Антропогенез 9
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

НЕТКАЧЕВА  МАРГАРИТА  ИЛЬИНИЧНА

Конспект урока "Антропогенез"9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antropogenez_9.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

Цели: расширить знания об основных доказательствах антропогенеза, этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

Развивающие: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, оперировать фактами, анализировать источники информации самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе.

Оборудование: таблицы «Этапы эволюции человека», презентация

Ход урока

Природа! Человек – твоё творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачёв

Изучение нового материала

Мотивация изучения нового материала

С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении.

Что вам об этом известно?

Гипотезы: космическая, религиозная эволюционная (естественнонаучная)

Чтобы гипотеза стала научной теорией нужны доказательства.

Тема, цели

Существуют ли доказательства космической гипотезы происхождения человека? (наскальные рисунки людей с крупными головами – возможно скафандры)

Существуют ли доказательства религиозной гипотезы происхождения человека?

Библия отвечает на него так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию нашему…», «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его».

1. Взгляды ученых на проблему

А) Аристотель выдвинули идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными:

  • прямохождение
  • головной мозг крупный
  • речь и разум.

Б) К. Линней  поместил человека наряду с обезьянами в один отряд – приматы на основании сходства в строении.

В) Ж.-Б. Ламарк в 1809 г. впервые высказал идею происхождения от животных.

Г)  Ч. Дарвин в 1871 г. в труде «Происхождение человека» развивал идею Ламарка о происхождении человека от обезьяноподобных предков. Решающим шагом стало прямохождение (simia (с англ.)  - обезьяна) поэтому гипотеза называлась симиальная.

Д) Ф.Энгельс в 1896 г. в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд создал самого человека».

Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.  (antropos (с греч.)  - человек)

2.Выйдя из животного царства, человек разумный остается одним из его членов, хотя находится на особом положении (самостоятельно до семейства)

                                        Царство Животные

                                        Подцар. Многоклеточные

                        Тип Хордовые

                        Подтип Позвоночные

                        Класс Млекопитающие

                        Отряд Приматы

Семейство Гоминиды (Люди)        Семейство Понгиды (Человекообразные)        

Род Человек                                Род Шимпанзе

Вид Человек разумный                        Род Горилла

        Homo sapiens L.                        Род Орангутан

                                                Род Гиббон

3.Доказательства:         А) родства человека и млекопитающих животных,

                                Б) человека и человекообразных обезьян.

Выписать в две колонки.

Деление зубов на клыки, резцы и коренные.

Зародыш развивается в материнском организме.

Мимические мышцы.

Есть ушная раковина.

Кожа с волосами и железами

Группы крови, резус-фактор

Исчезновение хвостового отдела

Молочные железы.

Вскармливание потомства молоком

4-х камерное сердце

Теплокровность

Одинаковые болезни

Диафрагма

Хватательный рефлекс

Ногти.

4. Основные этапы эволюции человека (работа со схемой)

Около 8-5 млн лет назад на Земле произошли значительные климатические и географические изменения. Оледенение сковало часть воды Мирового океана, уровень которого значительно понизился. Климат стал более сухим и холодным. В земной коре возникла грандиозная трещина, идущая от Антарктики к Мертвому морю, пересекая Африку. Вследствие этого восточная часть Африки, представлявшая ранее высокое лесистое плато, опустилась и превратилась в саванну – открытую местность, покрытую высокой травой. Те обезьяны, которые остались на возвышенности, продолжали существование на деревьях, обезьяны оказавшиеся в саванне должны были приспосабливаться к жизни на открытой местности.

Общими предками человека и человекообразных обезьян были древесные обезьяны, или дриопитеки, жившие около 20 млн лет назад. Ранее всех от общей ветви отделились предки гиббонов, около 14 млн лет назад обособились предки орангутанов, около 7 млн лет назад разошлись пути с предками горилл. Ближе всех к человеку находятся шимпанзе. Современный человек не произошел от современных обезьян, а имеет с ними общего далекого предка.

5.Основные этапы эволюции человека (работа с учебником, просмотр презентации)

Предки человека

Где сделаны находки

Воз-раст

Объем

голов-ного

мозга

Прогрессивные черты в строении

Орудия труда, образ жизни

Австралопитеки

Африка, Эфиопия

10-15 млн.

450-

500 см3

Прямохождение, возможно ходили слегка наклонясь в перед опитаясь на палку

Охотились сообща, Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных

Древнейшие люди:     

– питекантроп (обезьяночеловек)

о. Ява

– синантроп

(китайский человек)

– гейдельбергский человек (Германия)

1,5 млн.

850- 900 см³

Изгибы позвоночника, широкий таз, небольшой свод стопы

Активные охотники на крупную дичь. Кочевали за мигрирующими животными.

Орудия труда с заостренным краем. Поддерживали  огонь, но добывать огонь так и не научились.

Древние люди 

– неандертальцы

Германия, долина реки Неандерталь

200 тыс.-

130 тыс.

1000-
1600 см³

Классические: низкий лоб, сутулая походка, мощный скелет и мускулатура.

Продолжительность жизни 20 лет.

Прогрессивные: более высокий лоб, наметился подбородочный выступ

Пережили оледенение

Каменные орудия: скребла, рубила, топоры.

Изготовляли одежду из шкур, жили в пещерах или строили жилище.

Добывали огонь.

Примитивная членораздельная речь.

Первые современные люди – кроманьонцы

Франции в грот Кро-Маньон

130-40

Тыс.

до 1800 см³

Высокий лоб, есть подбородочный выступ.

Рост 180 см, за счет удлинения голени

Орудия труда из камня, кости и др. Знали гончарное дело.

Научились обрабатывать землю и одомашнили животных. Строили жилища. Возникли религиозные верования, исскуство.

Они были отменными художниками и скульпторами.

Закрепление. Проанализировать стихотворение, вставить пропущенные слова.

Дом. задание. § 28, составить родословное дерево (можно на альбомном листе – по желанию)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  КАРТОЧКА

1. Доказательства:         А) родства человека и млекопитающих животных,

                                Б) родство человека и человекообразных обезьян.

Выписать в две колонки.

Деление зубов на клыки, резцы и коренные.

Зародыш развивается в материнском организме.

Мимические мышцы.

Есть ушная раковина.

Кожа с волосами и железами

Группы крови, резус-фактор

Исчезновение хвостового отдела

Молочные железы.

Вскармливание потомства молоком

4-х камерное сердце

Теплокровность

Одинаковые болезни

Диафрагма

Хватательный рефлекс

Ногти.

  1. Заполнить таблицу «Основные этапы эволюции человека»

Предки человека

Где сделаны находки

Возраст

Объем

головного

мозга

Прогрессивные черты в строении

Орудия труда,
образ жизни

  1. Проанализировать стихотворение, вставить пропущенные слова.

 

1.Есть версия, что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря ..1..

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен был он зверю:

Охотясь по-животному, был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался,

А мозг в объеме малом оставался.

И назывался тот еще не человек

Уже научно ..2..

2.На смену ..3..  люди пришли.

Немало их остатков ученые нашли.

Бесспорно, люди внешне изменились

И многого в развитии добились.

..4.. орудия труда

Использовались предками тогда:

Скребки, рубила и из камня топоры –

Успешно применяли люди той поры.

3.Классические ..5..

Легко могли бы отморозить пальцы.

Но защищали племя от ненастья

Их прогрессивные кровные братья.

4. Ледник заставил предков выживать.

И человек ..6.. стал добывать.

..7.. простейшее построил он тогда,

Усовершенствовал орудия труда.

Мозг ..8.., и изменилась у него походка,

О том свидетельствуют многие находки.

И ..9.ом человека стали звать,

Чтоб стройность сей теории придать.

Да – эта версия одна из многих.

В научности нельзя ей отказать.

И если есть загадки в мирозданье,

Возможно, вам и предстоит их разгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по биологии по теме: "Антропогенез"

Кроссворд содержит 9 общих вопросов по теме Антропогенез- представители рода человек, расы, атавизмы и рудименты, человекообразные обезьяны. Возможно использовать на этапе закрепления при изучении те...

Урок биологии в 9 классе по теме "Антропогенез"

Урок-лекция /имеется презентация/ с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содер...

Антропогенез

В презентации указаны движущие силы эволюции человека, поэтапное развитие человека, причины,повлиявшие на изменения человека в течении биологической эволюции....

Антропогенез

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, уме...

Антропогенез.Основные расы человека.

Интегрированный урок по географии-биологии представлен в виде игры....

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

тест по теме "Антропогенез"

тестовые задания по биологии  для обучающихся 11 классов   по теме "Антропогенез" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В.В....