РП Биология 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
РП биология 8 класс автор учебника Константинов В.М
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_klass_biologiya_2018-19.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению Руководитель ШМО _______________/__Лавреева Н.А.______ Протокол № ___ от «___»__________2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ ДСОШ №1 _____________/ Тищенко Г. И. Приказ № _160-од_ от «_28» августа 2018 г. |
Рабочая программа
По БИОЛОГИИ
для 8-х классов
Составитель : учитель биологии Мамедова Н. А. |
г. Дятьково
2018
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018 - 2019 учебный год.
- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 8-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Учебного плана МБОУ «Дятьковская СОШ №1» на 2018/2019 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя в МБОУ «Дятьковская СОШ №1»
В соответствии с требованиями к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы основного общего образования данная рабочая программа для 8 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по биологии.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, годовой объем программы 70 часов, в неделю 2 час.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект И.Н.Пономарѐвой (концентрическая структура), издательство Вентана-Граф. Преподавание осуществляется по учебнику: Константинов В.М. Биология: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – М.: Вентана-Граф.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Цели учебного предмета: формирование у школьников представлений об отличительных особенностях организмов Царства Животные, о его многообразии и эволюции.
Реализует основные задачи:
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе на примере организмов Царства Животные, закономерностях еѐ развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
- формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
- овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем, необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, ухода за домашними животными.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Используемые формы контроля знаний, обучающихся:
- Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
- Фронтальный и индивидуальный опрос;
- Отчеты по лабораторным и практическим работам;
- Творческие задания (защита рефератов и проектов)
- Презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА,
реализуемое с помощью учебника Биология. 8 кл : :учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. – 2 изд., стереотип. – М. Вентана-Граф, 2019. – 336 с. : ил.
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)
«Зоология – наука о животных» Зоология – наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Значение животных.
«Животные и окружающая среда» Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания
«Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных» Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники Классификация животных. Основные систематические группы»
«Краткая история развития зоологии» Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.
Тема 2 «Строение тела животных» (4 ч)
«Клетка» Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток Содержание. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.
«Ткани, органы и системы органов» Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.
Зачет №1 «Общие сведения о мире животных. Строение тела животных»
Тема 3. «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
«Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые» Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых.
«Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы» Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие
«Тип Инфузории» Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.
«Значение простейших» Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Тема 4. Подцарство Многоклеточные Тип кишечнополостные (3 ч)
«Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность» Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации.
«Разнообразие кишечнополостных» Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.
Зачет №2 «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные Тип кишечнополостные»
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)
«Тип Плоские черви. Общая характеристика» Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации
«Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики» Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви.
Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями
«Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика» Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями
«Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви» Места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей
«Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».
Тема 6. Тип Моллюски (5 ч)
«Общая характеристика типа Моллюски» Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков
«Класс Брюхоногие моллюски» Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
«Класс Двустворчатые моллюски» Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
«Класс Головоногие моллюски» Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно- двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.
Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Зачет №3 «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)
«Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные» Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека
«Класс Паукообразные» Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых
«Класс Насекомые» Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.
«Класс Насекомые» «Типы развития насекомых» Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых
«Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых» Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.
«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 ч)
«Хордовые. Примитивные формы» Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.
«Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение» Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.
«Внутреннее строение рыб» Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.
«Особенности размножения рыб» Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.
«Основные систематические группы рыб» Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании
«Промысловые рыбы» Их использование и охрана. Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Лабораторная работа №6 «Внутреннее строение рыбы»
Зачет №4 «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
«Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика» Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде
«Строение и деятельность внутренних органов земноводных» Характерные черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.
«Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных» Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных
«Разнообразие и значение земноводных» Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга.
Зачет №5 «. Класс Земноводные, или Амфибии»
Тема 10. «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (4 ч)
«Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика» Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
«Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся» Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.
«Разнообразие пресмыкающихся» Общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи
«Значение пресмыкающихся, их происхождение» Роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Зачет №6 «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Тема 11. Класс Птицы (9 ч)
«Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц» Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.
«Опорно-двигательная система птиц» Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
«Внутреннее строение птиц» Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями
«Размножение и развитие птиц» Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц
«Изучение строения куриного яйца»
«Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц» Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины
«Разнообразие птиц» Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания
«Значение и охрана птиц. Происхождение птиц» Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.
«Обобщение и систематизация знаний по темам: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы»
Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»
Зачет №7 «Класс Птицы»
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
«Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих» Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности
«Внутреннее строение млекопитающих» Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.
«Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл» Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление.
«Происхождение и разнообразие млекопитающих» Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.
«Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные» Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.
«Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные» Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека
«Высшие, или плацентарные, звери: приматы» Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами «Экологические группы млекопитающих Признаки животных одной экологической группы
«Значение млекопитающих для человека Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Лабораторная работа № 9 «Строение скелета млекопитающих»
Зачет №8 «Класс Млекопитающие, или Звери»
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (3 ч)
«Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина» Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира
«Развитие животного мира на Земле» Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира
«Современный мир живых организмов. Биосфера» Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь
Примерные темы проектных и исследовательских работ
- Направления исследования в области зоологии
- Животный мир родного края
- Роль животных в окружающей среде
- Взаимосвязь органов и систем органов
- Паразитические простейшие и их влияние на жизнедеятельность организмов
- Возникновение коралловых рифов и островов
- Особенности жизнедеятельности кишечнополостных
- Роль кишечнополостных в природе
- Особенности внешнего строения червей в связи с условиями обитания
- Усложнение строения представителей различных типов червей
- Признаки более сложной организации кольчатых червей по сравнению с другими червями
- Разнообразие видов пиявок. Лечебные свойства пиявок
- Разнообразие брюхоногих моллюсков, их роль в природе
- Роль двустворчатых моллюсков в морях
- Усложнение организации головоногих моллюсков по сравнению с другими классами моллюсков
- Ракообразные – первичноводные членистоногие. Места их обитания
- Распространение паукообразных, их роль в природе
- Особенности строения органов зрения к членистоногих
- Усложнение организации насекомых
- Использование насекомых в хозяйственной деятельности человека
- История появления хордовых животных, их характерные черты
- Особенности строения и жизнедеятельности бесчерепных. Ланцетник – типичный представитель бесчерепных
- Усложнение организации бесчерепных (позвоночных) животных в сравнении с бесчерепными.
- Амфибии – примитивные наземные позвоночные животные
- Образ жизни земноводных
- Усложнение организации земноводных в сравнении с рыбами
- Происхождение современных амфибий
- Роль земноводных в природе и в жизни человека
- Рептилии – первые настоящие наземные позвоночные
- Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше
- Природные зоны, где наиболее распространены пресмыкающиеся
- Разнообразие древних пресмыкающихся
- Гаттерия -живое ископаемое
- Птицы – высшие позвоночные животные, приспособленные к полету
- Приспособленность строения и функций внутренних органов птиц к интенсивному обмену веществ
- Поведение птиц в период размножения и уход за потомством – черты высокой организации животных
- Разнообразие птиц, их роль в экосистемах
- Жизнедеятельность птиц разных экологических групп
- Происхождение пород птиц
- Сложное поведение млекопитающих
- Годовой жизненный цикл млекопитающих
- Особенности строения млекопитающих в зависимости от условий обитания
- Особенности жизнедеятельности первозверей
- Прогрессивные черты строения и поведения приматов
- История выведения пород лошадей
- Предки домашних животных
- Меры по охране диких животных
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
по плану 8а б в | по факту 8 а | по факту 8 б | по факту 8 в | |||
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч) | ||||||
1 | Зоология-наука о животных. | 1 | 3-7.09 | |||
2 | Животные и окружающая среда. | 1 | 3-7.09 | |||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | 10-14.09 | |||
4 | Влияние человека на животных. | 1 | 10-14.09 | |||
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | 17-21.09 | |||
Тема 2 «Строение тела животных» (4 ч) | ||||||
6 | Клетка | 1 | 17-21.09 | |||
7 | Ткани | 1 | 24-28.09 | |||
8 | Органы, системы органов. | 1 | 24-28.09 | |||
9 | Зачет №1 «Общие сведения о мире животных. Строение тела животных» | 1 | 1-5.10 | |||
Тема 3. «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) | ||||||
10 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | 1-5.10 | |||
11 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 | 8-12.10 | |||
12 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 " Строение и передвижение инфузории- туфельки" | 1 | 8-12.10 | |||
13 | Значение простейших | 1 | 15-19.10 | |||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные Тип кишечнополостные (3 ч) | ||||||
14 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 1 | 15-19.10 | |||
15 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 | 22-26.10 | |||
16 | Зачет №2 «Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные Тип кишечнополостные» | 1 | 22-26.10 | |||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч) | ||||||
17 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | 29-30.10 | |||
18 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 1 | ||||
19 | Тип круглые черви. Класс нематоды. Общая характеристика. | 1 | ||||
20 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | ||||
21 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 | ||||
Тема 6. Тип Моллюски (5 ч) | ||||||
22 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | ||||
23 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | ||||
24 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | 1 | ||||
25 | Класс Головоногие моллюски. | |||||
26 | Зачет №3 «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Моллюски» | 1 | ||||
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч) | ||||||
27 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | ||||
28 | Класс Паукообразные. Видовое разнообразие на территории Брянской области. | 1 | ||||
29 | Класс Насекомые. | 1 | ||||
30 | Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого" | 1 | ||||
31 | Типы развития и многообразие насекомых. Видовое разнообразие на территории Брянской области. | 1 | ||||
32 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | ||||
33 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | ||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 ч) | ||||||
34 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 | ||||
35 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 | ||||
36 | Внутреннее строение рыб Лабораторная работа № 6 «Внутреннее строение рыб» | 1 | ||||
37 | Особенности размножения рыб. | 1 | ||||
38 | Основные систематические группы рыб. | 1 | ||||
39 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Видовое разнообразие надкласса Рыбы на территории Брянской области. | 1 | ||||
40 | Зачет №4 «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | 1 | ||||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) | ||||||
41 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | ||||
42 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | |||||
43 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных | |||||
44 | Зачет №5 «. Класс Земноводные, или Амфибии» | 1 | ||||
Тема 10. «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (4 ч) | ||||||
45 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 | ||||
46 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | ||||
47 | Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 | ||||
48 | Зачет №6 «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | 1 | ||||
Тема 11. Класс Птицы (9 ч) | ||||||
49 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. | 1 | ||||
50 | Лабораторная работа № 7 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 | ||||
51 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 8 "Строение скелета птицы" | 1 | ||||
52 | Внутреннее строение птиц. | 1 | ||||
53 | Размножение и развитие птиц. | 1 | ||||
54 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | ||||
55 | Разнообразие птиц. | 1 | ||||
56 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 | ||||
57 | Зачет №7 «Класс Птицы» | 1 | ||||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | ||||||
58 | Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих. | 1 | ||||
59 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 9 " Строение скелета млекопитающих". | 1 | ||||
60 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | ||||
61 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | ||||
62 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | ||||
63 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 | ||||
64 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | ||||
65 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | ||||
66 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа по темам 9,10,11,12 | 1 | ||||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (3 ч) | ||||||
68 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 | ||||
69 | Развитие животного мира на Земле. | 1 | ||||
70 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 1 | ||||
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....