Рабочая программа к учебнику для 7 класса Шереметьева А.М., Д.И. Рокотова М. : Академкнига 1 час в неделю
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Михеева Лариса Анатольевна

Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 -7 классов

(ФГОС ООО)

Рабочая программа разработаны на основе Примерной основной образовательной программы

образования, одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и авторской программы В. А. Самковой, Д.И. Рокотовой,

требованиям федерального государственного образовательногоосновного общего образования (2010 г.).

Курс биологии в 5 классе открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и

опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего курса «Биология»структурировано в соответствии с тремя

содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация

живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даѐт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели и задачи курса:

познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены

ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных

умений, связанных с выполнением учебного исследования;

развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости

получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания

ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью

окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания.

Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся

устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание строится на основе деятельностного подхода.

Учащиеся вовлекаются исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Для реализации данной программы используются следующий учебно-методический комплекс:

6 кл Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Биология.- М.:Академкнига/Учебник. 2015г

7 кл Шереметьева А.М., Рокотова Д.И. Биология (в 2-х частях). 7 кл. - М.:Академкнига/Учебник.2016г

Количество часов в год: 6 класс – 35 часов, 7 класс – 35 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  • Нормативная база преподавания предмета:

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Учебный недельный план в 7-х классах  МАОУ «СОШ № 1» на 2017 – 2018 учебный год.

  • Учебники и УМК:

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

- Лапшина В.И. Биология. 7 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2013  

- Учебник для 7 класса в 2 частях, часть 1 /Шереметьева А.М., Д.И. Рокотова 2 издание стереотип. М. : Академкнига/Учебник, 2017. — 240 с. : ил.

- Учебник для 7 класса в 2 частях, часть 2 /Шереметьева А.М., Д.И. Рокотова  2 издание стереотип. М. : Академкнига/Учебник, 2017. — 144 с. : ил.

  • Общая характеристика предмета биологии 7 класса

Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

 В 5–6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. которые в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек.

В 7–8 классах учащиеся  получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии грибов, растений, животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они  узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы и природопользования, сельскохозяйственного производства и медицины, биотехнологии и других отраслей народного хозяйства.

  • Основными целями курса являются:

- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.

  • При изучении курса решаются следующие задачи: 

познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

- систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;

-продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);

- продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

II. Результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями  ФГОС  изучение биологии в 7 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  • Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации,

—использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— работать со всеми компонентами текста;

— составлять простые и сложные планы текста;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

  • Личностные результаты

— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для оказательства, так и для опровержения существующего мнения;

— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

  • Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;

— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;

— общие признаки жизнедеятельности клеток;

— значение деления клеток;

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий;

— роль бактерий в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;

— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;

— разнообразие и распространение грибов и лишайников;

— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;

— роль растений в биосфере и жизни человека.

— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;

— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;

— условия, необходимые для прорастания семян;

— способы распространения плодов и семян.

— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;

— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;

— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.

—три группы экологических факторов;

— основные экологические группы растений;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;

— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;

— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

—отличать грибы от других живых организмов;

— различать съедобные и ядовитые грибы;

— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

— давать общую характеристику растительного царства;

— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);

— сравнивать представителей разных и систематических групп;

— объяснять значение растений в биосфере.

— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;

— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;

— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений.

— давать характеристику периодов развития семенных растений;

— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп.

—осуществлять морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.

—приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;

— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;

— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.

III. Содержание учебного предмета 

Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «Биология. 7 класс» Шереметьева А.М., Д.И. Рокотова,  2 издание стереотип. М. : Академкнига/Учебник, 2017. в 2-х частях   (35ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Клеточное строение организмов (2 ч)

Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функцииосновных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз. Одноклеточные и  ногоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация

Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.

Лабораторные и практические работы

Химический состав семян.

Исследование свойств некоторых органических веществ.

Строение растительной клетки.

Клетки мякоти  плода помидора.

Тема 2. Многообразие живых организмов. (11ч)

Царство Бактерии

Строение  бактерий. Неподвижные и подвижные  формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность  бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование.

Распространение  бактерий. Значение  бактерий в природе и жизни человека. Образование                                                                                                                                                    кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение  атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных  ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.

Болезнетворные  бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение бактерии  сенной палочки.

Изучение бактерии картофельной  палочки.

Изучение молочнокислых  бактерий.

.

Царство Грибы

Промежуточное положение  грибов между растениями и животными. Сходство  грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные  и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение  шляпочных  грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые  грибы. Размножение грибов. Питание грибов. Грибы-сапротрофы :  мукор  (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты:  хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза. Съедобные грибы. Ядовитые  грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов. Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение  лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.

Лабораторные и практические работы

Строение  плодовых тел шляпочных грибов.

Выращивание белой  плесени мукора*.

Строение  дрожжей и плесневого гриба мукора.

Распознавание  съедобных и ядовитых грибов*.

. Царство Растения

Значение  растений в природе и жизни  человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода,  свет,  температура. Отличительные признаки растений. Систематика  растений. Появление тканей в процессе  эволюции.  Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Вегетативные  и генеративные  органы. Развитие вегетативных органов.  Растительный организм как целостная система. Водоросли. Общая  характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание  и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные  водоросли (Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение. Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение. Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец. Отдел Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные — самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение.Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных:деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторные и практические работы

Одноклеточные  зеленые водоросли.

Многоклеточная  зеленая водоросль спирогира.

Строение  зеленого мха*.

Поглощение  сфагнумом воды.

Строение  хвоща.

Строение спороносящего  папоротника*.

Внешнее строение  побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои*.

Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений  (9ч)

Корень.  Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и мочковатая.  Зоны молодого корня. Видоизменения корней.  Значение  корня. Корневое (минеральное, почвенное) питание.  Почва. Плодородие почвы. Удобрения:  органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление. Побег. Общая характеристика, особенности  строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные) . Почка —зачаточный побег.  Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста  стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Стебель — осевая часть  побега: строение и  функции.  Значение стебля. Строение  стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование  листа. Многообразие листьев по форме листовой  пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая  мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые. Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат  фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений.  Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт  воды и минеральных веществ. Транспорт органических веществ. Строение цветка.  Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, опыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление. Семя — генеративный орган  растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя.  Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых  растений. Посев семян. Подземное и  надземное прорастание. Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односемянные   и  многосемянные.  Сочные плоды:  односемянные  и многосемянные.  Распространение плодов и семян.

Лабораторные и практические работы

Корневой  чехлик и корневые волоски*.

Строение  почек.

Видоизменения  побегов*.

Макроскопическое  строение стебля.

Микроскопическое  строение стебля.

Строение  кожицы листа.

Клеточное  строение листа.

Строение  цветка.

Строение  семени двудольных растений*.

Строение семени однодольных  растений.

Тема 6. Размножение  растений   (6 ч)

Размножение как  одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое  размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение  мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение  папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского. Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный  цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки  сосны.  Опыление. Оплодотворение. Созревание семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение. Рост растения. Развитие  растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.

Лабораторные и практические работы

Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).

Тема 7. Многообразие  цветковых растений   (3 ч)

Классы покрытосеменных  растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс  Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные:  семейства Злаки, Лилейные, Луковые.

Важнейшие сельскохозяйственные  растения, их значение и биологические основы выращивания  (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).                                                                                                                                                                                    

Лабораторные и практические работы

Строение  шиповника.

Строение  пшеницы (ржи, ячменя).

Распознавание  наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического  положения*.

Тема 8.  Экология  и развитие растительного мира  (3 ч)

Организм  и среда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.

 Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.

Растительные  сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ. Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.

 Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений. Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы людей планеты. Красная  книга. Охраняемые территории.

Экскурсии

Природное  сообщество и человек.

Лабораторные работы

ЛР1. «Химический состав семян»  дом.раб.

ЛР-2. «Строение растительной клетки»

ЛР-3. «Клетки мякоти плода томата».

ЛР-4. «Бактерия сенной палочки»

ЛР-5. «Изучение молочнокислых  бактерий»

ЛР-6. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

 ЛР-7.«Строение дрожжей и плесневого гриба мукора»

ЛР-8.   «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

ЛР-9. «Изучение таллома лишайника»

ЛР-10. «Одноклеточные зеленые водоросли»

ЛР-11.«Многоклеточная  зеленая водоросль спирогира»

ЛР-12.  «Строение зеленого мха»

ЛР-13. «Строение спороносящего  папоротника»

ЛР-14. «Внешнее строение сосны и ели. Мироскопическое строение хвои»

ЛР-15. «Корневой чехлик и корневые волоски»

ЛР-16. Демонстрация разных удобрений

ЛР. 17«Строение почек»   дом.раб.

 ЛР-18. «Видоизменения побегов»   дом.раб.

ЛР-19.  «Клеточное строение листа»

ЛР-20. «Строение кожицы листа»

ЛР-21. «Строение цветка»

ЛР-22. Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

ЛР-23. «Строение семени двудольных растений»     дом.раб.

ЛР-24. «Изучение условий, необходимых для прорастания семян»    дом.раб.

 ЛР-25.  Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны».

ЛР-26. «Размножение растений листьями»   дом. раб.

ЛР-27. «Строение шиповника»

ЛР-28. «Строение пшеницы»

Контрольные  работы (тестирование) по разделам:

Контрольная работа №1  по теме «Многообразие живых организмов».

Контрольная работа №2 по темам «Строение и жизнедеятельность цветковых растений», «Размножение  растений».

Итоговый  контрольный урок  по курсу биологии 7 класса «Растения, грибы, бактерии».

Темы проектных и исследовательских работ для 7 класса

1. Шляпочные грибы (летняя исследовательская работа).

2. Трутовые грибы (летняя исследовательская работа).

3. Движение растений (экспериментальная работа).

4. Моховидные (летняя исследовательская работа).

5. Составление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием (осенний проект).

6. Изучение формы пыльцы цветков разных растений.

7. Определение всхожести семян.

8. Изучение условий, необходимых для прорастания семян.

9. Создание коллекции семян дикорастущих и культурных растений (осенний проект).

10. Изучение роста корней растений.

11. Изучение роста побега.

12. Изучение влияния прореживания на развитие и урожай  моркови (летняя исследовательская работа).

13. Цветочные часы (летний проект).

14. Выращивание папоротника из спор (групповой проект).

15. Размножение растений листьями (листовыми черенками).

16. Черенкование  комнатных растений.

17. Влияние запаса питательных веществ в посадочном материале на развитие и урожай картофеля (летняя исследовательская работа).

18. Выращивание сосны и ели из семян и использование выращенных проростков для озеленения (групповой проект).

19. Охраняемые территории своей области (республики, края) (групповой проект).

20. Растения тропинки (летняя исследовательская работа).

21. Составление гербария однолетних растений в разные периоды их роста: всходы, образование побегов, появление бутонов, цветение, плодоношение (летний проект).

22. Изучение состояния растительного покрова  (групповой проект).

23. «Вырасти дерево»  (групповой проект).

Календарно- тематическое планирование

IV. Календарно-тематическое планирование. № п/п

Тема раздела, урока

Количество часов по рабочей программе

Количество часов по авторской программе

Дата

Тип урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Тема 1. Клеточное строение организмов

2 ч

  1. 1

Химический состав клетки. Лабораторная работа №1Строение растительной клетки»«Химический состав семян».

1

Лабораторная работа

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки строения клетки

  1. 2

Строение клетки. ЛР-2. «Строение растительной клетки». Жизнедеятельность клетки. ЛР-3. «Клетки мякоти плода томата». Одноклеточные и многоклеточные  организмы.

1

комбинированный

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на наглядных пособиях и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Обсуждают значение процесса деления клетки. Сравнивают одноклеточные и многоклеточные организмы. характеризуют значение специализации клеток в теле многоклеточного организма. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 2. Многообразие живых организмов.

11 ч

  1. 3

. Царство Бактерии.

Строение бактерий

1

Лабораторная работа

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки бактерий. характеризуют строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий. Дают оценку значения бактерий в природе и жизни человек. Формулируют основные методы профилактики инфекционных заболеваний. Работают с текстом и иллюстрациями учебника

  1. 4

Царство Грибы

Общая характеристика грибов:строение и размножение.

1

Лабораторная работа

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности. Распознают на живых объектах и наглядных пособиях съедобные и ядовитые грибы.

  1. 5

Строение лишайника, их разнообразие.

1

комбинированный

Приводят общую характеристику лишайников. Сравнивают строение кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на наглядных пособиях и в живой природе. Оцениваю

  1. 6

 Царство Растения

Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. Отличительные  признаки растений. Систематика растений

1

комбинированный

Определяют понятия, формируемые в ходе изучениятемы

. Характеризуют основные черты организации растительного о

  1. 7

Ткани растений. Органы высших  растений. Растение как целостный  организм .

1

комбинированный

Выясняют особенности появления тканей, составляют таблицу по выяснению функций тканей. Получают представление о особенностях жизнедеятельности

  1. 8

Водоросли. Общая характеристика. Общая характеристика водорослей.

Многообразие и значение водорослей.  

1

комбинированный

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человек

Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей.

  1. 9

Отдел Моховидные. Лабораторная работа  «Строение зеленого мха.»

1

Лабораторная работа

Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных

  1. 10

Папоротникообразные

1

комбинированный

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных

  1. 11

Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 9« Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»

1

Лабораторная работа

Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая их прогрессивные черты. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, наглядные пособия и гербарные образцы.

  1. 12

Отдел Покрытосеменные.

1

комбинированный

Получают представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая их прогрессивные черты. характеризуют растительные формы и объясняют значение  покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

  1. 13

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов».

1

тест

Тема 3. Строение и жизнедеятельность цветковых растений.

  1. 14

Корень. Корневое питание. Корневое питание.

 Минеральное питание растений. ЛР-16. Демонстрация разных удобрений.

1

Лабораторная работа

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Анализируют строение корня, виды корней и типы корневых систем

Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений

  1. 15

Побег: строение и ветвление. Почка. ЛР. «Строение почек». Стебель – осевая часть побега: строение и функция. ЛР-17. «Видоизменения побегов».

1

комбинированный

Анализируют строение, многообразие, видоизменения и функции побега, стебля, листьев..

  1. 16

Лист: внешнее строение и функции. Многообразие листьев. Внутреннее строение листа. ЛР-18.  «Клеточное строение листа». Видоизменение листьев. ЛР-19. «Строение кожицы листа».

1

Лабораторная работа

Определяют обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

  1. 17

Фотосинтез — воздушное питание растений.

1

комбинированный

Определяют обязательные условия для осуществления фото-

синтеза и результат фотосинтеза.

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и

жизни человека. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания.

  1. 18

Газообмен и испарение воды у растений.

1

Лабораторная работа

Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

  1. 19

Лабораторная работа № 15«Строение цветка».

Симметрия цветка, формула. Соцветия.

1

Лабораторная работа

Анализируют строение, многообразие, видоизменения и функ-

ции цветков. 

  1. 20

Цветение. Опыление. ЛР-21. Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

1

Лабораторная работа

Знакомятся с типами опыления, Работают с текстом и иллюстрациями учебника

  1. 21

Семя, строение и многообразие Лабораторная работа № 16 «Строение семени двудольных растений», Прорастание семян

1

Лабораторная работа

Анализируют строение многообразие, видоизменения и функции семян, строение семян однодольных и двудольных растений Выполняют лабораторную работу. Определяют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ. Характеризуют способы распространения плодов и семян

  1. 22

Плод. Распространение плодов и семян и значение плодов.

1

комбинированный

Характеризуют способы распространения плодов и семян. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 6. Размножение растений

  1. 23

Размножение как одно из основных свойств живой материи. Значение размножения. Типы размножения. Размножение водорослей.

1

комбинированный

Выполняют тест, обобщают знания. Знакомятся с дополнительным

материалом. Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности и объясняют значение бесполого размножения. Сравнивают бесполое и половое размножение. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения

  1. 24

Размножение мхов и папоротников.

1

комбинированный

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым.

Анализируют жизненные циклы семенных растений.

  1. 25

Размножение голосеменных растений.Лабораторная работа № 17«Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

1

Лабораторная работа

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические работы.

  1. 26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

комбинированный

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

  1. 27

Половое размножение покрытосеменных растений

1

комбинированный

Объясняют значение полового размножения для развития органического мира. Объясняют значение чередования поколений у растительных организмов.

  1. 28

Контрольная работа по темам «Строение и жизнедеятельность цветковых растений», «Размножение  растений».

1

Тема 7. Многообразие цветковых растений.

  1. 29

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные,  Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные

1

комбинированный

Характеризуют особенности растений, принадлежащих к

разным семействам. Описывают

представителей покрытосеменных растений, используя живые

объекты, таблицы и гербарные образцы.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным

материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

Объясняют значение

покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

  1. 30

Класс Однодольные. Семейства Злаки, Лилейные, Луковые

1

комбинированный

  1. 31

Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение

1

комбинированный

Объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Тема 8. Экология и развитие растительного мира

  1. 32

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Основные экологические группы растений

1

комбинированный

Характеризуют три группы экологических факторов. Приводят примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы. Описывают особенности основных экологических групп р

  1. 33

Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ.

Растительность природных зон.

1

комбинированный

Определяют принадлежность растений к той или иной экологической группе. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Сравнивают типы растительных сообществ. Характеризуют закономерно. Характеризуют распространение растений в различных природных зонах Земли. Объясняют причины различий в составе фитоценозов разных природных зон.

  1. 34

Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений и растительных сообществ.

1

комбинированный

Называют основные этапы развития растительного мира. Знакомятся с дополнительным материалом. Определяют растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу. Доказывают необходимость охраны природы в мировом масштабе.

  1. 35

Итоговый  контрольный урок  по курсу биологии 7 класса «Растения, грибы, бактерии».

комбинированный

Повторяют и обобщают полученные знания по изученным темам.

        Тематические вставки по профилактике ПАВ

  1. 1 четверть тема «Грибы» - Галлюцинации
  2. 4 четверть  тема «»Многообразие Покрытосеменных растений» - Ядовитые растения Пермского края.

Практико- ориентированные задания предусмотрены при изучении тем:  Химический состав семян, Изучение молочнокислых бактерий, Распознавание ядовитых и съедобных грибов, Изучение условий для прорастания семян, Размножение растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС Самкова В.А., Рокотова Д.И.

Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. :            учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. С...

Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2020 г

Рабочая программа для 7 класса по алгебре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), из расчёта 3 часа в...

Рабочая программа к учебнику Геометрия 7-9 Атанасян 7 класс 2 ч в неделю (Базовый уровень) 2020 г

Рабочая программа для 7 класса по геометрии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), из расчёта 2 часа...

Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2022 г

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...

Рабочая программа к учебнику Геометрия 7-9 Атанасян 7 класс 2 ч в неделю (Базовый уровень) 2022 г

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...