Урок биологии для 7 классов ФГОС "Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Урок подготовлен в виде технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmnozhenie_mlekopitayushchikh.zip | 279.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
Класс: 7 г
Учитель: биологии Рома О.Н.
Тип урока: комбинированный
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о размножении млекопитающих.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
знать – особенности размножения и развития млекопитающих.
уметь – отличать размножения и развития млекопитающих других представителей Типа Хордовых.
Метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Приложение №1
№ п/п | Характеристика | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1 | Особенности покровов тела | Подшерсток, шерсть | Когти (ногти), копыта, рога | Имеются кожные железы |
2 | Тип зубов | Резцы | Коренные | Клыки |
3 | Части скелета | Череп | Грудная клетка, позвоночник | Пояса конечностей, конечности |
4 | Органы пищеварительной системы | Желудок (отделы желудка) | Пищеварительные железы | Отделы кишечника |
5 | Органы, участвующие в дыхании | Легкие | Воздухоносные пути | Диафрагма |
6 | Особенность кровообращения | Имеются круги кровообращения | Разделение сердца на отделы | Теплокровность |
7 | Структуры, участвующие в нервной деятельности организма | Периферическая нервная система | Органы чувств | Центральная нервная система |
8 | Особенности размножения и развития | Раздельнополость | Плацента | Внутриутробное развитие |
Фронтальный письменный опрос
1. Каково биологическое значение тех особенностей покровов тела, которые указаны в строке 1 вашего варианта?
2. Приведите примеры животных, имеющих наиболее развитые зубы того типа, который указан в строке 2 вашего варианта, и объясните, с чем это связано.
3. Каковы функции частей скелета, указанных в строке 3 вашего варианта?
4. Назовите особенности органов пищеварения, указанных в строке 4 вашего варианта.
5. Сравните ящерицу и млекопитающее по той структуре, участвующей в дыхании, которая указана в строке 5 вашего варианта, и выявите различия.
6. Какой вид у млекопитающих имеет особенность, указанная в строке 6 вашего варианта, и каково ее значение для жизни в наземно-воздушной среде?
7. Каково биологическое значение структур, указанных в строке 7 вашего варианта?
8. Сравните зверей и рептилий по тем особенностям размножения и развития, которые указаны в строке 8 вашего варианта.
Фронтальный устный опрос
1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела млекопитающего, которые указаны в строке 1 вашего варианта.
2. Определите роль зубов того типа, который указаны в строке 2 вашего варианта
3. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 3 вашего варианта?
4. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 4 вашего варианта?
5. Какова роль органов, указанных в строке 5 вашего варианта, в дыхании млекопитающих?
6. Сравните ящерицу и млекопитающее по той особенности кровообращения, которая указана в строке 6 вашего варианта, и выявите различия.
7. Какими органами представлены структуры, указанные в строке 7 нашего варианта?
8. Опишите особенности размножения и развития млекопитающих, указанные в строке 8 вашего вариант
Вопросы к презентации.
1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);
2.Расширенная часть женской половой системы, где оболочка зародыша соединяется со стенкой (матка);
3.Сальные, потовые, млечные, пахучие – что это? (железы)
4.Покрывает зуб снаружи (эмаль)
5. Наследственный и неизменный компонент поведения. Есть как у животных, так и у человека для продолжения рода, для самосохранения (инстинкт)
6.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)
7.Центр координации движения (мозжечок)
8.Млекопитающие второе название (звери)
9. Способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) (осязание)
10.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имее многочисленные (извилины) и борозды.
11.Короткие мягкие волоски (подшерсток)
Вариант№1
1. Закончите фразы:
1) В яичниках располагаются ....
2) В семенниках развиваются ....
3) Оплодотворенные яйцеклетки поступают в....
4) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует....
5) Зародыш получает питательные вещества из ...матери.
6) У млекопитающих хорошо развит инстинкт... о....
7) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....
8) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются....
9) Оплодотворение у млекопитающих....
Вариант №2
1. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
а) гамета; б) зигота; в) сперматозоид.
2. Развитие эмбриона происходит в:
а) матке; б) плаценте; в) яйцеводах; г) пуповине.
3. У кого из перечисленных животных рождаются зрячие и способные к передвижению детеныши:
а) белка; б) сайгак; в) мышь; г) крот.
4. Детеныши наследуют все свои признаки от:
а) отца; б) матери; в) отца и матери поровну.
5. Эмбрион получает питание для своего развития через систему:
а) пищеварения; в) дыхания;
б) кровообращения; г) выделения.
6. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми, голыми, беспомощными;
б) у всех вполне развитыми (зрячими, покрытыми шерстью, способными почти сразу же после рождения следовать за родителями);
в) как слепыми, голыми, беспомощными, так и вполне развитыми;
г) слепыми, голыми, беспомощными, а вполне развитыми только у приматов. ..' ,
7. Живорождение развито у всех:
а) млекопитающих;
б) млекопитающих, за исключением однопроходных;
в) млекопитающих, за исключением сумчатых;
г) млекопитающих, за исключением сумчатых и летучих мышей.
8. Детенышей молоком выкармливают млекопитающие:
а) все в) только ведущие наземный образ жизни;
б) большинство видов
г) все, за исключением яйцекладущих.
Рассказ кота Мурлыки.
Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Этого оттого, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.
В рассказе были допущены следующие ошибки:
- Тип Хордовые, класс Млекопитающие.
- Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком детёнышей.
- Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.
- В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос хвостом в холодную и прохладную погоду.
- Остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.
- После обеда животные не активны. Они любят просто полежать и вздремнуть.
- Не у всех млекопитающих цветное зрение. Кошачьи в основном видят в чёрно-белом изображении.
- Слух не зависит от размера ушей. У кошек слух отличный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...
Урок - ролевая игра "Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных"
Урок - ролевая игра "Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных"...
Открытый урок "Развитие и размножение птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления."
В ходе урока рассматриваются следующие вопросы:•Органы размножения•Развитие яйца•Развитие зародыша•Выводковые и гнездовые птицы•Годовой жизненный цикл•Сезонные явления в ...
Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"
Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...