Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями"
статья
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.
Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:
- следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;
- соблюдал правила личной гигиены;
- правильно питался;
- обеспечивать ученику двигательную активность;
- одевался строго по погоде;
- не позволять много времени проводить перед телевизором или
компьютером;
- воспитывать привычку заниматься спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_uchashchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.
Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:
- следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;
- соблюдал правила личной гигиены;
- правильно питался;
- обеспечивать ученику двигательную активность;
- одевался строго по погоде;
- не позволять много времени проводить перед телевизором или
компьютером;
- воспитывать привычку заниматься спортом.
Для улучшения процесса формирования навыков и умений по вопросам здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью рекомендуется увеличение количества учебных часов в общеобразовательных учреждениях на занятия подвижными играми, физкультурой, спортом. Особое внимание должно уделяться гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков в образовательных учреждениях, профилактике курения, алкоголизма и наркомании.
Особенностью формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальными нарушениями является то, что эта работа должна быть непрерывной.
Система работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает самые различные формы и методы. Основными формами работы являются уроки.
На уроках детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому уроки могут строиться как интегрированные.
На уроках по ознакомлению с окружающим миром формируют представления учащихся о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, которое способствует здоровому образу жизни, а также об условиях, которые нужны человеку для жизни.
Уроки по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, развитию психофизических качеств, усвоению и закреплению новых навыков выполнения спортивных упражнений, развитию интереса к различным спортивным и подвижным играм.
Занятия с психологом помогают формированию у учащихся представлений о различных состояниях и чувствах человека, о правилах общения в социуме.
Уроки по изобразительной и трудовой деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности, способствующей выражению представлений о здоровом образе жизни в аппликациях, поделках и рисунках.
Различные фестивали, праздники и эстафеты - это тоже формы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, которые, как правило, проводятся во внеурочное время и могут быть посвящены определенной тематике. Такой досуг способствует созданию комфортных условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению и систематизации полученных представлений.
Содержание мероприятий по организации досуга должно быть направлено на формирование понятий о здоровом образе жизни. Следует создавать учебные проблемные ситуации, что будет способствовать самостоятельному выбору школьниками альтернативных решений и планированию деятельности определенного вида. Педагогу необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы совместно с учащимися и давать оценку предложенных решений.
Большой вклад по формированию представлений о здоровом образе жизни вносит детская художественная литература. Можно организовать школьную выставку-ярмарку детской литературы - "Здоровье и здоровый образ жизни". В процессе подготовки к выставке детей знакомят с произведениями, посвященными здоровому образу жизни, обсуждают их содержание, разучивают различные стихотворения. На открытие выставки можно пригласить родителей, а также учеников из других школ.
Для формирования представлений школьников о здоровом образе жизни огромную роль играют словесные и наглядные методы.
Наглядные методы включают: метод иллюстраций и метод демонстраций. Предполагается показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске; демонстрация приборов, опытов, кинофильмов, диафильмов и др. Например, опыт наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни. Одним из важнейших средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни - наглядная агитация в виде плакатов по интересующей нас тематике, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Словесные методы включают в себя: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Рассказы и беседы следует использовать для сообщения необходимых сведений о здоровье и о здоровом образе жизни, уточнения и систематизации уже имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями самих учеников или членов их семей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны быть направлены на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем человека. Объяснения проводятся с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как учащиеся, как выяснилось в ходе проведения исследования, затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.
Для создания позитивного отношения учащихся к формированию представлений о здоровом образе жизни необходимо применять различные способы организации деятельности детей на уроке, привлекать внимание (появление персонажа, другого педагога), использовать средства педагогического мастерства (мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи),
Представленные методические рекомендации по формированию представлений детей о здоровом образе жизни раскрывают целенаправленное использование различных форм, средств и методов представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа на тему "Формирование навыков здорового образа жизни"
классный час проводится в 9 классе...
Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...
Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....
Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...
«Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...