" Размножение и развитие млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Филатова Галина Тихоновна

Изучение  особенностей  размножения и развития млекопитающих. Показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающимися. Изучить биологические особенности первозверей, сумчатых и плацентарных.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет: биология. Класс: 7. Дата проведения: 19.04.

Тема: Размножение и развитие млекопитающих.

Цель  урока: изучение  особенностей  размножения и развития млекопитающих.

Задачи: Показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающимися. Изучить биологические особенности первозверей, сумчатых и плацентарных.  Формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на    рисунках.Формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь). Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов; развивать наблюдательность детей

УМК: Пономарева И.Н.

Ход урока:

  1. Организационный этап (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока)
  2. Активизация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Учитель биологии:

Сегодня мы продолжаем изучать удивительный мир животных. Скажите, какой класс животных мы изучаем?

- Мы изучаем класс млекопитающие.

Назовите признаки млекопитающих

Выкармливания потомства молоком

Наличие млечных, потовых и сальных желёз

Живорождение (почти у всех)

Наличие волосяного покрова (шерсти),

Высокий уровень развития нервной системы, в первую очередь головного мозга

Наличие наружного ушного прохода и ушной раковины

Теплокровность

Четырёхкамерное сердце.

Альвеолярное строение лёгких

     Зубы, сидящие в ячейках челюстей, разнозубость.

-Почему млекопитающие?

- МЛЕ́КО – устаревшая форма слова «молоко»́ - ср. питательная жидкость в грудях и вымени матерей, у молочных, млекопитающих животных и у людей, для кормления детенышей.

- Как и в других изучаемых ранее группах, среди представителей класса млекопитающие есть уникальные представители – гиганты и карлики. Расскажите о них.  (Сообщения учащихся)

- Самое большое млекопитающее на нашей планете – это, конечно же, голубой кит. Взрослые особи весят более 150 тонн (а иногда и 170) и достигают длины 33 метров. Это грациозные и красивые животные, со стройным телом, идеально приспособленным к водной среде обитания. Снизу головы расположены продольные горловые складки, благодаря которым кита легко узнать. Хотя трудно обознаться при взгляде на этого гиганта.

Сейчас голубой кит – очень редкое животное, так как раньше на него безжалостно охотились, истребляя ради китового жира и уса. Теперь он обитает в Беренговом и Чукотском морях, в районе Курильской гряды, Командорских и Алеутских островов. В Японском море это гигант был полностью истреблен. Каждое взрослое животное съедает около 1 тонны криля в день.

- Самое большое млекопитающее обитает в водной среде, а самое маленькое – в воздушной. Это свиноносая летучая мышь. Ее еще называют мышь-шмель, ведь по размеру она уступает многим насекомым. Длина тела этой крошки менее 3 см, вес около 2 г. Название «свиноносая» мышь-шмель получила за то, что ее нос похож на пятачок.

Свиноносые летучие мыши водятся в провинции Канчанабури в Тайланде и в Мьянме, их численность очень мала. Мыши живут небольшими группами, днюя в известковых пещерах, а в сумерках вылетая на охоту за насекомыми.

- Бурозубка-крошка.

За титул самого маленького млекопитающего борется и землеройка бурозубка-крошка – ведь, в отличие от мыши-шмеля, у нее нет размаха крыльев. Длина ее тела менее 5 см, а вес – до 2,5 г. Действительно, маленькое животное. Шкурка этих зверьков темно-серо-бурого цвета, с серыми подпалинами на брюшке и снизу хвоста. Бурозубка-крошка обитает повсеместно в Северной Европе и России, Монголии, Китае и Южной Корее, а также на Сахалине и Хоккайдо. Питаются землеройки беспозвоночными – червями и насекомыми.

Говоря о живых организмах, необходимо помнить об их признаках.

Ребята, прежде чем назвать тему урока давай те ответим на вопрос: Благодаря какому процессу  один организм  несет в себе признаки двух организмов.

3. Изучение нового материала 

- Верно, но говоря о размножении, следует говорить и о развитии организмов, но прежде вспомним, что такое размножение и какие способы бывают.

- Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. Размножение бывает половое и бесполое. У млекопитающих оно только половое.

- Благодаря чему возможно половое размножение?

- Наличию гамет. Половая клетка, обеспечивающая передачу наследственной информации от одного из родителей потомству.

- Следовательно, можно сделать вывод, что по половому признаку особи ….?

- Виды животных, особи которых образуют в половых железах только мужские половые клетки (сперматозоиды) или только женские (яйцеклетки) называются раздельнополыми.

А сейчас мы рассмотрим, на какие подклассы делится класс млекопитающие.  

Ученики в тетрадях тоже оформляют схему, с дальнейшей ее доработкой по ходу изучения.

Подклассы млекопитающих

1.Первозвери (яйцекладущие)    2.Низшие звери (сумчатые)       3.Высшие звери (плацентарные)

- Работа по группам: Особенности размножения и развития млекопитающих.

Физминутка. Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два  - изящно покружилась, три – нагнулась и присела, на 4 – улетела!

- Подкласс первозвереи немногочислен. К нему относят утконоса и ехидну, обитающих в Австралии и на прилегающих к ней островах. Первозвери не рождают детенышей, а откладывают яйца, температура их тела невысокая (до +30 °С) и, в зависимости от окружающей температуры, может подниматься или опускаться на 5—6 градусов. Кроме того, первозвери, как пресмыкающиеся, имеют клоаку. Вместе с тем тело этих животных покрыто волосами или иглами. Вылупившихся детенышей первозвери, как и все млекопитающие, вскармливают молоком. Однако их млечные железы развиты слабо, не имеют сосков и открываются наружу расширенными порами. Из них густое молоко стекает по шерсти матери, а детеныши его слизывают.

   Один из современных первозвереи — утконос, покрытый густой короткой шерстью зверек с уплощенным хвостом и с клювом, похожим на утиный (отсюда и название животного). В отличие от крепкого птичьего клюва, клюв утконоса мягкий и покрыт эластичной кожей.

Утконос ведет полу водный образ жизни, населяя тихие водоемы. Питается он водными моллюсками, рачками, личинками насекомых. Гнездо устраивает в норе. Обычно самка откладывает в гнездо пару яиц, покрытых мягкой роговидной оболочкой. Через 9—10 суток из яиц выводятся детеныши.

   Ехидна внешне несколько напоминает ежа с очень длинными иглами. Единственное яйцо самка вынашивает в кожистой сумке на брюхе. Появившийся детеныш остается в сумке около двух месяцев, питаясь материнским молоком.

Ехидна — сухопутное животное. Она живет в зарослях кустарников. Питается муравьями, термитами и другими насекомыми, извлекая их из земли с помощью длинного липкого языка

- На территории открытой в XVIII веке Австралии были обнаружены удивительные животные, которые обладают многими признаками настоящих зверей, например, не откладывают яиц, а рождают детенышей. Однако у них очень слабо развита плацента (см. § 59), развитие зародыша длится недолго и детеныш рождается совсем слабым, голым, слепым и маленьким. Самка выращивает детеныша в особой кожной складке — сумке. Поэтому их и назвали сумчатыми. Наиболее известны среди них кенгуру.

   Как и у других сумчатых зверей, детеныш у кенгуру рождается крошечным (с наперсток). Окончательное его развитие происходит в сумке, расположенной на брюхе матери. В полости сумки находятся соски млечных желез. Новорожденный прикрепляется к соску и повисает на нем. Сокращением специальных мышц мать впрыскивает молоко в рот детенышу. Оберегаемый матерью и снабжаемый пищей, детеныш быстро растет. Иногда он отрывается от соска и высовывает голову из сумки. Постепенно приобретая самостоятельность, кенгуренок начинает выходить из сумки. Но он еще долго пользуется сумкой матери как временным убежищем, забираясь в нее в случае опасности.

- К высокоорганизованным настоящим зверям относят большинство современных видов млекопитающих, например ежей, зайцев, медведей,

китов, дельфинов, тюленей, оленей, обезьян. Важной отличительной чертой этих животных является хорошо развитая плацента, через которую питательные вещества и кислород активно поступают от матери в организм зародыша. Благодаря этому детеныши рождаются обычно более развитыми, чем у сумчатых.

У настоящих зверей хорошо развиты кора больших полушарий переднего мозга и органы чувств. Это помогает животным неплохо ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ее изменениям, спасаться от врагов, добывать пищу и заботиться о потомстве.

-У самцов млекопитающих в семенниках образуются сперматозоиды, у самок в яичниках вырабатываются яйцеклетки. Однако у млекопитающих они намного мельче, чем у других позвоночных.

Для млекопитающих характерно внутреннее оплодотворение. Зародыш развивается внутри материнского организма, в особом органе — матке, где он защищен от воздействия неблагоприятных факторов среды. То место, где кровеносные сосуды матери соприкасаются с кровеносными сосудами оболочек зародыша, называют плацентой. Зародыш соединен с плацентой пуповиной, в которой проходят и его кровеносные сосуды. Через кровь матери зародыш снабжается питательными веществами и кислородом. Когда в облике зародыша ясно проступят черты млекопитающего, его начинают именовать плодом. После того как плод полностью сформируется, у матери происходят роды: благодаря сильным сокращениям матки плод выталкивается наружу через половое отверстие. Родившийся детеныш вскармливается материнским молоком.

- А  сейчас я прошу вас прочитать (у всех на партах) отрывок из рассказа В.В.Бианки «Моржиха».   (ПРИЛОЖЕНИЕ )

- Скажите, о чем здесь идет речь, о каком свойстве животных?

- Верно, речь идет о заботе о потомстве.

Новорожденные неодинаково развиты у разных млекопитающих. Особенности развития зависят от условий жизни представителей вида.

Млекопитающие, которые обитают в открытых местах, обычно не имеют каких-либо убежищ и спасаются от врагов бегством. Они, как правило, рождают детенышей зрячими, покрытыми шерстью и способными к передвижению следом за матерью. Таковы, например, джейраны, зебры, сайгаки, лошади, козы, овцы и др.

Млекопитающие, устраивающие норы или гнезда, в которых их детеныши защищены от врагов, рождают беспомощных, голых и слепых детенышей, которых мать оберегает и вскармливает. Таковы, например, кролики, белки, лисицы, собаки, кошки.

Никакие другие животные не окружают своих детенышей такой заботой и не тратят столько времени на их воспитание, как млекопитающие. Почти все звери заботливо ухаживают за своим потомством: вылизывают детенышей, кормят, носят на себе или перетаскивают в безопасное место, защищают от нападений и обучают всему необходимому для жизни.

        

Мы часто рассуждаем о любви.
О ней поем, стихи о ней читаем,
А в жизни нашей, что и говорить,
Так часто о любви мы забываем!

Нас кто-то будет по утрам,
Чтоб на учебу мы не опоздали.
И завтраки готовит кто-то нам,
За нами моет, гладит и стирает.

И чьею-то заботливой рукой
Вся наша жизнь от самого рожденья
Наполнена любовью, теплотой
И словно майским солнышком согрета.

Да кто же этот дивный человек? Кто он?
Двужильный этот невидимка,
Который легче делает наш век?
Давай вокруг себя мы поглядим-ка!

Да, верно. Мы говорим о маме, единственной маме у каждого в жизни, самой ласковой, самой заботливой, самой любящей и любимой

« И в самых  радостных краях

 Не знаю ничего красивей,

  Достойней матери  счастливой

 С ребенком малым на руках»

                                        Т.Г.Шевченко

4. Закрепление знаний

- И для того, чтобы понять как вы усвоили новый материал, у вас на партах распечатаны тесты, ответы на которые мы проверим вместе на доске.  (ПРИЛОЖЕНИЕ )

5. Выставление оценок

6. Домашнее задание

  • Параграф 59 – 60
  • Вопросы стр.239, 245

Дополнительный материал о сумчатых животных (вомбат, опоссум, сумчатый муравьед, коала), примеры заботы о потомстве (индивидуально)

7. Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТЕСТ

1. Живорождение развито:

а) у всех млекопитающих;

б) у всех млекопитающих, кроме яйцекладущих;

в) у большинства млекопитающих, кроме яйцекладущих и сумчатых.

2. Плацента развита у самок:

а) всех млекопитающих;

б) у всех млекопитающих, кроме яйцекладущих;

в) у большинства млекопитающих, кроме яйцекладущих и сумчатых.

3. Детеныши у млекопитающих рождаются:

а) слепыми, голыми, беспомощными;

б) вполне развитыми;

в) у одних – беспомощными, у других – развитыми.

4. Млекопитающие, у которых оплодотворенное яйцо развивается  в специальном органе – матке – это:

а) сумчатые;

б) сумчатые и плацентарные;

в) плацентарные.

5. Млечные железы не имеют сосков:

а) у сумчатых;

б) у плацентарных;

 в) у яйцекладущих.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Виталий Бианки

Отрывок из рассказа «Моржиха»

Два брата ненца поехали на лодке стрелять моржей. Старший брат греб на корме веслом, а младший стоял на носу лодки; в руках у него была винтовка. Он был в одежде из тюленьей шкуры, мехом вверх

Скоро они увидели на краю ледяного берега моржиху с моржонком.

Старший брат повёл лодку вплотную к ледяному берегу.

Моржиха спала. Братья подъехали совсем близко, и младший выстрелил моржихе в голову.

Моржонок разом нырнул, а у раненой моржихи хватило сил кинуться в воду и ударить клыками лодку.

Лодка разлетелась в щепки.

Старший брат успел выскочить на лед.

Младший выронил винтовку и полетел в воду.

Вдруг раненая моржиха кинулась к нему и ластами прижала его к себе так крепко, что охотник не мог шевельнуться. Она приняла человека в тюленьей шкуре за своего моржонка.

И нырнула с ним на дно моря.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КРОССВОРД

  1. Куполообразная мышца, отграничивающая грудную полость от брюшной.
  2. Особый орган внутри материнского организма, в котором развивается зародыш.
  3. Образования, выделяющие из тела различного рода вещества, которые или могут находить в дальнейшем то или иное физиологическое применение, или должны быть просто удалены из организма как излишние и вредные.
  4. Вещество, покрывающее зубы.
  5. Система врожденных рефлексов.
  6. Слой серого вещества толщиной 1—5 мм, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих животных и человека.
  7. Отдел головного мозга позвоночных животных и человека, участвующий в координации движений и сохранении позы, тонуса и равновесия тела.
  8. Другое название млекопитающих.
  9. Ощущение, получаемое при прикосновении кожи к различным телам.
  10. Углубления, расположенные на поверхности полушарий мозга.
  11. Нижний ярус волосяного покрова (шерсти) у большинства млекопитающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

размножение и развитие птиц

презентация к уроку...

Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2

Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2...

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)...

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Тема: Размножение и развитие земноводных.

Учащиеся должны знать:- особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных;- особенности размножения и развития земноводных;- приспособленность к среде обитани...

Презентация "Размножение и развитие насекомых" 7 класс

Особенности размножения насекомых и их типы развития. Полное и непольное превращение яйца. Многообразие и значение насекомых в природе и в жизни человека....