Конспект совмещенного урока биология 5-6 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Иванюк Ольга Анатольевна

Конспект совмещенного урока в условиях малокомплектной сельской школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совмещенного урока в условиях малокомплектной сельской школы

по теме «Экологические факторы и их влияние на живые организмы» (5 класс)

и  «Понятие о природном сообществе. Приспособленность растений к жизни в природном сообществе» (6 класс).

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учебе;

-формирование основ экологической культуры.

Метапредметные :

5 класс

6 класс

-определять цель выполняемой работы вместе с учителем;

-самостоятельно определять цель выполняемой задачи;

-анализировать рисунки учебника;

-анализировать рисунки учебника и делать выводы на основе сравнения;

-формулировать ответ на поставленный вопрос;

-представлять  в устной и письменной  речи результаты выполнения  задания;

-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-организовывать  учебное сотрудничество, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов;

-находить информацию в учебнике;

- самостоятельно находить информацию в учебнике;

-самостоятельно конструировать определение  понятий по схеме

-оценивать достижение планируемых результатов.

-оценивать достижение планируемых результатов.

Предметные:

                              5 класс

                                  6 класс

-объяснять  смысл понятий – «экологические факторы»

-объяснять смысл понятий – «природное сообщество», «биогеоценоз»

-классифицировать экологические факторы на био-, абиотические и антропогенные

- классифицировать структуру природного сообщества

-объяснять значение экологических факторов в природе  

- объяснять значение  и приспособленность растений в природном сообществе

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я очень рада всех  вас   видеть  сегодня на уроке. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Хорошо. Тогда начинаем наш урок.

II. Целеполагание  и мотивация.

          Для  того, чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю послушать стихотворение:

  Представьте, что каждое деревце

  В этом лесу – частица чего-то.

  Под деревцом лисы прорыли нору,

  Бежав от кого-то.

  С другой стороны, под корнями,

  Туннель был прорыт муравьями.

  А рядом ручей протекает,

  Там плещется, играет веселый воробей.

  Поднимемся выше, к самой макушке,

  Там белка гуляет по гибкой верхушке.

  Красивая, пышная, рыжая белка,

  Зовут ее Стрелка.

  Деревья все связаны

  Между собой,

  Они, как цепочка, как мы с тобой:

  Нельзя убрать ни одно звено,

  Ведь лесу для жизни нужно оно.

А теперь получите маршрутные листы, в которых вы будете выполнять различные задания.

Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»

  1. Тепло

8. Растения

15. Бактерии

  1. Животные

9. Черемуха

16. Мох

  1. Пальма

10. Ковыль

17. Пырей

  1. Полынь

11.Апельсины

18. Мандарины

  1. Береза

12. Полярная ива

19 . Свет

  1. Карликовая береза

13. Осока

20.Осина

  1. Камыш

14. Влажность

21. Кувшинка

Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные  названия или понятия. Нужно объединить их  в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.

(1-14-19;

2-8-15;

3-11-18;

4-10-17;

5-9-20;

6-12-16;

7-13-21).


Как  и почему отличаются организмы этих групп друг от друга ?  Что мы можем узнать сегодня на уроке?

Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.

5 класс

6 класс

-определение  смысла понятий

- определение  смысла понятий

-классифицировать

- классифицировать

-объяснять значение  

- объяснять значение

 

III. Изучение  нового материала.

 – Сегодня   я вам предлагаю  на уроке побывать в разных ролях – позициях: «Понятие», «Схемы»

 «Вопросы», «Практики».

Первая позиция «Понятия» Ребята, давайте вспомним, как мы с вами даем определение понятию.

Понятие  = ближайший  род + существенные признаки понятия.

 Шестиклассники работают самостоятельно, а с  учениками 5 класса мы эту позицию выполним вместе.

5 класс

6 класс  

1.Позиция «Понятие».

 Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 25  и  запишите  определение понятия:   экологические факторы.

(Понятие  = ближайший  род + существенные признаки понятия)

Результаты   работы занесите в свои маршрутные листы.

1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс,  страница 209 -211 дайте определение понятиям: природное сообщество, биогеоценоз, фитоциноз.

(Понятие  = ближайший  род + существенные признаки понятия)

А теперь все работаем самостоятельно  в парах в рамках различных позиций - ролей.

5 класс

6 класс  

2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса  на странице 25-26  и составьте схему, подтверждающую деление экологических факторов на  три основные  группы.

Экологические факторы

           --------------           ---------------               --------------

                                                                                                 

2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс  на странице  210  «Структура природного сообщества» и  составьте  схему, отражающую круговорот веществ и поток энергии.

5 класс

6 класс  

3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса   абзац  параграфа  «Антропогенные факторы» на странице 26, рассмотрите рисунки  и составьте  два вопроса , используя вопросительные слова:

1.Подумайте............................................?.

2.Почему...................................................?

3.Докажите.......................................................?

4.Объясните.........................

5.Каким образом

3. Позиция «Вопрос». Прочитайте  абзац «Условия обитания и приспособленность растений к совместному существованию»   в учебнике «Биология» 6 класс   на странице 215-216  и составьте два вопроса  к данному тексту, используя вопросительные слова:

а) Подумайте.................?

б) Почему  ..................................................?

в) Объясните  .......................................................?

г) Какие  ....................................................... ?

д) В чем  ................................................................

5 класс

6 класс  

4.Позиция «Практик». Прочитайте   учебник «Биология» 5 класс,  на странице 25-26  «Влияние  экологических факторов», дополнительную литературу  и заполните таблицу.

Влияние экологических факторов на живые организмы

 примеры

Абиотических

Биотических

Антропогенных

 4. Позиция «Практик». Прочитайте  абзац параграфа «Причины смены природных сообществ»  на странице 216-218  в учебнике «Биология» 6 класса , дополнительную литературу  и заполните таблицу.

Причины смены природных сообществ

 примеры

Внутренние причины

Внешние причины

Каждая группа учеников представляет результаты своей работы классам. По  ходу представления результатов работы групп остальные заполняют свои маршрутные листы.

Создайте группу, распределите обязанности. И представьте результаты.

-Наш урок заканчивается  и я  предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить  её.

АЛГОРИТМ   САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг.  Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? 

-  Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (ответы учеников)

-  С каким настроением вы уходите с урока?

-Домашнее задание у вас находится на партах, прочитайте.

 Все ли понятно? Большое всем спасибо за работу и за внимание  на уроке. До свидания.

Домашнее задание  5 классу: §5, выполнить задание на стр.27, изучить памятку  «Как работать с текстом учебника».

Домашнее задание  6 класс : §55-57, выполнить задание на стр.224-225.  Составьте   «Памятку поведения в природном сообществе ( в лесу, на лугу и т.д)».

Маршрутный лист

Тема урока ________________________________________________________________

Предмет: биология.

Класс: 5.

Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»

  1. Тепло

8. Растения

15. Бактерии

  1. Животные

9. Черемуха

16. Мох

  1. Пальма

10. Ковыль

17. Пырей

  1. Полынь

11.Апельсины

18. Мандарины

  1. Береза

12. Полярная ива

19 . Свет

  1. Карликовая береза

13. Осока

20.Осина

  1. Камыш

14. Влажность

21. Кувшинка

Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные  названия или понятия. Нужно объединить их  в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.

Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.

Задачи урока:

-определение  смысла понятий

-классифицировать

-объяснять значение  

1.Позиция «Понятие».

 Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 25  и  запишите  определение понятия:   экологические факторы.

(Понятие  = ближайший  род + существенные признаки понятия)

2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса  на странице 25-26  и составьте схему, подтверждающую деление экологических факторов на  три основные  группы.

Экологические факторы

           --------------           ---------------               --------------

3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса   абзац  параграфа  «Антропогенные факторы» на странице 26, рассмотрите рисунки  и составьте  два вопроса , используя вопросительные слова:

1.Подумайте.........................................................................................................?.

2.Почему..............................................................................................................?

3.Докажите..........................................................................................................?

4.Объясните........................................................................................................

5.Каким образом……………………………………………………………....

4.Позиция «Практик». Прочитайте   учебник «Биология» 5 класс,  на странице 25-26  «Влияние  экологических факторов», дополнительную литературу  и заполните таблицу.

Влияние экологических факторов на живые организмы

 примеры

Абиотических

Биотических

Антропогенных

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг.  Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? 

Домашнее задание  5 классу: §5, выполнить задание на стр.27, изучить памятку  «Как работать с текстом учебника».

Маршрутный лист

Тема урока _________________________________________________________

Предмет: биология.

Класс: 6.

Задание 1. Тест – таблица по теме «Живые организмы»

  1. Тепло

8. Растения

15. Бактерии

  1. Животные

9. Черемуха

16. Мох

  1. Пальма

10. Ковыль

17. Пырей

  1. Полынь

11.Апельсины

18. Мандарины

  1. Береза

12. Полярная ива

19 . Свет

  1. Карликовая береза

13. Осока

20.Осина

  1. Камыш

14. Влажность

21. Кувшинка

Тест-таблицы состоят из нескольких колонок, в которых имеются определенные  названия или понятия. Нужно объединить их  в единую логически целую цепочку, найти связь между словами из каждого столбика.

Задание 2. Закончите предложения, сформулировав задачи сегодняшнего урока.

Задачи урока:

-определение  смысла понятий

-классифицировать

-объяснять значение  

1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс,  страница 209 -211 дайте определение понятиям: природное сообщество, биогеоценоз, фитоциноз.

(Понятие  = ближайший  род + существенные признаки понятия)

2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс  на странице  210  «Структура природного сообщества» и  составьте  схему, отражающую круговорот веществ и поток энергии.

        

3. Позиция «Вопрос». Прочитайте  абзац «Условия обитания и приспособленность растений к совместному существованию»   в учебнике «Биология» 6 класс   на странице 215-216  и составьте два вопроса  к данному тексту, используя вопросительные слова:

а) Подумайте.................?

б) Почему  ..................................................?

в) Объясните  .......................................................?

г) Какие  ....................................................... ?

д) В чем  ................................................................

4. Позиция «Практик». Прочитайте  абзац параграфа «Причины смены природных сообществ»  на странице 216-218  в учебнике «Биология» 6 класса , дополнительную литературу  и заполните таблицу.

Причины смены природных сообществ

 примеры

Внутренние причины

Внешние причины

АЛГОРИТМ   САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг.  Какая была цель урока, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? 

Домашнее задание  6 класс : §55-57, выполнить задание на стр.224-225.  Составьте   «Памятку поведения в природном сообществе ( в лесу, на лугу и т.д)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока биологии в 6 классе

Конспект урока изучения нового материала по теме  "Видоизменения пордземных побегов"...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Конспект открытого урока биологии в 9 классе

Конспект открытого урока биологии в 9 классе...

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

        Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...