Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Путешествие по Мещерскому краю"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Кузовлева Ирина Васильевна

 

Увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Вместе с автором ребята  пройдут неприметными лесными тропами, полюбуются рассветом, увидят Черное озеро, погрузятся в  очаровательный мир русской природы.  А  помощниками в этом путешествии станут слова и обороты речи, которые использует К.Г.Паустовский в своих очерках, чтобы создать незабываемые картины  природы средней полосы России, «тихой, немудрой земли под неярким солнцем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_literatury_v_5_klasse.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Путешествие по Мещерскому краю.

Цели и задачи урока:

  1. Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения.
  2. Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения.
  3. Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном.
  4. Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.

Техническое оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Оформление (на доске):

  1. Портрет К.Г. Паустовского
  2. Рисунки учащихся

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране.

                                                                                         К.Г. Паустовский.

На экране:  Тема урока, карта Мещерского края, обложка книги «Мещерская сторона»

Ход урока.

Слово учителя:

Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас в необычное увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Мы еще раз вместе с автором пройдем неприметными лесными тропами, полюбуемся рассветом, увидим Черное озеро, погрузимся в  очаровательный мир русской природы.  А нашими помощниками в этом путешествии станут слова и обороты речи, которые использует К.Г.Паустовский в своих очерках, чтобы создать незабываемые картины  природы средней полосы России, «тихой, немудрой земли под неярким солнцем».

        А прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу прочитать вам стихотворение Николая Ивановича  Рыленкова о русской природе.( Отразить на экране портрет поэта)

(Учитель читает стихотворение «Все в тающей дымке»)

Учебник, стр.246  ( Отразить на экране)

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Красива ли русская природа по мнению автора стихотворения?    (Да.)

Природа у Рыленкова не только красива, но и необычна. В чем же видит поэт  ее необычность?

(Природа не выставляет свою красоту напоказ,  ее красота скрыта, спрятана)

Давайте представим себе, что русская природа  - это девушка. Как бы вы сказали, какая она?( Скромная, застенчивая)

Не все умеют  видеть прелесть «застенчивой русской природы». Что же нужно сделать, чтобы увидеть ее? Ответьте словами  стихотворения.

(Здесь мало увидеть,  здесь нужно всмотреться…

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

Какой вывод можно сделать из этих слов?

(Красоту русской природы увидит тот, кто умеет всматриваться и вслушиваться)

В чем же разница между словами  увидеть – всмотреться, услышать – вслушаться?

(Всмотреться и вслушаться  - значит смотреть и слушать  более внимательно)

К чему призывает нас поэт?

( Поэт призывает любить природу, внимательно всматриваться и вслушиваться, тогда мы будем больше понимать природу, любить родину)

Слово учителя: Итак, ребята, наше путешествие начинается. Мы знаем с вами, чтобы увидеть красоту русской природы нужно всматриваться и вслушиваться в то, что нас окружает. ( Отразить на экране картину Мещерского края)

Обратимся к первому очерку, который носит название «Обыкновенная земля». О чем  в нем рассказывает автор?

( О Мещерском крае целиком, о том, что можно в нем увидеть и услышать)

Слово учителя:

Послушайте, как начинается этот очерк. (Учебник, стр. 250.) – читает ученик. ( Отразить на экране)

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что  прежде всего отмечает Паустовский, говоря о Мещерском крае?

( В нем нет никаких особенных красот и богатств).

Несмотря на это, чем обладает Мещерский край?

(Большой притягательной силой)

Проверка домашнего задания:   Определить, от какого слова образовано прилагательное «притягательный», его лексическое значение. Подобрать к нему синонимы. ( Отразить на экране)

Притягательный   Ожегов, Шведова  (с.601)

ПРИТЯГА'ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно (книжн.). Привлекающий к себе, возбуждающий интерес. Притягательная сила искусства. 

Образовано от глагола притягивать.

Синонимы  привлекательный, заманчивый, прелестный

Вывод: Говоря о притягательной силе  природы Мещеры, автор  показывает, что она притягивает к себе, заманивает.

В чем  заключена притягательная сила Мещерского края? ( Отразить на экране)

Большая притягательная сила

Скромность

Прелесть

Отсутствие особенных красот

Незаметное на первый взгляд разнообразие русскоприроды

Слово учителя: Еще раз обратимся к тексту, но теперь обратим внимание на то, как он построен.

Сколько предложений в первом абзаце?  (Четыре).

Первое – второе, третье – четвертое предложения объединены автором в пары. Они имеют одинаковую структуру. Обратите внимание на то,  с чего начинаются второе и четвертое предложение.

 (С союза но). То есть они имеют одинаковое начало. Имеем дело с  лексической анафорой.

( Отразить на экране)

В Мещёрском крае нет  особенных красот и богатств...Но все же …..

Он очень скромен…. Но в нем….

На экране:      Анафора – повторение слов или группы слов в начале строк.

Сравните содержание первого и третьего предложения с содержанием второго четвертого. В каком соотношении они находятся? ( Они противопоставлены.)

Какую стилистическую фигуру использует автор и чего достигает с ее помощью?

(Антитеза. Подчеркивает необычность русской природы.) ( Отразить на экране определение )

Какие два вопроса задает Паустовский в этом очерке?

( Что можно увидеть в Мещерском  крае?  Что можно услышать в Мещерском  крае?)

Слова, какой части речи, помогают ему ответить на них?

(Имена существительные).

Пожалуйста, опираясь на текст, ответьте на  поставленные автором  вопросы?

( Отразить на экране)

(В Мещерском крае можно увидеть луга, сосновые боры, озера, стога, болота, ольху и осину,  избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды.

В Мещерском крае можно услышать гул сосновых лесов, крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей, плач гармоники, пение петухов, колотушку деревенского сторожа.)

Почему именно  имена существительные выбирает автор?

(Имя существительное – очень важная часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас предметы и явления.  В этом очерке автор ставит цель показать   все многообразие природы Мещерского края.  Существительные  называют предметы  и придают описанию точность. Если бы автор хотел показать красоту природы, то он использовал бы имена прилагательные, а если движение  - то  глаголы.

Можно добавить:        Ученые установили, что существительные составляют  примерно 40% всех слов в русском языке, то есть почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.)

Как автору удается достичь выразительности этого текста?

(Автор использует в этом тексте множество однородных членов, которые объединены в большие ряды.)

Ребята, вспомните, пожалуйста, с картинами какого русского художника сравнивает Паустовский Мещерский край. Почему?

( Исаак Левитан. ( Отразить на экране портрет художника) Перед созданием книги «Мещерская сторона» Паустовский был занят работой над очерком о Левитане и поэтому пристально и вдумчиво рассматривал его картины. Они стали ему очень близки, потому что Левитан изображал на них природу средней полосы России. Краски на его картинах были неяркими, неброскими, но передавали всю прелесть русской природы.)

Слово учителя:

«Картины Левитана, - пишет Паустовский, -требуют медленного рассматривания. Они скромны и точны, но чем дольше смотришь на них, тем милее тишина знакомых рек и поселков».

(На экране – изображение картин Левитана.) Посмотрите на эти картины, как удивительно знакомо все, что на них изображено. Попробуем более внимательно всмотреться в них, и мы увидим, какое глубокое содержание скрывается под этой внешней красотой.

( Отразить на экране)        Вот «Березовая  роща», одна из лучших картин Левитана. Простые скромные березки в солнечный день. Как выразительно передал художник свет солнца, свежесть и аромат природы. Все пронизано лучами солнца. Блики переливаются на свежей зелени травы. Художник словно зовет нас в глубину рощи, и мы начинаем ощущать запах свежей зелени, прогретый солнцем воздух.

Вспомните, как называют в живописи и литературе  картины природы?

( Пейзаж)

Каково главное оружие художника при создании картины? А у писателя?

( У художника -  краски, у писателя – слово).

Слово учителя:

 В очерке «Леса» К.Г.Паустовский проявляет себя прежде всего как писатель – художник. Вот он идет  неспешно по лесной тропинке и  … и слышит «осторожное перепархивание птиц, липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткую траву, холодные белые грибы, землянику, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки». ( Отразить на экране)

Можем ли мы сказать, что автор не просто смотрит по сторонам, а всматривается вслушивается?

(Да, можно. Он не просто видит окружающие его предметы, а подмечает детали.Писатель видит, что перепархивание птиц в лесу – осторожное, маслюки – липкие и облепленные хвоей, трава – жесткая,  белые грибы - холодные.)

Слово учителя: 

Особенно выразительными получились у него картины заката, ночи и рассвета. Сейчас мы прослушаем их еще раз. Давайте закроем глаза и попробуем представить себе эти картины.

Учащиеся читают отрывки, заученные наизусть. На экране картины заката, ночи, рассвета. ( Отразить на экране)

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня.

Что же вы увидели?

(Лето. Берег озера. Ночь. Тишина кругом. Тихо плещется вода. Трещит костер. Пламя освещает стволы ближайших  деревьев… и т.д.)  Спросить 2 учащихся

Какое впечатление об окружающей автора природе  создалось у вас, когда вы слушали это описание?

(У меня создалось впечатление, что природа живая, потому что она движется, полна красок, звуков.)

Проверка домашнего задания: Какие звуки краски и движение вы увидели в описании заката, ночи и рассвета. (После проверки таблица отображается на экране).

Звуки

Краски

Движение

Кричит выпь

Золотой

Летают и заглядывают в лицо мыши

Бормочут журавли

Алый (заря)

Закат пылает и золотит

Котелок сердится и бормочет

Черный

Заря тлеет

Мы говорим

Белый

Совы летают

Голубой

Костер то разгорается, то гаснет

Зеленый

Утки проносятся

Слово учителя: 

Посмотрите, ребята, какое разнообразие красок и оттенков, с помощью которых Паустовский создает зримую картину лучшего времени суток. Темные краски сменяются  бледно- голубыми, светло – зелеными, белыми – «голубым хрусталем» загорается Венера, «зеленеет» небо и, наконец, «поднимается огромное белое солнце».

Какая часть речи помогает автору создать такую разнообразную цветовую гамму?

( Имя прилагательное).

В создании какого художественного средства чаще всего участвует имя прилагательное? (Эпитет).

Что такое эпитет? (Отразить на экране)

(Эпитет – это художественное определение предмета или явления, помогающее нарисовать это явление и передать отношение автора к нему).

Есть ли эпитеты в этом отрывке? Назовите их.

(Да, но мало. Эпитеты: торжественный свет, голубой хрусталь, жестяной свист, тяжелые утки).

Много ли эпитетов во всем тексте очерков? (Нет, около 20-ти. Среди них зловещая туча, чистая вода, холодный дождь, рыжая хвоя, угрюмые пустоши, таинственное озеро, рыжая вода, бледное небо….) .

Делает ли отсутствие эпитетов текст менее красочным? (Нет. Здесь много прилагательных. Они придают тексту точность и меткость, образность и яркость, передают настроение писателя)

Слово учителя:

Академик Виноградов говорил, что  прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. (Отразить на экране высказывание и портрет).

Мы отметили, что природа у Паустовского живая. Что же помогает писателю оживить ее? ( Перенос  свойств  одушевленного предмета на неодушевленный предмет.  Неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями, чувствами и мыслями).

Как  называется такой прием художественного изображения? (Олицетворение).

Приведите примеры. (Бормочут журавли, котелок сердится и бормочет, заглядывают в лицо мыши, мы боимся спугнуть рассвет, ночь смотрит…)  (Отразить на экране определение и примеры из текста)

Слово учителя:

Рассмотрим отрывок из текста. Он очень музыкален.

Как же удается автору достичь этого ?

Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

( В этом отрывке нарушен порядок слов. Сказуемое и подлежащее поменялись местами. Это инверсия.

Одновременно с инверсией автор использует повтор. Он помогает читателю почувствовать тишину, природу, погруженную в сон.)

Какое еще средство художественной изобразительности использует автор в этом отрывке и в  тексте очерков вообще? ( Сравнение. Совы, как комья белого пуха,  озеро, как черное зеркало,  берег, как гамак, Венера загорается голубым хрусталем,  иней, как соль, вода, будто смола и т.д.)

Слово учителя:

Мы прошли вместе с Паустовским лесными тропами до Черного озера, ночевали на его берегу, встретили рассвет. Что же представляет собой  знаменитое Черное озеро.

( Отразить на экране)   Вот так выглядит оно сейчас.

А вот таким оно представлено в ваших рисунках. (Рисунки на доске) 

А вот так описал его Паустовский. ( Ученик выразительно читает описание озера).

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.

На чем основано описание? ( На контрасте, который делает картину более яркой. Черная вода, белые лилии, желтые и красные листья осин и берез.)

Чем, кроме черной воды знаменито Черное озеро?  (Рыбой)

С какой рыбой знакомит нас автор? ( С щукой)

Какая была щука ? (Громадная, горбатая, черная, с острым, как кухонный нож, спинным плавником, гигантская.)

Найдите синонимы. (Громадная-гигантская) Какова их роль? (Нарастание признака. Градация.)

Слово учителя:

 Наше путешествие подошло к концу. Мы вместе с автором  всматривались и вслушивались в окружающую нас природу. Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне?

( Мы увидели  красоту  русской природы. Она живет: движется, она полна звуков и запахов.

Мы увидели, что  обычных неброских  картинах  можно увидеть красоту и прелесть, для этого нужно быть внимательным и наблюдательным..

Мы увидели, что автор любит родную природу.)

Слово учителя:  

Очерки К.Г Паустовского «Мещерская сторона» наполнены любовью  к родной  природе. «Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране»,- говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и  всей душой полюбил ее.

«Я люблю Мещерский край, пишет Паустовский,- за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

   На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где – то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было».

(Отразить на экране).

Домашнее задание: Зимой многие из вас стали участниками фотоконкурса «Поселок Воскресенское глазами  детей». На своих фотографиях вы сумели запечатлеть чудесные картины нашего Воскресенского края.  Я предлагаю вам  написать очерк «Воскресенский край», подразделяя его на главы:

  1. Леса;
  2. Луга;
  3. Реки;
  4. Пруды;
  5. Овраги.        

     

                 

 

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"

Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....