РП Биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
РП Биология 6 класс автор учебника Лапшина В. И
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass_biologiya_2018-19.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению Руководитель ШМО _______________/_Лавреева Н. А._______ Протокол № ___ от «___»__________20___ г. | Утверждаю Директор МБОУ ДСОШ №1 _____________/ Тищенко Г. И. Приказ № от «_28» августа 2018 г. |
Рабочая программа
по «БИОЛОГИИ»
для 6 класса
Составитель : учитель биологии Мамедова Н. А. |
г. Дятьково
2018 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 6 класс.
В соответствии с требованиями к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы основного общего образования данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по биологии.
Личностные результаты обучения биологии:
- соблюдение правил поведения в природе
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты обучения биологии:
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- осуществлять поиск дополнительной информации;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами обучения биологии являются:
- определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- исследовать строение отдельных органов организмов;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
Знать/ понимать:
- строение и функции клетки;
- сведения о таксономических единицах;
- жизнедеятельность, размножение, рост, развитие, регуляция жизнедетельности организмов,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Используемые формы контроля знаний обучающихся:
- Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
- Фронтальный и индивидуальный опрос;
- Отчеты по лабораторным работам;
- Творческие задания (защита рефератов и проектов)
- Презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА,
реализуемое с помощью учебника
«БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС» В. И. Лапшина, Д.И Рокотова (70 ч., 2 часа в неделю)
Введение (1 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (10 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов. Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Ткани животных организмов. Чечевички — образования покровной ткани.
Контрольная работа по теме 1 «Общая характеристика живых организмов»
Тема 2. Многообразие живых организмов (18 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных.Царства живой природы: Бактерии, Растения, животные, Грибы.
Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам. Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка. Клубень — видоизмененный побег. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Контрольная работа по теме 2 «Многообразие живых организмов»
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (24 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные.
Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Питание комнатных растений. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). Образование и рост корней.
Контрольная работа по теме 3 «Основные жизненные функции организмов»
Тема 4. Организмы и окружающая среда (17 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов.
Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество.
Экосистема и ее структура. ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ. значение живых организмов в природе. человек и живые организмы.
Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Контрольная работа по теме 4 «Организмы и окружающая среда»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата | |||||
по плану 6 а | по факту 6 а | по плану 6 б | по факту 6 б | |||||
1 | Введение | 1 ч. | ||||||
Тема 1. Общая характеристика живых организмов 10 ч | ||||||||
2 | Чем живое отличается от неживого | 1 | ||||||
3 | Химический состав живого организма | 1 | ||||||
4 | *Лабораторная работа «Химический состав клетки» | 1 | ||||||
5 | Клетка – основа жизни | 1 | ||||||
6 | *Лабораторная работа «Строение растительной клетки» | 1 | ||||||
7 | Ткани. Органы. Системы органов | 1 | ||||||
8 | *Лабораторная работа «Изучение растительных тканей» | 1 | ||||||
9 | *Лабораторная работа «Ткани животных организмов» | 1 | ||||||
10 | Повторение и закрепление по теме «Общая характеристика живых организмов» | 1 | ||||||
11 | Контрольная работа по теме «Общая характеристика живых организмов» | 1 | ||||||
Тема 2. Многообразие живых организмов 18 ч | ||||||||
12 | Систематика живых организмов. | 1 | ||||||
13 | Основные царства живой природы: Бактерии, Растения. Животные. Грибы. | 1 | ||||||
14 | Творческое проектирование «Основные царства живой природы» | 1 | ||||||
15 | *Практическая работа «Определение систематической принадлежности представителей растительного и животного мира» | 1 | ||||||
16 | Бактерии. | 1 | ||||||
17 | *Лабораторная работа «Строение бактерий на примере сенной палочки» | 1 | ||||||
18 | Растения | 1 | ||||||
19 | * Лабораторная работа «Разнообразие корневых систем цветковых растений» | 1 | ||||||
20 | * Лабораторная работа «Строение цветка» | 1 | ||||||
21 | * Лабораторная работа «Клубень видоизмененный побег» | 1 | ||||||
22 | Животные | 1 | ||||||
23 | * Практическая работа «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыб» | 1 | ||||||
24 | Грибы. Строение шляпочных грибов. | 1 | ||||||
25 | Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека | 1 | ||||||
26 | Биология — наука о живых организмах. | 1 | ||||||
27 | Биологические науки. Методы изучения природы | 1 | ||||||
28 | Повторение и закрепление по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | ||||||
29 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | ||||||
Тема 3. Основные жизненные функции организмов 24 ч | ||||||||
30 | Питание и пищеварение | 1 | ||||||
31 | * Практическая работа «Питание комнатных растений» | 1 | ||||||
32 | Дыхание | 1 | ||||||
33 | * Практическая работа «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 | ||||||
34 | Транспорт веществ | 1 | ||||||
35 | Транспорт веществ | 1 | ||||||
36 | * Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | ||||||
37 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. | 1 | ||||||
38 | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | ||||||
39 | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | ||||||
40 | * Практическая работа «Дыхание семян как доказательства обмена веществ» | 1 | ||||||
41 | Скелет – опора организма. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений и животных | 1 | ||||||
42 | Движение | 1 | ||||||
43 | * Лабораторная работа «Передвижение дождевого червя» | 1 | ||||||
44 | Размножение (бесполое) | 1 | ||||||
45 | * Практическая работа «Вегетативное размножение растений» | 1 | ||||||
46 | Размножение (половое) | 1 | ||||||
47 | *Лабораторная работа «Искусственное опыление сенполии » | 1 | ||||||
48 | Рост и развитие организмов | 1 | ||||||
49 | * Практическая работа «Образование и рост корней» | 1 | ||||||
50 | Организм как единое целое. Растение — целостный организм. | 1 | ||||||
51 | Организм как единое целое. Животное — целостный организм | 1 | ||||||
52 | Повторение и закрепление по теме «Основные жизненные функции организмов» | 1 | ||||||
53 | Контрольная работа по теме «Основные жизненные функции организмов» | 1 | ||||||
Тема 4. Организмы и окружающая среда 17 ч | ||||||||
54 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | ||||||
55 | * Практическая работа «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений» | 1 | ||||||
56 | Природные сообщества | 1 | ||||||
57 | * Практическая работа «Природные сообщества» | 1 | ||||||
58 | Значение живых организмов в природе | 1 | ||||||
59 | Значение живых организмов в природе | 1 | ||||||
60 | Человек и живые организмы | 1 | ||||||
61 | Человек и живые организмы | 1 | ||||||
62 | Охрана живых организмов и природных сообществ | 1 | ||||||
63 | Охрана живых организмов и природных сообществ | 1 | ||||||
64 | Повторение и закрепление по теме «Организмы и окружающая среда» | 1 | ||||||
65 | Итоговая контрольная работа «Организмы и окружающая среда» | 1 | ||||||
66 | * Творческое проектирование «Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних и диких животных)» | 1 | ||||||
67 | * Творческое проектирование «Отношение человека к природе в искусстве» | 1 | ||||||
68 | * Творческое проектирование ««Моя помощь зимующим птицам»» | 1 | ||||||
69 | * Творческое проектирование ««Природное сообщество родного края»» | 1 | ||||||
70 | Защита творческих проектов | 1 | ||||||
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....