ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (8 класс) на тему
Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования по различным предметным областям предусматривает использование средств информационных технологий в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnaya_forma_uchebnika.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опубликовано в сборнике IX Всероссийской научно-методической конференции с международным участием
«Актуальные проблемы химического и биологического образования»
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
20-21 апреля 2018 г., г. Москва
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования по различным предметным областям предусматривает использование средств информационных технологий в учебной деятельности. Так, согласно ФГОС ООО, а именно в части требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой [3].
Так использование электронной формы учебника на уроках биологии позволяет организовать учебную деятельность, реализуя новые подходы к обучению, сохраняя преемственность с его печатным изданием. Однако в настоящее время по ряду причин ЭФУ мало используется на уроках биологии. При этом новая форма предоставляет возможность учителю внести существенные изменения в образовательную деятельность за счет дополнительных ресурсов, заложенных в нее. Рассмотрим использование ЭФУ УМК «Линия жизни» на примере урока в 8 классе параграфа «Строение организма человека (1)» относящегося к главе Общий обзор организма человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о строении организма человека.
Задачи урока:
- продолжить формирование представлений об уровнях организации живого;
- сформировать представления о строении клеток и тканей человека, их функциях;
- научить характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся получают представления об уровнях организации живого; о строении клеток и тканей человека, их функциях; знакомятся с особенности строения организма человека на различных уровнях организации; учатся определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях.
Метапредметные: совершенствуют навыки работы с текстом учебника, проводить его анализ, находить информацию о строение организма человека и интерпретировать её; сотрудничать с одноклассниками в процессе изучения темы и обсуждения полученных результатов лабораторной работы. Совершенствуют навыки исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, классифицировать, анализировать, сравнивать.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов. Основные понятия урока: уровни организации человека, межклеточное вещество, эпителиальная мышечная, соединительная и нервная ткани.
Перечень оборудования: интерактивная доска, ПК, проектор, планшеты или мобильные ноутбуки, микроскопы, УМК «Линия жизни».
Деятельность обучающихся: работа с текстом и иллюстрациями ЭФ и печатного учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении темы и выполнении лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей живых организмов».
Деятельность учителя: будет строится в соответствии следующей структурой урока.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, создание психологической атмосферы урока, включение обучающихся в деловой ритм урока.
2. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Для этого можно использовать Рубрику. Вы узнаете: о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов организма человека; об основных процессах жизнедеятельности организма человека; о механизмах нервно-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма.
И вы научитесь: характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека на предложенных микропрепаратах или их изображениях; проводить самонаблюдения некоторых рефлексов, характеризовать условия их проявления.
3. Актуализация опорных знаний. Для этого можно использовать вопросы из рубрики учебника. Вспомните: Что такое вещество и физическое тело? Какие частицы являются наименьшими единицами строения вещества и что они образуют? Что такое клетка? Каково ее строение? Какие вещества ее образуют?
4. Изучение нового материала. Главный этап урока — овладение обучающимися новыми знаниями и способами действий.
На этом этапе урока учитель объясняет обучающимися строение организма человека. Рассматривает уровни организации, атомно-молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный и организменный уровень сопровождая свое объяснение демонстрацией иллюстраций из галереи изображений ЭФУ на интерактивной доске или экране.
В электронной форме выбирается параграф «Строение организма человека 1» и демонстрируется при объяснении. Главная иллюстрация (Уровни организации человека). Галерея изображений (общий план строения клетки человека, ткани).
Далее учитель предлагает обучающимся в группах используя текст печатной формы учебника «Строение организма человека (1)» поработать с рабочей тетрадью на печатной основе письменно ответить на вопросы изучаемого параграфа. Затем обучающиеся, используя ЭФУ, выполняют самостоятельно лабораторную работа «Изучение микроскопического строения тканей живых организмов» работа выполняется в группах и осуществляется по инструктивной карточке которая находится в плитке и является ее объектом «Моя лаборатория». Перед выполнением лабораторной работы учитель проводит инструктаж напоминает о технике безопасности поскольку работа проводится с использованием планшетов или ноутбуков на которых установлена программа. Обучающиеся выполняют лабораторную работу, используя ЭФУ и приборы световой или цифровой микроскоп. Каждая группа обучающихся получает один микропрепарат для изучения. Учитель отслеживает ход проведения лабораторной работы и проводит коррекцию в процессе работы.
5. Закрепление материала. Репродуктивное воссоздание изученного материала; систематизация и обобщение; выполнение заданий на изучение главного в новой информации; выполнение творческих заданий на основе изученного; первичная проверка усвоения и понимания материала. После этого учитель предлагает обучающимся продемонстрировать изученный каждой группой микропрепарат на интерактивной доске и ответить на вопросы: «Определите какие функции выполняют ткани изучаемого микропрепарата»? и «Какие органы образованы данными видами ткани»? Так как в процессе работы было изучено каждой группой по одному микропрепарату, а количество тканей изучаемых было четыре: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная группы, у которых были одинаковые микропрепараты, получают возможность дополнить и провести коррекцию ответа выступающей группы.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности. Озвучивание результатов обучения.
7. Домашнее задание. Изучить § 4 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание 7 в рабочей тетради.
Новые технологии в области информатизации способствовали улучшенному оформлению учебника и дали возможность преподнести традиционное содержание в более современной форме. ЭФУ позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия обучающихся. В зависимости от способа восприятия информации, школьники могут использовать образовательный контент ЭФУ, применяя различные инструменты. Однако работать с ЭФУ положено определенное количество времени. Руководствоваться следует требованиями действующего СаНПиНа [2].
Список литературы:
1. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10.-М: УЦ Перспектива, 2011.-64 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 48 с. – (стандарты второго поколения).
4. ЭФУ издательство «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Древние американские племена" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)
В технологической карте приведен конспект урока по английскому языку с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?...
Использование электронной формы учебника на уроках математики в 5 классе
Презентация по теме "Использование электронной формы учебника на уроках математики" представляет обобщение работы по апробации ЭФУ учителя математики Невенкиной И.В. и учителя математики и информатики...
презентация Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности.
Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи
Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....
Методические рекомендации по применению электронных форм учебников В ОУ
Данные методческие рекомендации содержат описание функциональные возможности ЭФУ, педагогические возможности ЭФУ, технические рекомендации и варианты применеия ЭУ на различных этапах обучения...
Электронная форма учебников: новая форма - новые возможности
Использование электронных учебных пособий...