Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биолаборатория»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Русанова_Людмила

Цель программы: воспитание интереса учащихся к биологии и формирование когнитивных умений.

Содержание данного кружка строится на основе деятельностного подхода, вовлечении учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.

Программа направлена на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolaboratoriya.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Лицей №7 Приказ от 01.09. 2011 г. №207

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск Лицей №7

Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № 1 от 22.08.2018 г.

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Биолаборатория»

Направление: общеинтеллектуальное

 Основное общее образование, 5 класс, 17 часов

Составитель: Русанова Л.П.,

учитель биологии, высшая квалификационная категория


Цель программы: воспитание интереса учащихся к биологии и формирование когнитивных умений.

Содержание данного кружка строится на основе деятельностного подхода, вовлечении учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.

Программа направлена на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

2


  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология—наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия—наукао химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканейорганизмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология - наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология— наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Содержание курса.

Вид внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Познавательная

лабораторные работы самостоятельная работа

 работа в парах, в группах

оформление биологических газет участие в биологической олимпиаде работа с научно-популярной литературой, связанной с биологией проектная деятельность творческие работы

3


Введение (1 час)

Почувствуй себя учеными (16 часов)

Почувствуй себя натуралистом. Почувствуй себя антропологом. Почувствуй себя фенологом. Почувствуй себя исследователем. Почувствуй себя цитологом. Почувствуй себя гистологом. Почувствуй себя биохимиком. Почувствуй себя протозоологом. Почувствуй себя микологом.Почувствуй себя орнитологом. Почувствуй себя следопытом. Почувствуй себя зоологом. Почувствуй себя цветоводом. Почувствуй себя экотуристом.

Итоговое занятие (1 час).

Биологическая викторина. Подведение итогов. Составление презентации о работе кружка “Биолаборатория”. Выпуск газеты “ Занимательнаябиолаборатория ”.

Цель занятия: проверить знание материала, изученного на занятиях кружка, и умение применять его в новой ситуации.

Тематическое планирование

4

п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

теория

практика

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

Беседа, практикум

2

Почувствуй себя натуралистом

Экскурсия «Живая и неживая природа»

3

Почувствуй себя антропологом.

1

Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития.

4

Почувствуй себя фенологом

1

Лабораторная работа №1Составление макета этапов развития семени фасоли

5

Почувствуй себя ученым.

1

Работа в группах по основным методам «Наблюдаем и исследуем».

6

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое.

1

Лабораторная работа№2 «Изучение строения микроскопа»

7

Почувствуй себя цитологом.

1

Создание модели клетки из пластилина

8

Почувствуй себя гистологом

1

Лабораторная работа №3 «Строение тканей животного

9

Почувствуй себя биохимиком

1

Лабораторная работа №4«Химический состав растений»


организма»

9

Почувствуй себя биохимиком

1

Лабораторная

работа

№4«Химический состав растений»

14

Почувствуй себя протозоологом

1

Лабораторная работа №7 «Рассматривание простейших под микроскопом»

15

Почувствуй себя микологом

1

Лабораторная работа №8 «Выращивание плесени,

рассматривание её под микроскопом»

16

Почувствуй себя орнитологом.

1

Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки.

Проведение заготовок корма

10

Почувствуй себя протозоологом

1

Лабораторная работа №5 «Рассматривание простейших под микроскопом»

11

Почувствуй себя микологом

1

Лабораторная работа №6 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

12

Почувствуй себя орнитологом

Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма

13

Почувствуй себя следопытом.

1

Создание биологической игротеки «Узнай по контуру животное»

14

Почувствуй себя зоологом.

1

Лабораторная

работа

№10«Наблюдение за

передвижением

животных»

15

Почувствуй себя цветоводом.

1

Лабораторная работа №11 «Создание клумбы и правил ухода за ней»

16

Почувствуй себя экотуристом

Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге

17

Итоговое занятие.

1

Биологическая

викторина.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...