Моё здоровье в моих руках
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Перевозная Леонора Геннадьевна

Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_moe_zdorove.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский  элективный курс «Мое здоровье в моих руках», программе присвоен гриф «Допущено министерством образования Хабаровского края к использованию в качестве программы элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 – х.  классов общеобразовательных учреждений».

Предлагаю авторскую программу элективного курса

«Мое здоровье в моих руках»

г. НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»

выполнила:

Перевозная Лариса Геннадьевна,

 учитель биологии,

 высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 5

2016  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

        Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.

        Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Элективный курс «Мое здоровье в моих руках» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

 Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках:
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  •  обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  •  способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • Составление проектов по темам исследований;
  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;
  • проведение научно - практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу

«Мое здоровье в моих руках»:

  • «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
  • «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;
  • «Стресс и его воздействие на организм подростка»;
  •  «Влияние шума на детский организм»;
  •  «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
  •  «Как противостоять давлению среды»;
  •  «Что значит быть счастливым?»;
  •  «Наркотики, алкоголь и сигареты»; «Я в этом мире».

        Выполнив программу элективного курса «Мое здоровье в моих руках» школьники будут знать:

  •  причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  •  мотивы здорового образа жизни;
  •  отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
  •  пути формирования здорового образа жизни.

        Школьники будут уметь:

  •  оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
  •  воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

        Школьники будут применять:

  •  полученные знания на практике;
  •  полученные знания для осознанного выбора профессии.

Содержание программы элективного курса

«Мое здоровье в моих руках»

  1. .         Введение.

«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.

  1. .         Вредные привычки, их профилактика.
  1. Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.   Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».

2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

2. 2.         Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».

  1. Наркомания.

2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».

  1. Токсикомания.

2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».

  1. Простудные заболевания.
  1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».
  1. Стресс.

4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».

  1. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

5.1.         Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования».

5.2. Встреча с врачами по проблеме.

5.3. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.

5.4. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Первая медицинская помощь.

6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа  № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса».

7. Обобщение: «За здоровый образ жизни».

Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.


Тематическое планирование элективного курса

«Мое здоровье в моих руках»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка.

1

2

Вредные привычки, профилактика.

7

2.1

Алкоголизм

2

2.1.1

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм.

1

2.1.2

Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.

1

2.2

Курение

2

2.2.1

Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.

1

2.2.2

Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.

1

2.3

Наркомания

2

2.3.1

Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия.

1

2.3.2

Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

1

2.4

Токсикомания  и  подросток

1

2.4.1

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Последствия токсикомании на организм подростка.

1

3

Простудные заболевания.

1

3.1

Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций.

1

4

Стресс.

1

4.1

Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.

1

5

Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

4

5.1

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском  крае.

1

5.2

Встреча с врачами (конференция)

1

5.3

 «Болезни поведения» подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

1

5.4

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

1

6

Первая медицинская помощь.

1

6.1

Необходимость умения оказания первой медицинской  помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)

1

7

Обобщение «Мое здоровье в моих руках»

Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д.

2


Список литературы для учителя

  1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
  2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва

1961 г.

  1. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с. –
  2. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
  3. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.
  4. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.
  5. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.

Литература для детей:

  1. Коростылев Н..Б. «От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.
  2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
  3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 320с.
  4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с.
  5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. –
  6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + , 2002. – 640с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Моё здоровье в моих руках"

Мероприятие направлено на: формирование здоровогообраз жизни; воспитание общей культуры здоровья; развиватие коммуникативных  умений учащихся....

Мое здоровье - в моих руках

Конспект занятия по трудовому воспитанию. Презентация к занятию....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблем...

Классный час "Моё здоровье в моих руках"

В увлекательной игровой форме учащиеся знвкомятся с правилами здорового образа жизни, с вредными привычками, такими как курение, алкоголизм и наркомания, с их пагубным воздействием на организм подрост...

презентация "Моё здоровье - в моих руках"

презентация "Моё здоровье - в моих руках"...

Секреты здоровья познавательно- развлекательное мероприятие по программе "Моё здоровье в моих руках"

Внеклассное мероприятие направленное на формирование здорового образа жизни у подростков....

Игра-викторина "Моё здоровье - в моих руках"

Цели:-  воспитывать у детей здоровый образ жизни.-  учить правильно относиться к своему здоровью.-  учить беречь своё здоровье....