Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Пилюга Максим Алексеевич

Кружок по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «СОШ» «Левушка»

                                  УТВЕРЖДЕНА

                           

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по предмету «биология»

Составитель

Пилюга Максим Алексеевич

учитель биологии

г. Магнитогорск

2018 год

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии .Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся МБОУ.

Задачи:

- расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

- развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Программа строится на основе следующих принципов:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный выбор вида деятельности;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Метапредметные связи.

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

* формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

* освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

* определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

* овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных» обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Календарно- тематический план внеурочной деятельности по предмету «Биология»

на 2018-2019  учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (2 часа).

1

1

Биология  - как наука.  Уровни организации живого. Свойства живых. Знакомство с царствами живых организмов.

2

2

Понятие факта. Гипотезы и теории в науке. Основные биологические теории.

Раздел 1. Биологические молекулы (3 часа).

3

1

Построение моделей углеводов, белков, жиров и определение их функций для организма.

4

2

Построение моделей нуклеиновых кислот и определение их функций для организма. Синтез белка.

5

3

Внеклеточная форма жизни. Вирусы. Прионы.

Раздел 2 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (4 часа)

6

1

Понятие клетки. Общий план строения клеток эукариот и прокариот. Сходство и отличия в строении клеток эукариот и прокариот.

7

2

Приготовление питательной среды для микроорганизмов, заселение микроорганизмов в питательную среду.

8

3

Световой микроскоп, устройство светового микроскопа. Приготовление препаратов из получившихся микробиологических культур.

9

4

Митоз и мейоз. Сходства и различия. Изучение под микроскопом, делящихся клеток кожицы лука.

Раздел 3 Ткани растений и животных (1 час).

10

1

Понятие ткань. Строение тканей растений и животных, их сходства и различия. Рассмотрение готовых препаратов под микроскопом.

Раздел 4 Размножение и индивидуальное развитие организмов (3часа).

11

1.

Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных.

12

2

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Построение моделей эмбрионального развития.

13

3

Эмбриогенез на примере цыпленка. Инкубатор для выращивания цыплят. Запись наблюдений.

Раздел 5. Основы генетики. Генетика человека (5 часов).

14

1

Генетика – наука о наследственности и изменчивости основные генетические понятия и термины.

15

2

Решение  генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.

16

3

Решение генетических задач на кодоминирование и взаимодействие генов.

17

4

Решение генетических задач на сцепление генов.

18

5

Решение генетических задач генеалогическим методом.

Раздел 6 «Царство бактерии»(2 часа).

19

1

Общая характеристика бактерий. Грамположительные и грамотрицательные бактерии.

20

2

Значение бактерий. Антибиотики. Вакцинация.

Раздел 7 «Царство Грибы "(4 часа).

21

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

22

2

Шляпочные грибы. «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

23

3

Плесневые грибы и дрожжи. «Изучение  особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей». Приготовление микропрепаратов.

24

4

Грибы-паразиты. Методы борьбы с ними.

Раздел 7 " Царство Растения " (4 часа).

25

1

Строение растений. Низшие и высшие растения. Сзодства и различия.

26

2

Жизненные циклы растений.

27

3

Эксперимент по прорастанию семян фасоли. Запись данных в биологический дневник.

28

4

Изучение строения высших растений с помощью гербария.

Раздел 8 «Царство Животные» (3 часа).

29

1

Общая характеристика животных.

30

2

Особенности строения беспозвоночных.

31

3

Особенности строения позвоночных животных.

Раздел 9 «Человек» (2 часа)

32

1

Изучение внешнего строения костей. Сравнение микропрепаратов крови человека и лягушки. Сходства и различия.

33

2

Изучение головного мозга человека по муляжам, изменение размера зрачка в зависимости от освещенности, строение анализаторов.

Раздел 10 Основы эволюции и экологии (2часа).

34

1

Доказательства эволюции.

35

2

Современные экологические проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...