Конспект совмещенного урока биология 5-6 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект совмещенного урока в условиях малокомплектной сельской школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmeshchennogo_uroka_v_usloviyah_malokomplektnoy_selskoy_shkoly.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совмещенного урока в условиях малокомплектной сельской школы
по теме «Экологические факторы и их влияние на живые организмы» (5 класс)
и «Понятие о природном сообществе. Приспособленность растений к жизни в природном сообществе» (6 класс).
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учебе;
-формирование основ экологической культуры.
Метапредметные :
5 класс | 6 класс |
-определять цель выполняемой работы вместе с учителем; | -самостоятельно определять цель выполняемой задачи; |
-анализировать рисунки учебника; | -анализировать рисунки учебника и делать выводы на основе сравнения; |
-формулировать ответ на поставленный вопрос; | -представлять в устной и письменной речи результаты выполнения задания; |
-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; | -организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; |
-находить информацию в учебнике; | - самостоятельно находить информацию в учебнике; |
-самостоятельно конструировать определение понятий по схеме | |
-оценивать достижение планируемых результатов. | -оценивать достижение планируемых результатов. |
Предметные:
5 класс | 6 класс |
-объяснять смысл понятий – «экологические факторы» | -объяснять смысл понятий – «природное сообщество», «биогеоценоз» |
-классифицировать экологические факторы на био-, абиотические и антропогенные | - классифицировать структуру природного сообщества |
-объяснять значение экологических факторов в природе | - объяснять значение и приспособленность растений в природном сообществе |
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть сегодня на уроке. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Хорошо. Тогда начинаем наш урок.
II. Целеполагание и мотивация.
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю послушать стихотворение:
Представьте, что каждое деревце
В этом лесу – частица чего-то.
Под деревцом лисы прорыли нору,
Бежав от кого-то.
С другой стороны, под корнями,
Туннель был прорыт муравьями.
А рядом ручей протекает,
Там плещется, играет веселый воробей.
Поднимемся выше, к самой макушке,
Там белка гуляет по гибкой верхушке.
Красивая, пышная, рыжая белка,
Зовут ее Стрелка.
Деревья все связаны
Между собой,
Они, как цепочка, как мы с тобой:
Нельзя убрать ни одно звено,
Ведь лесу для жизни нужно оно.
А теперь получите маршрутные листы, в которых вы будете выполнять различные задания.
Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»
| 8. Растения | 15. Бактерии |
| 9. Черемуха | 16. Мох |
| 10. Ковыль | 17. Пырей |
| 11.Апельсины | 18. Мандарины |
| 12. Полярная ива | 19 . Свет |
| 13. Осока | 20.Осина |
| 14. Влажность | 21. Кувшинка |
Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные названия или понятия. Нужно объединить их в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.
(1-14-19;
2-8-15;
3-11-18;
4-10-17;
5-9-20;
6-12-16;
7-13-21).
Как и почему отличаются организмы этих групп друг от друга ? Что мы можем узнать сегодня на уроке?
Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.
5 класс | 6 класс |
-определение смысла понятий | - определение смысла понятий |
-классифицировать | - классифицировать |
-объяснять значение | - объяснять значение |
III. Изучение нового материала.
– Сегодня я вам предлагаю на уроке побывать в разных ролях – позициях: «Понятие», «Схемы»
«Вопросы», «Практики».
Первая позиция «Понятия» Ребята, давайте вспомним, как мы с вами даем определение понятию.
Понятие = ближайший род + существенные признаки понятия.
Шестиклассники работают самостоятельно, а с учениками 5 класса мы эту позицию выполним вместе.
5 класс | 6 класс |
1.Позиция «Понятие». Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 25 и запишите определение понятия: экологические факторы. (Понятие = ближайший род + существенные признаки понятия) Результаты работы занесите в свои маршрутные листы. | 1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс, страница 209 -211 дайте определение понятиям: природное сообщество, биогеоценоз, фитоциноз. (Понятие = ближайший род + существенные признаки понятия) |
А теперь все работаем самостоятельно в парах в рамках различных позиций - ролей.
5 класс | 6 класс |
2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса на странице 25-26 и составьте схему, подтверждающую деление экологических факторов на три основные группы. Экологические факторы -------------- --------------- --------------
| 2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс на странице 210 «Структура природного сообщества» и составьте схему, отражающую круговорот веществ и поток энергии. |
5 класс | 6 класс |
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса абзац параграфа «Антропогенные факторы» на странице 26, рассмотрите рисунки и составьте два вопроса , используя вопросительные слова: 1.Подумайте............................................?. 2.Почему...................................................? 3.Докажите.......................................................? 4.Объясните......................... 5.Каким образом | 3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац «Условия обитания и приспособленность растений к совместному существованию» в учебнике «Биология» 6 класс на странице 215-216 и составьте два вопроса к данному тексту, используя вопросительные слова: а) Подумайте.................? б) Почему ..................................................? в) Объясните .......................................................? г) Какие ....................................................... ? д) В чем ................................................................ |
Каждая группа учеников представляет результаты своей работы классам. По ходу представления результатов работы групп остальные заполняют свои маршрутные листы.
Создайте группу, распределите обязанности. И представьте результаты.
-Наш урок заканчивается и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (ответы учеников)
- С каким настроением вы уходите с урока?
-Домашнее задание у вас находится на партах, прочитайте.
Все ли понятно? Большое всем спасибо за работу и за внимание на уроке. До свидания.
Домашнее задание 5 классу: §5, выполнить задание на стр.27, изучить памятку «Как работать с текстом учебника».
Домашнее задание 6 класс : §55-57, выполнить задание на стр.224-225. Составьте «Памятку поведения в природном сообществе ( в лесу, на лугу и т.д)».
Маршрутный лист
Тема урока ________________________________________________________________
Предмет: биология.
Класс: 5.
Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»
| 8. Растения | 15. Бактерии |
| 9. Черемуха | 16. Мох |
| 10. Ковыль | 17. Пырей |
| 11.Апельсины | 18. Мандарины |
| 12. Полярная ива | 19 . Свет |
| 13. Осока | 20.Осина |
| 14. Влажность | 21. Кувшинка |
Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные названия или понятия. Нужно объединить их в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.
Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.
Задачи урока: |
-определение смысла понятий |
-классифицировать |
-объяснять значение |
1.Позиция «Понятие».
Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 25 и запишите определение понятия: экологические факторы.
(Понятие = ближайший род + существенные признаки понятия)
2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса на странице 25-26 и составьте схему, подтверждающую деление экологических факторов на три основные группы.
Экологические факторы
-------------- --------------- --------------
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса абзац параграфа «Антропогенные факторы» на странице 26, рассмотрите рисунки и составьте два вопроса , используя вопросительные слова:
1.Подумайте.........................................................................................................?.
2.Почему..............................................................................................................?
3.Докажите..........................................................................................................?
4.Объясните........................................................................................................
5.Каким образом……………………………………………………………....
4.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» 5 класс, на странице 25-26 «Влияние экологических факторов», дополнительную литературу и заполните таблицу.
Влияние экологических факторов на живые организмы | примеры |
Абиотических | |
Биотических | |
Антропогенных |
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
Домашнее задание 5 классу: §5, выполнить задание на стр.27, изучить памятку «Как работать с текстом учебника».
Маршрутный лист
Тема урока _________________________________________________________
Предмет: биология.
Класс: 6.
Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»
| 8. Растения | 15. Бактерии |
| 9. Черемуха | 16. Мох |
| 10. Ковыль | 17. Пырей |
| 11.Апельсины | 18. Мандарины |
| 12. Полярная ива | 19 . Свет |
| 13. Осока | 20.Осина |
| 14. Влажность | 21. Кувшинка |
Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные названия или понятия. Нужно объединить их в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.
Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.
Задачи урока: |
-определение смысла понятий |
-классифицировать |
-объяснять значение |
1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс, страница 209 -211 дайте определение понятиям: природное сообщество, биогеоценоз, фитоциноз.
(Понятие = ближайший род + существенные признаки понятия)
2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс на странице 210 «Структура природного сообщества» и составьте схему, отражающую круговорот веществ и поток энергии.
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац «Условия обитания и приспособленность растений к совместному существованию» в учебнике «Биология» 6 класс на странице 215-216 и составьте два вопроса к данному тексту, используя вопросительные слова:
а) Подумайте.................?
б) Почему ..................................................?
в) Объясните .......................................................?
г) Какие ....................................................... ?
д) В чем ................................................................
4. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Причины смены природных сообществ» на странице 216-218 в учебнике «Биология» 6 класса , дополнительную литературу и заполните таблицу.
Причины смены природных сообществ | примеры |
Внутренние причины | |
Внешние причины |
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
Домашнее задание 6 класс : §55-57, выполнить задание на стр.224-225. Составьте «Памятку поведения в природном сообществе ( в лесу, на лугу и т.д)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока биологии в 6 классе
Конспект урока изучения нового материала по теме "Видоизменения пордземных побегов"...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Конспект открытого у...
Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.
Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....
Конспект открытого урока биологии в 9 классе
Конспект открытого урока биологии в 9 классе...
Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...