Конспект урока биологии по теме "Биосинтез белка" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока биологии по теме "Биосинтез белка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korshunova_t.v._urok_biosintez_belka.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока биологии по теме: «Пластический обмен. Биосинтез белков»
Предмет | Биология | Класс | 9 | ||
Тема урока | «Пластический обмен. Биосинтез белков» | ||||
Цели урока: - Предметная: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка; - Метапредметная: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы. - Личностная: формировать интеллектуальные и коммуникативные умения. Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Определение обмена веществ, как существенного признака живых организмов; Сравнение видов обмена веществ; Определение последовательности этапов биосинтеза белка; Значение биологического синтеза для жизнедеятельности организма. | -Умение анализировать биологическую информацию, -умение работать с понятийным аппаратом, -умение определять последовательность этапов биосинтеза белка, -умение определять последовательность аминокислот в белковой молекуле с помощью таблицы «Генетический код», -умение вести дискуссию | Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений. | |||
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | ||||
Тип урока | Урок получения нового знания | ||||
Основное содержание учебного материала (требования согласно программе) | Ученик научится: - определять этапы процесса биосинтеза белков; - давать определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность», «транскрипция», «трансляция», «синтез»; Ученик получит возможность научиться: - объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков. | ||||
Виды используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, ММП, Компьютерная презентация по теме урока, видеофайл «Процесс трансляции при пластическом обмене» | ||||
Оборудование | Таблица «Биосинтез белка», раздаточный материал: таблица «Генетический код», карточки с формулировкой задач |
Структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | |||
личностная | познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||
1. Орг. момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку | Настраиваются на получение нового знания | Приветствуют учителя | Проверяют готовность к уроку | |
2.Актуализация Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | - Проводит опрос Д/з: 1.Предлагает выполнить задание по слайду КП – устный диктант. 2. Называет тему урока, предлагает определить цели урока. 3.Задает вопросы: - Какие механизмы транспорта веществ в клетку вам известны? - Почему клетке необходимо получать вещества из окружающей среды? 4.Сегодня на уроке нам предстоит изучить механизм биологического синтеза белков. | Повторение и закрепление изученного ранее материала, формирование базы знаний по теме. | Выполнение логических операций (анализ, сравнение) Вспоминают суть пассивного и активного транспорта веществ, отмечают, что клетке необходимы вещества для осуществления жизнедеятельности. | Взаимодействие с учителем в процессе повторения изученного ранее материала, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение слушать и вступать в диалог. Взаимодействие с учителем в определении целей урока. | Определение степени усвоения материала |
3 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | 1.Демонстрирует видеофайл «Процесс трансляции при пластическом обмене» 2.Задает вопросы: - Какой незнакомый термин был использован в видеосюжете? 3. Подводит учеников к пониманию сути биосинтеза: - Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органоидах клетки, находящихся в цитоплазме Рассмотрите рис. 61 (с. 115), найдите изображение рибосомы. Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре? - Процесс считывания информации с ДНК на и – РНК получил название ТРАНСКРИПЦИЯ | Получают новые знания | Анализируют информацию Предполагаемые ответы: - Матричная РНК - Раскручивание ДНК и образование и - РНК – матрицы. Ученики знакомятся с новым понятием | Могут выразить мнение по предложенному сюжету | Оценивают сложность материала, осознают, что не имеют достаточно знаний для восприятия этого материала. |
4. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | Объясняет новый материал, используя Компьютерную презентацию по теме: - Для биосинтеза белка необходимы: -аминокислоты (найдите их на схеме), -энергия, -информация (ДНК и - РНК) Далее учитель объясняет, как происходит непосредственно сам процесс, используя КП В рибосомах осуществляется ТРАНСЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ. | Воспринимают материал, в процессе изучения материала заполняют Карту познания. | Изучают новый материал, знакомятся с новыми терминами, усваивают понятия, соотносят их с этапами биосинтеза | Возможна работа в малых группах – парах. Ведут дискуссию с учителем по теме. | Фиксируют информацию в Карте познания с целью лучшего усвоения материала. |
5. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать. | Предлагает выполнить Задание: | Смыслообразование | Работают с информацией, анализируют, выполняют задание. | Работают в малых группах, взаимодействуют с учителем. | |
6. «Открытие и применение нового знания» Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений работы с таблицей | Предлагает решить биологические задачи на определение последовательности аминокислот в белковой молекуле с использованием таблицы «Генетический код» | Формирование интеллектуального умения – решать задачи | Решают задачи | Работа в малых группах, обмен мнениями взаимодействие с учителем | Отрабатывают навыки решения задач и работы с таблицей |
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | 1. Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с этапами работы на уроке и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Совместно с учащимися проводится анализ Карты познания 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Самоопределение, определение ценности полученных знаний. | Анализируют Карту познания Называют тему урока, дают характеристику этапов биосинтеза белка, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся моменты урока. | Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации | Определяют степень своего продвижения к цели урока. |
8. Домашнее задание | Дает Д/з: - § 23, стр. 113-117, вопросы 1-5 устный ответ, работа с терминами; - Используя дополнительный материал, составить биологическую задачу по теме (возможна работа в группе) - по желанию доп. задание: Составить биологический кроссворд по теме «Биосинтез белка» | Записывают Д/з |
Приложение 1
Этап урока 2. Актуализация
Опрос Д/з
Учитель: Вы видите перед собой ответы к устному диктанту. Что здесь необычного?
Предполагаемый ответ: Ответы обозначены буквами.
Учитель: Вам предстоит ответить на вопросы устного диктанта. Во время работы выпишите по порядку буквы правильных ответов.
Диктант:
1.Назовите органические вещества, входящие в состав клетки.
Б) белки, жиры, углеводы.
2. Из каких простых органических соединений состоят белки?
И) Аминокислоты.
3.Какие химические соединения называют углеводами?
О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.
4. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?
С) Глюкоза.
5.Как называются нерастворимые в воде органические вещества?
И) Липиды.
6.Эти вещества хранят, переносят и передают наследственную информацию о структуре белковых молекул.
Н) Нуклеиновые кислоты.
7. Назовите фамилии ученых, которые в 1953 году установили структуру нуклеиновых кислот.
Т) Уотсон и Крик.
8. Как называются мономерные единицы, из которых построены нуклеиновые кислоты?
Е) Нуклеотиды.
9. Как называется двухцепочный мономер с очень высокой молекулярной массой?
З) ДНК.
10. Название одноцепочного мономера (нуклеиновой кислоты).
Б) РНК.
11. Азотистое основание, входящее в состав только РНК?
Е) Урацил.
12. Сахар входящий в состав РНК.
Л) Рибоза.
13. Биологические катализаторы, вещества белковой природы.
К) Ферменты.
14. В состав ДНК входит сахар.
А) Дезоксирибоза.
ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДЕ:
Б) белки, жиры, углеводы.
К) Ферменты.
И) Аминокислоты.
С) Глюкоза.
О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.
Н) Нуклеиновые кислоты.
З) ДНК.
Е) Урацил.
Е) Нуклеотиды.
Л) Рибоза.
И) Липиды.
А) Дезоксирибоза.
Т) Уотсон и Крик.
Б) РНК.
Учитель: Какой ответ вы получили?
Предполагаемый ответ: БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
Учитель: Мы определили тему нашего урока и написали название Карты познания, которую вам предстоит составить на уроке.
Приложение 2
Этап урока 6. «Открытие и применение нового знания»
Дидактический материал
Задание №1.
Составить последовательность нуклеотидов в и-РНК по участку цепи ДНК. Пользуясь таблицей генетического кода определить последовательность аминокислот в полученной цепи и-РНК и подписать их.
А-Г-Ц-Т-Т-Г-Г-А-Ц-
Задание №2. Решение задачи
Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с.?
Решение задачи:
51 : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).
(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)
Задание №3.
Пользуясь таблицей кода ДНК , определите, какие аминокислоты кодируют триплеты ЦАТ, ТТТ, ГАТ. Какими триплетами закодированы аминокислоты вал, фен, три?
Задание №4.
На основе участка молекулы ДНК
1. достроить вторую цепочку ДНК
2. построить цепочку и-РНК, комплементарную цепочке ДНК
3. определить количество и типы антикодонов т-РНК, комплементарных полученной цепочке и-РНК
1 Вариант: А-Т-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г-Г-А-А-Т-Т
2 Вариант: Г-А-Ц-Т-Т-А-Г-Г-Ц-Т-А-А-Т-Ц-Г
Ответы
Задание №4
Вариант 1:
- Т-А-Ц-Т-Г-Ц-А-А-Т-Ц-Ц-Т-Т-А-А
- А-У-Г-А-Ц-Г-У-У-А-Г-Г-А-А-У-У
- 5 антикодонов, У-А-Ц, У-Г-Ц, А-А-У, Ц-Ц-У, У-А-А.
Вариант 2:
- Ц-Т-Г-А-А-Т-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-А-Г-Ц
- Г-А-Ц-У-У-А-Г-Г-Ц-У-А-А-У-Ц-Г
- 5 антикодонов, Ц-У-Г, А-А-У, Ц-Ц-Г, А-У-У, А-Г-Ц.
Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка» (можно использовать на следующем уроке для проверки знаний)
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на следующие вопросы. При ответах на вопросы необходимо выбрать только один наиболее точный и правильный ответ.
Задание 3.
1. Мономером белков является:
а) жирная кислота; б) глицерин; в) аминокислота; г) сахароза.
2. В ядре осуществляется:
а) фотосинтез б) синтез АТФ в) синтез РНК
3. Функции хромосом:
а) отвечают за синтез липидов
б) осуществляют фотосинтез
в) являются носителями наследственной информации
4. Какие органоиды участвуют в синтезе белка?
а) рибосомы б) лизосомы в) комплекс Гольджи г) эндоплазматическая сеть
5. Синтез белков в клетке является примером процесса:
а) ассимиляции б) диссимиляции в) энергетического обмена г) катаболизма
6. Свойства белка определяются его структурой:
а) первичной б) вторичной в) третичной г) четвертичной
7. Участок ДНК, несущий информацию о синтезе 1 белка:
а) ген б) кодон в) триплет г) нуклеотид
8. Участок ДНК, несущий информацию о синтезе 1 аминокислоты:
а) ген б) кодон в) генотип г) нуклеотид
9. Последовательность нуклеотидов из трех рядом расположенных нуклеотидов:
а) ген б) кодон в) генотип г) нуклеоид
10. Мономер ДНК - это:
а) аминокислота б) глицерин и жирные кислоты в) нуклеотид г) моносахарид
11. В состав ДНК входит типов нуклеотидов:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
12. Первый этап синтеза белка - это:
а) транскрипция б) трансляция в) редупликация г) кроссинговер
13. Первый этап синтеза белка происходит в:
а) цитоплазме б) ядре в) рибосоме г) митохондрии
14. Второй этап синтеза белка происходит в следующем органоиде клетки:
а) цитоплазма б) ядро в) рибосома г) митохондрия
15. Из ядра в цитоплазму информация о последовательности белка переносится в виде:
а) т-РНК б) и-РНК в) р-РНК г) ДНК
16. Перенос аминокислот к месту синтеза белка осуществляется:
а) т-РНК б) и-РНК в) р-РНК г) ДНК
17. Триплет, расположенный на «верхушке» т-РНК, соответствующий аминокислоте, которую он переносит называется:
а) кодон б) антикодон в) ген г) нуклеотид
18. Перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка - это:
а) транскрипция б) трансляция в) редупликация г) кроссинговер
19. Трансляция осуществляется с участием следующего органоида клетки:
а) рибосомы б) лизосомы в) комплекса Гольджи г) эндоплазматической сети
Ответы
Задание 3. Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка»
1. в
2. в
3. в
4. а
5. а
6. а
7. а
8. б
9. б
10. в
11. в
12. а
13. б
14. в
15. б
16. а
17. б
18. б
19. а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.
Коспект урока для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.
План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
Конспект урока биологи "Слуховой анализатор" (8 класс)
На уроке рассматривается строение слухового анализатора, гигиена органов слуха, приводятся интересные исторические факты....