Тема: Размножение и развитие земноводных.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Сарычева Наталья Леонидовна

 

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных;

- особенности размножения и развития земноводных;

- приспособленность к среде обитания;

- значение в природе, жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках;

- осуществлять связь строения систем органов с выполняемыми функциями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klass_7.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Размножение и развитие земноводных.

Урок для учащихся 7 класса

Сарычева Н.Л., учитель экологии МОУ

 «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района

 Саратовской области»

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.

Задачи урока:

- объяснить особенности размножения и развития земноводных, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб.

- развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

- воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Средства обучения:

Влажные препараты: «Лягушка», «Внутреннее строение лягушки», таблицы «Развитие лягушки», «Внутреннее строение лягушки».

Видеофильм «Тип Хордовые, класс Земноводные».

Структура урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка цели урока.
  3. Подготовка в изучению нового материала.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичное закрепление изученного.
  6. Постановка домашнего задания.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Резервные задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных;

- особенности размножения и развития земноводных;

- приспособленность к среде обитания;

- значение в природе, жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках;

- осуществлять связь строения систем органов с выполняемыми функциями.  

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний

Фронтальная проверка знаний

Изучили особенности строения систем внутренних органов у земноводных.

1. Расскажите об особенности строения кровеносной системы у земноводных.

2. Какое значение имеет кровеносная система в жизни лягушки? (памятка по тетради)

3. Чем кровеносная система лягушки отличается от кровеносной системы рыб.

С чем это связано?

4. Чем представлена нервная система у земноводных? Назовите основные отделы

5. Какие отличия вы видите в пищеварительной системе у земноводных по сравнению с рыбами (протоки слюнных желез, настоящий язык, выделяющий клейкое вещество) при проталкивании пищевого кошка помогают глазные яблоки, кишечник более длинный, чем у рыб

6. Назовите органы дыхания у земноводных

Тестирование: I вариант

                          II вариант

2. Индивидуальный опрос

Задание 1.

Нарисуйте схему кровеносной системы лягушки. Укажите органы этой системы.

Какое значение имеет кровеносная система в жизни лягушки?

Задание 2.

Назовите основные отделы головного мозга лягушки. Каковы особенности строения ее головного мозга?

Какое значение имеет нервная система в жизни лягушки?

Вывод:

Особенности внутреннего строения лягушки (наличие легких, 3-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, сложное развитие нервной системы и органов чувств) позволяет ей вести наземный образ жизни.

  1. Изучение нового материала

Постановка проблем:

Каков годовой цикл жизни земноводных? Как протекает процесс размножения и развития земноводных?

Это нам необходимо узнать на сегодняшнем уроке (записываем тему урока).

Рассказ учителя.

Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни, в отличие от тропической зоны.

1. Как влияют сезонные изменения в природе на процесс размножения?

Изучить статью $38 стр.183

- При понижении среднесуточной температуры…

Вывод:

Земноводные реагируют на понижение температуры. Сравнительно малая приспособленность амфибий к обитанию в наземно-воздушной среде обуславливает резкие изменения образа жизни.

2. Где зимуют земноводные?

3. Что происходит в период зимовки?

Вывод:

 Сезонные изменения условий жизни вызывают резкие изменения биологии амфибий.

Земноводные зимуют на суше и в водоемах.

В период зимовки амфибии находятся в состоянии оцепенения.

4. Что происходит весной?

Вывод:

Весной амфибии активны, это связано с размножением. Подавляющее большинство амфибий перемещаются в воду, где происходит спаривание и откладывание икры - мелководье, хорошо прогретое солнцем.

Как протекает процесс размножения у земноводных.

  1. Что мы называем размножением?

- Земноводные, как и рыбы, раздельнополые животные.

Различия между самками и самцами выражены слабо у бесхвостых самки крупнее самцов.

2. Чем еще отличаются?

3. Чем представлены органы размножения у самцов?

4. Чем представлены органы размножения у самок?

5. Что мы называем оплодотворением?

- У амфибий, как и у рыб, оплодотворение наружное

Что же происходит после оплодотворения? (Просмотрев видеоматериал, отвечаем на поставленный вопрос).

Самка откладывает икринки в теплых водоемах на поверхности водоема.

Как вы думаете почему?

Строение икринки (смотрим слайд)

- Икринки (яйца) имеют плотную прозрачную оболочку.

Как вы думаете почему?

Предохраняет яйца от механических повреждений, препятствуют сближению между собой - улучшают доступ кислорода, эти оболочки как линзы собирают солнечные лучи для развития зародыша, верхняя часть яйца черного цвета (пигментированная шапочка)

Как вы думаете, почему она черная?

Собирает тепло и защищает от вредного ультрафиолетового излучения. Запас питательных веществ в нижней части яйца

Что же нужно для развития зародыша?

Кислород, питательные вещества, тепло. Через 8-20 суток личинка прорывает оболочку и выходит в окружающую среду.

Почему период развития протекает в данных пределах?

- Яйцо полностью, но неравномерно дробится и образуется многоклеточный зародыш. Через 8-20 суток зародыш прорывает яйцевые оболочки. В виде личинки головастика - выходит наружу. Личинка напоминает вид рыбы (жаберное дыхание, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, наличие боковой линии).

В процессе развития у головастика происходят важные изменения (метаморфозы) развиваются конечности, из пищеварительной трубки формируются легкие, по мере развития легких исчезают, и внутренние жабры и естественно видоизменяется кровеносная система, трех камерное сердце, два круга кровообращения. Хвост уменьшается, уменьшается форма головы и туловища, развиваются парные конечности и т.д.

От начала откладки икры до конца превращения личинки во взрослое животное происходит около 2-3 месяцев. Половой зрелости достигают в возрасте 3-4 года.

1. Как называют этих личинок?

2. А почему головастик?

3. А где живут головастики?

4. Как вы думаете, чем представлены органы дыхания?

5. Сколько кругов кровообращения?

6. Сколько камер у сердца?

7. У каких животных жаберное дыхание и 1 круг кровообращения.

Сходство личинок земноводных с рыбами.

- У головастика имеется боковая линия, как у рыб 1 круг кровообращения 2-х камерное сердце жаберное дыхание.

Закрепление изученного материала

1. Какие особенности строения икры лягушки и расположение ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для развития зародыша?

2. Продолжительность развития зародышей травяной лягушки в икринках до выхода личинок может составить от 8 до 12 суток.

Почему длительность развития зародышей в икре может меняться в столь широких пределах?

3. Назовите основные стадии развития лягушки.

4. Какие особенности внешнего и внутреннего строения головастика сближают его с рыбами.

Видеоматериал

Обратите внимание, кто показан на видеозаписи.

5. Почему головастика нельзя отнести к самостоятельному виду?

6. Какие особенности строения отличают взрослую лягушку от головастика? Заполнить таблицу задание №3 ' Т.П.О.

7. Суринамская пипа откладывает до 50 яиц на спину, самец вдавливает в разбухшую спину, каждое яйцо располагается в своей ячейке. Наружу выходят уже лягушата, закончившие свое превращение.

Травяная лягушка откладывает до 3 тысяч.

Зеленая лягушка – 8 тыс.

Жаба – 10 тыс.

Как вы можете, объяснит этот факт?

Работа по вариантам

Т.П.О.

стр. 25 работа 64

стр. 27 работа 67

Домашнее задание:

$ 38 правило на стр. 184

Подготовить материал о происхождении земноводных.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)...

Итоговая работа по теме "Размножение и развитие организмов"

Методическая разработка итогового тестирования по теме "Размножение и развитие организмов" выполнена в формате ЕГЭ и может быть использованна при подготовке к экзамену ....

Обобщающий урок по теме: "Размножение и развитие организмов"

План-конспект обобщающего урока по теме: "Размножение и развитие организмов". Для оценки знаний учащихся используются разнообразные формы проверки (биологический диктант, различные виды тестовых задан...

Тест по теме "Размножение и развитие"

Тест по теме "Размножение и развитие" по общей биологии для учащихся 9 классов. В слайдовой презентации настроена авоматическая смена слайдов....

Самостоятельная работа по теме "Размножение и развитие организмов"

Эту работу можно использовать как промежуточный или итоговы контроль знаний учащихся  при изучении темы "Размнодение и развитие организмов".  В материале содержатся разные формы задания: ...

Технологическая карта урока. "Размножение и развитие земноводных"

Разработка урока по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина  "Биология. Многообразие живых организмов."7 класс...

Размножение и развитие земноводных

От какой группы рыб произошли Земноводные?...