Биология растений,грибов, лишайников.
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Данная программа используется  в 9 классах для подготовки к экзамену по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_rast_gr_lish_17_18_god.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Биология растений, грибов, лишайников»

(ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Для ___9____ классов
( основное общее образование)

        Количество часов: ___35_____

                              Составитель:  Старицына О.В.
                                     

                             учитель  биологии

                          МБОУ гимназии г. Советский


Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 9 классов средних школ, гимназий и лицеев, выбравших для сдачи экзамена предмет биологии.

Как правило, курс биологии растений, или ботанику, в школе изучают в 6—7 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, поступающих в биологические, медицинские или сельскохозяйственные вузы, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов размножения растений. В 6—7 классах учащиеся не владеют знаниями о различных формах полового процесса, о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по химии. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники.

В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников на более глубоком и детальном уровне.

При подготовке к ГИА учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т. д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

На практических занятиях учащиеся знакомятся с общими закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов высших растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений. Учащиеся пользуются живым и гербарным материалом, а также постоянными и временными препаратами. Рекомендуется использовать разнообразные печатные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты), возможности сети Интернет.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к ГИА и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 35 часа учебных занятий в 9 классах средней школы, 1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год.

Цель курса

  • Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса

  • Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников.
  • Сформировать понимание циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
  • Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением и экологической ролью.
  • Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Предметные  результаты

Учащиеся должны знать:

■    классификацию растений, грибов, лишайников;

■    особенности строения клеток растений и грибов;

■    разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования;

■    особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;

■    морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений;

■    характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;

■    многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;

■    происхождение основных групп растений;

■    значение растений, грибов, лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

■    сравнивать строение клеток растений, животных, грибов;

■    сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов и лишайников, делать выводы на основе сравнения;

■    распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;

■    распознавать и описывать вегетативные и генеративные органы высших растений на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;

■    схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;

■    схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвошей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;

■    характеризовать роль растений, грибов, лишайников в биогеоценозах;

■    изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

■    осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

■    составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (в тексте учебника, в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе при работе над  учебным текстом.
  • Формирование ИКТ-компетенции: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Личностные результаты

  • Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения

Содержание курса

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы организации

Виды учебной деятельности

Раздел 1. Растения

Тема 1. Ботаника — наука о растениях

Место и значение ботаники в системе биологических дисциплин. Основные разделы ботаники. Развитие ботанической науки.

Роль растений в жизни нашей планеты и человечества. Растения — основной компонент биосферы.

Принципы ботанической классификации. Основные таксономические категории. Разделение царства растений на две группы: низшие и высшие растения. Место высших растений в системе органического мира.

Отличительные признаки растений: автотрофность, наличие клеточной оболочки (клеточной стенки), осмотический тип питания, длительный рост, прикрепленный образ жизни, особенности расселения.

1 ч

Вводное занятие

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 2. Растительная клетка

Клетка как структурно-функциональная единица всего живого. Особенности строения растительной клетки. Структурные особенности клеток высших растений.

(/ ч)

Демонстрация схем и таблиц:

■    строение эукариотической клетки;

■    строение растительной клетки.

Тема 3. Ткани и вегетативные органы высших растений

Ткани высших растений

Дифференцировка клеток, формирование тканей.

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.Ткани простые и сложные (комплексные).

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.

Образовательные ткани {меристемы): первичные и вторичные; верхушечные, боковые, вставочные и раневые.

Покровные ткани: первичные и вторичные. Эпидермис, эпиблема, пробка, корка.

Основные ткани {паренхимы): ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная.

Механические {опорные) ткани: колленхима, склеренхима, склереиды.

Проводящие ткани: первичные и вторичные; древесина (ксилема) и луб (флоэма).

Роль проводящих тканей в формировании единой транспортной системы растения.

Выделительные {секреторные) ткани: наружной и внутренней секреции.

Вегетативные органы высших растений

Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию.

Постепенное расчленение тела растений на органы, происходящее в процессе развития растительного мира. Вегетативные и генеративные органы. Аналогичные и гомологичные органы. Общие свойства органов растений. Разнообразие высщих растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Особенности жизни растений в наземных условиях.

Корень. Предшественники корня у древних наземных растений. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые), по расположению в субстрате. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Видоизменения корней. Зоны молодого корня. Первичное и вторичное строение корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ. Питание и дыхание корней. Функции корней.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Строение, ветвление, метаморфозы (надземные и подземные побеги). Почка — зачаточный побег: строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Первичное и вторичное строение стебля. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Многообразие листьев. Листорасположение. Видоизменения листьев. Клеточное строение листа. Работа устьичного аппарата. Газообмен и транспирация. Листопад.

{11ч)

Демонстрация схем и таблиц: строение тканей высших растений; строение корневой системы; поперечный и продольный срезы корня; первичное и вторичное строение корня; видоизменения корней; первичное и вторичное строение стебля; строение почки;

■    строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники;

■    разнообразие листьев;

■    листорасположение;

■    клеточное строение листа;

■    видоизменения листьев;

■    листопад.

Лабораторные и практические работы

1.   Строение основной и проводящей ткани листа.

2.   Строение кожицы листа.

Тема 4. Размножение высших растений

Бесполое и половое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение: естественное и искусственное. Значение вегетативного размножения в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения. Половое размножение. Чередование полового и бесполого размножения у большинства растений. Понятия «спорофит» и «гаметофит».

(1 ч)

Демонстрация схем и таблиц вегетативного размножения высших растений.

Тема 5. Низшие растения. Водоросли

Водоросли — обширная группа древнейших растительных организмов, приспособленных к жизни в водной среде.

Основные признаки водорослей. Разнообразие форм и размеров. Строение тела, не дифференцированного на ткани и органы. Особенности морфологии клетки. Размножение: бесполое и половое. Чередование полового и бесполого поколений.

Классификация водорослей. Особенности строения и размножения одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей на примере хламидомонады, хлореллы, спирогиры. Красные водоросли, бурые водоросли.

Распространение и экология водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

(2 ч

Лабораторные и практические работы

3. Строение хламидомонады.

4. Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения

Отдел Моховидные

Общая характеристика. Особенности строения: отсутствие или слабое развитие опорных и проводящих тканей, отсутствие настоящих корней. Чередование полового и бесполого поколений, преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита.

Печеночные мхи — наиболее просто устроенные представители отдела, тело которых представлено слоевищем.

Особенности строения и развития листостебельных, или настоящих, мхов на примере мха кукушкина льна и мха сфагнума.

Происхождение моховидных. Экология, географическое распространение, значение в природе и народном хозяйстве.

Отдел Плауновидные (Плауны)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: стелющийся основной стебель; спирально расположенные листья; дихотомически ветвящиеся побеги, на концах которых образуются спороносные колоски; придаточные корни и т. д. Жизненный цикл плауна булавовидного. Половое поколение, редукция гаметофита. Значение плаунов в природе и использование человеком.

Ископаемые плауновидные. Роль ископаемых плауновидных в растительном покрове палеозойской эры и в образовании каменного угля.

Отдел Хвощевидные (Хвощи)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: горизонтальные подземные побеги, членистые надземные побеги двух видов — вегетативные, спороносные и т. д. Жизненный цикл хвоща полевого. Ископаемые представители хвощевидных, их геологическая роль. Значение хвощей в природе и использование человеком.

Отдел Папоротниковидные (Папоротники)

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативных органов: толстый горизонтальный стебель — корневище с придаточными корнями; крупные растущие верхушкой листья — вайи, на нижней поверхности которых развиваются спорангии. Жизненный цикл щитовника мужского.

Значение папоротников в природе и использование человеком.

(4 ч)

Демонстрация схем и таблиц:

■    строение и жизненные циклы мхов, хвощей и плаунов;

■    многообразие мхов, плаунов и хвощей;

■    строение и цикл развития папоротника;

■    многообразие папоротников.

Лабораторные и практические работы

5.   Строение мха кукушкин лен.

6.   Строение мха сфагнума.

7.  Строение хвоща. 8.   Строение папоротника.

Тема 7. Семенные растения

Возникновение семени — важный этап в эволюции высших растений. Древние семенные папоротники, их роль в дальнейшем развитии семенных растений.

Общие признаки семенных растений как наиболее приспособленных к существованию на суше. Расселение по всему земному шару, разнообразие сред обитания и жизненных форм: дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние. Доминирование спорофита, сильная редукция гаметофита. Разноспоровость и размножение семенами.

Отдел Голосеменные

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Систематика голосеменных. Морфологические особенности вегетативных органов: стебель с тонкой корой, слабо развитой сердцевиной и мощно развитой древесиной; проводящие элементы древесины — трахеиды; отсутствие клеток-спутниц; смоляные ходы; видоизменения листьев и т. д. Жизненный цикл сосны обыкновенной.

Значение голосеменных и использование их человеком.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

Общая характеристика покрытосеменных как наиболее совершенной группы современных растений. Основные отличия покрытосеменных растений от голосеменных. Прогрессивные черты организации, позволившие покрытосеменным рас тениям оптимально приспособиться к современным условиям существования на Земле.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег Функции и строение цветка. Виды цветков. Соцветия: простые и сложные. Опыление. Типы и способы опыления.

Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Двойное оплодотворение и развитие семени.

Семя. Специализированный орган, возникший в процессе эволюции у семенных растений. Строение семени: семенная кожура, зародыш, эндосперм. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Плод. Происхождение, функции. Плоды простые и сложные (сборные). Классификации плодов: по характеру околоплодника (сухие и сочные), по количеству семян (односеменные и многосеменные), по характеру вскрывания (раскрывающиеся и нераскрывающиеся).

Распространение плодов и семян.

Систематика покрытосеменных Сравнительная характеристика классов: Двудольные и Однодольные.

Основные признаки, лежащие в основе деления покрытосеменных растений на семейства. Краткая характеристика основных семейств класса Двудольные (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки).

Культурные и дикорастущие представители семейств, их значение в природе и использование человеком.

{10 ч)

Демонстрация схем и таблиц:

■    строение и цикл развития голосеменных на примере сосны;

■    многообразие голосеменных;

■    строение цветкового растения;

■    строение цветка;

■    многообразие соцветий;

■    цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение);

■    строение семени однодольных и двудольных растений;

■    многообразие плодов;

■    представители основных семейств двудольных и однодольных растений.

Лабораторные и практические работы

9.   Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

10. Строение однодольного и двудольного растения.

11. Строение цветка шиповника.

12.  Многообразие соцветий.

13. Строение семени однодольных и двудольных растений.

14.  Многообразие плодов.

Раздел 2. Грибы

Тема 8. Царство Грибы

Общая характеристика. Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности вегетативного тела. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными.

Низшие и высшие грибы. Способы питания. Размножение: бесполое, половое.

Зигомицеты. Основные черты организации на примере мукора.

Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере пеницилла (зеленой плесени). Дрожжи — одноклеточные аскомицеты. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, бурая гниль и др.); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.

Базидиомицеты. Наиболее высоко организованная группа. Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомицетов (ржавчинные, головневые, трутовики); способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.

Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза — симбиоз с высшими растениями.

(2 ч)

Демонстрация схем и таблиц:

■    строение представителей различных систематических групп грибов;

■    многообразие царства грибов.

Лабораторные и практические работы

15.   Строение плесневого гриба мукора.

16.   Строение дрожжей.

17.   Строение плодового тела шляпочного гриба.

Раздел 3. Лишайники

Тема 9. Отдел Лишайники

Общая характеристика лишайников как организмов, состоящих из двух компонентов: гриба и водоросли. Характер взаимоотношений гриба и водоросли в лишайнике. Строение слоевища. Типы лишайников по анатомическому строению слоевища, по форме слоевища. Размножение и рост лишайников. Представители. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация схем и таблиц:

■    строение лишайников;

■    различные представители лишайников.

3

.

Календарно – тематическое планирование

элективного курса «БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ, ЛИШАЙНИКОВ»

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

Примеча -

ние

план

факт

План

факт

I.

РАЗДЕЛ РАСТЕНИЯ

30

1

ТЕМА 1. БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ

1

05.09

5.09

2

ТЕМА 2.  РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА.

1

12.09

12.09

ТЕМА 3. ТКАНИ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

11

3

Ткани простые и сложные

1

19.09

19.09

4

Классификация тканей. Образовательные и покровные ткани.

1

26.09

26.09

5

Основные, механические, проводящие ткани.

1

3.10

3.10

ЛР

6

Вегетативные и генеративные органы

1

10.10

10.10

7

Общие свойства органов растений.

1

17.10

17.10

8

Корень. Классификация корней.

1

24.10

24.10

9

Микроскопическое строение корня.

1

31.10

31.10

ЛР

10

Питание и дыхание корней. Функции корня.

1

7.11

7.11

11

Побег. Строение почек.

1

14.11

14.11

12

Стебель: строение, рост.

1

21.11

13.

Лист – боковой орган побега.

28.11

14

ТЕМА 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

1

5.12

ТЕМА 5. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ВОДОРОСЛИ.

2

15

Строение и размножение водорослей

1

12.12

16

Классификация водорослей

1

19.12

ТЕМА 6. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

4

17.

Отдел Моховидные

1

26.12

18.

Отдел Плауновидные

1

16.01

19

Отдел Хвощевидные

1

23.01

20

Отдел Папоротниковидные

1

30.01

ТЕМА 7. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

10

21

Общие признаки семенных растений

1

6.02

22

Отдел голосеменные.

1

13.02

23

Жизненный цикл сосны обыкновенной. Значение голосеменных.

1

20.02

24

Общая характеристика покрытосеменных растений.

1

27.02

25

Функции и строение цветка. Соцветия.

1

6.03

26

Микро-, и мегаспорогенез. Оплодотворение.

1

13.03

27

Строение семени однодольных и двудольных растений.

1

20.03

28

Плод. Классификация плодов.

1

3.04

ЛР

29

Семейства двудольных.

1

10.04

30

 Карантинное занятие. Семейства однодольных.

1

17.04

II.

РАЗДЕЛ   ГРИБЫ.

2

ТЕМА 8. ЦАРСТВО ГРИБЫ

31

Карантинное занятие Общая характеристика. Низшие и высшие грибы.

1

24.04

32

Классификация грибов.

1

8.05

ЛР

III.

РАЗДЕЛ  ЛИШАЙНИКИ

3

ТЕМА 9. ОТДЕЛ ЛИШАЙНИКИ

1

33.

Строение и размножение лишайников

1

15.05

34.

Итоговое занятие

1

19.05

35

Резервный урок

22.05

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.   Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс. М.: Дрофа, 2006.

2.   Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Т. 2. Ботаника. М.: Оникс 21 век, 2002.

3.   Биология: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. В. Гусева, А. А. Каменского. М.: Изд-во МГУ; Мир, 2002.

4.   ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во МГУ, 1975.

5.   Курганов Л. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. М.: Просвещение, 1966.

6.   Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений. М.:УРСС, 2001.

7.   Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2005.

8.   Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

9.   Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978.

Дополнительная литература

1.   Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1988.

2.   Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.

3.   Жизнь растений. Т. 1—6. М.: Просвещение, 1974—1982.

4.   Курс низших растений / под ред. М. В. Горленко. М.: Высшая школа, 1981.

5.   Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"

Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям  и результатам прохождения курса согласно стандартам второго ...

Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII  вида под редакцией Никишова...

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии» YIII вид для 7 класса на 2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Грибы. Бактерии»...


 

Комментарии

Набатова Анна Валерьевна

Спасибо! Искала именно этот материал