В мир природы
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
В ходе игры учащиеся закрепляют и углубляют знания по теме растительный и животный мир, развивают при этом творческие способности при чтении стихов, выполнении практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mir_prirody.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Хакасия
Муниципальное образование Усть-Абаканский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вершино-Биджинская средняя общеобразовательная школа»
Номинация:
эколого - биологическая
«В мир природы»
( игра – путешествие)
Автор-составитель:
Учитель биологии и экологии:
Филатова Галина Тихоновна.
Адрес: 655135, Республика Хакасия,
Усть-Абаканский район,
с. Вершино-Биджа, ул. Школьная, д. 21,
телефон: (8 – 39032) 2-73-16
с. В-Биджа
20017—2018 учебный год
Содержание:
I. Введение
1.Подготовительный этап игры.
2.Театрализованное выступление
II. Основная часть
1.Проведение игры-путешествия.
2. Проведение викторины.
III. Заключение
1.Подведение итогов игры.
2.Награждение команд.
3.Исполнение стихов о природе.
IV. Литература
V. Приложение
-2-
Объяснительная записка
Экологическое мероприятие:
«В мир природы».
(Игра – путешествие.)
Цель мероприятия: развитие кругозора учащихся, убеждение учащихся в необходимости бережного отношения к природе в целом.
Задачи: углубить знания учащихся по теме растительный и животный мир, развивать творческие способности, учить работать в группе, развивать познавательный интерес к предметам, пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить, правильно с ней общаться.
Метод проведения: игра-путешествие.
Возраст детей: 5-8 классы (12-14 лет)
Условия проведения: класс делится на команды для проведения игры – путешествия, оформляются маршрутные листы, куда выставляются баллы за конкурсы; готовится костюмированная театрализованная группа из ребят старших классов.
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, презентации (фильмы) о природе, диски с записями звуков природы, с музыкальными произведениями русских композиторов « Вальс цветов» , « Времена года» П.И.Чайковского,
Оформление: стенды с картинами и фотографиями природы России и Хакасии, стенд « Растения и животные Красной книги Хакасии», рисунки учащихся на тему «Природа моей малой Родины», плакаты: « Судьба природы – наша судьба»,
Методические советы на подготовительный период: проводится в месячник биологии и экологии. Желательно мероприятие проводить в актовом зале, либо на природе (в парке, на пришкольном участке). В зависимости от условий школы можно провести КВН, викторину. Для проведения игры выбираются команды по 5-6 человек. Оформляются маршрутные листы для каждой команды. По сигналу команды отправляются в путешествие. Время 10-15 мин. Можно ехать поездом, держа друг друга за локти, издавая звуки передвижения. Ведущий, лесной царь Берендей, со своей свитой приветствует ребят, раздает (командам) маршрутные листы, где указаны этапы (станции), номера заданий, оценка, подпись судьи. Внизу листа – общий итог. Для проведения театрализованного выступления лучше взять ребят постарше(8-10 класс), которые смогли бы более артистично преподнести тематику и главную идею мероприятия. Старшеклассники должны хорошо декламировать стихи русских и хакасских поэтов о природе, уметь заинтересовать зрителей интересными и занимательными фактами из жизни растений и животных, создать эмоциональный настрой мероприятия, передать им любовь и уважение к своей малой Родине.
-3-
Программа проводимого мероприятия:
- Подготовка команд
- Оформление маршрутных листов.
- Театрализованное выступление учащихся.
- Проведение игры (работа по ситуациям).
- Проведение викторины (работа с залом).
- Подведение итогов игры.
- Награждение команд.
- Заключение (исполнение стихов или песен о природе.)
-4-
Сценарий мероприятия:
Ход мероприятия:
Звучит музыка «лесной марш».
Учитель: Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Лесовик: Добрый день! Мое почтенье!
Я хочу напомнить вам,
Что сегодня в день осенний
Мы проводим карнавал!
Вот перед вами тропинка лежит,
Улица в поле дорогой бежит.
Шли по дороге мы, к лесу пришли,
Где клены шумели, ромашки цвели.
Сразу дорого сказкою стала,
Тропкой в лесную чащу вбежала.
Шли по тропе мы солнце светило,
Много чудес нам тропинка открыла.
(Выходит тропинка, костюм зеленый с черно-коричневой полосой)
Тропинка: Вот березы и рябины вдоль дороги встали в ряд.
И березку молодую, и кустарник и траву –
Беззаветно все люблю я, все я родиной зову!
(Группа ребят в костюмах)
Тропинка:
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу - потеплей,
Березка тонкие косы
Развесила с тонких ветвей.
Березка: Вся в белое платье одела,
В сережках в листве кружевной
Встречаю я, осень златую
На опушке лесной.
-5-
Лесник: Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
А сколько орехов и ягод,
Так, пожалуй, считать – не сочтешь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Берендей. Пойдемте, друзья, по тропинке знакомой,
Где летней порой мы ходили не раз.
Ходили мы полем цветущим, зеленым –
Ни поле, ни лес не узнаешь сей час.
Трава пожелтела, и солнце остыло,
Цветы растеряли свои лепестки...
Прозрачными стали деревья густые –
Их листья осыпались в волны реки.
Осыпались листья, плывут челноками,
Река их качает с волны на волну.
Мы вслед им посмотрим, помашем руками,
И вскоре опять повстречаем весну.
(Дается сигнал «Поехали», команды отправляются по своим маршрутным листам).
Станция «Зеленый друг»
- Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? (в Хакасии, в нашем селе.) Какие из них вы знаете?
- Чем ценится древесина лиственницы? (устойчива против гнили, поэтому применяется для подводного строительства, в производстве самолетов, кораблестроении).
- Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца.)
- Почему у сосны с лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение).
- Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах живут птицы, летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
- Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
- Какое дерево цветет позднее всех? (Липа)
- Какое дерево называют северной мимозой? (кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои листочки).
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
- Съедобен ли дождевик? (молодые грибы едят).
-6-
- В какое время суток лучше всего отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий).
- Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз).
Станция «Лесная аптека»
- Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество).
- Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту).
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).
- Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар листьев и цветов – хорошее средство от кашля).
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана . Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице).
- Какие болезни лечит наша красавица береза? (Березовые почки используют как мочегонное средство).
- Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов).
- Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки – в начале цветения, корни и корневища – весной или осенью, листья - в сухую погоду).
- Черемуха – любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используются как укрепляющее и вяжущее средство).
И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка).
- Чем знаменита пастушья сумка? (настои и препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты).
- Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине? (Полынь. Ее издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшают аппетит и пищеварение).
-7-
Станция «Остроглаз»
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно как лоток, у сороки – круглое, с крышей).
- Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое).
- Какие птицы прилетают к нам в Хакасию весной раньше, стрижи или ласточки? (Ласточки, т.к. они могут ловить насекомых у земли, а стрижи только в воздухе).
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
- У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? Голодные птенцы, привлекают птиц-родителей красным клювом (сигнал тревоги),суют корм в раскрытый клюв птенцов.).
- На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дятел весной пил березовый сок)
- Кто кукует у кукушки? (Самец)
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (клюкву, бруснику).
- Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу).
- Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель).
- Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (медуница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно увидеть на стебельке голубые, синие, фиолетовые).
- Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков).
- Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухи, вместе с листьями выводится из дерева вредные вещества).
- Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними ? (Они самые молодые и дольше живут.)
- У каких растений семена имеют « парашютики», для чего? (Одуванчик, тополь, ива, для лучшего переноса семян ветром).
Станция «Маленькие тайны природы»
- Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пенницы, или слюнявницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество).
- «Летят паутины над сонным жнивьем» (М.Исаковский) Объясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити – это паутина, на которой летят маленькие паучки осенью).
- Всегда ли ящерица, схваченная за хвост сбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль даже слабую).
- Какое дерево «переодевается», становится то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может происходить даже в безветренную погоду, т.к. черенок листа в верхней части сильно сплющен).
-8-
- Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение).
- Как называется гнездо белки? ( Гайно . Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью).
- Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы число, туалет – глубокая яма – устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).
- На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, освобождая его от паразитов).
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав птицы не клюют яркого жучка).
- Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза. Она съедает за день пищи в несколько раз больше собственного веса.)
- Куда исчезают жабы и лягушки зимой? (Спят)
- Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют за собой пахучий след и по ним возвращаются, как бы далеко они не отползали от муравейника )
Станция «Охрана природы»
- Почему нельзя разрушать и уносить домой лесную подстилку? (Она образована из лежачих листьев, они образуют защитный слой для личинок и живущих в земле насекомых, предохраняют почву от заморозков и жары.)
- Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и постилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет).
- Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух).
- Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, зверюшек -искать укромные места).
- Вы увидели гнездо птицы. Как его сохранить? (не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не брать в руки яиц и птенцов.)
- Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец беспомощен, а значит умрет)
- Почему к весеннему шмелю нужно относиться осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)
- Каковы причины лесных пожаров? (непотушенный костер, окурок, молния, спички).
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота).
-9-
Станция «Бюро погоды»
- Какая будет погода?
- Рыба не клюет, она сыта.
- Пчелы сидят в улье и громко гудят.
- Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
- Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
- Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.
- Ласточки летают на самой землей.
- Куры купаются в земле, воробьи нахохлились.
- Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
- Крот нагребает высокие холмики.
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
(все это признаки ухудшения погоды).
- Какая будет погода?
- Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из улья пчелы.
- Ласточки и стрижи летают высоко.
- Комары-толкуны толкутся столбом.
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
- Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
- Соловей поет все ночь
- Птицы весело поют
- Раскрыты цветы кувшинки.
- Голуби разворковались.
- Паук усиленно плетет сеть.
(Это признаки хорошей погоды).
В конце повести итоги: « Что вы сделали по охране природы?»
Для всех в зале провести викторину (работа с болельщиками.)
Эколого-биологическая викторина.
1. Не могли бы угадать вы,
Почему здесь нет травы?
А ее так много рядом:
Не окинешь даже взглядом?
(Под густыми кронами ели недостаточно света необходимого для жизни зеленых растений)
2. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью.
Дайте правильный ответ,
Кто своей добьется цели?
(Победит ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит).
-10-
3. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь,
Я люблю в тени таиться
И название .... (Кислица)
(Кислица – растение, не требующее большого количества света).
4. Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник).
(Благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
5. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины).
6.Разреши такой вопрос:
До сучков ты здесь дорос.
А пройдет 15 лет,
Ты достанешь их иль нет?
(Сучки останутся на прежнем уровне от земли, т.к. ствол удлиняется лишь за счет верхушечных побегов).
7. Почему расту уродом,
Ствол один сменив на два,
Чтобы быть вполне пригодной
На простые лишь дрова?
(Сломанный ствол ели заменили две боковые ветки, изменившие вертикальное положение на горизонтальное)
8.Я ответ у вас найду
Вам подумать лишь придется,
Что имели вы в виду
Говоря: « Крапива жжется»?
(Острые волоски крапивы вонзаются в поры кожи и обламываются, содержащаяся в них муравьиная кислота вызывает ощущение ожога)
-11-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель биологии:
Вот и подошло к завершению наше с вами путешествие « В мир природы».
В ходе игры вы показали, что владеете знаниями, практическими навыками охраны природы, которые будете применять в повседневной жизни. Вы еще раз доказали, что вы, бережно и с любовью относитесь к природе в целом и к каждому уголку нашей малой Родины. Ведь именно любовь помогает людям увидеть и понять всю красоту природы, учит заботиться о ней и сохранять её.
Никогда не забывайте, Природа- это наш друг, без которого жизнь человека была бы просто невозможна. Поэтому, давайте жить в гармонии с природой.
Давайте вспомним народную притчу. Завистник, решив уронить честь мудреца, посадил в ладонь бабочку, спросил: « Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка? Живая или мертвая?» А сам подумал: « Если мудрец скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если – мертвая, я раскрою ладони, и она улетит». А мудрец ответил: « Все в твоих руках».
Бабочка- символ красоты, гармонии и хрупкости нашей природы.
Только все вместе мы сможем сберечь нашу Землю. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. Все в наших руках.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой, давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна. ( В. Шефнер).
-12-
Стихи русских и хакасских поэтов о природе.
1 Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус, шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травках, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
2 Береза.
Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит?
Кто б ответить мне помог?
Почему березка плачет?
Кто ее обидеть мог?
Отчего так горько белой,
Хоть кругом звенит весна.
Если говорить умела,
Рассказала бы она.
Отчего березка плачет?
Я ответ теперь нашел,
Ведь какой-то глупый мальчик
У березки ранил ствол.
3. С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок. (Р.Гамзатов)
-13-
4. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты. (Т. Собакина).
5.
Не рубите березу,
Не пилите дрова-
Запрокинулась ясеня
От любви голова.
Они нежно ветвями
Обнялись до утра,
И приводит их в трепет
Звонкий стук топора.
Я не выкажу горя
И не выплачу слез,
Все, что было, запомню
У весенних берез.
Через снежные вьюги,
Обложные дожди
Я тебя заклинаю:
Ты меня подожди.
Не рубите березу,
Не пилите дрова
И в душе сохраните
Нежных чувств острова. (В. Лебедев).
6. Моя Хакасия.
Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей. ( М.Е. Кильчичаков)
-14-
7. Здесь природа не знает тебя, человек,-
Спит медведем да ходит тайменем
В светлых струях стремительных рек
И по кругу здесь движется время!
Здесь играет с пушистою белкой тайга
И под ноги себе рассыпает бруснику.
Долгой песней себя усыпляет пурга,
Здесь природа сама себе снится. (М.Р. Баинов).
8. Из трав здесь – запах земляники!
В кругу берез, в тепле полян
Я закружусь, такое выкину,
Что кто увидит, скажет: пьян…
Здесь встану, и к моим коленям
Прижмется по цветку. Я - гость…
Здесь звезды Марьиных кореньев-
Зеленых карамелек горсть! ( А.П. Кыштымов).
-Жюри подводит итоги мероприятия и награждает команды (приложение)
-15-
Список литературы:
1.Балбышев И.Н. Лесные встречи. Л., 1981; Родная природа. Л.,1975;Из жизни леса, Л.,1987.
2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Л., 1984.
3.Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. М.,1987.
4.Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. М.,1985.
5.Стрижев А.Н. Календарь русской природы. М.,1981.
6.Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. Волгоград: Учитель,2006.
7.Касаткина Н.А.Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель,2002.
-16-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
- Мне нравится (1)