Урок "Мой родной дом"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Кулиева Дильбар Фаридовна

Урок природоведения для учащихся 5 класса "Мой родной дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tatarstanu.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о природе родной республики, края, её влияние на хозяйственную деятельность человека;
  • раскрыть значимость своей республики среди других;
  • развивать способность детей анализировать, сравнивать, обобщать; содействовать развитию интереса у учащихся к природоведению, знаниям о своей республике,
  • способность формированию у детей чувства гордости за свою республику.

Оборудование: индивидуальные карточки, слова-опоры, географическая карта республики Татарстан, картины природы Татарстан.

Ход урока

Учитель загадывает загадку.

Загадка: Сердце место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я

А вы, знаете, друзья!  (Родина)

Учитель: «Уголок России, с детства дорогой. Нет тебя красивей, Татарстан родной» Сегодня мы совершим небольшое путешествие по своей республике. Вы узнаем о природе своей родины, ее богатствах, города, о людях, живущих в нашей республике.

Наша Республика богатая, большая, что мы не сможем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один  день. Но  где можем увидеть сразу ее границы и реки и леса и города.

Учащиеся: На карте.

Учитель: Правильно, молодцы дети. Давайте рассмотрим карту РТ. Граница – это красная ленточка. Татарстан расположен на равнине и занимает площадь 67,6 тыс.кв.км. (Показ на карте границ территории республики).

Какой город является столицей республики? Это город - город Казань. Есть еще много городов, который каждый чем-нибудь примечателен. И сейчас я предлагаю путешествие по этим городам.

Загадка: В них нарядим наши ножки.
              Это ножкина одёжка.
              С ними можно в снег и стужу,
              А с резиновыми в лужу.
              Чтобы бегать по дорожке 
              Мы обуемся в ..... (Сапожки) 

Ребята, у нас в Татарстане национальные сапожки называют ичиги. Вот такие сапожки изготавливают в небольшом городе Арске. Там есть обувная фабрика, на которой шьют и современную обувь, которую можно встретить в магазинах различных городов.(Отмечаем город на карте на доске)

Загадка: Хоть и скользкие дорожки,

               Я зимой хожу в сапожках.

               А когда был маленький,

               Надевал я... (Валенки)

Вторая остановка – это город Кукмор, который славится кукморскими валенками.

Загадка: На четыре ноги
              Надевали сапоги
              Перед тем, как надевать
              Стали обувь надувать
(Шины)

В Татарстане есть город Нижнекамск. Это большой, красивый город. И в этом городе производят шины для машин. (отмечаем город).

Загадка: Он привез из далека

               Тонну щебня и песка

                Высыпает аккуратно

                На строительной площадке. (Камаз) 

Учитель: Новый город, словно горы,

                У предгория -КАМАЗ-

                Наша слава, наша гордость,

                Отвести не в силах глаз. Большой город стоит не берегу Камы – Набережные Челны, где построен автомобильный завод, который выпускает грузовые автомобили Камаз.( Отмечаем город на карте)

Загадка: Стою на опушке,
              Верх – стальная макушка.
              Где прикажут, там стою,
              Я нефтяникам служу
(Нефтяная вышка)

Во многих городах Татарстана добывают нефть, ее еще называют “черным золотом”. Один из таких городов – Альметьевск. ( Отмечаем город на карте)

Загадка:            Мы день не спим,
                           Мы ночь не спим,
                           И день и ночь стучим, стучим
(Часы)

           Учитель: Сейчас мы с вами побываем в городе Чистополь. В этом городе есть часовой завод “Восток”. Он выпускает часы. Многие страны мира используют их. Вообще, Чистополь – старинный город. (Отмечают город Чистополь)

Загадка: Белый дом забит добром, 
              В нём продуктов разных воз.
              Нет окошек в доме том, 
              А хозяин в нём - мороз.
 (Холодильник)

Учитель: «Белое золото – Татарстана», называют холодильную продукцию выпускаемую в городе Зеленодольске. (Отмечаем город на карте)

Показ видеоролика 

Учитель: игра «Эксперты»

         Обсудите между собой и решите, что нужно оставить, а что отправить в другие республики, затем сделаем вывод. (Дети выходят к доске и прикрепляют карточки в два столбика: себе и другим)

Карточки:

I задание:

Самолеты, сахар, катера, овощи, масло, мясопродукты, "КАМАЗы", молочные продукты.

II задание:

Холодильник "Свияга, автомобильные шины, резина, стройматериалы, нефть

Эксперты делают выводы.

Группа экспертов:

- Для своей республики мы оставим продукты питания: овощи, масло, мясопродукты и молочные продукты. А вот все другое можно отправить.

Группа:

- Мы знаем, что в республике идет большое строительство, поэтому большое количество стройматериала и кирпича, бензина нам тоже нужно много, это ведь основное питание машин, а современную жизнь нельзя представить без них. Но кирпича и бензина у нас мало, оставим себе все остальное отдадим.

Учитель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут в Татарстане?

Учащиеся: Русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы и др.

Учитель: Чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения, своя музыка, песни, игры, своя одежда.

 К нам на урок пришли гость, это Алсу и Ильнур (показ на слайде). Они надели лучшие наряды. И я хочу предложить рассмотреть элементы их одежды. У Алсу костюм состоит из платья, фартука, кафтана, сапог. У Ильнура из рубашки, брюк, безрукавки, тюбетейки. Вся одежда у них украшена татарским орнаментом. В татарском орнаменте преобладает растительный орнамент, т.е. это  тюльпаны, завитки, лепестки, колокольчики.

Ребята, Алсу и Ильнур приглашают Вас в художественную мастерскую. Раз пришли мы в мастерскую, то будем трудиться. Сегодня вам предлагается самим украсить татарский костюм. Перед одной команды костюм жилетка, перед другой – тюбетейка. Но они не украшены орнаментом. На столах лежат шаблоны орнаментов, которыми вы можете воспользоваться. (Звучит татарская музыка)

Учитель: Все народы живут и дружат между собой. Они вместе не только работают, но отдыхают. А какие праздники вы знаете?

Дети: Новый год, день рождения, 8 марта, 23 февраля.

Учитель: Сегодня  я предлагаю вспомнить праздник, который справляют в самом начале лета, когда в полях заканчивается посевная работа. Как вы думаете, как называется праздник, о котором я вам говорю?

Дети: Сабантуй.

Учитель: Да, это праздник плуга. Сказка продолжается, и мы очутились на лесной солнечной полянке, где идёт народное гуляние. Какие национальные игры проводятся на сабантуе?

Дети: Татарские игры.

а) Разбей горшок.

б) Принеси и не разбей яйцо.

в) Перетягивание каната.

      Учащиеся играют в игру «Принеси и не разбей яйцо». Звучит татарская плясовая музыка.

 Учитель: Поиграли, а теперь тихонько садимся на свои места. В народе говорят: «Делу время, а потехе час».

Учитель: Природа нашей республики сказочно разнообразна и богата. Вот стоят вековые великаны дубы; недалеко - белые кудрявые березы; заросли орешника и черемухи (показ иллюстраций), краснеет ягода костяника, а в чаще распустили лохматые лапы ели. А какой здесь чудесный воздух. Подует ветерок и обдает тебя запахом хвои или берёзового веника и если присядешь на полянке, то вдохнешь аромат луговых цветов. Желтоглазые ромашки и малиновые гвоздики, нежные колокольчики и душистый клевер. Тишину и лесной покой будит трелями соловей. Вон кукует кукушка, а белобокая сорока следит за непрошеными гостями. Лес полон жизни. Может быть, где-то кустом притаилась хитрая лиса, дрожит от страха заяц, ежик направляется к норке и величаво удаляется красавец лось.

Учитель: Поэтическая страница. Учащиеся читают стихи про красоту природы родного края.

Восхитительный край татарстанской земли!

Поражает природа своей красотой,

Где потомки степей навсегда обрели

И леса, и поля, красоту и покой.

 

Две могучих реки здесь встречают рассвет –

В Волгу Кама несёт свой стремительный бег,

А в неё – и такого нигде больше нет –

Здесь вливают себя до полтысячи рек.

В России мест красивых много,

Но Татарстан - мне всех милей!

Царица здесь одна - природа.

Здесь много рек, озер, полей.

Леса богатые, густые.

Восходы солнца - краше всех!

И люди честные, не злые.

Здесь часто слышен звонкий смех.

Тут матушка Казань - столица.

В округе много городов...

И невозможно не влюбиться 

В наш Татарстан. В наш край хлебов.

 

Учитель: Путешествие наше подошло с новому этапу.  Называется она «Ребусы в картинках». Вам придется потрудиться. В каждом ребусе спрятано растения, животное или птица, живущая на территории Татарстана.

Ребус №1 –ворона

Ребус №2-стриж

Ребус №3- береза

Ребус №4-ель

Ребус №5-лиса

Ребус №6 –волк

Учитель: Все мы любим играть в прятки.  Я вам предлагаю, не вставая с места сыграть в прятки. Вы скажите это невозможно. Возможно. На листах с заданием спрятались животные наших лесов. Вы должны их найти и назвать. (Звучит татарская музыка)

         Учитель: Пока вы играли в прятки. К вам пришло письмо с вот таким названием «Письмо с ошибкой». Вы должны найти эти ошибки.

Учитель: Главное богатство республики - это ее земли. Самые плодородные почвы - это чернозем. Они дают хорошие урожаи. Половину земли республики занимают пахотные земли- поля. На них выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху, кукурузу. Из овощей - картофель, лук, морковь, огурцы, капусту, свеклу и др. Сейчас вам предлагается конкурс «Дары Татарстана».

В мешочке спрятаны овощи и фрукты, которые растут на территории Татарстана (дети должны по тактильным ощущениям определить какой плод в мешке).

Конкурс: Блиц - турнир

1.Столица Татарстана…

  • Елабуга
  • Москва
  • Казань +

2.На берегах, каких рек стоит город Казань?

  • Казанка, Волга +
  • Нева, Дон
  • Вятка, Кама

3.Какие коренные народности проживают на территории Татарстана?

  • Мордва, якуты
  • Татары, русские
  • Калмыки, чуваши

4.Что изображено на гербе Татарстана?

  • Двуглавый орел
  • Крылатый белый барс +
  • Всадник на коне

5.В какой последовательности цвета на государственном флаге республики Татарстан?

  • Зеленый, белый, красный +
  • Белый, красный, зеленый
  • Красный, зеленый, белый
  1. Имя первого президента республики Татарстан…
  • Рустам Минниханов
  • Борис Ельцин
  • Минтимер Шаймиев +
  1. .Главная книга  верующих мусульман…
  • Коран +
  • Библия
  • Тора

8.Как называется заповедник Татарской республики?

  • Бургузинский
  • Волжско-Камский +
  • Астраханский

Учитель: игра «Эксперты»

Учитель: Обсудите между собой и решите, что нужно оставить, а что отправить в другие республики, затем сделаем вывод. (Дети выходят к доске и прикрепляют карточки в два столбика: себе и другим)

Карточки:

I задание:

Самолеты, сахар, катера, овощи, масло, мясопродукты, "КАМАЗы", молочные продукты.

II задание:

Холодильник "Свияга, автомобильные шины, резина, стройматериалы, нефть

Эксперты делают выводы.

Группа экспертов:

- Для своей республики мы оставим продукты питания: овощи, масло, мясопродукты и молочные продукты. А вот все другое можно отправить.

Группа экспертов:

- Мы знаем, что в республике идет большое строительство, поэтому большое количество стройматериала и кирпича, бензина нам тоже нужно много, это ведь основное питание машин, а современную жизнь нельзя представить без них. Но кирпича и бензина у нас мало, оставим себе все остальное отдадим.

Учитель: Кроссворд "Использование и охрана природы человеком":

По вертикали:

Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые)

Кто живет в лесу? (Животное).

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).

Вещество, встречающееся не Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода).

Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва).

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без свата, воды, воздуха. (Растения).

Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменившее ее. (Человек).

Название учебного предмета, изучаемого в школе. (Природоведение).

Итог урока.

- Природа для человека - это источник жизни. Вот поэтому на флаге и гербе Республики Татарстана (показ герба и флага) много места отведено именно ей - природе.

Это зеленый цвет- символ живой и вечно обновляющейся природы; это и национальный орнамент, символизирующий красоту и плодородие своей земли; это и диск солнца, согревающий своими лучами все живое.

Учитель: Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?

1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.

2) Живу в России, в Татарстане имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.

3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологон картӕ ирон ӕвзаджы урокмӕ 8 -ӕм къласы . Урочы темӕ: Иувӕрсыг хъуыдыйӕдтӕ.

Ныхасы темӕ: Ӕфсарм кӕм нӕй, уым ӕгъдау дӕр нӕй.Урочы темӕ: Иувӕрсыг хъуыдыйӕдтӕ....

Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 4-æм къласы. Урочы темӕ: Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД.

Темӕ:   Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД.Грамматикон темӕ:Кæронбæттæн урок номдар æмæ миногонæй....

Технологон картæ ирон литературæйы урокмæ 10-æм кълассы

quot;Æз цард афтæ æмоарын..."(Мамсыраты Дæбейы радзырдтæ "Аууон" æмæ "Фæсмон"-мæ гæскæ)...

Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 7-æм кълассы

Темæ: Мивдисæг.Фæлхат кæныны урок.Ныхасы темæ: "Дуне нæ алыварс"....

Технологон картæ ирон литературӕйы урокмæ 7-æм къласы Темӕ: Тугъанты Батырбеджы радзырд «Бӕхдавӕг»

1 Сӕйраг хъайтары архайдӕн аргъ скӕнын.2.Скъоладзауты размӕ цы проблемон фарста  ӕвӕрд ӕрцӕудзӕн, уый алыг кӕнын базонын.3. Скъоладзауты сфӕлдыстадон потенциал сбӕрӕг кӕнын, рӕзын кӕнын.4 Логикон...

Технологон картæ ирон æвзаджы урокмæ 5-æм къласы Темæ: «Æххæстгæнæн»

Хъуыдыйады уæнгтæ сфæлхат кæнын;  æххæстгæнæн зæрдыл æрлæууын кæнын æмæ йыл бæстон бакусын. Рацыд æрмæг фæлхат кæнын.     Предметон:  фæарфдæр кæнын хъуыдыйады фæрсс...

Технологон картæ ирон литературæйы урокмæ 9-æм къласы Темæ: «Ирон адæмы психологи Хъаныхъуаты Иналы этнографион очерк «Ирон хъæуы».

Бакусын тексты мидис æмбарыныл, текстæн анализ кæныныл; уацмысы бындурыл æрдзурын ирон адæмы царды ног социалон фæзындтыл; скъоладзауты ахуыр кæнын  аив дзурын æмæ кæсыныл....