Обобщающий урок на тему "Холоднокровные животные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Одношовина Татьяна Алексеевна

урок обобщения по типу своя игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holodnokrovnye.pptx2.44 МБ
Файл obobshchayushchiy_urok_holodnokrovnye.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра на тему: «Холоднокровные животные»

Слайд 2

Цена вопроса Рыбы 5 10 15 20 25 Земноводные 5 10 15 20 25 Пресмыкающиеся 5 10 15 20 25

Слайд 3

5. Дать определение термина нерест Нерест – поведение рыб во время размножения рыб, выделение половых продуктов

Слайд 4

Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы. Род Акула. Вид Акула белая. 10.Назовите систематическое положение предложенного животного (Тип, класс, отряд, род, вид) Акула белая

Слайд 5

15. Большинство рыб при размножении выметывает большое число икринок(сельдь – 15 тыс., щука – 1 тыс., треск – 7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое количество икры. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного числа икринок? Рыбы по – разному приспособились для сохранения количества особей в популяции. Одни выметывают большое количество икры, а другие виды ухаживают за потомством, оберегают и так сохраняют постоянное количество.

Слайд 6

20. Решить кроссворд: Класс Рыбы 7 4 1 к и с т е п е р ы е ч 6 л 2 ч е ш у я б а р 5 о в е н к н 3 п о з в о н о ч н и к з в к д а и р я и

Слайд 7

25. Задание Шифровальщик – дешифровальщик Рыбы Ответ: А. Задание ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы» ЖАБЕРНЫЕ ЛЕПЕСТКИ Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы» 3-4-5 В. Задание «Найдите лишнее» БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ КАРАСЬ КОСТНЫЕ РЫБЫ

Слайд 8

5. Объясните, что означает холоднокровные животные? Животные, которые зависят от температуры окружающей среды. Не могут поддерживать постоянную температуру тела.

Слайд 9

10. Назовите систематическое положение предложенного животного (Тип, класс, отряд, род, вид) Тип Хордовые. Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые. Род Лягушка. Вид Лягушка травяная. Лягушка травяная

Слайд 10

15. Некоторые люди предполагают, что , если трогать лягушек или жаб, то можно приобрести бородавки. В чем несостоятельность этого мнения? Слизь на коже защищает лягушек и жаб от высыхания кожи и бактерий, убивает их, следовательно бородавки не может вызывать

Слайд 11

20. Решите кроссворд: Класс Земноводные 6 5 г 7 1 п е р е п о н к и о л л 2 м а л ы й о о у в а ш а к а с а 4 р т 3 с л и з ь и л я к

Слайд 12

25. Задание Шифровальщик – дешифровальщик Земноводные Ответ: А. Задание ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные» ОТРЯД ХВОСТАТЫЕ Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные» 1-2-3-4 В. Задание «Найдите лишнее» ТРИТОН ЖЕЛУДОК ЧЕРВЯГИ

Слайд 13

5. Дать определение термина линька Линька –смена покрова

Слайд 14

10 . Назовите систематическое положение предложенного животного (Тип, класс, отряд, род, вид) Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. Род Ящерица. Вид Ящерица прыткая. Ящерица прыткая

Слайд 15

15. Ящерицы, в отличие о большинства земноводных, могут жить на суше вдали от воды. Почему? У ящериц сухая ороговевшая кожа. Они дышат только благодаря легким, кожное дыхание отсутствуют и размножаются они на суше.

Слайд 16

20. Решите кроссворд: Класс Пресмыкающиеся 5 1 в н у т р е н н е е р 4 а ш х 6 2 р е г е н е р а ц и я я я е 7 б к 3 п е р е г о р о д к а а г т

Слайд 17

25. Задание Шифровальщик – дешифровальщик Пресмыкающиеся Ответ: А. Задание ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся» ОТРЯД КРОКОДИЛЫ Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся» 1-2-3-4-5 В. Задание «Найдите лишнее» ХВОСТАТЫЕ ЖЕЛУДОК ЛИЧИНКА



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии  в 7 классе на тему:

Обобщающий урок «Холоднокровные животные» по типу «Своя игра»

учитель биологии Одношовина Т.А.

Тема урока: Обобщающий урок «Холоднокровные животные»

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в новой учебной ситуации.

Тип урока: урок обобщения

Задачи урока:

  • суметь обобщить знания по темам рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
  • развивать умения работать в группах, слушать и слышать партнеров

Планируемые результаты:

предметные  суметь воспроизвести свои знания об основных признаках животных класса Рыбы, класса Земноводные, класса Пресмыкающиеся

личностные умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать  в группе

метапредметные:

  • регулятивные - планировать свою деятельность
  • познавательные - устанавливать причинно – следственные связи,
  • коммуникативные - умение самостоятельно отвечать на вопросы. выполнять задания

Используемые технологии: игровая

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к игре

1. заранее проинструктировать членов жюри,  прорешать задания, подготовить ответы

2.подготовить квадратики 5 цветов по количеству учеников в классе + 1 на стол;

3. расставить парты для работы 5 групп

4.подготовить экран для записи баллов каждой команде

5. задания ,  расположенные в презентации, напечатать на отдельных листах

5. листы для ответов

6. лист, на котором будут  записаны все члены команды

1.Организационный момент

Объяснить  правила игры

(на группы деление происходило при входе в кабинет, вытягивая карточки определенного цвета)

Учитель приветствует учеников доброжелательно, проверяет готовность к  работе  на уроке

Ученики настраиваются на работу

2 мин

2.Проведение игры

Провести игру организованно и четко

Открывает на презентации названный номер задания. контролирует время выполнения задания( заканчиваем по команде, которая выполнила задание, но не более 7 минут)

Каждая группа выбирает номер задания по очереди, выполняют все одновременно это задание, сдают ответ  в жюри( проверяют по критериям)

36 мин

3.Подведение итогов

Подсчет баллов

Группе победителей – 5

Выставление за работу на уроке оценок

В каждой группе вклад в игру оценивают каждого

5 мин

4 Рефлексия

Дать возможность каждому лично показать свое отношение к игре и материалу урока

Задает вопрос: Какие задания вам показались сложными?

С чем вы справились легко?

Отвечают

2 мин

Приложение №1 Задания на 5 баллов –  дать определение термина

нерест, холоднокровные, линька

Приложение №2  задания на 10– составить систематическое положение предложенного животного

Акула белая, лягушка травяная, ящерица прыткая

Приложение №3  задания на 15– ответить на вопросы

Класс Рыбы

Большинство рыб при размножении выметывает большое число икринок (сельдь – 15 тыс., щука – 1 тыс., треск – 7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое количество икры. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного числа икринок?

Класс Земноводные

Некоторые люди предполагают, что если трогать лягушек или жаб, то можно приобрести бородавки. В чем несостоятельность этого мнения?

Класс Пресмыкающиеся

Ящерицы, в отличие от большинства земноводных, могут жить на суше вдали от воды. Почему?

Приложение № 4  задания на 20– решить кроссворд

Кроссворд на тему: Класс Рыбы

7.

4.

1.

6.

2.

5.

3.

Вопросы:

По горизонтали:

1.Древние рыба, от которых произошли земноводные;

2. Покров рыб;

3. Служит опорой тела рыбы;

По вертикали:

4. скелет головы;

5. через что дышат рыбы;

6.орган чувств, который воспринимает течение воды;

7.конечности рыбы.

Кроссворд на тему: «Класс Земноводные»

6

5

7.

1.

2.

4.

3.

Вопросы:

По горизонтали:

1.что есть в строение  задней конечности лягушки, доказывающее  ее зависимость от воды;

2.круг кровообращения, который появился в связи с выходом на сушу;

3.чем покрыта кожа у земноводных, необходима для защиты от бактерий и способствует увлажнению кожи для дыхания;

По вертикали:

4. какие железы появились у земноводных в связи с выходом на сушу;

5. у  земноводных в переднем мозге появились два вздутия, которые называются……

6. личинка земноводных;

7. задняя часть кишки у земноводных

Кроссворд на тему: Класс Пресмыкающиеся»

5.

1.

4.

6.

2.

7.

3.

Вопросы:

По горизонтали:

1.  тип оплодотворения  у пресмыкающихся в связи с выходом на сушу;

2.. восстановление утраченных клеток, тканей, органов;

3.что не до конца сформировалось  в желудочке сердца у пресмыкающихся;

По вертикали:

4. что появилось у пресмыкающихся для увеличения поля зрения;

5.орган дыхательной системы;

6.часть грудной клетки; 7.что появилось у пресмыкающихся для увеличения силы сцепления с поверхностью земли.

Приложение № 5 задания на 25– выполнить три задания

Класс Рыбы

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы»

Что зашифровано следующими признаками

1. внутри них проходят  тонкостенные, ветвящиеся на капилляры кровеносные сосуды;

2. через стенки капилляров идет газообмен;

3. представлены многочисленными бахромчатыми выростами;

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы»

Выберите признаки, которые характерны для хрящевых рыб

1.хорошо развит плавательный пузырь;

2. отсутствует чешуя;

3. отсутствуют жаберные крышки;

4. хрящевой скелет;

5.большинство представителей активные хищники.

В. Задание «Найдите лишнее»

1. средний мозг – мозжечок – большие полушария

2. карась – химера - акула

3.костные рыбы – лучеперые рыбы – костистые рыбы

Класс Земноводные

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные»

К какому отряду относится животное класса Земноводные, которому характерны признаки –1-3-5

1. голая кожа богата железами;

2. наличие когтей;

3. размножаются в воде;

4.  непрямое развитие;

5. тело удлиненное, хвост сохраняется в течение всей жизни;

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные»

Выберите признаки, которые характеризуют лягушку

1.актвны в теплое время года;

2. сердце 3-х камерное;

3. есть клоака;

4.есть слюнные железы;

5. хорошо развит мозжечок.

В. Задание «Найдите лишнее»

1. квакша – тритон - жаба

2.почки – мочевой пузырь - желудок

3.головастик - аксолотль – червяги

Класс Пресмыкающиеся

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся»

К какому отряду относится животное класса Пресмыкающиеся, которому характерны признаки –1-2-3

1. охотятся за добычей в воде;

2. самые высокоорганизованные представители пресмыкающихся;

3. размножаются на суше;

4. непрямое развитие ;

5. тело удлиненное, хвост сохраняется в течение всей жизни;

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся»

Выберите признаки, которые характеризуют змею

1.сухая ороговевшая кожа;

2. сердце 3-х камерное с неполной перегородкой в желудочке;

3. немигающий взгляд, так как глаза покрыты сросшимися веками.;

4.отсутствуют конечности;

5.нет грудной клетки, ребра не прикреплены к грудине..

В. Задание «Найдите лишнее»

1. чешуйчатые – хвостатые - черепахи

2.печень – поджелудочная железа - желудок

3.размножение на суше – личинка – яйца с твердыми оболочками

Ответы:

1. Термины:

нерест - поведение рыб во время размножения рыб, выделение половых продуктов

холоднокровные - Животные, которые зависят от температуры окружающей среды. Не могут поддерживать постоянную температуру тела.

Линька – смена покрова

2. систематическое положение

Акула белая   тип Хордовые, класс Хрящевые рыбы, отряд Акулы,  род Акула, вид Акула белая

Лягушка травяная тип Хордовые, класс Земноводные, отряд Бесхвостые,  род Лягушка, вид Лягушка травяная

Ящерица прыткая тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся, отряд Чешуйчатые,  род Ящерица, вид Ящерица прыткая

3. вопросы

1. Рыбы по – разному приспособились для сохранения количества особей в популяции. Одни выметывают большое количество икры, а другие виды ухаживают за потомством, оберегают и так сохраняют постоянное количество.

2. Слизь на коже защищает лягушек и жаб от высыхания кожи и бактерий, убивает их, следовательно бородавки не может вызывать

3. У ящериц сухая ороговевшая кожа. Они дышат только благодаря легким, кожное дыхание отсутствуют и размножаются они на суше.

4.кроссворд

земноводные

г

п

е

р

е

п

о

н

к

и

о

л

л

м

а

л

ы

й

о

о

у

в

а

ш

а

к

а

с

а

р

т

с

л

и

з

ь

и

л

я

к

ю

н

н

ы

е

пресмыкающиеся

5.

1.

в

н

у

т

р

е

н

н

е

е

р

4.

а

ш

х

6.

2.

р

е

г

е

н

е

р

а

ц

и

я

я

я

е

7.

б

к

3.

п

е

р

е

г

о

р

о

д

к

а

а

г

т

и

рыбы

7.

4.

1.

к

и

с

т

е

п

е

р

ы

е

ч

6.

л

2.

ч

е

ш

у

я

б

а

р

5.

о

в

е

н

к

н

3.

п

о

з

в

о

н

о

ч

н

и

к

з

в

к

д

а

и

р

я

и

л

и

н

и

я

5. задания

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы»

ЖАБЕРНЫЕ ЛЕПЕСТКИ

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Рыбы»

3-4-5

В. Задание «Найдите лишнее»

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ

КАРАСЬ

КОСТНЫЕ РЫБЫ

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные»

ОТРЯД  ХВОСТАТЫЕ

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Земноводные»

1-2-3-4

В. Задание «Найдите лишнее»

ТРИТОН

ЖЕЛУДОК

ЧЕРВЯГИ

А. Задание  ДЕШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся»

ОТРЯД КРОКОДИЛЫ

Б. Задание ШИФРОВАЛЬЩИК «Класс Пресмыкающиеся»

1-2-3-4-5

В. Задание «Найдите лишнее»

ХВОСТАТЫЕ

ЖЕЛУДОК

ЛИЧИНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

Обобщающий урок-тренинг по теме "Ткани растений и животных"

Данный  материал может использоваться при проведении зачетного или контрольного урока. Задания носят тестовый характер различного уровня сложности. Построен с учетом дифференциации обучения, так ...

Конспект урока английского языка в 3 «Б» классе Обобщающее повторение по теме «Животные» по учебнику Н.И Быкова “Spotlight”

Конспект урока английского языка в 3 «Б» классе.  Обобщающее повторение по теме «Животные» по учебнику Н.И Быкова “Spotlight”...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

Обобщающий урок по биологии 7 класс "Позвоночные животные"

Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов.  Данная тема ...

Обобщающий урок " Значение животных"

презентация к уроку в 7 классе по биологии...