Внешнее строение скелета пресмыкающихся
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Цымбал Елена Николаевна

Урок составлен по УМК Пономаревой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnee_stroenie_skelet.docx163.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока: «Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся»

Цель урока: Уметь пояснять особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни,

находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено. 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Знать особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.
  • Уметь: выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновывать черты сходства и различия прыткой ящерицы и гребенчатого тритона.

Метапредметные

  1. Познавательные:
  • Выделять главные существенные признаки понятий
  • Сравнивать биологические объекты на основе известных характерных черт
  • Строить рассуждения, анализировать информацию
  • Сравнивать, обобщать и делать выводы
  1. Коммуникативные:
  • Самостоятельно организовывать работу в парах
  • Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками
  • Ставить вопросы и выражать свои мысли
  1. Регулятивные:
  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
  • Умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета);
  • Проводить анализ и обработку информации;
  • Осуществлять самоконтроль и коррекцию.
  1. Личностные:
  • Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: частично - поисковый

Учащиеся должен знать:

  • Основные признаки классов пресмыкающиеся
  • Особенности внешнего строения и строения скелета пресмыкающихся

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять суть биологических терминов
  • Характеризовать особенности строения биологических объектов
  • Соблюдать правила техники безопасности при наблюдениях и лабораторных опытах в кабинете биологии

Обеспечение урока: учебник, таблицы, презентации, ПК, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой, настраивает учащихся на учебную деятельность.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на предстоящую учебно-познавательную деятельность, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проверяют готовность к уроку

Коммуникативные:

-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками

Личностные:

-способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите одним - двумя словами.  

Слайды 1

  1. змеи (способны к гипнотическому взгляду)
  2. черепахи (долгожителями)
  3. крокодилы (кровожадны)
  4. ящерицы (юркие)
  5. хамелеон (переменчив)

Молодцы. А каким общим словом - прилагательным можно назвать животных, которых вы увидели?

Замечательно. Так их называют в простой жизни, а кто из вас знает, как их называют с точки

зрения науки биологии?

Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 2

Отвечают, предполагают

Ответы: Таинственные, удивительные и т.д.

Отвечают: Пресмыкающиеся или Рептилии

Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

Познавательные:

-учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

-учатся участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, ставить вопросы.

Регулятивные:

-определяют цель деятельности

Личностные:

-самоопределение и смыслообразование

Этап актуализации знаний

Верно. Скажите, а особенности внешнего и внутреннего строения, какого класса животных вы изучили на прошлых уроках?

 А как вы думаете, кто появился позднее – Земноводные или Пресмыкающиеся? Слайд 3

Земноводные

Пресмыкающиеся

Коммуникативные:

-оценивают ответы одноклассников

Регулятивные:

-самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

Познавательные:

-находят ответы на поставленные вопросы, выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

-самоопределение и смыслообразование

Этап создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Правильно. Тогда можем ли мы утверждать, что они наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными?

А высокоорганизованные – это, какие?

А всё ли мы про них знаем?

Какова же цель нашего сегодняшнего урока.

Да, мы можем утверждать, что пресмыкающиеся наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными Наиболее приспособленные

Цель урока: Уметь пояснять особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни, находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено. Слайд 4

Регулятивные:

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих  мыслей с остаточной полностью и точностью

Познавательные:

-умение анализировать и обобщать

Личностные:

-формировать мотивацию к изучению животного мира

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Подумайте и обсудите в парах, какие системы органов изменились у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, то есть что позволило им стать высокоорганизованными животными. Приложение 1

           

А теперь давайте проверим, всё ли мы назвали.

1.Внешнее строение прыткой ящерицы. Слайд 5

2. Строение кожи Слайд 6

Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах). Слайд 7

Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует росту. Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки. Крокодилы и черепахи не линяют. Слайд 8

3. Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза. Слайд 9

Проверка записи на маркерной доске.

                                                   

Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.                                                                  Слайд 10

У вас в рабочих листах есть рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

  1. Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.
  2. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела)
  3. В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей.
  4. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку Слайд 11

К грудным позвонкам ящерицы (их 5) прикреплены рёбра. Рёбера грудного отдела срастаются снизу и образуют грудину. Таким образом, впервые образуется закрытая снизу грудная клетка позвоночных.

Поясничный отдел (17 позвонков) имеет более короткие ребра и не участвует в образовании грудной клетки.

В скелете змей ребра причленены к позвонкам по всей длине туловищной части позвоночника и не соединяются с грудиной (грудной клетки у змей нет). Слайд 12

Крестцовый отдел включает два позвонка. У ящерицы к ним причленен тазовый пояс.

Хвостовой отдел состоит из несколько десятков позвонков. Тела хвостовых позвонков разделены тонкой хрящевой прослойкой на две части. В случае отбрасывания хвоста (автотомия), в этом месте происходит разрыв позвонка.Слайд13

Ребята, какую часть скелета мы сейчас рассмотрели?

Какой отдел скелета мы должны рассмотреть следующим? Из чего она состоит?

Пользуясь учебником материалом §39 учебника, составьте схему строения скелета конечностей у пресмыкающихся.

Но бывают среди ящериц и безногие. Нет ног и у змей. В этих случаях пресмыкающиеся движутся с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику и ребрам, концы которых выступают через кожу и цепляются за неровности почвы. Слайд 15

Представление результатов работы на маркерной доске записывают для чего необходимы данные приспособления. В этот момент рассматриваем слайды 6-9.

1. покровы (защищают от иссушения)

2. органы передвижения (двигаться по суше)

3. органы дыхания (только лёгкие)

4. размножение (вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками)

5. органы выделения (экономия воды)

6. органы чувств (осязание не кожей)

Работают с раздаточным материалом.

скелет ящерицы

Приложение 106040102

Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы, заполняя схему.

Скелет ящерицы

Осевой скелет  Скелет конечностей

Осевой скелет.

Скелет конечностей. Пояс конечностей и свободная конечность.

Составляют схему в приложении 1.

Проверяют записи. Слайд 14

Коммуникативные:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре

-слышать и слушать друг друга, с достаточной полностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные:

-сверять свою деятельность с целью и при необходимости исправлять ошибки

Познавательные:

-корректировать ответы

Личностные:

-формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности

Этап первичного закрепления изученного

 Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечаете «Да» или «Нет» Слайд 15

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)

2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)

6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ) Слайд 16

А теперь я предлагаю вам решить несколько биологических задач

1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи, с чем они могут «вертеть» головой? (ответы учащихся)

2.  «Жало» змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните (ответы учащихся)

3. Можно ли ящерицу дёргать за хвост? Ответ поясните (ответы учащихся)

Итак, кто такие пресмыкающиеся?

Отвечают на вопросы, записывая ответы на листах приложения 1.

За каждый правильный ответ ставят 1 балл.

Решают биологические задачи

(ответы учащихся)

Регулятивные:

-работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

Познавательные:

-добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Личностные:

-формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии

Этап домашнее задание

  • § 39
  • Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
  • Творческое задание: Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.

Личностные :

- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные :

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Оценить себя вы можете подсчитав общее количество баллов, которое вы набрали. Поставьте отметку за работу на уроке сами себе. Я сегодня соберу у вас эти листки, проверю и на следующем уроке вам их раздам, чтоб вы вклеили их в тетрадь.

 Выберите для себя смайлик, оценив, как прошел для Вас этот урок.

- Я всё понял

- Мне не все понятно

- Мне было не интересно и не понятно

Оценивают, как они работали на уроке, считают баллы и выставляют отметку. Подводят итог урока.

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Познавательные:

-делать выводы, проводить самооценку

Регулятивные:

-контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности

Личностные:

-осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.



Приложение 1

Тема урока: «Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся»

Цель урока: Уметь пояснять особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни, находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено. 

Ф. И.______________________________________ класс_____________

Задание 1. Какие системы органов изменились у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, то есть что позволило им стать высокоорганизованными животными.

1. покровы __________________________________________________________________________

2. органы передвижения _______________________________________________________________

3. органы дыхания ____________________________________________________________________

4. размножение _______________________________________________________________________

5. органы выделения __________________________________________________________________

6. органы чувств ______________________________________________________________________

Максимальное количество баллов 6      

Задание 2. Пользуясь учебником § 39 запишите какие изменения произошли в скелете, в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся, по сравнению с земноводными.

скелет ящерицы06040102

 

1.Череп_____________________________________________________________________________

2. Позвоночник_______________________________________________________________________

3. Шея______________________________________________________________________________

4. Грудная клетка______________________________________________________

Максимальное количество баллов 4  

Задание 3. Заполните схему                  Скелет ящерицы

                         Осевой скелет                                                              Скелет конечностей

Максимальное количество баллов 4

Задание 4. Игра «Верю – не верю» 

1.

3.

5.

2.

4.

6.

Максимальное количество баллов 6  

Общее количество баллов_____                                      20-18 баллов – отметка «5»

Отметка выставленная обучающимся______                   17-14 баллов – отметка «4»

Отметка выставленная учителем____                               13-11 баллов – отметка «3»

                                                                                           10 баллов и менее – отметка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

     Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...

Разработтка урока"Класс земноводные .Внешнее строение .скелет и мускулатура."

урок на тему "Класс земноводные. Внешнее строение ,скелет и мускулатура" проводится в виде ролевой игры....

"Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение и особенности скелета пресмыкающихся"

Данный урок разработан на основе системно - деятельностного подхода....

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Урок по теме "Внешнее строение и скелет пресмыкающихся"

Урок содержит конспект, дидактический материал для сравнения классов животных, задания для закрепления изученного материала...

Урок особенности внешнего строения земноводных,пресмыкающихся и птиц

Урок может быть использован при обобщении темы после изучения земноводных,пресмыкающихся и птиц....

7 класс «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»

Урок по биологии в 7 классе (линейная программа) по теме «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»...