Моё здоровье в моих руках
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_moe_zdorove.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторский элективный курс «Мое здоровье в моих руках», программе присвоен гриф «Допущено министерством образования Хабаровского края к использованию в качестве программы элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 – х. классов общеобразовательных учреждений».
Предлагаю авторскую программу элективного курса
«Мое здоровье в моих руках»
г. НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»
выполнила:
Перевозная Лариса Геннадьевна,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 5
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Элективный курс «Мое здоровье в моих руках» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле.
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
- расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках:
- создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
- обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
- способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
- Составление проектов по темам исследований;
- проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
- умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
- оформление и защита исследовательских работ учащихся;
- проведение научно - практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу
«Мое здоровье в моих руках»:
- «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
- «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;
- «Стресс и его воздействие на организм подростка»;
- «Влияние шума на детский организм»;
- «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
- «Как противостоять давлению среды»;
- «Что значит быть счастливым?»;
- «Наркотики, алкоголь и сигареты»; «Я в этом мире».
Выполнив программу элективного курса «Мое здоровье в моих руках» школьники будут знать:
- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- мотивы здорового образа жизни;
- отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
- пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
- оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
- воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
- полученные знания на практике;
- полученные знания для осознанного выбора профессии.
Содержание программы элективного курса
«Мое здоровье в моих руках»
- . Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.
- . Вредные привычки, их профилактика.
- Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
2. 2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».
- Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».
- Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».
- Простудные заболевания.
- Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».
- Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».
- Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования».
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
5.4. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Первая медицинская помощь.
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса».
7. Обобщение: «За здоровый образ жизни».
Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Тематическое планирование элективного курса
«Мое здоровье в моих руках»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1 | Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка. | 1 |
2 | Вредные привычки, профилактика. | 7 |
2.1 | Алкоголизм | 2 |
2.1.1 | Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. | 1 |
2.1.2 | Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. | 1 |
2.2 | Курение | 2 |
2.2.1 | Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. | 1 |
2.2.2 | Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. | 1 |
2.3 | Наркомания | 2 |
2.3.1 | Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. | 1 |
2.3.2 | Наркотическая зависимость, пути решения проблем. | 1 |
2.4 | Токсикомания и подросток | 1 |
2.4.1 | Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. | 1 |
3 | Простудные заболевания. | 1 |
3.1 | Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. | 1 |
4 | Стресс. | 1 |
4.1 | Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. | 1 |
5 | Заболевания подростков, передающиеся половым путём. | 4 |
5.1 | Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском крае. | 1 |
5.2 | Встреча с врачами (конференция) | 1 |
5.3 | «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков. | 1 |
5.4 | Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. | 1 |
6 | Первая медицинская помощь. | 1 |
6.1 | Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) | 1 |
7 | Обобщение «Мое здоровье в моих руках» Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д. | 2 |
Список литературы для учителя
- Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
- Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва
1961 г.
- Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с. –
- Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
- Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.
- Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.
- Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.
Литература для детей:
- Коростылев Н..Б. «От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.
- Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
- Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 320с.
- Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с.
- Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. –
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + , 2002. – 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Моё здоровье в моих руках"
Мероприятие направлено на: формирование здоровогообраз жизни; воспитание общей культуры здоровья; развиватие коммуникативных умений учащихся....
Мое здоровье - в моих руках
Конспект занятия по трудовому воспитанию. Презентация к занятию....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ В МОИХ РУКАХ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость создания и ведения курса «Мое здоровье в моих руках» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблем...
Классный час "Моё здоровье в моих руках"
В увлекательной игровой форме учащиеся знвкомятся с правилами здорового образа жизни, с вредными привычками, такими как курение, алкоголизм и наркомания, с их пагубным воздействием на организм подрост...
презентация "Моё здоровье - в моих руках"
презентация "Моё здоровье - в моих руках"...
Секреты здоровья познавательно- развлекательное мероприятие по программе "Моё здоровье в моих руках"
Внеклассное мероприятие направленное на формирование здорового образа жизни у подростков....
Игра-викторина "Моё здоровье - в моих руках"
Цели:- воспитывать у детей здоровый образ жизни.- учить правильно относиться к своему здоровью.- учить беречь своё здоровье....