Биология растений,грибов, лишайников.
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Данная программа используется в 9 классах для подготовки к экзамену по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_rast_gr_lish_17_18_god.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Биология растений, грибов, лишайников»
(ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Для ___9____ классов
( основное общее образование)
Количество часов: ___35_____
Составитель: Старицына О.В.
учитель биологии
МБОУ гимназии г. Советский
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев, выбравших для сдачи экзамена предмет биологии.
Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, поступающих в биологические, медицинские или сельскохозяйственные вузы, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов размножения растений. В 6—7 классах учащиеся не владеют знаниями о различных формах полового процесса, о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по химии. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников на более глубоком и детальном уровне.
При подготовке к ГИА учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т. д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
На практических занятиях учащиеся знакомятся с общими закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов высших растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений. Учащиеся пользуются живым и гербарным материалом, а также постоянными и временными препаратами. Рекомендуется использовать разнообразные печатные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты), возможности сети Интернет.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ГИА и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 35 часа учебных занятий в 9 классах средней школы, 1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Цель курса
- Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса
- Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников.
- Сформировать понимание циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
- Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
- Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
■ классификацию растений, грибов, лишайников;
■ особенности строения клеток растений и грибов;
■ разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования;
■ особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;
■ морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений;
■ характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;
■ многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;
■ происхождение основных групп растений;
■ значение растений, грибов, лишайников в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
■ сравнивать строение клеток растений, животных, грибов;
■ сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов и лишайников, делать выводы на основе сравнения;
■ распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;
■ распознавать и описывать вегетативные и генеративные органы высших растений на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;
■ схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;
■ схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвошей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;
■ характеризовать роль растений, грибов, лишайников в биогеоценозах;
■ изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
■ осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
■ составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
- Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (в тексте учебника, в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе при работе над учебным текстом.
- Формирование ИКТ-компетенции: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Личностные результаты
- Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения
Содержание курса
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы организации | Виды учебной деятельности |
Раздел 1. Растения Тема 1. Ботаника — наука о растениях | Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники. Развитие ботанической науки. Роль растений в жизни нашей планеты и человечества. Растения — основной компонент биосферы. Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Место высших растений в системе органического мира. Отличительные признаки растений: автотрофность, наличие клеточной оболочки (клеточной стенки), осмотический тип питания, длительный рост, прикрепленный образ жизни, особенности расселения. | 1 ч | Вводное занятие | Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции растительных организмов. |
Тема 2. Растительная клетка | Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Особенности строения растительной клетки. Структурные особенности клеток высших растений. | (/ ч) | Демонстрация схем и таблиц: ■ строение эукариотической клетки; ■ строение растительной клетки. | |
Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений | Ткани высших растений Дифференцировка клеток, формирование тканей. Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.Ткани простые и сложные (комплексные). Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение. Образовательные ткани {меристемы): первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые. Покровные ткани: первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка. Основные ткани {паренхимы): ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная. Механические {опорные) ткани: колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани: первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма). Роль проводящих тканей в формировании единой транспортной системы растения. Выделительные {секреторные) ткани: наружной и внутренней секреции. Вегетативные органы высших растений Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Разнообразие высщих растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Особенности жизни растений в наземных условиях. Корень. Предшественники корня у древних наземных растений. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Первичное и вторичное строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Питание и дыхание корней. Функции корней. Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка — зачаточный побег: строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Многообразие листьев. Листорасположение. Видоизменения листьев. Клеточное строение листа. Работа устьичного аппарата. Газообмен и транспирация. Листопад. | {11ч) | Демонстрация схем и таблиц: строение тканей высших растений; строение корневой системы; поперечный и продольный срезы корня; первичное и вторичное строение корня; видоизменения корней; первичное и вторичное строение стебля; строение почки; ■ строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники; ■ разнообразие листьев; ■ листорасположение; ■ клеточное строение листа; ■ видоизменения листьев; ■ листопад. Лабораторные и практические работы 1. Строение основной и проводящей ткани листа. 2. Строение кожицы листа. | |
Тема 4. Размножение высших растений | Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение: естественное и искусственное. Значение вегетативного размножения в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения. Половое размножение. Чередование полового и бесполого размножения у большинства растений. Понятия «спорофит» и «гаметофит». | (1 ч) | Демонстрация схем и таблиц вегетативного размножения высших растений. | |
Тема 5. Низшие растения. Водоросли | Водоросли — обширная группа древнейших растительных организмов, приспособленных к жизни в водной среде. Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы. Особенности морфологии клетки. Размножение: бесполое и половое. Чередование полового и бесполого поколений. Классификация водорослей. Особенности строения и размножения одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей на примере хламидомонады, хлореллы, спирогиры. Красные водоросли, бурые водоросли. Распространение и экология водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. | (2 ч | Лабораторные и практические работы 3. Строение хламидомонады. 4. Строение спирогиры. | |
Тема 6. Высшие споровые растения | Отдел Моховидные Общая характеристика. Особенности строения: отсутствие или слабое развитие опорных и проводящих тканей, отсутствие настоящих корней. Чередование полового и бесполого поколений, преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита. Печеночные мхи — наиболее просто устроенные представители отдела, тело которых представлено слоевищем. Особенности строения и развития листостебельных, или настоящих, мхов на примере мха кукушкина льна и мха сфагнума. Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве. Отдел Плауновидные (Плауны) Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: стелющийся основной стебель; спирально расположенные листья; дихотомически ветвящиеся побеги, на концах которых образуются спороносные колоски; придаточные корни и т. д. Жизненный цикл плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком. Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля. Отдел Хвощевидные (Хвощи) Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: горизонтальные подземные побеги, членистые надземные побеги двух видов — вегетативные, спороносные и т. д. Жизненный цикл хвоща полевого. Ископаемые представители хвощевидных, их геологическая роль. Значение хвощей в природе и использование человеком. Отдел Папоротниковидные (Папоротники) Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: толстый горизонтальный стебель — корневище с придаточными корнями; крупные растущие верхушкой листья — вайи, на нижней поверхности которых развиваются спорангии. Жизненный цикл щитовника мужского. Значение папоротников в природе и использование человеком. | (4 ч) | Демонстрация схем и таблиц: ■ строение и жизненные циклы мхов, хвощей и плаунов; ■ многообразие мхов, плаунов и хвощей; ■ строение и цикл развития папоротника; ■ многообразие папоротников. Лабораторные и практические работы 5. Строение мха кукушкин лен. 6. Строение мха сфагнума. 7. Строение хвоща. 8. Строение папоротника. | |
Тема 7. Семенные растения | Возникновение семени — важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений. Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Доминирование спорофита, сильная редукция гаметофита. Разноспоровость и размножение семенами. Отдел Голосеменные Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов: стебель с тонкой корой, слабо развитой сердцевиной и мощно развитой древесиной; проводящие элементы древесины — трахеиды; отсутствие клеток-спутниц; смоляные ходы; видоизменения листьев и т. д. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Значение голосеменных и использование их человеком. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным рас тениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле. Цветок. Видоизмененный укороченный побег Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные. Опыление. Типы и способы опыления. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение и развитие семени. Семя. Специализированный орган, возникший в процессе эволюции у семенных растений. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений. Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификации плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные), по количеству семян (односеменные и многосеменные), по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся). Распространение плодов и семян. Систематика покрытосеменных Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки). Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком. | {10 ч) | Демонстрация схем и таблиц: ■ строение и цикл развития голосеменных на примере сосны; ■ многообразие голосеменных; ■ строение цветкового растения; ■ строение цветка; ■ многообразие соцветий; ■ цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение); ■ строение семени однодольных и двудольных растений; ■ многообразие плодов; ■ представители основных семейств двудольных и однодольных растений. Лабораторные и практические работы 9. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны. 10. Строение однодольного и двудольного растения. 11. Строение цветка шиповника. 12. Многообразие соцветий. 13. Строение семени однодольных и двудольных растений. 14. Многообразие плодов. | |
Раздел 2. Грибы Тема 8. Царство Грибы | Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными. Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение: бесполое, половое. Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора. Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пеницилла (зеленой плесени). Дрожжи — одноклеточные аскомицеты. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, бурая гниль и др.); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству. Базидиомицеты. Наиболее высоко организованная группа. Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомицетов (ржавчинные, головневые, трутовики); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству. Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза — симбиоз с высшими растениями. | (2 ч) | Демонстрация схем и таблиц: ■ строение представителей различных систематических групп грибов; ■ многообразие царства грибов. Лабораторные и практические работы 15. Строение плесневого гриба мукора. 16. Строение дрожжей. 17. Строение плодового тела шляпочного гриба. | |
Раздел 3. Лишайники Тема 9. Отдел Лишайники | Общая характеристика лишайников как организмов, состоящих из двух компонентов: гриба и водоросли. Характер взаимоотношений гриба и водоросли в лишайнике. Строение слоевища. Типы лишайников по анатомическому строению слоевища, по форме слоевища. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация схем и таблиц: ■ строение лишайников; ■ различные представители лишайников. | 3 |
.
Календарно – тематическое планирование
элективного курса «БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ, ЛИШАЙНИКОВ»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примеча - ние | ||
план | факт | План | факт | |||
I. | РАЗДЕЛ РАСТЕНИЯ | 30 | ||||
1 | ТЕМА 1. БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ | 1 | 05.09 | 5.09 | ||
2 | ТЕМА 2. РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА. | 1 | 12.09 | 12.09 | ||
ТЕМА 3. ТКАНИ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ | 11 | |||||
3 | Ткани простые и сложные | 1 | 19.09 | 19.09 | ||
4 | Классификация тканей. Образовательные и покровные ткани. | 1 | 26.09 | 26.09 | ||
5 | Основные, механические, проводящие ткани. | 1 | 3.10 | 3.10 | ЛР | |
6 | Вегетативные и генеративные органы | 1 | 10.10 | 10.10 | ||
7 | Общие свойства органов растений. | 1 | 17.10 | 17.10 | ||
8 | Корень. Классификация корней. | 1 | 24.10 | 24.10 | ||
9 | Микроскопическое строение корня. | 1 | 31.10 | 31.10 | ЛР | |
10 | Питание и дыхание корней. Функции корня. | 1 | 7.11 | 7.11 | ||
11 | Побег. Строение почек. | 1 | 14.11 | 14.11 | ||
12 | Стебель: строение, рост. | 1 | 21.11 | |||
13. | Лист – боковой орган побега. | 28.11 | ||||
14 | ТЕМА 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ | 1 | 5.12 | |||
ТЕМА 5. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ВОДОРОСЛИ. | 2 | |||||
15 | Строение и размножение водорослей | 1 | 12.12 | |||
16 | Классификация водорослей | 1 | 19.12 | |||
ТЕМА 6. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 4 | |||||
17. | Отдел Моховидные | 1 | 26.12 | |||
18. | Отдел Плауновидные | 1 | 16.01 | |||
19 | Отдел Хвощевидные | 1 | 23.01 | |||
20 | Отдел Папоротниковидные | 1 | 30.01 | |||
ТЕМА 7. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | 10 | |||||
21 | Общие признаки семенных растений | 1 | 6.02 | |||
22 | Отдел голосеменные. | 1 | 13.02 | |||
23 | Жизненный цикл сосны обыкновенной. Значение голосеменных. | 1 | 20.02 | |||
24 | Общая характеристика покрытосеменных растений. | 1 | 27.02 | |||
25 | Функции и строение цветка. Соцветия. | 1 | 6.03 | |||
26 | Микро-, и мегаспорогенез. Оплодотворение. | 1 | 13.03 | |||
27 | Строение семени однодольных и двудольных растений. | 1 | 20.03 | |||
28 | Плод. Классификация плодов. | 1 | 3.04 | ЛР | ||
29 | Семейства двудольных. | 1 | 10.04 | |||
30 | Карантинное занятие. Семейства однодольных. | 1 | 17.04 | |||
II. | РАЗДЕЛ ГРИБЫ. | 2 | ||||
ТЕМА 8. ЦАРСТВО ГРИБЫ | ||||||
31 | Карантинное занятие Общая характеристика. Низшие и высшие грибы. | 1 | 24.04 | |||
32 | Классификация грибов. | 1 | 8.05 | ЛР | ||
III. | РАЗДЕЛ ЛИШАЙНИКИ | 3 | ||||
ТЕМА 9. ОТДЕЛ ЛИШАЙНИКИ | 1 | |||||
33. | Строение и размножение лишайников | 1 | 15.05 | |||
34. | Итоговое занятие | 1 | 19.05 | |||
35 | Резервный урок | 22.05 |
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс. М.: Дрофа, 2006.
2. Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Т. 2. Ботаника. М.: Оникс 21 век, 2002.
3. Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. В. Гусева, А. А. Каменского. М.: Изд-во МГУ; Мир, 2002.
4. ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во МГУ, 1975.
5. Курганов Л. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. М.: Просвещение, 1966.
6. Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений. М.:УРСС, 2001.
7. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2005.
8. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
9. Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978.
Дополнительная литература
1. Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1988.
2. Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.
3. Жизнь растений. Т. 1—6. М.: Просвещение, 1974—1982.
4. Курс низших растений / под ред. М. В. Горленко. М.: Высшая школа, 1981.
5. Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"
Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям и результатам прохождения курса согласно стандартам второго ...
Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников
Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Никишова...
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии» YIII вид для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии»...
Комментарии
Спасибо! Искала именно этот
Спасибо! Искала именно этот материал