Рабочая программа 8 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Содержание и тематическое планирование для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 8 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Щелковского муниципального района Московской области
141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.
Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru
ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО __________________ Я.Н. Иванова «__28__» августа__ 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
(базовый уровень)
8 «А» класс
Составитель Эргешова Ольга Алексеевна учитель биологии первой квалификационной категории |
2018 г
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
- ООП ООО МАОУ СОШ №3 ЩМР МО;
- Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника «Биология.5-9 классы»
- Биология.Человек 8 класс /учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,И.В.Беляев.-М.;Дрофа.2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
- объяснять место и роль человека в природе;
- определять черты сходства и различия человека и животных
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
- выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
- объяснять особенности строения скелета человека;
- распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;
- объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
- проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
- объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
- выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
- измерять пульс и кровяное давление;
- выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасения утопающего, простудных заболеваниях;
- выделять существенные признаки процессов;
- приводить доказательства(аргументировать )необходимость соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
- выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
- объяснять роль витаминов в организме человека;
- приводить доказательства(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
- объяснять особенности питания и пищеварения;
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- выделять существенные особенности поведения и психики человека;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
- выделять существенные признаки органов размножения человека;
- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
- приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
- формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;
- проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- классифицировать витамины;
- классифицировать типы и виды памяти;
- классифицировать железы в организме человека;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервноц и гуморальной регуляции;
- приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
- Познавательные УУД.
- овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
- эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- формировать и развивать компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД.
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты:
- ответственно относиться к учению;
- быть воспитанными гражданами России ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия Отечеству; формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- социальным нормам и правилам поведения на природе; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета
1. Введение. (2 ч.)Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке.
2.Происхождение человека (3 ч.)Систематическое положение человека.Историческое прошлое людей. Расы человека.Среда обитания.
3. Строение организма (4 ч.)Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма . Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа №1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека.».
Лабораторная и практическая работа №2 по теме: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы».
4. Опорно-двигательная система. (7 ч.) Значение опорно – двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединения костей. Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей.
Лабораторная работа №3 по теме: «Изучение микроскопического строения кости». Лабораторная и практическая работа №4 по теме: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки».
Лабораторная и практическая работа №5 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».
Лабораторная и практическая работы №6 по теме: «Выявление плоскостопия(выполняется дома)» .
5. Внутренняя среда организма (3 ч.)Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.
6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч.)Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная и практическая работа №7 по теме: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)». Лабораторная и практическая работа №8 по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
7. Дыхание (4 ч.)Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Лёгкие. и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья .Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь.
Лабораторная работа №9 по теме: «Определение частоты дыхания».
8. Пищеварение (7ч.)Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Обобщение по теме:«Современные достижения медицины в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта».
Практическая работа по теме : «Определение положения слюнных желёз».
Лабораторная и практическая работа №10 по теме: « Определение положения слюнных желез. Движение гортани при глотании. Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
9. Обмен веществ и энергии (3 ч) Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Обобщение по теме: « Правильное питание».
Лабораторная и практическая работа №11по теме : «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч.)Покровы тела Кожа-наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви .Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение. Обобщение по теме: окружающая среда и её влияние на здоровье человека
Лабораторная и практическая работа №12 по теме: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».
11. Нервная система. (5 ч.)Значение нервной системы.Строение нервной системы: спинной и головной мозг. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Функции переднего мозга. Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы.
Лабораторная и практическая работа №13 по теме: «Штриховое раздражение кожи».
12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)Анализаторы .Зрительный анализатор.Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч.)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения. Сон и сновидения.. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Обобщение по теме: « Культура общения».
.Лабораторная работа №14 по теме: «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.».
14. Железы внутренней секреции ( эндокринная система) (2 ч.)Роль эндокринной регуляции. Фунции желёз внутренней секреции. Обобщение по теме: «Эндокринная система».
15.Индивидуальное развитие организма (6ч.)Жизненные циклы .Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. Обобщение по теме « Здорова мама-здоров малыш». Повторение по теме: «Ответственность человека за своё здоровье и здоровье всего общества».
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Введение.(2ч) | ||||
1. | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | |||
2. | Становление наук о человеке. | |||
Происхождение человека.(3ч) | ||||
3. | Систематическое положение человека. | |||
4. | Историческое прошлое людей | |||
5. | Расы человека. Среда обитания | |||
Строение организма.(4ч) | ||||
6. | Общий обзор организма человека. | |||
7. | Клеточное строение организма | |||
8. | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1 по теме: « Изучение. микроскопического строения тканей организма человека». | |||
9. | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Лабораторная и практическая работа №2 по теме: « Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы». | |||
Опорно- двигательная система.(7ч) | ||||
10. | Значение опорно – двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа №3 по теме: « Изучение микроскопического строения кости». | |||
11. | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | |||
12. | Соединение костей | |||
13. | Строение мышц. Обзор мышц человека. Лабораторная и практическая работа №4 по теме: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки». | |||
14. | Работа скелетных мышц и ее регуляция. Лабораторная и практическая работа №5 по теме: « Влияние статической и динамической работы на утомление мышц». | |||
15. | Нарушение опорно-двигательной системы. Лабораторная и практическая работа №6 по теме: « Выявление плоскостопия(выполняется дома)» | |||
16. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | |||
Внутренняя среда организма .(3ч) | ||||
17. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | |||
18. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | |||
19. | Иммунология на службе здоровья | |||
Кровеносная и лимфатическая системы организма.(6ч) | ||||
20. | Транспортные системы организма | |||
21. | Круги кровообращения. Лабораторная и практическая работа №7 по теме: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)». | |||
22. | Строение и работа сердца | |||
23. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная и практическая работа №8 по теме: «Скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | |||
24. | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца. | |||
25. | Первая помощь при кровотечениях | |||
Дыхание.(4ч) | ||||
26. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | |||
27. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | |||
28. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | |||
29. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная и практическая работа №9 по теме: « Определение частоты дыхания». | |||
Пищеварение.(7ч) | ||||
30. | Питание и пищеварение | |||
31. | Пищеварение в ротовой полости. Движение гортани при глотании. Практическая работа по теме : «Определение положения слюнных желёз». | |||
32. | Пищеварение в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная и работа №10 по теме: «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | |||
33. | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | |||
34. | Регуляции пищеварения | |||
35. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций | |||
36 | Обобщение по теме : «Современные достижения медицины в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта». | |||
Обмен веществ и энергии.(4ч) | ||||
37 | Обмен веществ и энергии – свойство всех живых веществ | |||
38 | Витамины | |||
39. | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №11 по теме: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | |||
40 | Обобщение по теме: «Правильное питание». | |||
Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение.(5ч) | ||||
41 | Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган. Лабораторная работа №12 по теме: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки». | |||
42. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | |||
43. | Терморегуляция организма. Закаливание. | |||
44 | Выделение | |||
45 | Обобщение по теме: « Окружающая среда и её влияние на здоровье человека». | |||
Нервная система.(5ч) | ||||
46 | Значение нервной системы. | |||
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | |||
48 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | |||
49 | Функции переднего мозга | |||
50. | Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа №13 по теме: « Штриховое раздражение кожи». | |||
Анализаторы. Органы чувств.(5ч) | ||||
51 | Анализаторы | |||
52 | Зрительный анализатор. | |||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | |||
54. | Слуховой анализатор | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | |||
Высшая нервная деятельность .(6ч) | ||||
56 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | |||
57 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | |||
58 | Сон и сновидения | |||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Лабораторная работа №14 по теме : : «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях». | |||
60 | Воля, эмоции, внимание. | |||
61 | Обобщение по теме: «Культура общения». | |||
Железы внутренней секреции (эндокринная система).(3ч) | ||||
62 | Роль эндокринной регуляции | |||
63 | Функции желез внутренней секреции | |||
64 | Обобщение по теме: « Эндокринная система». | |||
Индивидуальное развитие организма.(6ч) | ||||
65 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система | |||
66 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | |||
67 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | |||
68 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | |||
69. | Обобщение по теме: « Здорова мама-здоров малыш». | |||
70. | Повторение по теме : «Ответственность человека за своё здоровье и здоровье всего общества». |
СОГЛАСОВАНО
Протокол № _1__ заседание ШМО
учителей естественнонаучного цикла
от «__27_» августа 2018 года
Заместитель директора по УВР
____________ Э.С. Решникова
«__28__» августа___ 2018 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс
Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа 9 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
Содержание и тематическое планирование для 9 класса...
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....