Индивидуальный план саморазвития
материал по биологии на тему

Абакумова Валентина Петровна

Обязательно дружите с теми, кто лучше вас. Будете мучиться, но расти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_plan_samorazvitiya.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

на _________________________2016-19______________________учебный год

УЧИТЕЛЯ: Абакумовой Валентины Петровны

25.11.1963 г.р.

 МБОУ Куркульская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района РТ

_____высшей____КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ОБРАЗОВАНИЕ:  

 

ВЫСШЕЕ

г. КАЗАНЬ               КГПИ,

ЕСТЕСТВЕННО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КВАЛИФИКАЦИЯ: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ГЕОГРАФИЯ-БИОЛОГИЯ

17 июня 1985 года

КОГДА ОБУЧАЛСЯ НА КУРСАХ:

  1. «Совершенствование профессионализма учителя биологии в условиях перехода на ФГОС основного образования» НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г. Казань 2016 г.в объёме 108 часов с 25.01.-13.02 2016)


1. САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Районная методическая тема:

«Совершенствование культурно-образовательной среды образовательной организации как условие повышение качества образования и ресурс воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся»

2.Общешкольная тема

«Формирование творческого потенциала участников образовательного процесса

 как средство повышения качества образования и воспитания»

3. Индивидуальная тема самообразования: 

«Технология модульного обучения на уроках биологии при формировании у учащихся самостоятельной активности как средство повышение качества обученности»

4. Период работы над темой:         2016-2019 учеб.год

5. Цели и задачи по теме самообразования

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и  самостоятельной активности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Задачи:

  1. Изучить сущность, опыт применения модульного  обучения, используя   методическую литературу.
  2. Провести анализ и отбор наиболее приемлемых  методических приемов создания и решения модульного обучения.
  3. Апробировать механизмы создания модульного обучения  на уроках биологии.
  4. Проанализировать, обобщить  результаты применения проблемных ситуаций в процессе образовательной деятельности.
  5. Составить рекомендации по использованию методов и приёмов технологии модульного обучения для повышения качества знания обучающихся
  1. Повышение творческого потенциала, формирование творчески мыслящей личности, возможность реализовать себя в творческой деятельности;   создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика.
  2. Совершенствовать  систему поддержки способных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач предстоит:

  1. Изучение научно-методической, психолого-педагогической, нормативной литературы; ознакомление с опытом работы по выбранной теме; изучение и отбор приемов создания и решения модульного обучения, определение места в учебном процессе; определение результативности технологии.
  2.  Внедрение в свою практику технологий модульного  обучения как в урочной, так и внеурочной учебной деятельности:
  • планирование и проведение уроков с использованием  технологии модульного  обучения;
  • анализ эффективности на предмет внедрения технологии модульного обучения;
  • обобщение опыта работы.
  • выступление  на МО,РМО, педсовете.

В  современных  условиях  в  период  возрастания  объема  информации  и  знаний,  накопленных  человечеством,  преподаватели  средней  школы  понимают, что  обучение  подрастающего  поколения  должно  быть  личностно  ориентированным,  учитывающим  способности,  потребности,  особенности  учащихся, развивающим,  мотивированным  и  т.д. Но  на  практике часто наблюдается  однообразие  форм  и  методов  обучения  (преобладание  фронтальной  работы  с  классом  и  информативно-объяснительных методов), отсутствие этапа мотивации,  дифференцированного  подхода.  Придя  работать  в  школу,  я  также столкнулась  с  несовершенством  традиционной  системы  обучения,  использование  которой  поневоле  ставит  ребенка  в  положение  пассивного  слушателя,  а не  активного  участника  учебного  процесса.  В  то  время  как  учитель   у  доски  одинаково  для  всех  излагает  новый  материал,  ученик  не  имеет  права  выбора  действия  и  способа  усвоения  знаний.  Он  ограничен  в  возможности  выбора  темпа  усвоения  знаний  и  уровня  этих  знаний.  В  результате  ребенок  зачастую  не  способен  воспринять  учебный  материал,  как  вследствие  потери  интереса,  так  и  в  результате  развивающегося  утомления.  И  как  следствие – невысокий  процент  качества  обучения.  

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2016-2017 г.

Изучение  литературы по данной проблеме : «Технология модульного обучения на уроках биологии при формировани у учащихся самостоятельной активности как средство повышение качества обученности»

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016-2017 г.

1.Участие в семинарах, круглых столах и вебинарах  для учителей биологии

2. Выступление на РМО по теме изучения и внедрения технологии модульного обучения

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

4. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям.

2016-2018 г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Разработка памятки для 9-11класс «Решение генетических задач» (задания 28 ЕГЭ)

Внедрить в практику работы технологию модульного обучения, методы и приемы

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне с использованием технологии модульного обучения

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2016-2019 г.

1.Участие в работе РМО учителей биологии в проведении семинаров.
2.Участие и результаты в муниципальных, республиканских  и всероссийских конкурсах и олимпиадах
3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2019 г.

1..Выступление на педсовете по теме самообразования
2. Выступления на заседаниях МО по внедрению и реализации проблемного обучения).
3. Открытые уроки по предмету

4. Публикации на сайтах

 

Исходя  из этого,  я  пришла  к  убеждению (полагаю,  как  и  многие  мои  коллеги),  что  современный  процесс обучения  не  должен сводиться  к  простой  передаче  некой суммы  знаний  от  учителя к  ученику.  Важно  научить  школьников  самостоятельно добывать знания,  направлять  их  поиск,  т.е.  осуществлять  мотивационное  управление  их  учением.  Необходимо  использовать  такую  систему обучения,  которая удовлетворяла  образовательные  потребности  каждого  учащегося  в  соответствии  с  его  склонностями,  интересами и  возможностями.  Для  достижения  этой  цели  необходимо кардинально  поменять  парадигму,  с  позиции  которой  рассматриваются отношения  ученика  и  учителя  в учебном  процессе.

Согласно  теории  деятельности,  обучение  эффективно  только  при  такой  его  организации,  когда  учащийся  усваивает  учебное  содержание  в  деятельности.  Только  в  этом  случае  обучение  ведет  к  осознанному  и  прочному  усвоению  знаний  и  развитию  интереса  ученика.  Поэтому  новая  парадигма  состоит  в  том,  что  учащийся  должен  учиться  сам,  а  учитель  осуществлять  мотивационное управлении  его  учением,  т.е.  организовывать,  координировать,  консультировать,  контролировать  его  деятельность.  Перевод  обучения  на  субъект-субъектную  основу  требует  такой  педагогической  технологии,  которая  бы  обеспечивала  ученику  развитие  его  мотивационной  сферы,  интеллекта,  склонностей,  самостоятельности,  коллективизма,  умения  осуществлять  самоуправление  учебно-познавательной  деятельностью.  Модульное  обучение  позволяет  практически  решить  эту  задачу

Предполагаемый результат:

повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся по биологии при выполнении ГИА части «С»;

повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием;

научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

создать комплекты педагогических  разработок;

периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и РМО и педсоветах;

разработать  дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и РМО,  на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вибинарах.


Этапы работы над темой

   ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор

Название

Год издания

Издательство

1

Кириленко А.А., Колесников С.И.

Подготовка к ЕГЭ - 2017

2016

Легион, Ростов-на-Дону

2

Никишова Е.А., Шаталова С.П.

ЕГЭ. Выполнение заданий

2017

АСТ, Москва

3

Богданов Н.А.

ЕГЭ Практикум

2017

Экзамен, Москва

4

Рохлов В.С. Теремов А.В.

Подготовка к ГИА-2016

2016

АСТ,Москва

5

Лернер Г.И.

Подготовка учащихся К ЕГЭ.

2016

АСТ, Москва

7.,

В.Н.Фросин,В.И.Сивоглазов.

Конспектный курс по биологии. Готовимся К ЕГЭ.

2013

М.Дрофа

8

Билич Г.Л. Крыжановский В.А.

Биология, Для поступающих в ВУЗы

2016

Оникс, 4-е издание

9.

Матяш Н. Ю., Костылева А. В., Вихренко А. С., Вихренко Т. А.  

Задания для государственной итоговой аттестации по биологии за курс основной школы

2017

К. Генеза

10

Богданова Д. К

Биология. Справочник школьника...

2015

Донецк.

11

Сайт министерства образования и науки Российской Федерации

www.mon.gov.ru

12

Интернет — школа «Просвещение.ru»

http://www.internet-school.ru

13

Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://ege.edu.ru/

14

Объединение педагогических изданий «1 сентября»

http://www.1september.ru/.


4. КОГДА И ГДЕ ВЫСТУПИЛ С СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ.

2016– 2019 гг.

Дата

Место

выступления

Содержание темы выступления, доклада

Уровень

Форма (выступление, доклад, реферат , НПК, урок, мастер-класс и т.д.)

5,6,7.11.16

АСОШ №2

Как решать задание №28 на ЕГЭ»

Муниципальный

 Практикум

6.12. 2016

АСШ №1

Система работы с одаренными детьми

Муниципальный

Выступление

27, 29.12.16

АСОШ №1

Обучение учащихся 11 классов района: Задание №27

Муниципальный

Практикум

16.11 2017 год

АСОШ №3

Разбор  наиболее сложных  генетических задач  из 2 части ЕГЭ  по биологии

Муниципальный

Практикум


ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГОДАМ.

2016-2017 (конкурсы)

  • УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ» по теме: Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии – диплом
  • Система работы с одаренными детьми выступление  на РМО учителей биологии и химии, Абакумова В.П.
  • Заочный отборочный конкурс рукописей экологических проектов, республиканский, Суркова А., участие
  • Республиканская конференция исследовательских работ "Моё Я в Большой науке" им. Р.И. Утяшева. (секция Экология. география),        Арнакова Н.,        участие
  • Фестиваль "Любознательные исследователи окружающего мира - 2017 г "(секция Экология и жизнь), муниципальный, Суркова А., свидетельство
  • Всероссийский заповедный урок " Заповедные острова. Сохраняя будущее ", всероссийский,  уч-ся 6-7кл., диплом

2017-18 уч год

  • Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветные капли» в номинации «Вода-это жизнь», Шатков Даниил, 8 класс, диплом
  • Экологический конкурс «ЭКО-DRIVE», Шатков Даниил, 8 класс, сертификат
  • Открытый республиканский  молодежный конкурс  экологической  рекламы «Чистый взгляд»,  Шатков Даниил, 8 класс, сертификат
  • Международный интернет-олимпиада «Солнечный свет», Арнакова А., диплом 1 степени
  • Республиканского конкурса интерактивного плаката «Лес - наш зеленый друг» в рамках Международного дня леса, Евстюнин И., 8 класс, Диплом 2 степени.
  • Конкурс презентация педагогического опыта по работе с одаренными детьми «Талантливый педагог- талантливый ребенок», Абакумова В.П., публикация на сайте Отдела образования.
  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства педагогических работников, приуроченный к 130 летию рождения А,С. Макаренко, Абакумова В.П., свидетельство.


ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГОДАМ.

2016-2017 (ГИА, олимпиады обучающихся)

ПРОТОКОЛ

ШКОЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

Фамилия, имя учащегося

Класс

Максимальное количество баллов за работу

Количество баллов, набранных учеником

Место

от 10.10. 2016 г

1

Суркова А.

7

38

26

ПРИЗЁР

2

Федорова Р.

10

73

23,5

3

Марусина Д.

11

86,5

30

4

Шаткова С.

11

86,5

29

от 16.10 2017

1

Суркова А.

8

58

29

призер

2

Грачёва

7

38

16,5

3

Вашарин

7

38

17,5

4

Шерстнева

10

31,5

73

По итогам муниципального тура учащиеся:

№ п/п

Фамилия

Имя

Класс

Пол

Балл

Итоговый балл

Максимальный балл

Статус

Фамилия педагога

От 26.10.2016г

1

Суркова

А.

7

жен

30,5

37

Победитель

Абакумова В.П..

От 27.10.2017г

1

Суркова

А.

8

жен

27,5

55

Призер

Абакумова В.П..

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГОДАМ.

2016-2017 (ЕГЭ)

Тестирование педагогических работников в 2015 г.

1

05.11.2015

биология

111011111110111110110011122222222

36

2221122

12

48

79

Тестирование педагогических работников в 2017 г.

1

биология

12120022112222112222221

35

1231233

15

50

82

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТ

УЧ.ГОД

ЧЕТВЕРТЬ

ЗА ГОД

БИОЛОГИЯ

2016-2017

1 чет –_44,25%_, 2 чет -57,7%_, 3 чет-_45,5_%, 4 чет-_60,7_%

__53,6__%

БИОЛОГИЯ

2017-2018

1 чет –_49%_, 2 чет - 62%_, 3 чет -_43_%, 4 чет -_65_%

__56__%

БИОЛОГИЯ

6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ, РАБОТА В КАБИНЕТЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОД

1

Продолжить пополнять дидактический материал к ЕГЭ и ГИА.

2016

2

Продолжить пополнять материалы по олимпиаде (вопросы и задания)

систематически

3

Продолжить пополнять материалы, разработки внеклассных мероприятий.

систематически

4

Продолжить пополнять материалы тестовыми заданиями

систематически

5

Заполнение дидактического материала по поурочному планированию

2016

6

Составление поурочного планирования по новому ФГОС

2016

7

Составление дидактического материала по новой форме ЕГЭ

2016

8


  1. ВЫВОДЫ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

        

2016-17 уч.г. Отмечаю положительные стороны по технологии модульного обучения при формировании у учащихся самостоятельной активности у учащихся:

  • Применение этого метода – посильная и доступная работа для учителя.
  • Даёт возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств, сделать выводы и защищать свою проблему.
  • Повышается уровень овладения знаниями, учащиеся учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли.

    Использование этого метода характеризуют результаты моей работы: 

  • Научила учащихся самостоятельно разбираться в литературе, анализировать и сделать итоги, выводы.
  • Научила их высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связать разнообразную информацию.
  • Научила представлять результаты своей работы.

        Анализируя итоги работы по данной теме, составила для себя систему: в младших классах учу составлять план рассказа, заполнять таблицы, поиску в тексте ответа на поставленный вопрос; далее задания усложняю, даю небольшие выступления (доклады), рассказ по схеме, использую игровые моменты, учу проводить сравнения. В старших классах: составление схем, написание рефератов, работа по инструктивным карточкам, в парах, использую элементы модульных технологий. В то же время в одном и том же классе задания различаются в зависимости от индивидуального развития учащихся.

        В зависимости от задач и этапов урока, задания для самостоятельной работы различаются, при контроле и проверке домашней работы чаще всего использую тестирование, работу с терминами, при изучении нового материала – опорные схемы, программированные задания, при закреплении – задачи на сравнения. Домашние задания – в виде составления плана, схемы, таблицы, т.е. стараюсь исключить пересказ, однотипность, а вносить элементы занимательности, развития творчества, что вызывает интерес учащихся к предмету.

        Самостоятельные работы на уроке могут быть проведены на всех этапах обучения, однако к такому роду деятельности школьников следует готовить постепенно.   Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся с помощью предложенных способов, с применением фрагментов развивающих методик, применительно к своей индивидуальности и постоянный поиск новых или возрождение старых технологий, позволяет экономить время на овладение школьниками основных умений, развивать внимание, наблюдательность, исследовательские навыки, активизировать познавательную деятельность, воплотить в жизнь принцип дифференцированного подхода к обучениюервый опыт проведения модульных уроков в курсе биологии показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь я готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.


2017-18 уч.г. 

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии. Это временные затраты на размножение текстов модульных уроков, а также недостаточная подготовленность учащихся мотивированность к самостоятельной работе.

При систематическом использовании модульной технологии обучения у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности. Если ученику удается набрать нужное число баллов, то повышается его самооценка, уверенность в себе, появляется заинтересованность в изучении предмета, стремление к более высоким результатам.

Что мне больше всего нравится в модульной технологии обучения:

   -  в классе нет отдыхающих и скучающих;

   - требовательность сильных учеников к слабым, работающим в одной паре;

   - возможность для сильных учеников проявлять себя, возможность самореализации;

   - ответы учащихся на вопросы при рефлексии, их прогнозирование результатов своей дальнейшей деятельности; оригинальности и оптимистичности.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

При классно - урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, знающее цели и способы деятельности. Учитель объясняет, спрашивает, оценивает, а дети выступают как пассивные участники обучения. Они в основном слушают и отвечают.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передаёт детям (взаимо- и самоконтроль) в процессе отработки материала по разработанным учителем критериям.

Это позволяет создать условия для аналитической творческой деятельности учащихся, сформировать умения говорить на математическом языке, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Заключение

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:

  • достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;
  • готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированности у учеников минимума знаний и общих учебных умений;
  • возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.

Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности. Главное - это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать.

Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения биологии достаточно эффективна. По сравнению с традиционной технологией обучения модульная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

индивидуальный план саморазвития.

план развития - этаты, основные направления самообразования....

Индивидуальный план саморазвития и достижений учителя музыки МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная». Чернега Ангелины Владимировны.

Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответс...

Индивидуальный план саморазвития

Индивидульный план саморазвития...

Индивидуальный план саморазвития

План самообразования...

Индивидуальный план саморазвития учителя русского языка и литературы.

laquo;Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС ООО»...

Индивидуальный план саморазвития учителя русского языка и литературы.

«Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС ООО»...