Рабочая прогрмма по биологии 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии по учебникам В.Б. Захарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_-_10-_klass.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 , авторской программы В.Б.Захарова Профильный уровень. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11. классы. - М: Дрофа, 2009) .
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 70 часов
( 2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии :
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010;
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
- приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
- аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
- выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
- устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
- самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1.Введение в биологию. (3 часа)
Предмет и задачи общей биологии .Уровни организации живой материи
Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития житии на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико – материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования ,сохранения здоровья человека .
Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; костное и биокостное вещество биосферы; молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Основные свойства живого. Многообразие живого мира
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих землю.
Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
(9 часов)
История представлений о возникновении жизни на земле
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Предпосылки возникновения жизни на Земле.
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
Раздел III. Учение о клетке. (20 часов)
Химическая организация живого вещества
Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы , микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. Биологические катализаторы. Углеводы. Жиры. ДНК. Уровни структурной организации. РНК. Витамины.
Демонстрация моделей ДНК.
Строение и функции прокариотической клетки.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Демонстрация строения клеток различных прокариот.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значения и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухрамотин.
Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
Жизненный цикл клеток.
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и назначение митоза (Бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Демонстрация фигур митотического деления клетки в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.
Обмен веществ в клетке (метаболизм).
Обмен веществ и превращения энергии в клетке – основа всех проявлений их жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы . Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы, пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез ).
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.
Демонстрация моделей различных вирусных частиц.
Клеточная теория.
Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.
Демонстрация материалов, рассказывающих о биографиях учёных, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Раздел IV. Размножение организмов. (3 часа)
Бесполое размножение. Растений и животных.
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.
Половое размножение.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.
Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
Раздел V. Индивидуальное развитие организмов. (7 часов)
Эмбриональное развитие животных.
Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образование двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития.
Постэмбриональное развитие животных
Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Онтогенез высших растений.
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.
Демонстрация схем эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.
Общие закономерности онтогенеза.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Развитие организма и окружающая среда.
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дама, алкоголя, наркотиков и т.д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Понятие о регенерации.
Демонстрация фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения.
Раздел VI. Основы генетики и селекции (30 часов)
История представлений о наследственности и изменчивости.
История развития генетики.
Основные закономерности наследственности.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя-закон доминирования. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные алели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание;
третий закон Менделя - закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов определении признаков.
Демонстрация карты хромосом человека, родословных выдающихся представителей культуры.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Основные закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутации, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов)
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость.
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакций. Управление доминированием.
Демонстрация примеров модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Селекция животных, растений и микроорганизмов.
Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальной и массовый отбор). Отдалённая гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии и генетическая инженерия. Достижения и основные представления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Учебно-тематический план
Название темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение в биологию Тема 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи Тема 1.2 Основные свойства живого. Многообразие живого мира | 3 2 1 |
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 9 |
Тема 2.1 История представлений о возникновении жизни на Земле | 2 |
Тема 2.2 Предпосылки возникновения жизни на Земле | 1 |
Тема 2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле | 6 |
Раздел 3. Учение о клетке. | 20 |
Тема 3.1 Химическая организация живого вещества | 8 |
Тема 3.2 Строение и функции прокариотической клетки | 1 |
Тема 3.3 Структурно-функциональная организация клеток эукариот | 3 |
Тема 3.4 Обмен веществ в клетке (метаболизм) | 3 |
Тема 3.5 Жизненный цикл клеток | 2 |
Тема 3.6 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1 |
Тема 3.7 Клеточная теория | 2 |
Раздел 4. Размножение организмов. | 3 |
Тема 4.1 Бесполое размножение растений и животных | 1 |
Тема 4.2 Половое размножение. | 2 |
Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов | 7 |
Тема 5.1 Эмбриональное развитие животных. | 4 |
Тема 5.2 Постэмбриональное развитие животных | 1 |
Тема 5.3 Общие закономерности онтогенеза | 1 |
Тема 5.4 Развитие организма и окружающая среда | 1 |
Раздел 6 Основы генетики и селекции. | 30 |
Тема 6.1 История представлений о наследственности и изменчивости | 1 |
Тема 6.2 Основные закономерности наследственности и изменчивости | 17 |
Тема 6.3 Генетика человека | 3 |
Тема 6.4 Селекция животных, растений и микроорганизмов | 9 |
Итого: 70 часов
Виды контроля:
- текущий – систематическая проверка знаний;
- периодический – после завершения больших тем;
- итоговый учёт.
Методы и формы контроля:
а) по способу проверки:
- устный (беседа, контрольные опросы )
- письменный (проверочная к/р. Тесты. Вопросники )
практический
б) по охвату учащихся:
- индивидуальный (карточки, раздаточный проверочный материал )
- групповой (игры, лото, кроссворды )
фронтальный (вопросная форма, беседы, опросники, викторины)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание. Вид контроля |
Раздел I. Введение в биологию (3 часа ) | ||||
1 | Введение, общая биология в системе биологических наук | 5.09 | ||
2 | Методы изучения общей биологии. Значение. | 5.09 | ||
3 | Уровни организации живой материи | 12.09 | ||
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (9 часов) | ||||
4 | Критерии живых систем | 12.09 | ||
5 | История представлений о возникновении жизни. Работы Л. Пастера | 19.09 | ||
6 | Современные представления | 19.09 | ||
7 | Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. | 26.09 | ||
8 | Источники энергии. Возраст Земли | 26.09 | ||
9 | Теория происхождения протобиоитов | 3.10 | ||
10 | Эволюция протобиоитов. Эволюция метаболизма. | 3.10 | ||
11 | Начальные этапы биологической эволюции | 17.10 | ||
12 | Контрольная работа по теме: «Возникновение жизни» | 17.10 | ||
Раздел 3. Учение о клетке. (20 часов) | ||||
13 | Химический состав клетки | 24.10 | ||
14 | Неорганические вещества в клетке | 24.10 | ||
15 | Органические вещества. Белки | 31.10 | ||
16 | Органические молекулы – углеводы, белки. Функции | 31.10 | ||
17 | Углеводы. Строение и биологическая роль. Л/р «Определение крахмала в растительных тканях» | 7.11 | ||
18 | Жиры и липиды | 7.11 | ||
19 | Нуклеиновыя кислоты | 14.11 | ||
20 | Генетический код. Свойства кода | 14.11 | ||
21 | Анаболизм | 21.11 | ||
22 | Энергетический обмен - катаболизм | 21.11 | ||
23 | Автотрофный тип обмена | 28.11 | ||
24 | Прокариотические клетки | 28.11 | ||
25 | Эукариотические клетки | 5.12 | ||
26 | Цитоплазма. Л/р «Изучение строения клеток под микроскопом» | 5.12 | ||
27 | Клеточное ядро. Л/р «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 12.12 | ||
28 | Деление клеток | 12.12 | ||
29 | Строение растительной клетки | 19.12 | ||
30 | Клеточная теория | 19.12 | ||
31 | Неклеточные формы жизни | 26.12 | ||
32 | Контрольная работа по теме «Учение о клетке» | 26.12 | ||
Раздел 4. Размножение организмов (3 часа) | ||||
33 | Бесполое размножение | 09.01 | ||
34 | Половое размножение растений | 09.01 | ||
35 | Половое размножение животных | 16.01 | ||
Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (7 часов) | ||||
36 | Эмбриональный период развития | 16.01 | ||
37 | Дробление | 23.01 | ||
38 | Гаструляция | 23.10 | ||
39 | Органогенез | 30.01 | ||
40 | Постэмбриональный период развития | 30.01 | ||
41 | Сходство зародышей. Развитие организмов | 6.02 | ||
42 | Семинар по теме «Размножение и развитие организмов». Тест | 6.02 | ||
Раздел 6. Основы генетики и селекции (28 часов) | ||||
43 | Основные понятия генетики | 20.02 | ||
44 | Закономерности наследования признаков | 20.02 | ||
45 | Гибридологический метод | 27.02 | ||
46 | Законы Менделя | 27.02 | ||
47 | Первый закон Менделя. Практическая работа №1 «Решение генетических задач» | 6.03 | ||
48 | Второй закон Менделя. Практическая работа №2 «Решение генетических задач» | 6.03 | ||
49 | Закон чистоты гамет | 13.03 | ||
50 | Дигибритное скрещивание | 13.03 | ||
51 | Третий закон Менделя. Практическая работа №3 «Решение задач по генетике» | 20.03 | ||
52 | Хромосомная теория | 20.03 | ||
53 | Генетика пола. Практическая работа №4 «Составление родословных» | 3.04 | ||
54 | Генотип как система | 3.04 | ||
55 | Взаимодействие аллельных генов. Практическая работа №5 «Решение задач на взаимодействие генов» | 10.04 | ||
56 | Взаимодействие неаллельных генов | 10.04 | ||
57 | Наследственная изменчивость. Мутации | 17.04 | ||
58 | Зависимость проявлений генов. Л/р «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 17.04 | ||
59 | Семинар по теме «Основы генетики» | 24.04 | ||
60 | Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость» | 24.04 | ||
61 | Генетика человека. Наследственные заболевания. | 8.05 | ||
62 | Создание пород животных | 8.05 | ||
63 | Разнообразие культурных растений. Центры многообразия растений | 15.05 | ||
64 | Итоговое тестирование на промежуточной аттестации | 15.05 | ||
65 | Закон гомологических рядов. Методы селекции растений | 22.05 | ||
66 | Отбор и гибридизация. Искусственный мутагенез | 22.05 | ||
67 | Селекция микроорганизмов | 25.05 | ||
68 | Семинар по теме «Достижение селекции»
| 29.05 | ||
69-70 | Резервный урок | 29.05 | ||
Итого: 70 часов
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2010.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2010.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2009.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2009.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2009.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2010.
- Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2009.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2008.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2010.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2009.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 2009.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2009.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 2008.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Литература для учащихся:
- Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. Захарова В.Б. Мамонтова С.Г . Сонин Н И./.- М., Просвещение, 2010.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2009.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2009.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2009.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прогрмма по обществознанию на 7 класс 2011-2012 уч.года
Рабочая программа по курсу "Обществознание" на 7 клас по программе Боголюбова...
Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)
Рабочая программа по технологии для мальчиков , для сельских школ. 5-7 классы....
Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)
Рабочая программа для сельской школы (мальчики) 5-7 классы...
Рабочая прогрмма по информатики 5 класс
Рабочая программа по информатики и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:Примерной программа основного общего образования по информатике и информационным техноологиям МО ...
Рабочая прогрмма по информатики 6 класс
Цель изучения основ информатики в 6 классе:продолжение формировнаия базиса компьютерной граммотности учащихся;освоение срды программирования ЛогоМиры...
Рабочая прогрмма по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класса...
Рабочая прогрмма по биологии, 5 класс, В. Пасечник
Рабочая программа к учебнику В.Пасечника, 5 класс....