Живые царства. Бактерии.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предмет: биология.
Класс: 5.
Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 кл, учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, - М,:Дрофа,2012.-158,(2)с ;ил.
Тип урока: методологической направленности.
Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Применяемая технологи – технология развития критического мышления.
Формы работы – интерактивные.
Оборудование: презентация, фильм, Микроскоп Антонио Ван Левенгука», тесты, листы ватмана, карандаши, фломастеры, тексты заданий, текст «Бактерии», таблица «Строение клеток», рисунки учебника, рабочие тетради
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_b_klasse_2.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 б классе.
ФИО учителя: Савельева Татьяна Яковлевна.
Место работы: г. Зима, МБОУ «СОШ №26»
Предмет: биология.
Класс: 5.
Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 кл, учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, - М,:Дрофа,2012.-158,(2)с ;ил.
Тема урока: Живые царства. Бактерии.
Тип урока: методологической направленности.
Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Применяемая технологи – технология развития критического мышления.
Формы работы – интерактивные.
Оборудование: презентация, фильм, Микроскоп Антонио Ван Левенгука», тесты, листы ватмана, карандаши, фломастеры, тексты заданий, текст «Бактерии», таблица «Строение клеток», рисунки учебника, рабочие тетради.
Планируемые результаты:
Предметные | Познавательные УУД: Поиск и отбор источников необходимой информации. Использовать приемы работы с информацией. Систематизация информации. Формирование проблемы. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать информацию учителя. Составлять план работы с учебником. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. |
Личностные УУД: Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. Доброжелательное отношение к мнению другого человека. | |
Организация пространства | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ. | Компьютерная презентация в Power Point |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point. |
Образовательные ресурсы интернет. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.drofa.ru. |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел, мультимедийное оборудование. |
Организационная структура урока
№ | Этапы урока | Формируемые умения (УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (самоопределение деятельности)
| Познавательные: формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя | Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку | Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку. | |
1 этап Мотивация (Вызов). | Познавательные: постановка и решение проблем. Коммуникативные:
Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока. Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению. | Читаю текст, а затем включаю видеоролика «Микроскоп Антонио Ван Левенгука». Затем задаю вопрос, какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке? Затем раздаю листочки с пропущенными фразами и прошу, используя данные листочки сформулировать цель урока. Затем спрашиваю, что вы знаете о бактериях? Ребята говорят, а я на доске с их помощью составляю кластер. Спрашиваю, а все ли так как мы с вами сказали? Надо уточнить. | Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий». | |
2 этап Актуализация (осмысление) | Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии. Коммуникативные:
Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы. Личностные: продолжается формирование межличностных отношений. | Дети с начала урока поделены на группы с помощью цифр, обозначающих номер группы. Эти цифры ребята брали, когда заходили на урок. Затем каждой группе раздаю задания | ||
Организую работу учащихся по группам, показываю презентацию, дополняю ответы. Дети работают с учебником и текстами, которые предложены для каждой группы. Ответы ребята пишут на листе формата А3. Руководит группой капитан, которого выбирают ребята. 1 группа - Прочитайте текст учебника на странице 60-61 ответьте на вопрос: каковы размеры бактерий? - Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные. 2 группа - Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. - Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. 3 группа - Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”. - Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий. 4 группа - Заполните схему. - Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить? После того как представители каждой группы дали ответы на поставленные вопросы, демонстрирую им презентацию по теме «Бактерии». Они смотрят еще раз и уточняют, правильно ли они дали ответы на вопросы. | Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, заслушивают выступления представителей от каждой группы выводы. Демонстрация сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека». | |||
3 этап Рефлексия | Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии. Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении. Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность. Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии. | Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест - слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»: 1.Какой формы бывают бактерии? а) только извитой; б) только палочковидной; в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической; г) только округлой. 2.Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов? а) в ней есть ядро; б) в ней нет ядра; в) в ней нет цитоплазмы; г) в ней есть цитоплазма. 3.Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий? а) семьи; б) общества; в) колонии; г) поселения. 4.Какое утверждение о бактериях верно? а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле; б) бактерии – самые молодые организмы на Земле; в) бактерии – единственные живые организмы на Земле; г) бактерии – самые древние организмы на Земле. 5.Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану? а) молочнокислые; б) уксуснокислые; в) азотфиксирующие; г) болезнетворные. Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а. Осуществляет правильность выполнения задания (сами себя оценивают). | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы. | |
Предлагаю учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке. 2.Демонстрация слайда «Строение бактериальной клетки » с ошибкой художника. Прошу найти ошибку. Почему Вы так считает? Исправьте ошибку. | ||||
Организую, обсуждение результатов работы, отвечаем на вопрос, достигли ли мы цели? Прошу составить синквейн со словом «»Бактерия». | ||||
Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: учебных действий. | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы. | ||
Домашнее задание | Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Царства живых организмов. Бактерии. Урок 5 класс
Технологическая карта урока...
Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Царство Бактерии. Царство Вирусы
Лекционный материал...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
Урок биологии "Живые царства. Бактерии". 5 класс
УМК:Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Р...
Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект на тему урока:" Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."...