Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Лукашук Алена Викторовна

Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукашук Алена Викторовна

2015

СОГЛАСОВАНО:        УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР        Директор  МОУ «Лицей ЭБ»

_____________ И.Н. Ярошенко        __________ Н.С. Мельничук

Учебная программа по биологии

«Биология. Общие закономерности»

для учащихся 9 класса

(2 час в неделю, всего 68 часов)

Учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2013.

учитель: А.В. Лукашук

Рабочая программа основного общего образования  по биологии 9 класс

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонин /. - М.: Дрофа, 2013 г., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

 Программа курса (70часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. Программа предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Для повышения образовательного уровня и получению навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными  правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии. С этой же целью предусмотрены демонстрации.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В программе приведён список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.

Задачи программы - реализация целей школьного биологического образования.

- Расширение ряда общеучебных задач, среди которых:

- Формирования представления о целостности окружающего мира, о сложности проблем взаимодействия системы «Человек и природа»

- Развитие системы биологического мышления

- Овладение жизненно необходимыми биологическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к проживанию в современных условиях.

- Дать представление о практической реализации курса биология для использования в повседневной жизни.

Функции программы:

- Нормативная

- Процессуальная

- Оценочная

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И.Сонин, «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

  1. Практическая часть

  1. П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
  2. П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».
  3. П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
  4. П.Р.4 «Решение генетических задач»
  5. П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
  6. П.Р. 6 «Изучение  и описание экосистемы своей местности» Р.К.
  7. П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
  8.  П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Р.К.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

 общие признаки живых организмов;

 признаки царств живой природы;

 причины и результаты эволюции;

приводить примеры

 усложнения растений и животных в процессе эволюции;

 природных и искусственных сообществ;

  изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

 деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

         обмен веществ и превращение энергии;

         роль ферментов и витаминов в организме;

  особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  размножение, рост и развитие организмов;

  вирусы как неклеточные формы жизни;

  среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

 взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

 родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

 роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

 организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

 клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

•  строение и функции клеток растений и животных;

•  организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

•  о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

•  о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,  профилактики травм, заболеваний;

•  о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

•  о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

•  о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

•  о клеточном строении организмов всех царств;

•  о родстве и единстве органического мира;

•  об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

 соблюдать правила

•   приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

•   бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

•   здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями

Введение (3 часа)

    Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (50 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (8 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

5. Контроль уровня обучения

1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.

2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.

3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса. Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология / Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
  • А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996э
  • А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  •  Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2013. -78с.

6. Учебно-методические средства обучения

  1. Федеральный Государственный стандарт.
  2. Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
  3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством  Н.И. Сонина  – М.: Дрофа, 2010.
  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
  5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96

Дополнительная литература:

1.     Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

2.     А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

3.     А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4.     Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.

5.     Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ОГЭ можно найти на сайтах:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

            http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 (лицейский) класс

(авторы программы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин; всего 64 часа, 2 часа в неделю)

№ урока

№ урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Домашнее задание

Примечание

1

1

Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели, задачи и значение курса.

стр. 3-5

Инструкции по ОТ

№ 11,12,77

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира

2

1

Основные свойства живых организмов.

стр. 8-11

3

2

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов.

Экологический модуль: Значение разнообразия живых организмов в природе.

конспект

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

4

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

стр. 12-14

2

Эволюционная теория Ж. – Б. Ламарка.

стр. 15-17

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Лабораторная работа № 1. «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

стр. 18-24

Инструкции по ОТ № 12,77

6

2

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор.

стр. 24-28

7

3

Формы естественного отбора.

 Экологический модуль: Значение естественного отбора для видов живых организмов.

стр. 29-34

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды

как результат действия естественного обора

8

1

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа № 2. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

стр. 35-44

Инструкции по ОТ № 12,77

9

2

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Экологический модуль: приспособленность –результат естественного отбора.

стр.  45-52

Тема 1.5 Микроэволюция

10

1

Вид как генетически изолированная система

Лабораторная работа № 3. «Изучение критериев вида»

Экологический модуль: Вид – единица эволюции?

стр. 53-55

Инструкции по ОТ № 12,77

11

2

Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорости видообразования. Экологический модуль: Значение видообразования для эволюции.

стр. 55-58

Тема 1.6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

12

1

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Экологический модуль: Значение биопрогресса и регресса при образовании новых видов.

стр. 59-66

13

2

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов

стр. 66-70

14

3

Результаты эволюции

конспект

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.

15

1

Органический мир как результат эволюции

конспект

16

2

Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой природы. Экологический модуль: Значение теорий о развитии жизни для человека.

стр. 74-777

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

17

1

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру.

стр. 78-88

18

2

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры

стр. 89-94

19

3

Происхождение человека. Стадии эволюции человека.

Экологический модуль: Место человека в живой природе.

стр. 94-99

20

4

 Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы.

Экологический модуль: Свойства человека как биологического вида

стр. 99-101, конспект

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация живого.

21

1

Элементарный состав живого вещества биосферы. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

стр. 104-107

22

2

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты.

стр. 107-112

Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

23

1-2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

стр. 113-117

24

3

Энергетический обмен.

стр. 117-121

Тема 2.3. Строение и функции клеток

25

1

Прокариотические клетки; формы, размеры, особенности строения.

Лабораторная работа № 4.«Изучение клеток бактерий».

стр. 122-124

Инструкции по ОТ № 12,77

26

2

Эукариотическая клетка. Органеллы цитоплазмы

Лабораторная работа № 5.

«Изучение строения растительной и животной клетки».

стр. 125-132

Инструкции по ОТ № 12,77

27

3

Эукариотическая клетка. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко.

стр. 132-136

28

4

Деление клеток. Митотический цикл. Митоз. Экологический модуль: Биологическое значение митоза в эволюции.

стр. 137-142

29

5

Клеточная теория строения организмов

142-143

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 3.1. Размножение живых организмов.

30

1

Сущность и формы размножения организмов.

Бесполое размножение.

стр. 146-149

31

2

Половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение

стр. 150-155

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов

32

1

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития.

стр. 156-161

33

2

Формы постэмбрионального периода развития.

стр. 162-166

34

3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Экологический модуль: Значение биогенетического закона.

стр. 166-169

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

35

1

Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

стр. 172-175

36

2

Первый закон Менделя – закон доминирования.

Моногибридное скрещивание.

стр. 176-177

37

3

Второй закон Менделя – закон расщепления.

стр. 178-179

38

4

Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

Анализирующее скрещивание.

стр. 179-180, 184-184

39

5

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Лабораторная работа № 6

«Решение генетических задач на моногибридное и полигибридное скрещивание»

стр.180-184, задачи

Инструкция по ОТ № 77

40

6

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Экологический модуль: Почему мы не похожи.

стр.186-192

41

7

Лабораторная работа № 7. 

«Решение генетических задач на генетическое определение пола»

задачи

Инструкция по ОТ № 77

42

8

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

Экологический модуль: Генотип как целостная система.

стр. 192-95

43

9

Лабораторная работа № 8. «Анализ и составление родословных»

конспект

Инструкция по ОТ № 77

44

10

Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом.

Экологический модуль: Роль отечественных ученых в развитии генетики.

конспект

Тема № 4.2. Закономерности изменчивости.

45

1

Основные формы изменчивости. Закономерности изменчивости. Экологический модуль: Значение изменчивости для естественного отбора.

конспект

46

2

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации.

стр. 196-200

47

3

Комбинативная изменчивость Эволюционное значение комбинативной изменчивости

конспект

48

4

Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Лабораторная работа № 9. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»

стр. 201-203

Инструкция по ОТ № 77

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

49

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

стр.204-206

50

2

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Сорт, порода, штамм.

стр. 207-211

51

3

Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Экологический модуль: Развитие биотехнологии.

стр. 211-213

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды.

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции

51

1

Биосфера, ее структура и функции.

стр. 216-221

52

2

Круговорот веществ в природе. Экологический модуль: Значение круговорота веществ в биосфере.

стр. 221-225

53

3

Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов.

Лабораторная работа № 10.

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

стр. 229-230

Инструкции по ОТ № 12,77

54

4

Абиотические факторы среды. Температура, влажность, свет. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор.

стр. 231-239

55

5

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.

Лабораторная работа № 11.

«Составление цепей и сетей питания»

стр. 239-246,

конспект

Инструкции по ОТ № 12,77

56

6

Смена биогеоценозов. Причины смены биогеоценозов.

конспект

57

7

Взаимоотношения между организмами.

Позитивные отношения.

стр. 246-252

58

8

Взаимоотношения между организмами.

Антибиотические отношения. Экологический модуль: Значение взаимоотношений организмов с окружающей средой.

стр. 253-268

59

9

Нейтральные отношения – нейтрализм.

Лабораторная работа № 12.

«Выявление типов взаимодействия разных видов в определенной экосистеме»

конспект

Инструкции по ОТ № 12,77

Тема № 5.2. Биосфера и человек

60

1

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Охрана природы и основы рационального природопользования.

стр. 274-284

Повторение и обобщение пройденного материала

61-64

1-4

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс

Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...

Учебная программа по курсу биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Ла...

учебная программа по курсу биологии 5-9 класс

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по биологии составлена на основе федеральног...

Рабочая программа Английский язык Основное общее образование 5-9 класс 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 класса среднего общего образования составлена на основе авторской программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Англий...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» начального общего образования для 2 класса к УМК "Deutsch" авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 68 учебных часов на обязательное изучение немецкого языка  в 2 классе из расчёта 2 часа в нед...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...

Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.

 Спецкурс «Биология для начинающих»  является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и  предназначен для работы по учебникам биологии, созда...