Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему

Степкина Светлана Юрьевна

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_9_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по биологии

9   класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25  (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее    полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Слюнные железы, постоянно вырабатывающие секрет:  

а)околоушные и подчелюстные;  б)подчелюстные и подъязычные;

в)подъязычные и мелкие;    г)мелкие и околоушные.        

 2.Фибриноген крови превращается в фибрин во время:

а)транспорта газов;   б)превращения глюкозы в гликоген;  в)превращения гликогена в глюкозу;    г)формирования кровяного сгустка.

3.Нобелевская премия по физиологии была присуждена в 1904 г. И.П. Павлову за исследования в области:

а)        физиологии пищеварения; б)физиологии высшей нервной деятельности;

в)физиологии сердечно-сосудистой системы;   г)физиологии зрения.

4.Концентрация ионов Са2+ у человека ниже всего в:  

а) эндоплазматической сети;  б)цитозоле;  в)митохондриях; г) крови.

5.Частоту и глубину дыхания в процессе гуморальной регуляции замедляет:

а)        недостаток 02;  б)недостаток СО2    в)избыток 02;     г)избыток С02.

6.        Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразится на: а)проведении нервных импульсов;  б)        свертывании крови;  в)        росте;  г) пищеварении.

7.Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха, называют:

 а)        резервным объемом вдоха;          б)дыхательным объемом, 

  в)        резервным объемом выдоха;      г)        остаточным объемом.

8.Лимфа по лимфатическим сосудам проводится  от тканей и органов непосредственно в:

а)        венозное русло большого круга кровообращения, б)        артериальное русло большого круга кровообращения; в)        венозное русло малого круга кровообращения;

г)        артериальное русло малого круга кровообращения.

9.        Пищевая цепь, состоящая из компонентов:

 планктон — треска — нерпа — белый медведь,

называется: а)планктонной;  б)        океанической;  в)        пастбищной; г)        аккумулирующей.

10.        Самые крупные по размерам представители встречаются среди водорослей:  

а)        зеленых; б)        диатомовых;  в)        красных;  г)        бурых.

11.        Среди растений встречаются исключительно на суше:

а)        зеленые водоросли; б)        красные водоросли;  в)голосеменные;

г)        покрытосеменные.

12. Митохондрии особенно хорошо развиты в :

а) яйцеклетках  б) тромбоцитах в)сперматозоидах г)эритроцитах.

13.Если одна из цепей ДНК имеет нуклеотидную последовательность

3̍ААГТТЦЦТТА5̍, то вторая будет иметь строение:

а) 3̍ААГТТЦЦТТА5̍  б) 5̍ УУЦААГГААУ 3̍  в) 5̍ААГТТЦЦТТА3̍  

г) 5̍ ТТЦААГГААТ 3̍.

14. При заболевании печени, связанных с недостаточной выработкой желчи, в каловых массах обнаруживается: а) кровь, б) белок, в) слизь, г) жиры.

15. Газообмен между кровью и тканями идёт по принципу:

а) осмоса, б) облегченного транспорта, в) диффузии, г) активного переноса.

16.Полная изоляция человека от каких бы то нибыло раздражителей рецепторов быстро приводит к:

а)онкологическим заболеваниям; б)нарушению сна, психическим расстройствам, в)восстановлению здоровья, г)отказу всех жизненно важных систем и к смерти

17.В единую мембранную систему клетки входят:

а)митохондрии, эндоплазматическаясеть,,лизосомы; б)        митохондрии, хлоропласты, хромопласты; в)        эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, г)цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, лизосомы.

18.Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а)        сонную болезнь; б)        восточную язву; в)        малярию;  г)        кокцидиоз.  

19. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:

а) кожно-мускульных клеток; б) нервных клеток, в) промежуточных клеток, г) мезоглеи.

 20.Органами передвижения многощетинковых червей являются:

а) параподии, б) сложные членистые конечности, в) амбулакральные ножки, г) мускулистые щупальца.

   21.Среди куриных птиц к перелётным  относятся:

а) белая куропатка, б) перепел, в) фазан, г) рябчик.

22. Эхинококк и пиявка медицинская  относятся к:

а) одному отряду, б)разным отрядам одного класса, в) разным классам одного типа,  г) разным типам.

23. Постоянное дыхание человека- это проявление такого свойства живых организмов как:

а) возбудимость, б) энергозависимость, в) биоритмичность, г)дискретность.

24.Запасающую функцию в зерновках  выполняет ткань:

а) покровная, б) проводящая, в) основная, г) образовательная.

25. Найдите аналогию  Сорняк : Шакал = Кактус: ?

 а) верблюд, б) лев, в) корова, г)лисица.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –  20  (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице   ответов.

        1. Лишайники: 

а)        могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью; б)        могут восстанавливаться из части слоевища, в)        имеют стебель с листьями;  г)        с помощью придаточных нитевидных корней   удерживаются на скалах;  д) представляют собой симбиотический организм.

Варианты ответа: 1) абв, 2)абд,  3)вгд,4)агд

2..Из нижеперечисленных водорослей одноклеточными являются:

а)        улотрикс; б)        хлорелла; в)        спирогира; г)        хламидомонада; д)        плеврококк.  

 Варианты ответа: 1) бгд, 2) авг, 3)бвд, 4)абгд

3.Среди представителей царства грибов (Fungi) встречаются:

а)        автотрофы; б)        сапротрофы, в)        паразиты, г)        хищники; д)        симбионты.

 

Варианты ответа: 1)бвгд, 2)авг,3)вгд, 4)бгд.

4. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию; б) трехслойность; в)наличие гастрольной полости; г)ганглиозный тип нервной системы;  д)        гермафродитизм  

Варианты ответа: 1) абв, 2)гвд,3) ав, 4)гв.

5. Реактивный тип движения встречается среди  представителей:

а)        кишечнополостных;

б)        двустворчатых моллюсков; в)головоногих моллюсков; г) иглокожих; д)        насекомых. 

Варианты ответа: 1)абвд, 2) авд, 3) гвд, 4)авд.

 6.         К функциям клеток нейроглии относятся: а)        образование миелина; б)        генерация нервного импульса; в)        обеспечение защиты нейронов;  г)        участие в питании нейронов;  д)        синтез медиаторов. Варианты ответов: 1)абвг 2) вгд, 3) агд, 4) авг.

7. Из перечисленных клеток в процессах фагоцитоза участвуют:

а) нейтрофилы,  б) моноциты;  в) базофилы;     г) гепатоциты,    д) тромбоциты.

Варианты ответов:1) вг, 2)аб, 3) вгд, 4) ав

8.  Общими для грибов и растений являются следующие признаки:

а) гетеротрофность; б)        наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;  

в)        наличие хлоропластов, г) накапливание гликогена как запасного вещества; д)        способность к размножению спорами.

Варианты ответов: 1)г, 2) д, 3)бд, 4)вг

9. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:

а)белки и пептиды. б). производные нуклеотидов. в) производные холестерина.

г). производные аминокислот.д) Производные жирных кислот

Варианты ответа: 1) авг,2)ав,3)  бвг 4)авгд..

10. Бактерии вызывают заболевания:

а) возвратный тиф. б) сыпной тиф, в) малярия,  г) туляремия, д)гепатит.

Варианты ответов: 1) абг,2) агд, 3)бвд,4) гд

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа

«да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

  1. Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.
  2. Крахмал и целлюлоза различаются по своему химическому составу.
  3. Энергия, полученная с пищей, полностью переходит в биомассу.
  4. Головной мозг у позвоночных возникает из того же слоя клеток зародыша, что и эпидермис.
  5. По происхождению все скелетные мышцы делятся на соматические и висцеральные.
  6. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.
  7. Сыворотка — плазма крови, не содержащая фибриногена.
  8. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  9. Тапиры обитают только в Южной Америке.
  10. Все двустворчатые моллюски, в отличие от брюхоногих и головоногих, лишены возможности видеть, так как у них нет глаз.
  11. Нематоды лишены способности к регенерации.
  12. Для обеспечения фотосинтеза всем живым организмам необходим хлорофилл.
  13. Для коры корня характерно отсутствие проводящих тканей.
  14. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.

   15.Корень — осевой орган, который может расти за счет вставочной меристемы.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2,4 балла. За один правильный ответ 0,1 балла.  

Заполните матрицы  ответов в соответствии с требованиями заданий.  

  1. Соотнесите названия растений с подземным побегом.

 А- Луковица, Б- Корневище  

1)спаржа; 2) гиацинт; 3) рябчик; 4)майник; 5)вороний глаз; 6)лилия.

1

2

3

4

5

6

        

2. Установите соответствие между признаками строения молекул белка и названия его структур.

ПРИЗНАКИ СТРОЕНИЯ                                                                      СТРУКТУРЫ БЕЛКА

  1. определяется последовательностью

аминокислотных остатков в молекуле                                      А) первичная

2) молекула имеет форму клубка;                                            Б) третичная

3) определяется числом

аминокислотных остатков;4)  структура упорядочена, молекула биологически активна;

5) поддерживается гидрофобными связями между радикалами;  6) определяется составом аминокислотных остатков.

1

2

3

4

5

6


 

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады по  биологии

9  класс

 

Задание 1. (25 баллов)

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В

Г

А

В

Б

Б

Б

А

В

Г

1-20

В

В

Г

Г

В

Б

В

А

В

А

1-25

Б

Г

В

В

А

Задание 2.(20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

2

4

1

3

1

4

2

2

4

1

Задание 3. (15 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Прав. «Да»

+

+

+

+

+

Неправ «Нет"

+

+

+

+

+

1-10

11

12

13

14

15

 Прав. «Да»

+

+

+

Неправ «Нет"

+

+

Задание 4. (2,4 балла)

1.

1

2

3

4

5

6

Б

А

А

Б

Б

А

2.

1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

Б

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)

Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями  имеются и решения.Все вместе облег...

Задания для школьного тура Олимпиады школьников по химии 2012-2013 учебный год

Олимпиадные задания для 9-11 классов содержат по 5 заданий с учетом требований к составлению олимпиад. К заданиям прилагаются решения с разбалловкой каждого элемента задания. Можно исполь...

Задание для школьного тура олимпиады по биологии 11 класс

Материалы для проведения школьного тура олимпиады по биологии...

Задания для школьного тура олимпиады школьников по русскому языку 5,6 класс

Папка содержит  задания,которые можно использовать для проведения первого школьного тура олимпиады школьников  по русскому в 5,6 классах...

Задания для школьного тура олимпиады по МХК 11 класс

Задания для проведения школьного тура олимпиады по Мировой Художественной культуре 11 класс...

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 6 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...

Задания для школьного тура олимпиады по биологии, 8 класс

Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.Часть...