Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа к учебнику 8 класса В.М. константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog_8_kl_fgos_2018.docx66.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С.Пушкина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО  БИОЛОГИИ

8 класс

                                                                 Лёвкина Алла Петровна,

                                                                 первая категория

Трубчевск

2018 г


Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С. Пушкина и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С. Пушкина.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

       личностные :

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической

принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга

перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,

анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

• усвоение системы научных знаний о живой природеи закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Рабочая программа разработана на основе программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой (Биология 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2013г.)

Программа соответствует  учебнику  «Биология » 8 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко . Москва «Просвещение» 2017

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю  (70  часов в год).        

Форма промежуточной аттестации -  тест

Количество  учебных  часов:

 2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 70 ч.

 

 

Содержание учебного  предмета

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

 Методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Зоология — наука о животных Введение. Зоология как система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека Разнообразие организмов. Приспособления к различным средам обитания. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Животные и окружающая среда Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Классификация животных и основные систематические группы Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние Красная книга. Заповедники Краткая история развития зоологии Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Экскурсия «Разнообразие животных в природе» Тема 2. Строение тела животных (2 ч) 

Клеточное строение организмов Клетка Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных Ткани, органы и системы органов Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни.

 Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

 Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Тип Инфузории Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» Разнообразие организмов. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Значение простейших Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

 Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

 Многообразие животных. Принципы их классификации. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Усложнение животных в процессе эволюции Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации по сравнению с простейшими Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Разнообразие кишечнополостных Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

 Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч) Многообразие животных. Принципы их классификации Тип Плоские черви. Общая характеристика Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Принципы их классификации. Строение животных Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями Строение животных. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви Места обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

 Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции Общая характеристика типа Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков Разнообразие организмов. Принципы классификации. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека Класс Брюхоногие моллюски Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Класс Двустворчатые моллюски Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции Класс Головоногие моллюски Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

 Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Принципы их классификации Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Профилактика заболеваний, вызываемых животными Класс Паукообразные Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука- крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и в жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых инфицированными клещами, от укусов ядовитых пауков Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Класс Насекомые Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» Размножение, рост и развитие животных Типы развития насекомых Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых Охрана редких и исчезающих видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и в жизни человека Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Профилактика заболеваний, вызываемых животными Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.

 Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

 Разнообразие организмов. Усложнение животных в процессе эволюции Хордовые. Примитивные формы Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Усложнение животных в процессе эволюции Внутреннее строение рыб Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником Размножение, рост и развитие. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Особенности размножения рыб Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции. Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Основные систематические группы рыб Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человекаПромысловые рыбы. Их использование и охрана Рыболовство. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно- двигательная система, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде Усложнение животных в процессе эволюции Строение и деятельность внутренних органов земноводных Характерные черты строения систем внутренних органов по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Усложнение животных в процессе эволюции Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов животных. Их роль в природе и в жизни человека Разнообразие и значение земноводных Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека. Охрана. Красная книга.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся Усложнение животных в процессе эволюции. Взаимосвязь организмов и окружающей среды Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий Животные. Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Профилактика заболеваний, вызываемых животными Разнообразие пресмыкающихся Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных Значение пресмыкающихся, их происхождение Роль пресмыкающихся в биоценозах, значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

 Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Усложнение животных в процессе эволюции. Методы изучения животных организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Опорно-двигательная система птиц Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц. Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы» Усложнение животных в процессе эволюции Внутреннее строение птиц Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями Размножение, рост и развитие организмов. Влияние экологических факторов на организмы Размножение и развитие птиц Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Влияние экологических факторов на организмы Разнообразие птиц Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания Животные. Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Усложнение животных в процессе эволюции Значение и охрана птиц. Происхождение Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

 Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) 

Усложнение животных в процессе эволюции Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих Отличительные признаки строения тела. Сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности Усложнение животных в процессе эволюции. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Внутреннее строение млекопитающих Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих» Размножение, рост и развитие. Усложнение животных в процессе эволюции Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление Разнообразие организмов, принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Происхождение и разнообразие млекопитающих Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями Разнообразие организмов, принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека Разнообразие организмов, принципы их классификации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Охрана редких и исчезающих видов животных Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека Разнообразие организмов. Усложнение животных в процессе эволюции. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты Высшие, или Плацентарные, звери: приматы Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами Разнообразие организмов, принципы их классификации. Влияние экологических факторов на организм. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Экологические группы млекопитающих Признаки животных одной экологической группы Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность видов к среде обитания. Сельскохозяйственные и домашние животные. Охрана редких и исчезающих видов животныхЗначение млекопитающих для человека Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.

 Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

Разнообразие организмов. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Наследственность и изменчивость — борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Развитие животного мира на Земле Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Среда — источник веществ, энергии и информации Современный мир живых организмов Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ и превращения энергии. Среда — источник веществ, энергии и информации. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере Биосфера Представления о единстве живой материи в древние времена. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функции живого вещества в биосфере. Роль косного вещества. Взаимосвязь биокосного и косного вещества Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

Прим

По плану

По факту

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Тема 1. Общие сведения о мире животных

5

1.

Зоология — наука о животных

1

3.09

3.09

3.09

3.09

3.09

3.09

2.

Животные и окружающая среда

1

5.09

7.09

5.09

3.

Классификация животных .

Влияние человека на животных.

1

10.09

10.09

10.09

10.09

10.09

10.09

4.

Краткая история развития зоологии.

1

12.09

14.09

12.09

5.

Экскурсия №1

«Разнообразие животных в природе»

1

17.09

17.09

17.09

Тема 2. Строение тела животных

2

6.

Клетка — основная единица живого организма

1

19.09

21.09

19.09

7.

Ткани, органы и системы органов.

1

24.09

24.09

24.09

Тема 3. Подцарство Простейшие,

4

8.

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые . Класс Саркодовые

1

26.09

28.09

26.09

9.

Тип Саркодовые. Класс Жгутиконосцы

1

1.10

1.10

1.10

10.

Тип Инфузории

Лабораторная работа № 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

3.10

5.10

3.10

11.

Значение простейших

1

8.10

8.10

8.10

Тема 4. Подцарство Многоклеточные

2

12.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные.

1

15.10

15.10

15.10

13.

Разнообразие кишечнополостных

1

17.10

19.10

17.10

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

14.

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

22.10

22.10

22.10

15.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

1

24.10

26.10

24.10

16.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

1

29.10

29.10

29.10

17.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

31.10

2.11

31.10

18.

Тип Кольчатые черви. . Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение».

1

5.11

5.11

5.11

19.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

7.11

9.11

7.11

Тема 6. Тип Моллюски

4

20.

Общая характеристика моллюсков

1

12.11

12.11

12.11

21.

Класс Брюхоногие моллюски

1

14.11

23.11

14.11

22.

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение раковин моллюсков»

1

21.11

26.11

21.11

23.

Класс Головоногие моллюски

1

26.11

30.11

26.11

Тема 7. Тип Членистоногие

7

24.

 Характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

1

28.11

3.12

28.11

25.

Класс Паукообразные

1

3.12

7.12

3.12

26.

Класс Насекомые

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение насекомого»

1

5.12

10.12

5.12

27.

Типы развития насекомых

1

10.12

14.12

10.12

28.

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Охрана насекомых

1

12.12

17.12

12.12

29.

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

17.12

21.12

17.12

30.

Обобщение и систематизация знаний по теме №7

1

19.12

24.12

19.12

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

31.

Хордовые. Примитивные формы

1

24.12

28.12

24.12

32.

Надкласс Рыбы, внешнее строение

1

26.12

11.01

26.12

33.

Внутреннее строение рыб

Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

9.01

14.01

9.01

34.

Особенности размножения рыб

1

14.01

18.01

14.01

35.

Основные систематические группы рыб

1

16.01

21.01

16.01

36.

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1

21.01

25.01

21.01

Тема 9. Класс Земноводные

4

37.

Среда обитания и строение тела земноводных.

1

23.01

28.01

23.01

38.

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

1

28.01

1.02

28.01

39.

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

30.01

4.02

30.01

40.

Разнообразие и значение земноводных

1

4.02

8.02

4.02

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

41.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

6.02

11.02

6.02

42.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

11.02

18.02

11.02

43.

Разнообразие пресмыкающихся

1

18.02

22.02

18.02

44.

Значение пресмыкающихся, их происхождение

1

20.02

25.02

20.02

Тема 11. Класс Птицы

9

45.

Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц 
Лабораторная работа № 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

25.02

1.03

25.02

46.

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа № 7

«Строение скелета птицы»

1

27.02

4.03

27.02

47.

Внутреннее строение птиц

1

4.03

11.03

4.03

48.

Размножение и развитие птиц

1

6.03

15.03

6.03

49.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

11.03

18.03

11.03

50.

Разнообразие птиц

13.03

22.03

13.03

51.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

18.03

1.04

18.03

52.

Экскурсия №2

«Птицы леса (парка)»

1

20.03

5.04

20.03

53.

Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11

1

1.04

8.04

1.04

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

10

54.

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

1

3.04

12.45

3.04

55.

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8

«Строение скелета млекопитающих»

1

8.04

15.04

8.04

56.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

10.04

19.04

10.04

57.

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

15.04

22.04

15.04

58.

 Плацентарные звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

17.04

26.04

17.04

59.

 Ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

22.04

29.04

22.04

60.

Высшие звери: приматы

1

24.04

3.05

24.04

61.

Экологические группы млекопитающих

Экскурсия №3

«Разнообразие млекопитающих ,  музей)»

1

29.04

6.05

29.04

62.

Значение млекопитающих для человека

1

6.05

10.05

6.05

63.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

8.05

13.05

8.05

64

Тестирование в рамках промежуточной  аттестации

13.05

17.05

13.05

Тема 13. Развитие животного мира на Земле

6

65.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

1

15.05

20.05

15.05

66.

Развитие животного мира на Земле

1

20.05

24.05

20.05

67.

Современный мир живых организмов

1

22.05

24.05

22.05

68

69

Биосфера

Экскурсия №4

«Жизнь природного сообщества весной»

1

1

27.05

27.05

27.05

70.

Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13

1

29.05

31.05

29.05

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...