Элективный курс по биологии при разновозрастном обучении в 6,7,8 классах.
элективный курс по биологии (8 класс) на тему
На изучение элективного курса отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
Основным принципом отбора учебного материала является наличие общих тем по программе биологии 6-8 классы (основные признаки живых организмов).
К данному курсу разработаны опорные схемы в виде таблицы по конкретным темам, которые включают в себя основное содержание занятий, основные понятия, деятельность и содержание деятельности учащихся, различающихся по назначению, формам и методам работы (формирование и работа с понятием, решение познавательных и биологических задач, составление схем-таблиц, выдвижение гипотез и т.д.). Данный материал помогает детально распланировать деятельность учащихся на любом этапе занятия, учитывая их возрастные особенности, деловые качества, внести в эту работу большее разнообразие, что позволяет в значительной степени повысить заинтересованность учащихся, активизировать их познавательную активность, придав ей характер поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biologii_dlya_6.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6, 7, 8 КЛАССОВ
Раздел | Темы занятий | Основное содержание | Основные понятия | Деят-ть уч-ся | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||
6 класс | 7 класс | 8 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | ||||||||||||
Введение 2 часа | 1.Растение- биологи-ческая система | 1.Живой организм- живая, открытая и саморегулируемая система. 2.Дифференцировка живого организма на органы, ткани, клетки, органоиды. 3.Эволюция строения Различных организмов. | Клетка, ткань, орган, органоиды, организм, биологическая система. | Коллек тивная | - Работа с понятием - биологическая система по плану, выдвижение доказательств. - Составление схемы по дифференцировке живого организма, формирование понятий. - Формирование понятий: растение, животное, человек. - Сообщения учащихся об эволюции строения различных организмов. | ||||||||||||
Растение | Животное | Человек | |||||||||||||||
2.Основ- ные свойства живых организ- мов | 1.Биология – наука о жизни. 2.Отличие живых тел природы от неживых. 3.Представление об основных свойствах жизни: питание, дыхание, размножение, обмен веществ и т.д. | Признаки жизни: рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, дыхание, обмен веществ, движение, клеточное строение, химический состав. Царства жизни. | Коллек тивная | - Решение познавательной задачи: Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? (Упражнение «Зебра»). - Выдвижение гипотез по выявлению существенных признаков жизни. - Работа с учебником Н.И. Сонина (гл.1, с.7) по составлению таблицы: «Основные признаки живых организмов – растений и животных». | |||||||||||||
Клеточное строение живых организмов 5 часов | 1.Клетка-элементарная единица живого. | 1.История открытия клетки. 2.Формы жизни живых организмов. 3.Многообразие клеток живых организмов. | Форма жизни, ядерные и безъядерные клетки, вирусы | Группо- вая | Сообщение учащихся по учебнику Н.И. Сонина (гл.3, с.16). Составление схемы «Формы жизни» | Сообщение учащихся «История открытия клетки» (С.Р. Микулин- ский «История биологии с древних времен до 20 века»). | Сообщение учащихся о многообразие клеток живых организмов. | ||||||||||
2.Строение растительной и животной клеток. | 1.Строение растительной клетки. 2.Строение животной клетки. 3.Установление связи между строением и функциями органоидов клетки. 4.Сравнение растительной и животной клетки. | Органоиды клетки: ядро, оболочка, ЭПС, цитоплазма, хлороплас-ты, вакуоли. | Органоиды клетки: мембраны, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрия, лизосома, рибосома, клеточный центр. | Группо- вая | Выполнение л /р.: «Строение растительной клетки». Выполне- ние рисунка клетки. | Выполне- ние л/р: «Строение животной клетки». Работа с текстом учебника Н.И. Сонин (гл.3) по выявлению функций органоидов клетки. | Выполне- ние л/р.: «Сравнение строения растительной и животной клетки». Работа с учебником Н.И. Сонин (с.17-18) по составлению таблицы. | ||||||||||
- Решение биологических задач (см. приложение) | |||||||||||||||||
3.Химический состав клетки. | 1.Органические вещества клетки. 2.Неорганические вещества клетки. 3.Свойства и виды органических и неорганических веществ в клетке. | Физические свойства веществ, органические вещества, неорганические вещества, химические элементы. | Групповая | - Решение биологических задач (см. приложение). - Выполнение лабораторной работы: «Определение органических и неорганических веществ в чистом виде, в клетке». - Составление схемы: «Химический состав клетки». - Составление таблицы: «Физические свойства органических и неорганических веществ». | |||||||||||||
4.Химический состав клетки | 1.Функции органических веществ клетки. 2.Функции неорганических веществ в клетке. 3.Значение химических элементов в клетке для человека, животных и растений. | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, минеральные вещества, вода, химические элементы. | Групповая | - Работа с учебником Н.И. Сонин (гл.2 с.11-12) по заполнению таблицы: «Органические и неорганические вещества клетки, их примеры и функции». - Сообщения учащихся о значении химических элементов для: | |||||||||||||
Растений | Животных | Человека | |||||||||||||||
5.Обобщение и систематизация знаний по теме | 1.Клетка – структурная и функциональная единица всего живого, которая лежит в основе строения, развития и размножения всех живых организмов. 2.Строение, химический состав и жизненные функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. 3.Образование клеток (все клетки образуются из клетки). 4.Клетки – ткани – органы – системы органов - организм | Клетка, химический состав, жизненные функции, деление клетки, клетка, ткань, орган, система органов, организм. | Групповая | - Поиск доказательств и выдвижение гипотез по каждому из положений клеточной теории: | |||||||||||||
Теоретики – доказывают 1 положение | Практики выполняют лабораторную работу, доказывая 2 положение | Информационный центр – доказывают 3 положение | |||||||||||||||
- Решение биологических задач – положение № 4 | |||||||||||||||||
Организм -биологическая система. | 1.Спосо- бы питания живых организ- мов. | 1.Понятие-питания живых организмов. 2.Способы питания живых организмов: автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты. 3.Питание растений: особенности минерального и воздушного питания. 4.Способы добывания пищи гетеротрофами (питание мелкими частицами, питание крупными частями организма, питание жидкой пищей). | Питание, воздушное питание, минеральное питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, ложноножки, реснички, фильтрация, сосущий способ, колюще-сосущий способ. | Групповая. | - Формирование понятий: питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты и работа с ними. - Решение познавательных задач. | ||||||||||||
Работа с учеб Н.И.Сонин (гл.10 с.58)и ответ на вопрос: Почему у растения два органа питания? Сост. схемы: «Питание растений» | - Работа с учебником Н. И. Сонин (с. 61,62,65) по заполнению таблицы: «Способ получения пищи». - Ответ на вопрос: К какой группе организмов по способу питания относится человек? | ||||||||||||||||
2.Типы и значение пищеварения. | 1.Соотношение понятий: питание и пищеварение. 2.Понятие - пищеварение. 3.Типы пищеварения одноклеточных и многоклеточных животных. Почему нет пищеварения у зеленых растений? 4.Хищничество в мире растений и животных. | Пищеварение, внутриклеточное пищеварение, внеклеточное пищеварение, мембранное пищеварение, органы пищеварения, ферменты. | Групповая, парная. | Ответ на вопрос: Почему у растений нет пищеварения? Сообщения учащихся о хищничестве в мире растений. | - Самостоятельная работа в парах. Учебник Н.И.Сонин (гл.10с.63-64) и ответы на вопросы по инструктивной карточке (см.приложение). - Сообщения учащихся о хищничестве в мире животных. | ||||||||||||
3.Практикум по теме: «Питание живых организмов» | 1.Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза. 2.Обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах. 3.Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки. Влияние температуры на скорость пищеварения. | Фотосинтез хлоропласты, устьица. | Белки, жиры, углеводы, качественные реакции. | Ферменты, слюна, желудочный сок. | Групповая. | Выполнение л/р.: «Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза». | Выполнение л/р.: «Определение белков, жиров, углеводов в продуктах питания». | Выполнение л/р.: «Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки». | |||||||||
- Решение биологических задач (см. приложение). | |||||||||||||||||
4.Обобщение знаний по теме: «Питание живых организмов». | 1.Пищевые связи и цепи питания живых организмов в разных средах обитания. 2.Космическая роль растений. 3.Перераспределение питательных веществ и энергии среди живых организмов. Круговорот веществ в природе. | Растительноядные, насекомоядные организмы, хищники( плотоядные организмы), пищевые связи, цепи питания, автотрофы, гетеротрофы, редуценты, консументы. | Коллективная, групповая. | - По схеме на с.89 учебника Н.И. Сонина – формирование понятий: пищевые связи, цепи питания, круговорот веществ, поток энергии и работа с ними. - Выдвижение гипотез о перераспределении питательных веществ и энергии среди живых организмов, составление схемы. - 6 класс – подготовка презентации «Космическая роль растений». - 7, 8 класс – составление схем питания живых организмов в разных средах обитания. | |||||||||||||
5.Дыхание живых организмов. | 1.Понятие - дыхание живых организмов. 2.Роль дыхания в жизни живых организмов. 3.Типы дыхания живых организмов (клеточное, тканевое, легочное). 4.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Дыхание, клеточное дыхание, тканевое дыхание, легочное дыхание, биологическое окисление, органы дыхания. | Коллективная, групповая | - Формирование понятия дыхание и работа с ним. - Решение познавательной задачи: «Роль дыхания в жизни живых организмов», выдвижение гипотез. - Составление схемы: «Типы дыхания живых организмов». | |||||||||||||
Составление таблицы: «Сравнение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Мини-проект: «Исследование состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | ||||||||||||||||
6.Дыхание растений и животных | 1.Дыхание растений. 2.Приспособление растений для газообмена. 3.особенности дыхания животных в связи со средой обитания. 4.Этапы дыхания животных (внешние, перенос газов, внутренние) | Групповая | - Просмотр видеофильма: «Дыхание растений» Выявление приспособлений у растений для газообмена, используя учебник Н.И. Сонин (гл.11 с.68) | - Работа с учебником Н.И. Сонина (с.68-72) и заполнение таблицы: «Особенности дыхания животных в связи со средой обитания» (работа по инструктивной карточке см. приложение). | Сообщение учащихся о результатах и выводах проектной деятельности. - Решение познавательной задачи (см. приложение) | ||||||||||||
7.Транспортные системы живых организмов | 1.Понятие транспортная система живых организмов. 2.Системы транспорта живых организмов: клеточный уровень, тканевый уровень, органы, система органов, ответственные за транспорт веществ. 3.Внутренняя среда живых организмов: кровь, лимфа и межклеточное вещество. 4.Представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой системах кровообращения. | Транспортная система, внутренняя среда организма, кровь, лимфа, межклеточное вещество, гемоглобин, гемолимфа, замкнутая и незамкнутая система кровообращения. | Коллективная. | -Формирование понятий: транспортная система, внутренняя среда, кровообращение, замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. -Составление схемы: « Системы транспорта живых организмов». -Решение биологических задач. -Заполнение таблицы: «Состав и значение внутренней среды организма в транспорте веществ». | |||||||||||||
8.Передвижение веществ в живых организмах | 1.Типы движения веществ в растениях (движение цитоплазмы в клетке, роль сосудов древесины и ситовидных трубок). 2.Особенности строения и функции кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных. 3.Сравнение транспортных систем растений и животных. | Сосуды древесины, ситовидные трубки, проводящая ткань. | Кровеносная система, замкнутая и незамкнутая кровеносная система. | Групповая | -Проектная деятельность учащихся по теме: «Изучение перемещения веществ в растениях».(Занимательная физиология растений). -Составление плана-рассказа по теме: «Типы движения веществ в растении», используя учебник Н.И. Сонин (гл.12 с.73-75) | Работа с учебником по составлению таблицы: «Сравнительная характеристика кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных». | Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика транспортных систем растений и животных». | ||||||||||
9.Выделение у живых организмов. | 1.Понятие выделение живых организмов. 2.основные продукты, подлежащие удалению, их источники и дальнейшая судьба. 3Процесс выделения у растений. 4.Способы выделения у одноклеточных и многоклеточных животных в зависимости от среды из обитания. | Выделение активное и пассивное выделение листопад | Выделение, органы выделения, среда обитания, почки, мочеточники, мочевой пузырь, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нифридии, продукты жизнедеятельности. | Коллективная работа в малых группах | -Формирование понятия выделение и работа с ним. -Составление таблицы: «Основные продукты выделения, их источники и дальнейшая судьба». | ||||||||||||
Решение проблемы: «Как происходит выделение у растений, ведь у них нет специальных органов выд-я». (Работа с учебником Н.И. Сонин) | Работа в малых группах по решению биологических задач (см. приложение) и текст на с.81 гл.13 учебника Н.И. Сонина | ||||||||||||||||
10. Обмен веществ – основное свойство живых организмов | 1.Понятие обмен веществ как основа жизни всех живых организмов. 2.Сущность обмена веществ (поступление веществ и энергии из окружающей среды, их изменение: взаимосвязь пластического и энергетического обмена, выделение веществ из организма и преобразование энергии). 3.Особенности обмена веществ у растений. 4.Особенности обмена веществ у животных и человека. 5.Сравнение обмена веществ у животных и растений. | Обмен веществ, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл свет. | Обмен веществ, пластический, энергетический обмен (ассимилиляция и диссимиляция), митохондрии. | Обмен веществ, пластический и энергетический обмен (ассимиляция и диссимиляция), митохондрии. | Коллективная работа в группах | -Формирование понятия обмен веществ и работа с ним. 2.Составление схемы обмены веществ - как основного свойства всех живых организмов. | |||||||||||
Составление схемы: «Обмен веществ у растений», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.86 | Составление схемы: «Обмен веществ у животных», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.87 | Составление схемы: «Обмен белков, жиров и углеводов человека». | |||||||||||||||
-Составление таблицы: «Сравнение обмена веществ у растений и животных». -решение биологических задач. |
Приложение к таблице
(ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ)
ВВЕДЕНИЕ
1.Докажите, что живой организм – это живая, открытая и саморегулируемая биологическая система.
2. –Чем живые тела (организмы) отличаются от неживых?
-Какие свойства живых организмов можно считать основными, а какие – второстепенными?
-Что общего у растений и животных?
-Почему они отличаются друг от друга?
-Одноклеточный организм – эвглена зеленая имеет орган передвижения – жгутик. На свету в хлоропластах образуются питательные вещества, а в отсутствии света поглощаются органические вещества из воды. Как вы думаете, к какому царству относится данный организм: растениям или животным, а может быть, к какому-то другому?
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
1-.Почему клеточное строение организмов было открыто только во второй половине 17 века?
-Несмотря на все многообразие клеток живых организмов, что объединяет их между собой?
2.-Сопоставьте известные вам свойства жизни и функции органоидов клетки. Какие органоиды клетки отвечают за проявление этих свойств?
-Попробуйте придумать названия органоидам клетки, взяв за основу их функции (например, митохондрии – «энергетические станции клетки»).
-Можно ли считать отдельные органоиды - структурными и функциональными единицами жизни?
-Сравните строение растительной и животной клетки.
-Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?
3.-Живые организмы имеют особый химический состав, чем он отличается от тел неживой природы?
-Из каких веществ состоит клетка? Какие химические элементы образуют органические вещества?
-Как определить, какие вещества присутствуют в клетках или продуктах питания?
-Какие признаки живого определяются свойствами белков, жиров и нуклеиновых кислот?
4.-Почему органические вещества выполняют разные функции?
-Почему одни вещества называют неорганическими, а другие органическими, в чем их сходство и различие?
-Ученые рекомендуют потреблять продукты и минеральную воду, произведенные в том регионе, в котором вы выросли. Как это можно объяснить?
-Всегда ли продукты и вода содержат все необходимые нам элементы?
5.Докажите – что клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов.
-Покажите взаимосвязь между понятиями: клетка, организм, ткань, орган.
Организм – биологическая система.
1-.Что такое питание? Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
-Чем питание растений отличается от питания других живых организмов?
-Из каких этапов состоит питание растений, почему у них два органа питания?
-Геологи используют определенные растения для обнаружения некоторых месторождений металлов, а металлурги даже научились получать редкие элементы из растений. Благодаря какому процессу, протекающему в растениях, это стало возможным?
-В чем отличие питания у паука, комара, коровы, волка и человека? Есть ли что - то общее в процессе питания у животных разных видов?
-Почему при покупке лошадей проверяют зубы животных?
2.-Почему у растений нет процесса пищеварения?
-Чем отличается процесс пищеварения у разных групп организмов: одноклеточных, беспозвоночных, позвоночных?
Инструктивная карточка:
А) Изучите текст главы10 с.63-64.
Б) Выделите определение понятия «пищеварение».
В) Где происходит пищеварение у организмов разных групп?
Г) Можно ли удаление непереваренных остатков отнести к процессу выделения? (с.80 учебника). Ответ объясните.
Д) Результаты оформите в виде таблицы.
3.-Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт решил узнать, почему растет растение. Он посадил ивовый побег, массой равной 2,25 килограммов в кадку с землей. В течение 5 лет он поливал растение дождевой водой. Затем он вынул его из почвы и взвесил. Масса почвы уменьшилась на 57 граммов, а масса ивы возросла на 75 килограммов. Как вы это можете объяснить?
- Представьте, что вы едите лимон без сахара или красную смородину. Как отреагировали ваши слюнные железы?
- Как можно определить, какую функцию выполняют слюна и желудочный сок?
- Какие теоретически возможные результаты опытов вы могли бы предложить?
4. –Еще в 19 веке было известно, что количество отбивных котлет на столе у человека зависит от кошек. Восстановите пищевую цепь от клевера до человека, есть ли место в этой цепи кошке? Возможно, нужно рассматривать не цепь, а разветвленную сеть?
5.- Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды около недели, а без воздуха всего несколько минут. Объясните эти отличия?
-Чем дыхание отличается от питания и как эти процессы жизнедеятельности связаны в обмене веществ у живых организмов?
- Может ли быть у животных несколько дыхательных поверхностей?
- Простейшие организмы (амебы) и кишечнополостные поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью своего тела. Почему такой способ газообмена уже не может полностью обеспечить кислородом крупные организмы? Как эту проблему решают животные, обитающие в разных природных средах, в том числе и человек?
- Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
6. Инструктивная карточка:
А) Изучите таблицу «Типы дыхательных поверхностей».
Б) Найдите информацию об органах дыхания (учебник Н.И.Сонин с.68-72).
В) Приведите примеры животных, обитающих в разных средах, и укажите тип их дыхательных поверхностей.
Г) Отчет о работе оформите в виде таблицы.
- Объясните причину взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян.
- У плавающих листьев кувшинок имеются устьица на верхней стороне листа, а не на нижней, как у наземных растений. Объясните эти отличия.
- Почему такой способ газообмена - как поглощение кислорода всей поверхностью тела, не может обеспечить кислородом крупные организмы, в том числе и человека.
-В состоянии покоя у человека через легкие за одну минуту проходит 5-8 литров воздуха, а после физической работы до 100 и более литров в минуту. С чем связано учащение дыхания.
-Укажите отличие газообмена у многоклеточных животных, обитающих в воде, от газообмена сухопутных животных.
7.-Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме?
-Какие ткани органов обеспечивают перенос веществ?
-За счет чего осуществляется транспорт веществ?
-Какие процессы жизнедеятельности растений зависят от транспорта воды, минеральных и органических веществ?
-Какая сила заставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние?
-Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?
-Какое значение имеет кровь и кровеносная система для осуществления транспорта веществ?
-Почему кровь всегда перемещается в одном направлении?
-Что представляют собой транспортные системы человека?
8.-Какие органы растений связаны между собой транспортом веществ?
-Могут ли корни растений жить без побегов, а побеги - без корней? Ответ обоснуйте.
-В чем особенности строения кровеносной системы насекомых и позвоночных животных?
-Почему у насекомых кровь не участвует в транспорте газов?
-Какие органы обеспечивают движение крови у позвоночных животных?
-Скорость движения крови по сосудам зависит от частоты сокращения сердца, что, в свою очередь, определяется потребностью организма в кислороде и питательных веществах. Какие органы растений влияют на скорость передвижения веществ по стеблю и работают «насосом»?
-Как объяснить тот факт, что паразитические плоские черви обходятся без кровеносной системы?
-Придумайте 3 вопроса по теме, используя формулировки: что объясняет….? Определите совпадения….; Что лишнее….?
9 .-У морских и паразитических простейших, родственников амебы, сократительные вакуоли отсутствуют. Объясните причину этого. Какая опасность грозит пресноводной амебе в случае отсутствия у нее сократительной вакуоли?
-С какими особенностями строения и жизнедеятельности связано выделение у насекомых?
-Содержимое выделительных трубочек выводится в заднюю кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи. Стенки кишки осуществляют обратное всасывание воды, в результате чего из организма выводятся совершенно сухие экскременты в виде шариков. О каких животных идет речь?
-Всегда ли целесообразно удалять из организма все продукты жизнедеятельности?
-Как растения и грибы, не имея специальных органов выделения, решают проблему избавления от шлаков?
-У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела. Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц?
-Моча образуется в почках из плазмы крови. Это сложный процесс. Определите , как меняется концентрация растворенных веществ в процессе образования мочи у человека. Будет ли меняться состав мочи в зависимости от условий обитания? Например: летом-зимой, при употреблении минеральной или пресной воды.
-Объясните, почему санатории для людей с больными почками строят в районах с сухим жарким климатом?
-У морских костистых рыб наружные ткани малопроницаемы для воды и солей. Для регуляции состава жидкости тела рыбы пьют морскую воду. Какой механизм обеспечивает постоянство состава внутренней среды рыб, обитающих в соленой воде, если жидкости тела содержат в 2-3 раза меньше солей, чем окружающая рыб вода?
-У пресноводных рыб через жабры в организм поступает большое количество воды и через них же теряются соли. Как пресноводные рыбы поддерживают более высокий процент растворимых солей во внутренней жидкости, по сравнению с окружающей их водой? Что является источником соли для обитателей пресной воды?
10.-Почему обмен веществ и энергии – обязательное условие жизни?
-Все беспозвоночные и позвоночные животные, кроме птиц и млекопитающих, не могут обеспечить постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды. Какие особенности обмена веществ и превращения энергии характерны для хладнокровных и теплокровных животных? Какую роль в этом процессе играет кровь и система кровообращения?
-Почему у рыб, земноводных и рептилий в процессе дыхания выделяется меньше энергии, чем у птиц и млекопитающих?
-Как строение сердца влияет на количество кислорода, поступаемого в ткани для дыхания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных ...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Программа элективного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» (8-9 класс, 34 часа)
Актуальность курса в том, что степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновен...