Методическая разработка урока биологии в 7 классе «Путешествие в мир рыб»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Цели урока:
Выявить степень усвоения знаний обучающихся по теме «Надкласс Рыбы» о многообразии рыб; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека.
Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, учить обобщать, делать правильные выводы, работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.
Воспитывать у учеников любовь и бережное отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_ryb.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 7 классе
«Путешествие в мир рыб»
Цели урока:
- Выявить степень усвоения знаний обучающихся по теме «Надкласс Рыбы» о многообразии рыб; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека.
- Продолжить развитие общеучебных умений и навыков, логического мышления, способностей к анализу и синтезу, учить обобщать, делать правильные выводы, работать в заданном темпе, развивать навыки групповой работы.
- Воспитывать у учеников любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: таблицы «Надкласс Рыбы», конверты с заданиями, маршрутные листы, бумажные рыбки.
На уроке используются СОТ: игровые технологии, дифференцированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
Учитель загадывает классу загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (рыба)
Рыбы – наиболее многочисленный и древний надкласс позвоночных животных, объединяющий свыше 20 тыс. видов. Эти животные населяют как морские, так и пресноводные водоемы. Большое разнообразие в строении, образе жизни и поведении разных видов рыб связано с условиями их обитания, составом пищи, конкурентами и врагами. Сегодня я приглашаю вас, ребята, совершить путешествие в мир рыб, где вы узнаете много интересного и увлекательного.
III. Инструктаж.
Для проведения зачета класс делится на 4 команды. Команды придумывают себе названия и знаки отличия от других команд – соперников. Каждая команда получает маршрутный лист, где указан порядок прохождения станций: «Отвечайка», «Проверяйка», «Любознайка», «На досуге», «Отдыхайка». На каждой станции находится помощник учителя - ученик, заранее подготовленный к зачету. На станциях разложены по 3 конверта с заданиями (с вопросами разного уровня). Каждый конверт имеет свой цвет: задания на оценку «5» - красный цвет, задания на оценку «4» - синий, задания на оценку «3» - зеленый. Чтобы получить данную оценку, команда должна правильно ответить на все вопросы и выполнить все задания. Прибыв на станцию, команда выбирает конверт того цвета, на какую оценку она готова отвечать. Выполнив задания на одной станции, ребята переходят на другую, указанную в маршрутном листе. Ученик – помощник учителя на своей станции каждой команде ставит баллы за выполненные задания в маршрутный лист и на доске вывешивает рыбок (количество баллов соответствует количеству рыбок). На пятой станции «Отдыхайка» ребята выполняют физкультминутку (баллы не зарабатывают).
Маршрутный лист
«Отвечайка» | «Проверяйка» | «Любознайка» | «На досуге» | «Отдыхайка» | |
Баллы за ответы |
IV. Проведение игры (ребята работают в группе и передвигаются от станции к станции)
1. Станция «Отвечайка»
Вопросы на оценку «5»
- Назовите функции скелета рыб?
- Какие сосуды называются венами, а какие – артериями?
- Чем у рыб представлены органы вкуса и где они расположены?
- Какую функцию выполняет в теле рыбы плавательный пузырь?
- Из каких органов состоит выделительная система рыб?
Вопросы на оценку «4»
- Из каких отделов состоит тело рыбы?
- Каким образом можно узнать возраст рыбы?
- Назовите по порядку пять отделов головного мозга рыбы.
- Сколько кругов кровообращения у рыбы?
- Какие парные и непарные плавники у рыб вы знаете? Каковы их функции?
Вопросы на оценку «3»
- На какие группы делятся плавники рыбы?
- Из каких отделов состоит сердце рыбы?
- Что называют нерестом?
4. Почему у окуня большая плодовитость, а колюшки маленькая?
5. Какие классы включает в себя Надкласс Рыбы?
2. Станция «Проверяйка»
На оценку «5» нужно правильно ответить на 10 вопросов.
На оценку «4» нужно ответить правильно на первые 8 вопросов.
На оценку «3» нужно ответить верно на первые 6 вопросов.
- Самый молодой в эволюционном отношении класс рыб:
А) Костные Б) Хрящевые В) Двоякодышащие
- Плавательный пузырь – это:
А) Орган равновесия Б) Орган дыхания В) Гидростатический орган
- Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:
А) Кожными железами Б) Чешуей В) Боковой линией
- Сердце у рыб состоит из:
А) Одной камеры Б) Двух камер В) Трех камер
- Органы боковой линии имеются:
А) У всех видов рыб Б) Только у костных В) Только у костно-хрящевых
- Нерест бывает только один раз в жизни у:
А) Карася Б) Угря В) Горбуши Г) Щуки
- Имеются ли у рыб веки:
А) Да Б) Нет
- Частичное переваривание пищи происходит в:
А) Толстом кишечнике Б) Желудке В) Тонком кишечнике
- Назовите две основные группы сосудов у рыб:
А) Артерии Б) Вены В) Капилляры
- Кровь очищается от продуктов распада в:
А) Кишечнике Б) Печени В) Жабрах
3. Станция физкультминутки «Отдыхайка»
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте
Финиш – метров через двести!
Раз – два, раз – два!
Раз – два, раз – два!
Хватит, хватит, прибежали
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох, вдох, выдох.
4. Станция «Любознайка»
Вопросы на оценку «5»
- Какие рыбы имеют усики?
- Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной?
- Сколько известно видов рыб?
- Все ли рыбы откладывают икру?
- Какие виды рыб разводят в прудах?
Вопросы на оценку «4»
Вычеркните лишнее:
- Речной окунь, щука, карп;
- Скат, камбала, акула;
- Сом, океаническая сельдь, щука;
- Речной окунь, треска, океаническая сельдь;
- Акула, судак, толстолобик.
Вопросы на оценку «3»
Вставьте пропущенные слова.
В реках, озерах и морях живут _________. Дышат рыбы растворенным в воде _________. Органами дыхания рыб являются _________. Тело рыбы покрыто _________. Передвигается рыба при помощи _________.
5. Станция «На досуге»
Вопросы на оценку «5»
Составьте кроссворд, используя следующие названия рыб: ЩУКА, СКАТ, БЕЛУГА, АКУЛА, ГОРБУША.
Вопросы на оценку «4»
Разгадайте кроссворд.
Вписав в горизонтальные ряды ответы на вопросы, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду название рыбы, обитающая в Индийском океане и Средиземном море, тело которой усеяно колючими шипами.
- Название кистеперой рыбы.
- Самая крупная осетровая рыба.
- Промысловая рыба отряда сельдеобразных.
- Семьсот ворот, да один вход.
- Рыба с сильно уплощенным телом.
- Одомашненная рыба.
- Рыба-гнездостроитель.
1. | Л | А | Т | И | М | Е | Р | И | Я | |
2. | Б | Е | Л | У | Г | А | ||||
3. | С | Е | Л | Ь | Д | Ь | ||||
4. | Н | Е | В | О | Д | |||||
5. | К | А | М | Б | А | Л | А | |||
6. | К | А | Р | П | ||||||
7. | К | О | Л | Ю | Ш | К | А | |||
Х |
Вопросы на оценку «3»
Отгадайте загадки.
- В воде – жива, на суше – мертва. (Рыба)
- Драчун и забияка, живет в воде, когти на спине, а щука не проглотит. (Ёрш)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп)
- Он в самом омуте живет – хозяин глубины, имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом)
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
V. Заключительный этап урока.
- Рефлексия
Учитель: Ребята! Оцените свою работу на уроке. Что удалось? Что не получилось? Почему?
- Подведение итогов зачета в игровой форме учениками – помощниками (объявляют общее количество баллов-рыбок для каждой команды, объясняют ребятам, какие были положительные и отрицательные моменты во время урока).
- Выставление отметок и подведение итогов урока учителем.
Урок подготовила учитель биологии
ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля
Власик Е. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Путешествие по Мещерскому краю"
Увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Вместе с автором ребята пройдут неприметными лесными тропами, полюбуются рассветом, увидят Черное озеро, погрузятся в очаровательный мир...
Методическая разработка по английскому языку в 5 классе "Путешествие в Лондон"
Данный урок рассчитан на учащихся 5- го класса. Форма его проведения –соревнование, является познавательно –развлекательной формой подачи учебного материала. Она позволяет обобщить уже полученны...
Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint
Открытый урок "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).
Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....
Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"
Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины с использованием ИКТ технологий....
Методическая разработка игры по станциям на английском языке для 7-х классов «Путешествие в страну английского языка»
Данная игра была разработана для встречи гостей из Англии в школе. Наши гости из Англии являются не только гостями, но и активными участниками, и членами жюри познавательной игры. Учащиеся, разбитые п...