Рабочая программа 9 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Содержание и тематическое планирование для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 9 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС | 59.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Щелковского муниципального района Московской области
141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.
Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru
ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО __________________ Я.Н. Иванова «__28__» _августа_ 2018года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
(базовый уровень)
9 «А»класс
Составитель Эргешова Ольга Алексеевна учитель биологии первой квалификационной категории |
2018 г
- Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для класса составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
- ООП ООО МАОУ СОШ №3 ЩМР МО;
- Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника «Биология.5-9 классы»
- Биология Введение в биологию 9 класс /учебник В.В.Пасечник,А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,Г.Г.Швецов-М.;Дрофа.2016
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Предметные результаты.
- Обучающийся научится:
- объяснять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- представлять о молекулярном уровне организации живого;
- объяснять особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
- выделять основные методы изучения клетки;
- объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток эукариот и прокариот;
- выделять особенности строения и функции органоидов клетки;
- объяснять основные положения клеточной теории и химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; рост, развитие и жизненный цикл клеток; особенности митотического деления;
- объяснять сущность биогенетического закона; мейоз; особенности индивидуального развития организма; основные закономерности передачи наследственной информации; закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток;
- выделять критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды; основные положения теории эволюции Ч.Дарвина; движущие силы эволюции ;пути достижения биологического прогресса; популяционно-видовой уровень организации живого; развитие эволюционных представлений; синтетическую теорию эволюции;
- определять понятия: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; структуру разных сообществ; процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
- объяснять основные гипотезы возникновения жизни на Земле; особенности антропогенного воздействия на биосферу; основы рационального природопользования; основные этапы развития жизни на Земле; взаимосвязи живого и неживого в биосфере; круговороты веществ в биосфере; этапы эволюции биосферы; экологические кризисы; развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; значение биологических наук в
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- выделять существенные особенности поведения и психики человека;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
- выделять существенные признаки органов размножения человека;
- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
- приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека;
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения и сравнения живых организмов;
- формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
- формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
- Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения жизни на земле;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- устанавливать причинно-следственные связи на примере решения генетических задач;
- проводить сравнение клеток крови организма человека и лягушки делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения организмов и выполняемой ими функции;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об эволюции организмов , оформлять её в виде рефератов, докладов;
- классифицировать живые организмы и растения;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия организмов и окружающей их внешней средой;
- приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека, животных;растений и окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
- Познавательные УУД.
- овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
- делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать и развивать компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
- Коммуникативные УУД.
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Личностные результаты:
- ответственно относиться к учению;
- быть воспитанными гражданами России ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия Отечеству; формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- социальным нормам и правилам поведения на природе; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.
Основное содержание
Введение. (3 ч.)
Биология наука о живой природе. Методы исследования в Биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Молекулярный уровень(10ч.) Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. . Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты .АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы Обобщение по теме: Молекулярный уровень Демонстрация. портреты учёных, внесших значительный вклад в развитие биологии.
Л.р №1 по теме: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».
Клеточный уровень (14ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм .Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз. Проверочная работа по теме: Строение и деление клеток. Обобщение по теме : «Клеточный уровень». Демонстрация: модель клетки, микропрепараты митоза в клетках корешка лука
. Л.Р. №2 по теме: «Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».
Организменный уровень (14ч.) Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон .Обобщение по теме: Организменный уровень. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Обобщение по теме: « Законы Менделя. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость» . Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Обобщение по теме: «Селекция». Повторение по теме: Растения. Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Л.р.№3по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Л.р №4по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». .
Л.р №5по теме: « Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Л.р №6 по теме: « Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».
Лаб р №7 по теме: «Выявление изменчивости организмов».
Популяционно-видовой уровень (9ч.) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.Экологические факторы и условия среды. Повторение по теме: Животные. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица. Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Обобщение по теме: « Популяция». Демонстрация: гербарии, коллекции, модели. Муляжи растений и животных. Живые растения.
Л.р.№8по теме: «Изучение морфологического критерия вида.»
Экосистемный уровень (7ч.) Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Повторение по теме: Человек. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов .Поток вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Обобщение по теме: « Экосистема» ..
. Биосферный уровень. (13 ч.)
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Повторение по теме: Общая биология. Строение клетки. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Повторение по теме: Экология. Гипотезы возникновения жизни на земле. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Обобщение по теме: «Происхождение жизни на Земле». Антропогенное воздействие на биосферу.Основы национального природопользования. Обобщение по теме: « Биосфера».
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения тем | Скорректированные сроки прохождения тем |
Введение. (3ч.) | |||
1. | Биологи наука о живой природе | ||
2. | Методы исследования в биологии | ||
3. | Сущность жизни и свойства живого | ||
Молекулярный уровень(10ч.) | |||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | ||
5 | Углеводы. | ||
6 | Липиды | ||
7 | Состав и строение белков | ||
8 | Функции белков | ||
9 | Нуклеиновые кислоты | ||
10 | АТФ и другие органические соединения | ||
11 | Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | ||
12 | Вирусы | ||
13 | Обобщение по теме:«Молекулярный уровень». | ||
.Клеточный уровень (14ч.) | |||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. | ||
15 | Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана | ||
16 | Ядро | ||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | ||
18 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | ||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом». | ||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | ||
21 | Энергетический обмен в клетке | ||
22 | Фотосинтез и хемосинтез | ||
23 | Автотрофы и гетеротрофы | ||
24 | Синтез белков в клетке | ||
25 | Деление клетки. Митоз | ||
26 | Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток». | ||
27 | Обобщение по теме:« Клеточный уровень». | ||
Организменный уровень (14ч.) | |||
28 | Размножение организмов | ||
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | ||
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | ||
31 | Обобщение по теме: « Организменный уровень». | ||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | ||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». | ||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Л.р №5 по теме:«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | ||
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом». | ||
36 | Обобщение по теме:«Законы Менделя». | ||
37 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов». | ||
38 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | ||
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | ||
40 | Обобщение по теме: « Селекция». | ||
41 | Повторение по теме « Растения». | ||
Популяционно-видовой уровень (9ч.) | |||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида». | ||
43 | Экологические факторы и условия среды | ||
44 | Повторение по теме: « Животные». | ||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | ||
46 | Популяция как элементарная единица | ||
47 | Борьба за существование и естественный отбор | ||
48 | Видообразование | ||
49 | Макроэволюция | ||
50 | Обобщение по теме: «Популяция». | ||
Экосистемный уровень (7ч.) | |||
51 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | ||
52 | Повторение по теме: «Человек». | ||
53 | Состав и структура сообщества | ||
54 | Межвидовые отношения организмов | ||
55 | Поток вещества и энергии в экосистеме | ||
56 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | ||
57 | Обобщение по теме: «Экосистема». | ||
Биосферный уровень (13ч.) | |||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | ||
59 | Повторение по теме: « Общая биология. Строение клетки». | ||
60 | Круговорот веществ в природе | ||
61 | Эволюция биосферы | ||
62 | Повторение по теме: « Экология». | ||
63 | Гипотезы возникновения жизни на земле | ||
64 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | ||
65 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | ||
66 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | ||
67 | Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле». | ||
68 | Антропогенное воздействие на биосферу | ||
69 | Основы национального природопользования | ||
70 | Обобщение по теме: «Биосфера». |
СОГЛАСОВАНО
Протокол № ___ заседание ШМО
учителей естественнонаучного цикла
от «___» августа 2018 года
Заместитель директора по УВР
____________ Э.С. Решникова
2018 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс
Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа 8 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
Содержание и тематическое планирование для 8 класса...
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....