Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЧОУ «СОШ» «Левушка»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по предмету «биология»
Составитель
Пилюга Максим Алексеевич
учитель биологии
г. Магнитогорск
2018 год
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии .Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся МБОУ.
Задачи:
- расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
- развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Метапредметные связи.
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
* формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
* освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
* определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
* овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Календарно- тематический план внеурочной деятельности по предмету «Биология»
на 2018-2019 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Введение (2 часа). | |||||
1 | 1 | Биология - как наука. Уровни организации живого. Свойства живых. Знакомство с царствами живых организмов. | |||
2 | 2 | Понятие факта. Гипотезы и теории в науке. Основные биологические теории. | |||
Раздел 1. Биологические молекулы (3 часа). | |||||
3 | 1 | Построение моделей углеводов, белков, жиров и определение их функций для организма. | |||
4 | 2 | Построение моделей нуклеиновых кислот и определение их функций для организма. Синтез белка. | |||
5 | 3 | Внеклеточная форма жизни. Вирусы. Прионы. | |||
Раздел 2 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (4 часа) | |||||
6 | 1 | Понятие клетки. Общий план строения клеток эукариот и прокариот. Сходство и отличия в строении клеток эукариот и прокариот. | |||
7 | 2 | Приготовление питательной среды для микроорганизмов, заселение микроорганизмов в питательную среду. | |||
8 | 3 | Световой микроскоп, устройство светового микроскопа. Приготовление препаратов из получившихся микробиологических культур. | |||
9 | 4 | Митоз и мейоз. Сходства и различия. Изучение под микроскопом, делящихся клеток кожицы лука. | |||
Раздел 3 Ткани растений и животных (1 час). | |||||
10 | 1 | Понятие ткань. Строение тканей растений и животных, их сходства и различия. Рассмотрение готовых препаратов под микроскопом. | |||
Раздел 4 Размножение и индивидуальное развитие организмов (3часа). | |||||
11 | 1. | Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. | |||
12 | 2 | Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Построение моделей эмбрионального развития. | |||
13 | 3 | Эмбриогенез на примере цыпленка. Инкубатор для выращивания цыплят. Запись наблюдений. | |||
Раздел 5. Основы генетики. Генетика человека (5 часов). | |||||
14 | 1 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости основные генетические понятия и термины. | |||
15 | 2 | Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. | |||
16 | 3 | Решение генетических задач на кодоминирование и взаимодействие генов. | |||
17 | 4 | Решение генетических задач на сцепление генов. | |||
18 | 5 | Решение генетических задач генеалогическим методом. | |||
Раздел 6 «Царство бактерии»(2 часа). | |||||
19 | 1 | Общая характеристика бактерий. Грамположительные и грамотрицательные бактерии. | |||
20 | 2 | Значение бактерий. Антибиотики. Вакцинация. | |||
Раздел 7 «Царство Грибы "(4 часа). | |||||
21 | 1 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | |||
22 | 2 | Шляпочные грибы. «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | |||
23 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи. «Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей». Приготовление микропрепаратов. | |||
24 | 4 | Грибы-паразиты. Методы борьбы с ними. | |||
Раздел 7 " Царство Растения " (4 часа). | |||||
25 | 1 | Строение растений. Низшие и высшие растения. Сзодства и различия. | |||
26 | 2 | Жизненные циклы растений. | |||
27 | 3 | Эксперимент по прорастанию семян фасоли. Запись данных в биологический дневник. | |||
28 | 4 | Изучение строения высших растений с помощью гербария. | |||
Раздел 8 «Царство Животные» (3 часа). | |||||
29 | 1 | Общая характеристика животных. | |||
30 | 2 | Особенности строения беспозвоночных. | |||
31 | 3 | Особенности строения позвоночных животных. | |||
Раздел 9 «Человек» (2 часа) | |||||
32 | 1 | Изучение внешнего строения костей. Сравнение микропрепаратов крови человека и лягушки. Сходства и различия. | |||
33 | 2 | Изучение головного мозга человека по муляжам, изменение размера зрачка в зависимости от освещенности, строение анализаторов. | |||
Раздел 10 Основы эволюции и экологии (2часа). | |||||
34 | 1 | Доказательства эволюции. | |||
35 | 2 | Современные экологические проблемы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...