Методическая разработка урока биологии в 7 классе «Путешествие в мир рыб»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Цели урока:

  1. Выявить степень усвоения знаний обучающихся по теме «Надкласс Рыбы» о многообразии рыб; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека.

  2. Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, учить обобщать, делать правильные выводы, работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.

  3. Воспитывать у учеников любовь и бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_ryb.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  биологии в 7 классе

«Путешествие в мир рыб»

Цели урока:

  1. Выявить степень усвоения знаний обучающихся по теме «Надкласс Рыбы» о многообразии рыб; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека.
  2.  Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, учить обобщать, делать правильные выводы, работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.
  3. Воспитывать у учеников любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: таблицы «Надкласс Рыбы», конверты с заданиями, маршрутные листы, бумажные рыбки.

На уроке используются СОТ: игровые технологии, дифференцированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Ход урока:

 

 I. Организационный момент.

II. Мотивация.

Учитель загадывает классу загадку:

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
 (рыба)

Рыбы – наиболее многочисленный и древний надкласс позвоночных животных, объединяющий свыше 20 тыс. видов. Эти животные населяют как морские, так и пресноводные водоемы. Большое разнообразие в строении, образе жизни и поведении разных видов рыб связано с условиями их обитания, составом пищи, конкурентами и врагами. Сегодня я приглашаю вас, ребята, совершить путешествие в мир рыб, где вы узнаете много интересного и увлекательного.

III. Инструктаж.

Для проведения зачета класс делится на 4 команды. Команды придумывают себе названия и знаки отличия от других команд – соперников. Каждая команда получает маршрутный лист, где указан порядок прохождения станций: «Отвечайка», «Проверяйка», «Любознайка», «На досуге», «Отдыхайка». На каждой станции находится помощник учителя - ученик, заранее подготовленный к зачету. На станциях разложены по 3 конверта с заданиями (с вопросами разного уровня). Каждый конверт имеет свой цвет: задания на оценку «5» - красный цвет, задания на оценку «4» - синий, задания на оценку «3» - зеленый. Чтобы получить данную оценку, команда должна правильно ответить на все вопросы и выполнить все задания. Прибыв на станцию, команда выбирает конверт того цвета, на какую оценку она готова отвечать. Выполнив задания на одной станции, ребята переходят на другую, указанную в маршрутном листе. Ученик – помощник учителя на своей станции каждой команде ставит баллы за выполненные задания в маршрутный лист и на доске вывешивает рыбок (количество баллов соответствует количеству рыбок). На пятой станции «Отдыхайка» ребята выполняют физкультминутку (баллы не зарабатывают).

Маршрутный лист

«Отвечайка»

«Проверяйка»

«Любознайка»

«На досуге»

«Отдыхайка»

Баллы за ответы

IV.  Проведение игры (ребята работают в группе и передвигаются от станции к станции)

1. Станция «Отвечайка»

Вопросы на оценку «5»

  1. Назовите функции скелета рыб?
  2. Какие сосуды называются венами, а какие – артериями?
  3. Чем у рыб представлены органы вкуса и где они расположены?
  4. Какую функцию выполняет в теле рыбы плавательный пузырь?
  5. Из каких органов состоит выделительная система рыб?

Вопросы на оценку «4»

  1. Из каких отделов состоит тело рыбы?
  2. Каким образом можно узнать возраст рыбы?
  3. Назовите по порядку пять отделов головного мозга рыбы.
  4. Сколько кругов кровообращения у рыбы?
  5. Какие парные и непарные плавники у рыб вы знаете? Каковы их функции?

Вопросы на оценку «3»

  1. На какие группы делятся плавники рыбы?
  2. Из каких отделов состоит сердце рыбы?
  3. Что называют нерестом?

4.  Почему у окуня большая плодовитость, а колюшки маленькая?

5.  Какие классы включает в себя Надкласс Рыбы?

2. Станция «Проверяйка»

На оценку «5» нужно правильно ответить на 10 вопросов.

На оценку «4» нужно ответить правильно на первые 8 вопросов.

На оценку «3» нужно ответить верно на первые 6 вопросов.

  1. Самый молодой в эволюционном отношении класс рыб:

А) Костные  Б) Хрящевые  В) Двоякодышащие

  1. Плавательный пузырь – это:

А) Орган равновесия  Б) Орган дыхания  В) Гидростатический орган

  1. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:

А) Кожными железами   Б) Чешуей   В) Боковой линией

  1. Сердце у рыб состоит из:

А) Одной камеры   Б) Двух камер  В) Трех камер

  1. Органы боковой линии имеются:

А) У всех видов рыб  Б) Только у костных  В) Только у костно-хрящевых

  1. Нерест бывает только один раз в жизни у:

А) Карася   Б) Угря   В) Горбуши   Г) Щуки

  1. Имеются ли у рыб веки:

А) Да  Б) Нет

  1. Частичное переваривание пищи происходит в:

А) Толстом кишечнике   Б) Желудке    В) Тонком кишечнике

  1. Назовите две основные группы сосудов у рыб:

А) Артерии       Б) Вены      В) Капилляры

  1.  Кровь очищается от продуктов распада в:

А) Кишечнике      Б) Печени      В) Жабрах

3. Станция физкультминутки «Отдыхайка»

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте

Финиш – метров через двести!

Раз – два, раз – два!

Раз – два, раз – два!

Хватит, хватит, прибежали

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох, вдох, выдох.

4. Станция «Любознайка»

Вопросы на оценку «5»

  1. Какие рыбы имеют усики?
  2. Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной?
  3. Сколько известно видов рыб?
  4. Все ли рыбы откладывают икру?
  5. Какие виды рыб разводят в прудах?

Вопросы на оценку «4»

Вычеркните лишнее:

  1. Речной окунь, щука, карп;
  2. Скат, камбала, акула;
  3. Сом, океаническая сельдь, щука;
  4. Речной окунь, треска, океаническая сельдь;
  5. Акула, судак, толстолобик.

Вопросы на оценку «3»

Вставьте пропущенные слова.

В реках, озерах и морях живут _________. Дышат рыбы растворенным в воде _________. Органами дыхания рыб являются _________. Тело рыбы покрыто _________. Передвигается рыба при помощи _________.

5. Станция «На досуге»

Вопросы на оценку «5»

Составьте кроссворд, используя следующие названия рыб: ЩУКА, СКАТ, БЕЛУГА, АКУЛА, ГОРБУША.

Вопросы на оценку «4»

Разгадайте кроссворд.

Вписав в горизонтальные ряды ответы на вопросы, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду название рыбы, обитающая в Индийском океане и Средиземном море, тело которой усеяно колючими шипами.        

  1. Название кистеперой рыбы.
  2. Самая крупная осетровая рыба.
  3. Промысловая рыба отряда сельдеобразных.
  4. Семьсот ворот, да один вход.
  5. Рыба с сильно уплощенным телом.
  6. Одомашненная рыба.
  7. Рыба-гнездостроитель.

1.

Л

А

Т

И

М

Е

Р

И

Я

2.

Б

Е

Л

У

Г

А

3.

С

Е

Л

Ь

Д

Ь

4.

Н

Е

В

О

Д

5.

К

А

М

Б

А

Л

А

6.

К

А

Р

П

7.

К

О

Л

Ю

Ш

К

А

Х

Вопросы на оценку «3»

Отгадайте загадки.

  1. В воде – жива, на суше – мертва. (Рыба)
  2. Драчун и забияка, живет в воде, когти на спине, а щука не проглотит. (Ёрш)
  3. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  4. Он в самом омуте живет – хозяин глубины, имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом)
  5. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

V.  Заключительный этап урока.

  • Рефлексия

Учитель: Ребята! Оцените свою работу на уроке. Что удалось? Что не получилось? Почему?

  • Подведение итогов зачета в игровой форме учениками – помощниками (объявляют общее количество баллов-рыбок для каждой команды, объясняют ребятам, какие были положительные и отрицательные моменты во время урока).
  • Выставление отметок и подведение итогов урока учителем.

Урок подготовила учитель биологии

 ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля  

Власик Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Путешествие по Мещерскому краю"

Увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Вместе с автором ребята  пройдут неприметными лесными тропами, полюбуются рассветом, увидят Черное озеро, погрузятся в  очаровательный мир...

Методическая разработка по английскому языку в 5 классе "Путешествие в Лондон"

Данный урок рассчитан на учащихся 5- го класса. Форма его проведения –соревнование, является познавательно –развлекательной формой подачи учебного материала. Она позволяет обобщить уже полученны...

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).

Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....

Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"

Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий....

Методическая разработка игры по станциям на английском языке для 7-х классов «Путешествие в страну английского языка»

Данная игра была разработана для встречи гостей из Англии в школе. Наши гости из Англии являются не только гостями, но и активными участниками, и членами жюри познавательной игры. Учащиеся, разбитые п...