строение; создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), используя презентации о грибах и водорослях.
-Как вы будете действовать на уроке? ( Во- первых, определю, что я знаю, во- вторых, сам найду способ добывать знания).
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания.
-Давайте вспомним, с какими Царствами природы мы познакомились?
-Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов?
-Как называется симбиоз гриба и растения?
-Каковы функции гифов гриба?
-Почему водоросли называют зелёными?
-Какую функцию выполняет хлоропласт?( Слайд №2)
УУД: учащиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Выполнение пробного действия
Учитель предлагает задание: Лишайники загадали ученым множество загадок. Их часто называют «Изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый Тимирязев К.А. назвал их «растениями - сфинксами». А вы знаете кто такие сфинксы? (ответы - предположения детей, демонстрация слайда). Сфинксы в древнегреческой мифологии - чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла. Почему же лишайники сравнивают со сфинксами? Почему они получили такое название, как «лишайники».
Учащиеся предполагают, что название лишайники получили от слова «лишай», но объяснить термин не могут.
-С какими трудностями при выполнении задания вы столкнулись? (Происходит фиксация затруднения).
1. «Я пока не могу объяснить это высказывание».
2. «Я пока не могу обосновать, правильно ли я думаю».
3.Выявление места и причины затруднения.
-Какова причина вашего затруднения при выполнении пробного задания?
Учащиеся проговаривают вслух:
- «Я не понимаю, почему лишайники сравнивают со сфинксами».
- «У меня нет эталона, как правильно обосновать высказывание К.А. Тимирязева о том, что лишайники-это « растения - сфинксы».
-Чтобы дать пояснения высказыванию К.А. Тимирязева, что мы должны узнать? Назовите тему нашего урока. (Тема фиксируется на доске).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какова цель вашей деятельности? (Узнать, как устроен лишайник, и какова их роль в природе и жизни человека). В качестве одного из вариантов выхода из предложенного затруднения можно использовать метод « шести думательных шляп» по методике Эдварда де Боно. Класс делится на шесть групп.
-Какие средства мы для этого будем использовать? (учебник, интернет - ресурсы, схемы, микропрепараты, гербарий или фотографии лишайников)
5.Реализация построенного проекта.
1 группа - получила «Белую шляпу» - необходимо собрать информацию о названии « лишайники »; среде их обитания и создать схему «Среда обитания лишайников» (работа с дополнительной литературой. Википедия)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА№1
-Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи». Латинское название происходит от др.-греч. λειχήν (лат. lichen) и переводится как «лишай», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.(демонстрация внешнего вида лишайников. (Слайд№3)
(составьте схему «Среда обитания лишайников»)
-Встречаются лишайники на почве, деревьях, скалах, горных породах - встречаются в умеренных и холодных областях, в горах - устойчивы к засухе и низким температурам.
(Слайд№4)
Среда обитания лишайников
Почва деревья скалы горные породы
2 группа – « Жёлтая шляпа» - изучает строение лишайника. ( Работа со схемой и микроскопом).
Задание: Используя гербарий, схему и микропрепарат предположи, что входит в состав лишайника?
Проверь свои пердположения, используя ИНФОРМАЦИОННУЮ КАРТОЧКУ №2 и №3 и текст параграфа
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА № 2
Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Как вы думаете, какой метод они использовали? (экспериментальный). Они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке. (Демонстрация слайдов: внешнее и внутреннее строение лишайников.)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАПТОЧКА № 3.
Тело лишайника называется слоевище. Где мы встречали этот термин? (тело многоклеточных водорослей). Цвет лишайников самый разнообразный: от серовато-белого до ярко окрашенного (красного, желтого, зеленого и черного). Само слоевище, как мы уже знаем, состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь их настолько тесная, что они образуют самостоятельный организм. Основу слоевища составляют гифы грибницы, между ними располагаются клетки водорослей (одиночно или группами).
Задание: Из комплектующих разного цвета составьте аппликацию, отражающею строение лишайника. (Картон, клей, бумага серого и зелёного цвета) (Слайд№5)
3 группа - «Чёрная шляпа» - выясняет процессы жизнедеятельности лишайника и их изменение при изменении состава лишайника.
Задание: Выясните роль водорослей и грибов в процессе питания лишайника. Всегда ли эти отношения гармоничны?( Слайд №6)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА № 3.
Нити грибницы поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли, а клетки водоросли синтезируют органические вещества.
Задание: Составьте задание на соответствие организма и типа питания.
СООТНЕСИТЕ
Процессы жизнедеятельности Компонент слоевища
лишайников
А) Осуществляют фотосинтез 1.Клетки водоросли
Б) Поглощают готовые органические вещества 2.Гифы гриба
Г) Образуют органические вещества
В) всасывают воду и минеральные соли из почвы
Учащиеся выясняют, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. Если гриб лишить водорослей - симбионтов, то он погибнет. Некоторые ученые предполагают, что эти симбиотические взаимоотношения произошли из паразитических, т.е. грибы изначально паразитировали за счет водорослей. Можете ли вы привести аргументы в пользу этой теории?
( возможные ответы: гриб не может самостоятельно существовать, водоросль - может; гриб больше получает «выгоды», чем водоросль ит. д.)
Задание: Что произойдёт с лишайником, если на него наступить?
(возможные ответы: лишайник погибнет; возможно, кусочки будут жить самостоятельно)
Изучите материал по теме «Размножение лишайников» на странице сайта http://biouroki.ru/material/plants/lishainiki.html, используя дополнительный материал, допишите схему:
Лишайники размножаются
Бесполое ?
? ? ? (Слайд№7)
4 группа - «Красная шляпа» - познакомимся с разнообразием этих удивительных организмов (выполнение практического задания): используя предложенную коллекцию лишайников (гербарии), фотографии, рисунки и текстом параграфа 15 стр.66, распределите их на группы; объясняет, по какому признаку их распределяли. (Слайд№8)
Ответ: Итак, лишайники отличаются типом слоевища, делятся на 3 группы:
Группы лишайников | Характеристика слоевища |
1.Накипные лишайники | слоевище напоминает тонкую пленку или застывшую пену; встречаются на поверхности камней, деревьев. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. (Бацидия). |
2.Листоватые лишайники | слоевище в виде пластинок разной формы, немного поднято над поверхностью. (Ксантория настенная). |
3. Кустистые лишайники | слоевище напоминает кустики (высотой несколько сантиметров), растущие на поверхности почвы, или длинные нити, напоминающие бороды и свисающие с ветвей деревьев (ягель и бородач). |
5группа - «Зелёная шляпа» - Выясняет роль в природе и жизни человека. (Слайд№9)
Задание: Прочитайте дополнительный материал о значении лишайников
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ
Будучи одним из основных напочвенных растений тундровой зоны, некоторые лишайники (кладонии и цетрарии) являются главным кормовым растением для северных оленей. Олени обладают способностью чувствовать запах лишайников и сквозь снеговой покров, из-под которого они их достают, разгребая снег копытами. При кормежке олени скусывают лишь верхушки кустиков кладоний и цетрарии, и лишайники продолжают свой рост. Однако растут они медленно, и для восстановления пастбищ требуется от 10 до 30 лет. Поэтому в оленеводческих хозяйствах Севера ведется плановое использование лишайниковых пастбищ с учетом их возобновления. Лишайники используют в пищу и другие животные; например, свиньи и овцы охотно поедают кладонию листоватую, кладонию оленевидную и др. 3 В Японии употребляется в пищу и даже служит предметом экспорта в страны Юго-Восточной Азии растущий на скалах листоватый лишайник гирофора съедобная (Gyrophora esculenta). Съедобен и лишайник аспицилия съедобная (Aspicilia esculenta), растущий в степной и полупустынной зонах. Он содержит до 55-65% щавелевокислого кальция.
Лишайниковые вещества, или лишайниковые кислоты обладают антибиотическим действием, например усниновая кислота. Это сильный антибиотик, который под названием «бинан» введен в медицинскую практику для лечения некоторых заболеваний. Из широко распространенного лишайника эверния сливовая («дубовый мох») извлечено вещество резиноид, обладающее ароматическими свойствами и являющееся хорошим закрепителем аромата.
Некоторые лишайники из рода рочелла, растущие на морских побережьях, а также охролехия виннокаменная, растущая на скалах и на почве в северных районах России, применяются местным населением как красители.
В наши дни, когда актуальнейшей проблемой стала борьба с загрязнением окружающей среды, лишайники могут сослужить человеку еще одну службу. Многие виды лишайников — хорошие индикаторы степени загрязненности воздуха. Вблизи больших промышленных городов они растут плохо и постепенно вымирают.
Задание: Используй информацию учебника и выше изложенный материал заполни таблицу: “Значение лишайников”.
Значение лишайников в жизни человека | Значение лишайников в природе. |
6 группа – «Синяя шляпа» - в начале процесса определяет, что надо делать каждой группе; проводит контроль над мыслительным процессом пяти первых групп, насколько правильно рассуждали, подвести итог работы других групп.
Далее учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному ими заданию для пробного действия.
- Что хотел сказать. К А. Тимирязев, называя лишайники «растениями - сфинксами».
( Сфинксы в древнегреческой мифологии - чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла. Почему же лишайники сравнивают со сфинксами? Тело лишайника называется слоевище. Где мы встречали этот термин? (тело многоклеточных водорослей). Само слоевище, как мы уже знаем, состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь их настолько тесная, что они образуют самостоятельный организм. Основу слоевища составляют гифы грибницы, между ними располагаются клетки водорослей (одиночно или группами).
Учитель демонстрирует схему строения на аппликации, выполненной учащимися и коллекцию лишайников. На основе беседы уточняются процессы жизнедеятельности лишайника. (Нити грибницы поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли, а клетки водоросли синтезируют органические вещества.
- Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются.
-Как вы думаете, если гриб лишить водорослей - симбионтов, сможет ли он существовать самостоятельно? (нет, погибнет.)
Некоторые ученые предполагают, что эти симбиотические взаимоотношения произошли из паразитических, т.е. грибы изначально паразитировали за счет водорослей.
-Можете ли вы привести аргументы в пользу этой теории? (возможные ответы: гриб не может самостоятельно существовать, водоросль - может; гриб больше получает «выгоды», чем водоросль т.д.)
Учащиеся фиксируют новые знания:
- Лишайник – это симбиотический организм. Он состоит из гифов гриба и клеток водоросли. Водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб - водоросль минеральными веществами и водой.
- Лишайники отличаются типом слоевища, делятся на группы:
1.Накипные лишайники
2.Листоватые лишайники
3. Кустистые лишайники
- Лишайники являются организмами-пионерами.
- Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту.
- Частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, со временем образуется грунт.
- В тундровой зоне, являются главным кормом северных оленей.
- Некоторые виды используются человеком в пищу.
- Получают красители. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Используют в медицине как антибиотическое средство.
- Используют парфюмерной промышленности.
- Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста горных пород.
- Лишайники способны к размножению (Кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, которые после разрыва слоевища переносятся ветром и дождевыми потоками).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Используя гербарный материал, определите к какой группе относятся лишайники (лепрария, ксантория настенная, пармелия, ягель)
2.Подпишите части лишайника на схеме
«Лишайник - это удивительный пример дружбы и взаимопомощи в природе двух разных организмов.»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд№10)
Выполните проверочную работу и оцените себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «-».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники - первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. 1) - 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены, верно - «5»;
если 1 ошибка - «4»;
если 2 ошибки - «3»;
если 3 и более ошибки - необходимо еще раз изучить материал.
Объявление своих результатов учащимися.
УУД: учащиеся структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний
8.Включение в систему знаний и повторение. (Слайд№11)
Задание:
В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях (здесь они в виде корочек занимают свободные от высших растений места). Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. В больших городах большой поток транспорта, много различных промышленных предприятий. Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? Сделайте вывод. 3 балла
Подсказка: график для анализа. На какой площадке более чистый воздух?
Ответ: площадка №______. (1 балл) Вывод:_____________________ (2 балла)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Заключительный этап ТДМ учитель проводит с помощью фронтальной беседы?
- Что нового вы узнали?
- Какую цель вы ставили не уроке?
- Достигли вы цели? Обоснуйте.
-Проанализируйте свою работу и заполните карточки.
Учащимся раздаются карточки с высказываниями, которые они дополняют:
В конце урока задаётся домашнее задание:
1.Задание для всех: прочесть §15, ответить на вопросы 1 или 3 дополнительные на выбор стр.59
2. Задание на выбор: найти лишайники и сфотографировать их; составить буклет «Значение лишайников»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ):
1 КАРТОЧКА
Лишайники загадали ученым множество загадок. Их часто называют «Изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый Тимирязев К.А. назвал их «растениями - сфинксами». А вы знаете кто такие сфинксы? (ответы - предположения детей, демонстрация слайда). Сфинксы в древнегреческой мифологии - чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла. Почему же лишайники сравнивают со сфинксами? Почему они получили такое название, как «лишайники» - нам предстоит узнать это на уроке.
Немного истории: русское название лишайники получили за внешнее сходство с такими кожными заболеваниями, как лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как «бородавка», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
2 КАРТОЧКА
Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Как вы думаете, какой метод они использовали? (экспериментальный). Они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке. (Демонстрация слайдов: внешнее и внутреннее строение лишайников.)
3 КАРТОЧКА.
Тело лишайника называется слоевище. Где мы встречали этот термин? (тело многоклеточных водорослей). Цвет лишайников самый разнообразный: от серовато-белого до ярко окрашенного (красного, желтого, зеленого и черного). Само слоевище, как мы уже знаем, состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь их настолько тесная, что они образуют самостоятельный организм. Основу слоевища составляют гифы грибницы, между ними располагаются клетки водорослей (одиночно или группами).
Нити грибницы поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. (Демонстрация микропрепарата «строение лишайника», рисунок на слайде)
Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. Если гриб лишить водорослей - симбионтов, то он погибнет. Некоторые ученые предполагают, что эти симбиотические взаимоотношения произошли из паразитических, т.е. грибы изначально паразитировали за счет водорослей. Можете ли вы привести аргументы в пользу этой теории? (возможные ответы: гриб не может самостоятельно существовать, водоросль - может; гриб больше получает «выгоды», чем водоросль ит.)
4 КАРТОЧКА
Где же обитают лишайники? Какие условия им необходимы? Встречали вы их в нашей местности?
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают. Растут эти организмы очень медленно, всего 1-3 мм за год, но дожить могут до 100 лет!
В нашей местности лишайники встречаются довольно часто: стволы деревьев, на старых крышах, стенах домов. А вот в крупных городах найти лишайники практически невозможно, даже в парковых зонах они встречаются редко. Как вы думаете, почему? (ответы - предположения детей). Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».
5 КАРТОЧКА
Лишайники - удивительные организмы и в природе и жизни человека имеют определенное значение.
Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах, где растения жить, не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.
В тундровой зоне, являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.
Некоторые виды используются человеком в пищу. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам! (демонстрация слайда с текстом библейского сюжета)
Получают красители. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.
Используют в медицине В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются - лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.
Используют парфюмерной промышленности. Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.
Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста горных пород. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 гг. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.
Биоиндекация. Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними - накипные. Учитель может попросить объяснить почему именно в такой последовательности.
(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....