Урок биологии "Живые царства. Бактерии". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
УМК:
Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа)
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. - М.: «Русское слово – учебник», 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Живые царства. Бактерии".5 класс | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по учебнику «Биология. Введение в биологию», 5 класс
Авторы: Плешаков А.А., Введенский Э.Л.
Тема: «Живые царства. Бактерии»
Технологическая карта изучения темы. Разработана учителем биологии ГБОУ школы № 609 Фроловой В.В.
Тема | Живые царства. Бактерии | ||
Цель урока | Изучение бактерий как представителей отдельного царства живой природы | ||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |
В познавательной сфере: 1.Давать определение изучен- ных понятий: бактерии, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы 2.Выявлять отличительные признаки представителей царства Бактерии. 3. Умение находить сходства и различия бактериальной клетки с клетками животных и растений 3.Называть и находить на картинках, моделях основные части бактериальной клетки 4. . Обосновывать роль бактерий в природе и жизни человека В ценностно-ориентационной сфере: Формирование отношения к бактериям как самым древним живым организмам на Земле, с которых началось развитие и усложнение всего живого на нашей планете. В сфере безопасности жизнедеятельности: выделение отрицательной роли болезнетворных бактерий в жизни человека | Личностные: 1.Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. 5. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные:
ресурсов. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3.Давать определения понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами, умение работать в парах 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | ||
Основные понятия | Бактерии, оболочка, цитоплазма, наследственный материал, жгутик, бациллы, кокки, вибрионы, спириллы | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Ресурсы | ||
Индивидуальная Парная Фронтальная | Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа) Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. - М.: «Русское слово – учебник», 2017. Раздаточный материал Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем Мультимедийное приложение к учебнику Доска |
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап Организационный момент. | ||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет наличие рабочих тетрадей и учебников. Осуществляет анализ самостоятельной работы по теме «Экскурсия в мир клеток» | Организация рабочего пространства. Анализ выданной работы совместно с учителем | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем в ходе обсуждения ошибок, допущенных в самостоятельной работе на предыдущем уроке | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Выявляют причины ошибок, допущенных в самостоятельной работе | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2 – ой этап. Актуализация знаний. Определение темы урока | ||||||
Определение темы занятия и составление плана изучения Царства живой природы в сотрудничестве с обучающимися.и (на столах у обучающихся таблички «Микробиологи») Вопросы для актуализации знаний обучающихся: - Какая самая маленькая единица классификации? - Какая самая большая единица классификации? - Назовите царства живой природы. - Какое царство живой природы мы будем изучать сегодня на уроке? | Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока, определяют его задачи | Умение четко отвечать на поставленные вопросы и находить связь между наукой и объектом изучения | Взаимодействуют с учителем по определению темы урока | Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Составляют совместно с учителем план изучения Царства Живой природы | Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий |
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний | ||||||
Учитель организует обсуждение видео фрагмента (Что нового вы узнали о бактериях? Что отличает бактерии от представителей других царств?) Учитель организует работу по построению модели «Бактерия» при помощи раздаточного материала и по построению схемы «Строение бактериальной клетки» в тетради | Составление модели «Бактерия» на основе информации, полученной из видеофрагмента и с помощью учебника. Составление схемы «Строение бактериальной клетки» | Умение различать части бактериальной клетки, формировать цельный объект из составляющих его частей, определять лишний фрагмент при составлении модели объекта живой природы, преобразовывать информацию в схему. | Работа в парах, организуют учебное сотрудничество | Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Выполнение работы, следуя указаниям учителя | Оценивают объективные трудности |
Учитель демонстрирует разнообразные виды бактерий, знакомит с бактериями, вызывающими у человека различные заболевания, просит выявить внешнее сходство у представленных видов. | Обучающиеся выявляют сходства у представленных на слайде видов бактерий, формируют группы бактерий по их форме. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (стр. 12) | Умение сравнивать биологические объекты, группировать их по признакам, устанавливать соответствие между названиями бактерий и их формой | Взаимодействуют с учителем, выполняя задания по его указаниям | Умение воспринимать разные виды информации, отвечать на вопросы учителя | Последовательное выполнение заданий учителя | Умение организовывать выполнение заданий учителя |
Демонстрация схемы «Роль бактерий в природе и жизни человека», обсуждение с обучающимися отрицательного и положительного влияния бактерий на жизнь человека | Участвуют в обсуждении | Выстраивают причинно- следственные связи | Обсуждение вопросов, связанных с влиянием объектов живой природы на жизнь человека | Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Формулировка имеющихся знаний о роли бактерий в природе и жизни человека | Развитие навыков анализа информации |
6-й этап. Домашнее задание. | ||||||
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание 1уровень - прочитать § 7, стр.26-29, ответить на вопр. – устно («Проверьте свои знания»). 2 уровень – творческое задание «Ромашка» на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» | Воспринимают информацию | Осознанно фиксируют информацию | Взаимодействие с учителем | Умение задавать вопросы | Выбирают уровень д/з | Умение оценивать свои возможности при выборе формы задания |
4-й этап. Итоги занятия. Рефлексия | ||||||
Организует обсуждение результатов (Выполнили ли мы задачи по изучению царства Бактерии? Оцените свою научную деятельность и определите свою должность: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник) | Участвуют в обсуждении | Осознанно строят выводы | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Умение обмениваться информацией, приходить к общему выводу | Оценивают выполнение задач урока | Развитие навыков самооценки и самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)
Урок биологии по теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....
разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)
Урок биологии по теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....
Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...