Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МОУ «Лицей ЭБ»
_____________ И.Н. Ярошенко __________ Н.С. Мельничук
Учебная программа по биологии
«Биология. Общие закономерности»
для учащихся 9 класса
(2 час в неделю, всего 68 часов)
Учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2013.
учитель: А.В. Лукашук
Рабочая программа основного общего образования по биологии 9 класс
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонин /. - М.: Дрофа, 2013 г., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Программа курса (70часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. Программа предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Для повышения образовательного уровня и получению навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии. С этой же целью предусмотрены демонстрации.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В программе приведён список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
∙ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
∙ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
∙ иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.
Задачи программы - реализация целей школьного биологического образования.
- Расширение ряда общеучебных задач, среди которых:
- Формирования представления о целостности окружающего мира, о сложности проблем взаимодействия системы «Человек и природа»
- Развитие системы биологического мышления
- Овладение жизненно необходимыми биологическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к проживанию в современных условиях.
- Дать представление о практической реализации курса биология для использования в повседневной жизни.
Функции программы:
- Нормативная
- Процессуальная
- Оценочная
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И.Сонин, «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
- Практическая часть
- П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
- П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».
- П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
- П.Р.4 «Решение генетических задач»
- П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
- П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.
- П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
- П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Р.К.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие организмов;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (50 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (8 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
5. Контроль уровня обучения
1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.
3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса. Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология / Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996э
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2013. -78с.
6. Учебно-методические средства обучения
- Федеральный Государственный стандарт.
- Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2010.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
- В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96
Дополнительная литература:
1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.
5. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ОГЭ можно найти на сайтах:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 (лицейский) класс
(авторы программы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин; всего 64 часа, 2 часа в неделю)
№ урока | № урока в теме | Дата проведения урока | Тема урока | Домашнее задание | Примечание |
1 | 1 | Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели, задачи и значение курса. | стр. 3-5 | Инструкции по ОТ № 11,12,77 | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле Тема 1.1. Многообразие живого мира | |||||
2 | 1 | Основные свойства живых организмов. | стр. 8-11 | ||
3 | 2 | Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Экологический модуль: Значение разнообразия живых организмов в природе. | конспект | ||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | |||||
4 | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | стр. 12-14 | ||
2 | Эволюционная теория Ж. – Б. Ламарка. | стр. 15-17 | |||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | |||||
5 | 1 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Лабораторная работа № 1. «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | стр. 18-24 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
6 | 2 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор. | стр. 24-28 | ||
7 | 3 | Формы естественного отбора. Экологический модуль: Значение естественного отбора для видов живых организмов. | стр. 29-34 | ||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного обора | |||||
8 | 1 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа № 2. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | стр. 35-44 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
9 | 2 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Экологический модуль: приспособленность –результат естественного отбора. | стр. 45-52 | ||
Тема 1.5 Микроэволюция | |||||
10 | 1 | Вид как генетически изолированная система Лабораторная работа № 3. «Изучение критериев вида» Экологический модуль: Вид – единица эволюции? | стр. 53-55 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
11 | 2 | Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорости видообразования. Экологический модуль: Значение видообразования для эволюции. | стр. 55-58 | ||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция | |||||
12 | 1 | Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Экологический модуль: Значение биопрогресса и регресса при образовании новых видов. | стр. 59-66 | ||
13 | 2 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов | стр. 66-70 | ||
14 | 3 | Результаты эволюции | конспект | ||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле. | |||||
15 | 1 | Органический мир как результат эволюции | конспект | ||
16 | 2 | Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой природы. Экологический модуль: Значение теорий о развитии жизни для человека. | стр. 74-777 | ||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | |||||
17 | 1 | Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру. | стр. 78-88 | ||
18 | 2 | Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры | стр. 89-94 | ||
19 | 3 | Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Экологический модуль: Место человека в живой природе. | стр. 94-99 | ||
20 | 4 | Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы. Экологический модуль: Свойства человека как биологического вида | стр. 99-101, конспект | ||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов Тема 2.1. Химическая организация живого. | |||||
21 | 1 | Элементарный состав живого вещества биосферы. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | стр. 104-107 | ||
22 | 2 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. | стр. 107-112 | ||
Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | |||||
23 | 1-2 | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | стр. 113-117 | ||
24 | 3 | Энергетический обмен. | стр. 117-121 | ||
Тема 2.3. Строение и функции клеток | |||||
25 | 1 | Прокариотические клетки; формы, размеры, особенности строения. Лабораторная работа № 4.«Изучение клеток бактерий». | стр. 122-124 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
26 | 2 | Эукариотическая клетка. Органеллы цитоплазмы Лабораторная работа № 5. «Изучение строения растительной и животной клетки». | стр. 125-132 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
27 | 3 | Эукариотическая клетка. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. | стр. 132-136 | ||
28 | 4 | Деление клеток. Митотический цикл. Митоз. Экологический модуль: Биологическое значение митоза в эволюции. | стр. 137-142 | ||
29 | 5 | Клеточная теория строения организмов | 142-143 | ||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема 3.1. Размножение живых организмов. | |||||
30 | 1 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. | стр. 146-149 | ||
31 | 2 | Половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение | стр. 150-155 | ||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов | |||||
32 | 1 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. | стр. 156-161 | ||
33 | 2 | Формы постэмбрионального периода развития. | стр. 162-166 | ||
34 | 3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Экологический модуль: Значение биогенетического закона. | стр. 166-169 | ||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | |||||
35 | 1 | Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. | стр. 172-175 | ||
36 | 2 | Первый закон Менделя – закон доминирования. Моногибридное скрещивание. | стр. 176-177 | ||
37 | 3 | Второй закон Менделя – закон расщепления. | стр. 178-179 | ||
38 | 4 | Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. | стр. 179-180, 184-184 | ||
39 | 5 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Лабораторная работа № 6 «Решение генетических задач на моногибридное и полигибридное скрещивание» | стр.180-184, задачи | Инструкция по ОТ № 77 | |
40 | 6 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Экологический модуль: Почему мы не похожи. | стр.186-192 | ||
41 | 7 | Лабораторная работа № 7. «Решение генетических задач на генетическое определение пола» | задачи | Инструкция по ОТ № 77 | |
42 | 8 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков Экологический модуль: Генотип как целостная система. | стр. 192-95 | ||
43 | 9 | Лабораторная работа № 8. «Анализ и составление родословных» | конспект | Инструкция по ОТ № 77 | |
44 | 10 | Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Экологический модуль: Роль отечественных ученых в развитии генетики. | конспект | ||
Тема № 4.2. Закономерности изменчивости. | |||||
45 | 1 | Основные формы изменчивости. Закономерности изменчивости. Экологический модуль: Значение изменчивости для естественного отбора. | конспект | ||
46 | 2 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. | стр. 196-200 | ||
47 | 3 | Комбинативная изменчивость Эволюционное значение комбинативной изменчивости | конспект | ||
48 | 4 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Лабораторная работа № 9. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | стр. 201-203 | Инструкция по ОТ № 77 | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | |||||
49 | 1 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | стр.204-206 | ||
50 | 2 | Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Сорт, порода, штамм. | стр. 207-211 | ||
51 | 3 | Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Экологический модуль: Развитие биотехнологии. | стр. 211-213 | ||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции | |||||
51 | 1 | Биосфера, ее структура и функции. | стр. 216-221 | ||
52 | 2 | Круговорот веществ в природе. Экологический модуль: Значение круговорота веществ в биосфере. | стр. 221-225 | ||
53 | 3 | Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов. Лабораторная работа № 10. «Изучение и описание экосистемы своей местности» | стр. 229-230 | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
54 | 4 | Абиотические факторы среды. Температура, влажность, свет. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. | стр. 231-239 | ||
55 | 5 | Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Лабораторная работа № 11. «Составление цепей и сетей питания» | стр. 239-246, конспект | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
56 | 6 | Смена биогеоценозов. Причины смены биогеоценозов. | конспект | ||
57 | 7 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения. | стр. 246-252 | ||
58 | 8 | Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения. Экологический модуль: Значение взаимоотношений организмов с окружающей средой. | стр. 253-268 | ||
59 | 9 | Нейтральные отношения – нейтрализм. Лабораторная работа № 12. «Выявление типов взаимодействия разных видов в определенной экосистеме» | конспект | Инструкции по ОТ № 12,77 | |
Тема № 5.2. Биосфера и человек | |||||
60 | 1 | Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Охрана природы и основы рационального природопользования. | стр. 274-284 | ||
Повторение и обобщение пройденного материала | |||||
61-64 | 1-4 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс
Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...
Учебная программа по курсу биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Ла...
учебная программа по курсу биологии 5-9 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по биологии составлена на основе федеральног...
Рабочая программа Английский язык Основное общее образование 5-9 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 класса среднего общего образования составлена на основе авторской программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Англий...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» начального общего образования для 2 класса к УМК "Deutsch" авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 68 учебных часов на обязательное изучение немецкого языка в 2 классе из расчёта 2 часа в нед...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...