Тематическое планирование по курсу «Биология. Общие Закономерности». 9 класс.
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) на тему
Тематическое планирование по курсу «Биология. Общие Закономерности». 9 класс. На 2018 -2019 учебный год
Учитель биологии: Григорьева Ирина Юрьевна.
Учебник-Биология. Общие закономерности.
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, М.Дрофа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_9_klass.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по курсу
«Биология. Общие Закономерности».
9 класс.
На 2018 -2019 учебный год
Учитель биологии: Григорьева Ирина Юрьевна.
Учебник-Биология. Общие закономерности.
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин
М.Дрофа
68 часов , 2 часа в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, главы урока | Кол-во час-ов | Основные термины, понятия | Знания, умения и компетентности | Тип урока | Методы обучения | Формы контроля | Домашнее задание | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 триместр | ||||||||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле - 22 ч. (21 ч. +1 ч. Р.В.) | ||||||||||
Глава 1. Введение. Многообразие живого мира (2 ч.) | ||||||||||
1. | Инструктаж по охране труда. Введение. Биология – наука о жизни | 1 | Биология, биологические науки | Знать определения понятий; практическое применение достижений современной биологии; биологические науки. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей | Вводный | Частично- поисковый | Фронтальный опрос, работа с учебником | С.3-5 | ||
2. | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 1 | Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость, упорядоченность, постепенность, последовательность | Знать определения понятий; свойства живого. Уметь различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе; выделять особенности развития живых организмов | Комбинированный | Частично-поисковый, проблемный | Фронтальный опрос, групповая работа с учебником, обсуждение группо-вой работы | |||
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.) | ||||||||||
3. | Становление систематики | 1 | Таксон, система, иерархия бинарная номенклатура, уровни организации живой природы, царства живой природы. Видовое разнообразие | Знать определения понятий; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе | Вводный | Частично-поисковый, проблемный | Тест, заполнение таблицы | П.1 | ||
4. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | Теория | Знать определения понятий. Уметь работать с учебной и научно-популярной литературой | Комбинированный | Частично-поисковый | Фронтальный опрос, таблица | П.2 | ||
Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 ч.) | ||||||||||
5. | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | 1 | Эволюция
| Знать определения понятий; выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином | Вводный | Частично-поисковый, проблемный | Тест, заполнение таблицы | П.3 | ||
6. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | Эволюция, искусственный отбор, порода, сорт | Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений | Комбинированный | Частично-поисковый, проблемный | Фронтальный опрос, заполнение таблицы | П.4 | ||
7. | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | 1 | Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями | Давать определения понятиям. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. Характеризовать сущность борьбы за существование; формы борьбы за существование | Комбинированный | Частично-поисковый, проб- лемный | Работа с учебником, заполнение таблицы | П.5 | ||
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора (3 ч.) | ||||||||||
8. | Приспособление как результат эволюции | 1 | Приспособленность, мимикрия, маскировка. Предупреждающая окраска. Физиологические адаптации | Знать определения понятий. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде, приводить примеры. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов | Комбинированный | Частично-поисковый | Тест, работа с учебником,составление схемы | П.7 | ||
9. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 1 «Изучение приспособленности к среде обитания» | 1 | Адаптация Приспособленность | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Лаборатор-ная работа | Частично-поиско- вый | Отчет о лаборатор-ной работе | Офор-мить рабо-ту | ||
10 | Физиологические адаптации | 1 | Физиологические адаптация | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособленности | Комбинированный | Частично-поисковый, проблем-ный | Фронтальный опрос, работа с учебником | П.9 | ||
Глава 5. Микроэволюция (2 ч.) | ||||||||||
11 | Вид, его критерии и структура | 1 | Вид, виды-двойники, ареал, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | Вводный | Частично-поисковый, проб-лемный | Тест, заполнение таблицы, фронталь-ный опрос | П.10 | ||
12 | Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа «Морфологический критерий вида». | 1 | Популяция, мутация, микроэволюция | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида | Комбинированный, лаборатор-ная работа | Отчет о работе, проблемный | Выполнение работы, работа с учебником, составление схем | Оформить работу, конспект | ||
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч.) (2 ч. +1 ч. Р. В.) | ||||||||||
13 | Главные направления эволюции | 1 | Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Знать определения понятий. Называть и раскрывать сущность эволюционных направлений. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне | Вводный | Частично-поисковый, проблемный | Работа с учебником, заполнение таблицы, биологические задачи | П.12 | ||
14 | Общие закономер-ности биологической эволюции | 1 | Дивергенция Конвергенция | Знать определения понятий. Иметь представление о закономерностях биологической эволюции | Комбинированный | Частично-поисковый, проб-лемный | Фронталь-ный опрос, индивид. задания | П.13 | ||
15 | Контрольная работа 1 «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | Задания в форме ЕГЭ | Систематизировать знания темы, подготовка к ЕГЭ | Обобщаю-щий, Контрольная работа | Поисковый | Индивидуальные за-дания | Не зада- но | ||
Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч.) | ||||||||||
16 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | Гипотеза, коацерваты, пробионты, абиогенез | Знать определения понятий. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира | Вводный | Частично-поисковый, проб- лемный | Индивидуальные за- дания | конспект | ||
17 | Начальные этапы развития жизни | 1 | Автотрофы, гетеротрофы палеонтология, прокариоты эукариоты, химическая эволюция, биологическая эволюция | Знать определения понятий. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимо-связи организмов и окружающей среды | Комбинированный | Частично-поиско- вый, про- блемный | Фронталь-ный опрос, Заполнение таблицы | П.14 | ||
Глава 8. Развитие жизни на Земле (5 ч.) | ||||||||||
18 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 1 | Ароморфоз, фотосинтез, половой процесс, идиоадаптация | Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое | Вводный | Частично-поисковый | Работа с учебником, рабочей тетрадью | П.16 | ||
19 | Жизнь в палеозойскую эру | 1 | Ароморфоз, идиоадаптации | Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу |
Комбинированный | Частично- поисковый | Работа с учебником, заполнение таблицы | П.17 | ||
20 | Жизнь в мезозойскую эру | 1 | Ароморфоз, идиоадаптации | Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое | Комбинированный | Частично- поисковый | Работа с учебником, заполнение таблицы | П.18 | ||
21 | Жизнь в кайнозойскую эру. Тестирование | 1 | Ароморфоз, идиоадаптации | Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений и животных в кайнозое | Комбинированный | Частично-поисковый | Работа с учебником, заполнение таблицы | П.19 | ||
22 | Происхождение человека | 1 | Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза раса | Знать определения понятий; факторы (движущие силы) антропогенеза. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека | Вводный | Частично-поисковый, проб-лемный | Тест, фрон- тальный опрос, составление схем | конспект | ||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 12 ч. | ||||||||||
Глава 9. Химическая организация клетки (2 ч.) | ||||||||||
23 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | Микро- и макроэлементы, неорганические и органические вещества, вода, минеральные соли | Знать определения понятий; макро- и микроэлементы. Называть неорганические вещества клетки. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот | Вводный | Частично-поисковый, проб-лемный | Фронтальный опрос, составле- ние схемы, работа с учебником | П.21 | ||
24 | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | Белки, глобула, гормоны, ферменты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотид | Знать определения понятий; пространственную структуру белка, функции белков. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии | Комбинированный | Частично- поисковый, проблем- ный | Фронтальный опрос, составление схем | П.22 | ||
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч.) | ||||||||||
25-26 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 2 | Ген, триплет, кодон, код генетический, транскрипция, антикодон, трансляция, избыточность, специифичность, универсальность генетического кода. Принцип комплементарности | Знать определения понятий; называть свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода, транскрипции, трансляции. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме | Вводный | Частично-поисковый | Тест, фронтальный опрос, работа с рабочей тетрадью | П.23 П.24 | ||
27 | Энергетический обмен | 1 | Гликолиз, брожение дыхание, биологическое окисление, этапы энергетического обмена | Знать определения понятий. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена | Комбинированный | Частично-поисковый, проблемный | Фронтальный опрос, работа с рабочей тетрадью | П.24 | ||
Глава 11. Строение и функции клеток (7 ч.) | ||||||||||
28 | Прокариотическая клетка | 1 | Прокариоты, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения | Знать определения понятий. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий | Вводный | Частично-поисковый, проблемный | Биологический дик- тант, сообщения учащихся, фронтальный опрос | П.25 | ||
29 | Эукариотическая клетка | 1 | Органоиды, цитоплазма, цитоскелет, включения, клеточная мембрана, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды | Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции органоидов, включений. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям | Комбинированный | Частично-поисковый | Биологический диктант, фронтальный опрос, заполнение таблицы | П.26 | ||
30 | Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 1 | Эукариотические клетки растений, животных. Прокариотические клетки бактерий | Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие микропрепараты. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Сравнивать: строение клеток растений, животных, бактерий и делать вывод на основе сравнения | Лабораторная работа | Частично-поисковый, проблемный | Отчет о лабораторной работе | оформить | ||
31 | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | Хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко | Узнавать и описывать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра | Комбинированный | Частично-поисковый, проблемный | Тест, фронтальный опрос, заполнение таблицы | П.27 | ||
32 | Деление клеток | 1 | Митотический цикл, митоз, интерфаза, редупликация, хроматиды, размножение | Знать определения понятий. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза | Комбинированный | Проблемный | Фронтальный опрос, работа с учебником | П.28 | ||
33 | Клеточная теория строения организмов | 1 | Цитология, основные положения клеточной теории Т. Шванна, М.Шлейдена | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура | Комбинированный, лекция | Частично-поисковый | Фронтальный опрос, конспект | П.29 | ||
34 | Контрольная работа 2 «Структурная организация живых организмов» | 1 | Задания в форме ЕГЭ | Систематизировать знания по теме, подготовка к ЕГЭ | Контроль знаний | Поиско- вый | Индивидуальные задания | Не зада- но | ||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч. | ||||||||||
Глава 12. Размножение организмов (2 ч.) | ||||||||||
35 | Бесполое размножение | 1 | Размножение бесполое, вегетативное, гаметы, гермафродиты, клетки, митоз, почкование, спорообразование | Знать определения понятий. Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения | Вводный | Частично-поисковый, проблемный | Фронтальный опрос, групповая работа | П.30 | ||
36 | Половое размножение. Гаметогенез | 1 | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом, гаметы, осеменение, оплодотворение | Знать определения понятий; строение половых клеток. Уметь сравнивать мужские и женские половые клетки, бесполое и половое размножение; работать с учебной и научно-популярной литературой. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Фронтальный опрос, совместная работа уч- ся с учи- телем и заполнение таблицы | |||
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч.) | ||||||||||
37 | Эмбриональный период развития | 1 | Онтогенез, эмбриогенез, Дробление, гаструляция, органогенез | Знать определения понятий. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Вводный | Проблемный, частично-поисковый | Тест, фронтальный опрос, работа с учебником и заполнение таблицы | П.32 | ||
38 | Постэмбриональный период развития | 1 | Постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз, старение | Знать виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять значение метаморфоза | Комбинированный | Проблемный, частично- поисковый | Фронтальный опрос, работа с учебником, рабочей тетрадью | П.33 | ||
39 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер) | Знать закономерности развития. Уметь определять тип развития у различных животных | Обобщающий | Частично-поисковый | Тест, групповая работа | П.34 | ||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов – 15 ч. | ||||||||||
Глава 14. Закономерности наследственных признаков (8 ч.) | ||||||||||
40 | Основные понятия генетики | 1 | Генетика, ген, аллельные гены, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии, моногибридное скрещивание | Знать определения понятий. Называть признаки генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя | Вводный | Проблемный, частично-поисковый | Сообщения учащихся, проверка конспекта | П.35 | ||
41 | Гибридологический метод изучения насле-дования признаков Г.Менделя | 1 | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Биологический диктант, фронтальный опрос | П.36 | ||||
42 | Законы Г. Менделя | 1 | Гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещива-ние. Цитологические основы закономерностей | Знать определения понятий. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Тест, решение задач | П.37 | ||
43 | Дигибридное скрещивание | 1 | Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Составлять и анализировать схему дигибридного скрещивания | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Тест, решение задач | П.37 | ||
44 | Сцепленное наследование генов | 1 | Сцепленные гены | Знать определения понятий. Уметь определять количество групп сцепления. Анализировать процессы, нарушающие сцепление генов. | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Тест, решение задач | П.40 | ||
45 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы | Знать определения понятий. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры и объяснять причины наследственных заболеваний человека | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Биологический диктант, решение задач | П.39 | ||
| ||||||||||
| ||||||||||
46 | Взаимодействие генов | 1 | Аллельные гены, суммарное действие | Знать определения понятий. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Биологический диктант, решение задач | П.38 | ||
47 | Инструктаж по ТБ. Практ. работа «Решение генетических задач и составление родословных» | 1 | Законы наследования признаков | Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи | Обобщающий | Частично-поисковый | Решение генетических задач и составление родословных | Не задано | ||
Глава 15. Закономерности изменчивости (4 ч.) | ||||||||||
48 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | Геном, изменчивость, мутаген, полиплоидия, мутации: генные, хромосомные, геномные. Комбинативная изменчивость | Знать определения понятий; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости; виды наследственной изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики | Вводный | Проблемный, частично-поисковый | Фронтальный опрос, Работа с учебником и заполнение таблицы | П.41 | ||
49 | Фенотипическая изменчивость | 1 | Модификация, норма реакции | Знать определения понятий; примеры ненаследственной изменчивости (модификаций). Уметь определять зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Фронтальный опрос, работа с учебником,биологический диктант | П.42 | ||
50 | Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов» | 1 | Изменчивость, вариационные ряды, вариационная кривая | Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную) | Лабораторная работа | частично-поисковый | Отчет о лабораторной работе | оформить | ||
51 | Контрольная работа 3 «Закономерности наследственности и изменчивости» | 1 | Задания в форме ЕГЭ | Привести знания в систему | обобщающий | Частично-поисковый | Тесты | Не задано | ||
Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч.) | ||||||||||
52 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | Селекция, порода, сорт, закон гомологических рядов наследственной изменчивости | Знать практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции, причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика | Вводный | Проблемный, частично-поисковый | Проверка конспекта | конспект | ||
53 | Методы селекции растений и животных | 1 | Гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт массовый и индивидуальный отбор | Знать определения понятий; методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных | Комбинированный | Проблемный | Фронтальный опрос, сообщения, самостоятельная работа и заполнение таблицы | П.43 | ||
54 | Селекция микроорганизмов | 1 | Биотехнология, штамм микробиологический синтез. | Знать определения понятий. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности | Комбинированный | Частично-поисковый | Индивидуальные задания | П.44 | ||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 14 ч. (12+2 Р.В.) | ||||||||||
Глава 17. Биосфера, ее структуры и функции Биосфера, ее структуры и функции (8 ч.) | ||||||||||
55 | Структура биосферы | 1 | Биосфера, экосистема. Компоненты и свойства биосферы | Знать определения понятий; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы | Вводный
| Проблемный, частично-поисковый | Биологический диктант, фронтальный опрос | П.46 | ||
56 | Круговорот веществ в природе | 1 | Биогеохимические циклы, биогенные элементы, гумус, микроэлементы, фильтрация, трофический уровень, почвообразование | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, составление схем | П.47 | ||
57 | История формирования сообществ живых организмов | 1 | Биомы, флора, фауна | Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь объяснять эти влияния, приводить конкретные примеры | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Работа с текстом учебника и составление схем | П.48 | ||
58 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | Биогеоценоз, биоценоз, биомасса, популяция, Лабораторная работа «Составление пищевых цепочек» | Знать определения понятий; компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Характеризовать: структуру наземных и водных эк осистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы | Комбинированный, лабораторная работа | Частично-поисковый | Биологический диктант, работа с учебником, отчет о лабораторной работе | П.48, 49 | ||
59 | Абиотические факторы среды | 1 | Абиотические, биотические, антропогенный факторы | Знать определения понятий. Приводить примеры абиотических факторов, их многообразие. Уметь объяснять их влияние и значение в природе | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Групповая работа и отчет | П.50 | ||
60 | Интенсивность действия факторов среды | 1 | Оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор | Знать определения понятий. Уметь объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности; уметь приводить примеры | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Биологические задачи, проверка конспекта | конспекта | ||
61 | Биотические факторы среды | 1 | Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм | Знать определения понятий. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять и характеризовать отдельные формы взаимоотношений | Комбинированный | Проблемный,частично-поисковый | Работа с учебником, составление схем | П.52 | ||
62 | Взаимоотношения между организмами | 1 | Нейтрализм, симбиоз, антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм | Знать определения понятий. Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений. Уметь объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры |
Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Фронтальный опрос, работа с учебником, составление схем | П.53 | ||
Глава 18. Биосфера и человек (6 ч.) (4 ч. + 2 ч. Р.В) | ||||||||||
63 | Природные ресурсы и их использование | 1 | Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор. экологический кризис | Знать определения понятий. Иметь представление об учении В.И.Вернадского о ноосфере. Уметь объяснять место и роль человека в биосфере; характеризовать природные ресурсы; приводить примеры их использования | Вводный | Проблемный, частично-поисковый | Тест, сообщения, фронтальный опрос | П.54 | ||
64 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | Загрязнение воздуха, пресных вод, Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Биологический диктант, Групповая работа | конспект | ||
65 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | Рациональное природопользование, экологические проблемы, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, «озоновые дыры» | Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы | Комбинированный | Проблемный, частично-поисковый | Сообщения Защита рефератов | Подготовиться к К.Р. | ||
66- 68 | Повторение, обобщение знаний. Итоговая контрольная работа | 3 | Задания в форме ЕГЭ | Проверить знания учащихся | Обобщающий Обобщающий | Частично-поисковый Частично-поисковый | Тесты Задания в форме ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс
Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...
поурочное планирование биология 9 класс "Общие закономерности" авторы: Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов. В.Б. Захаров
Модульное поурочное ланирование по курсу биология 9 класс...
Рабочая программа по биологии 9 класс Общие закономерности Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2ч. в неделю. Программа курса (68 ч.) включает в себя полностью вопросы про...
Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год. Тест по теме : «Структурная организация клетки»
Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год.Тест по теме : «Структурная организация клетки»...
План кружка по биологии "Общие закономерности"
Кружок по биологии является дополнением к подготовке учащихся к ЕГЭ. Изучаются основные разделы необходимые для успешной сдачи экзамена.Имеется пояснительная записка, тематическое планирование, програ...
Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса
Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе....
Рабочая программа учебного курса "Биология. Общие закономерности" 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.
Рабочая программа составлена с учетом блочно-модульного обучения (т.е. не уроки по 45 минут, а пары). Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС....