Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_planirovanie.docx | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. О. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО _____ /______________/ Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /Мацегора С.В./ «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /ЗюзиковаЮ.М./ Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Биология»
для 5-А, 5-Б, 5-В, 5-Г
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час
Составитель программы: Чайченко Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория.
г. Троицк
2016-2017 уч.год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.№1577
- Образовательная программа МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора от « « « « г.
- Учебный план МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора от « « « « г.
- Примерная программа по учебному предмету В.В. Пасечника
- Учебно-методический комплекс
Программа, автор | класс | Учебник, издательство, год издания, уровень | Пособие для учителя, издательство, год издания | Пособие для учащихся, издательство, год издания | Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания |
“Биология”, В.В. Пасечник | 5 | Биология (бактерии, грибы, растения). ”ДРОФА” , 2013, рекомендовано Министерством образования и науки РФ | Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология (бактерии, грибы, растения). ”ДРОФА” , 2013 | Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс. “Экзамен”, 2013 | Н.А.Богданова Биология итоговая аттестация типовые тестовые задания 5 класс. «Экзамен», 2013 |
1.3Общие цели и задачи .
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях.
-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе.
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
1.4 Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Программа рассчитана на 34ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ-3;
экскурсия-1
лабораторных работ- 11 (8 оценочных и 3 неоценочных)
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
-- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
-- формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого;
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметных результатов:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
— описывать многообразие живой природы;
— определять царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— описывать основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— определять признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
—распознавать экологические факторы;
—описывать основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— работать с микроскопом;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
—описывать строение клетки;
—описывать химический состав клетки;
—описывать основные процессы жизнедеятельности клетки;
—распознавать характерные признаки различных растительных тканей.
—определять основные методы изучения растений;
—распознавать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—описывать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;
— описывать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся получат возможность научится:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
- Учебно-тематический план
№№ | Раздел программы | Количество часов | Направления проектной деятельности | Формы контроля |
1. 2. 3. 4. 5. | Введение Клеточное строение организмов Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения | 7 9 2 6 10 | Подготовка сообщений по темам. Готовят отчет по экскурсии Ведут дневник фенологических наблюдений. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Готовят сообщения по темам. Готовят сообщения. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Готовят сообщения. | Контрольная работа (вводный контроль) Контрольная работа (рубежный контроль) Обобщение по темам: «Царство Бактерии», «Царство Грибы» Итоговая контрольная работа. |
Корректировка примерной/авторской программы (при необходимости)
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Биология – наука о живой природе. | 1 | Фронтальная беседа. |
2. 2. | Методы исследования в биологии. | 1 | Фронтальная беседа по вопросам в конце параграфа. |
3.3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | 1 | Беседа по вопросам в конце параграфа. |
4.4. | Среды обитания живых организмов. | 1 | Ответы учащихся у доски. |
5.5. | Контрольная работа №1. | 1 | Вводный контроль. |
6.6.
7 7. 7. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. ЛР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». | 1 | Ответы учащихся у доски. |
Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | Творческая работа. | |
8. | Устройство увеличительных приборов. ЛР№2 «Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы». | 1 | Заслушивание и обсуждение отчетов учащихся о выполнении заданий на экскурсии. |
9. | Строение клетки. | 1 | Ответ учащихся у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с лупой и микроскопом. |
10. | ЛР №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | 1 | Ответ учащегося у доски с использованием таблицы. |
11. | Пластиды. ЛР №4 «Приготовление и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата». | 1 | Ответ учащегося у доски с демонстрацией последовательности действий при подготовке микропрепарата и изучения его под микроскопом. |
12. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 | Ответ учащихся у доски. |
13. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. ЛР №5 «Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи». | 1 | Фронтальный опрос с использованием таблиц. |
14. | Жизнедеятельность клетки: деление, рост, развитие. | 1 | Ответы учащегося у доски. |
15. | Ткани. ЛР №6 «Растительные ткани под микроскопом». | 1 | Ответы учащихся у доски. |
16. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов». | 1 | Контрольная работа. |
17. | Строение и многообразие бактерий. | 1 | Ответ учащегося у доски. |
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Фронтальная беседа. |
19. | Грибы, их общая характеристика. | 1 | Ответы учащихся у доски. |
2 20. | Шляпочные грибы. | 1 | Ответы учеников у доски. |
21. | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | Ответ учащегося у доски. |
22. | ЛР №7 «Особенности строения мукора и дрожжей». | 1 | Фронтальный опрос. |
23. | Грибы-паразиты. | 1 | Ответ учащегося у доски. |
24. | Обобщающий урок. | 1 | Обобщение материала. |
25. | Ботаника – наука о растениях. | 1 | Фронтальная беседа. |
26. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. ЛР №8 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». | 1 | Фронтальная беседа. |
27. | Роль водорослей в природе жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | Ответ учащихся у доски. |
28. | Лишайники. | 1 | Ответ учащихся у доски. |
29. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. ЛР№9 «Строение мха и папоротникообразных». | 1 | Опрос у доски, работа по дидактическим карточкам. |
30. | Голосеменные растения. | 1 | Опрос учащихся у доски. |
31. | Покрытосеменные растения. | 1 | Работа с дидактическими карточками. |
32. | ЛР№10 «Строение хвои и шишек хвойных» ЛР№11 «Строение цветкового растения». | 1 | Фронтальный опрос. |
33. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | Фронтальный опрос. |
34. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа. |
- Материально-техническое обеспечение программы
Учебник В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений .-М.:Дрофа, 2013.-141с.
Методическое пособие В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл.-М.-Дрофа,2013.-91с.
Рабочая тетрадь Н.В.Преображенская Рабочая тетрадь по биологии 5 класс.-М:Экзамен,2013.-63 с.
Электронное приложение ww.drofa.ru
Натуральные объекты:
Гербарии: основные группы растений, селькохозяйственные растения
Коллекции:
Голосеменные растения, комплекты микропрепоратов, наборы муляжей по ботанике (плоды, фрукты, овощи, грибы)
Приборы:
Раздаточные: ручная лупа, микроскопы.
Демонстративные: набор химической посуды и принадлежности по биологии для демонстративных работ, штатив лабораторный.
Лабораторные: набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.
Демонстрационные печатные пособия: комплект таблиц «Ботаника. Грибы Лишайники. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения»
Портреты биологов.
Дидактические материалы: раздел растения.
Мультимедийные средства компат диски, кассеты.
Технические средства: компьютер, телевизор, видиоплеер, проэктор.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса на конец года.
Ученик научится:
Определять понятия «биология», «экология», «биосфера».
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.
Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение».
Характеризовать основные методы исследования в биологии.
Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.
Ученик получит возможность научится:
Анализировать признаки живого.
Составлять план параграфа.
Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Анализировать связи организмов со средой обитания.
Владеть таким видом изложения текста, как повествование.
Получать биологическую информацию из различных источников.
Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы текстом учебника.
Характеризовать влияние деятельности человека на природу.
Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя.
Оформлять отчет.
- Контроль уровня обученности
- Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Отметку «5» — получает ученик , если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе,
допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный
полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение
на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях.
Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит
собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям
учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и
объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям
программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и
1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5
недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный,
но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке
правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не
умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям
программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов
обучающегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)
- Приложения (пакет контрольно-измерительных материалов)
Н.А.Богданова Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс. «Экзамен», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС Н.И.Сонин концентрический курс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, подробное содержание программы и тематическое планирование в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю....
рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОСам
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС общего образования. к Линии учебников под редакцией В.В.Пасечника ...
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе ФГОС. Относится к концентрическому курсу "УМК Сфера жизни"....
Рабочая программа по биологии 5 класс (по ФГОС)
Рабочая программа сорставлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК В.В. Пасечник....
рабочая программа по биологии 7 класс по фгос 2017-2018г.
рабочая программа по биологии к учебнику Пономарева...
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"...
рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"
рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"...