Урок "Тип Кишечнополостные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Урок изучения нового материала построен на основе последовательного показа презентации. В качестве домашнего задания даны биологические задачи развивающего характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_att.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока

Тема: Тип Кишечнополостные. Гидра.

    Цели урока: дать представление об особенностях внешнего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры.

    Задачи урока:

                Образовательные: продолжить формирование умения составлять общую характеристику типа; способствовать формированию знаний об особенностях внутреннего  клеточного строения кишечнополостных животных на примере пресноводной гидры;

        Воспитательные: формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников,  вести беседу.

        Развивающие: развивать представление об усложнении организации живых организмов; продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, формировать интерес к предмету, развивать навык самостоятельной работы с учебником, рабочей тетрадью.

Методы:

словесные: рассказ учителя, объяснение, обсуждение;

наглядные: использование мультимедийной презентации; таблиц

практические: выполнение заданий в рабочей тетради (заполнение таблицы, выполнение рисунков)

Оборудование: таблица «Тип Кишечнополостные. Гидра», презентация Power Point, рисунки клеток тела гидры.

Базовые понятия и термины: кишечнополостные, радиальная симметрия, эктодерма, эндодерма, эпителиально-мускульные клетки, стрекательные клетки, нервные клетки, промежуточные клетки, железистые клетки, пищеварительно-мускульные, регенерация.

Концепция урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания; показать особенности клеточного строения тела гидры и  функциональное значение клеток.

Личностная значимость изучаемого для школьников: с помощью нервной системы осуществляется связь организма со средой, на любые раздражители из вне организм рефлекторно отвечает.

Планируемый результат: учащиеся сравнивают одноклеточные и многоклеточные организмы, составляют общую характеристику типа; распознают и сравнивают различные клетки тела гидры.

Тип урока: изучение нового материала

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационная часть

Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения; организация внимания

Подготов-

ка к уроку

1

2

Актуали-

зация  знаний

На примере изучения простейших мы узнали об одноклеточных микроскопических животных. Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.(Слайд)

  • Какие функции может выполнять клетка?
  • Всегда ли клетка – это один организм?
  • Каких многоклеточных животных вы можете назвать?

Среди многоклеточных животных есть и такие: актинии, медузы, кораллы, гидры ( слайд)

Устные ответы

4

3

Изучение новой темы

Это самые низкоорганизованные из числа настоящих многоклеточных животных и относятся к одной группе – Кишечнополостные.  Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток, между которыми имеется более или менее развитый неклеточный слой. Своё название они получили в связи с тем, что у них имеется всего одна полость, называемая кишечной. Все кишечнополостные – водные, чаще морские организмы. Их тело построено по типу радиально-лучевой симметрии. (слайд)

  • Вспомните, какую симметрию тела называют радиально-лучевой?
  • Какое значение в жизни животного имеет такое расположение частей его тела? (стр.34)

В настоящее время в типе кишечнополостные насчитывается около 9 тыс. видов животных, обладающих общими чертами. Давайте запишем в тетрадь общие признаки типа. (Слайд)

  1. Многоклеточные животные.
  2. Двухслойные животные; наружный слой называется эктодерма, внутренний – энтодерма. Между ними неклеточная мезоглея.
  3. Тело имеет кишечную полость, со ртом на одном конце.
  4. Имеют стрекательные клетки.
  5. Обладают радиальной симметрией
  6. Встречаются одиночные и колониальные формы.
  7. Имеют две жизненные формы: медуза (свободноплавающая) и полип (прикрепленная) (Слайд)

Наличие двух форм (либо полип, либо медуза), способность образовывать колонии, разнообразие окрасок делает эту группу животных очень многообразной, несмотря на то, что их внешнее и внутреннее строение имеет единый план, что у сцифоидных медуз, что у актиний, что у гидры.

Вначале мы познакомимся с пресноводной гидрой, так как этот организм изучен очень давно и подробно. Название полип получил в 18 веке. (Слайд)

Существует миф Древней Греции об одном из подвигов Геракла, победившего змеевидное, очень прожорливое чудовище о девяти головах – Гидру. Чудовище наводило ужас на всю округу и оставалось неуязвимым только потому, что на месте отрубленной головы у него сразу же отрастала новая. И только применив смекалку – прижигать рану огнём – Геракл добился, чтобы головы не отрастали вновь.

  • Как вы думаете, какие особенности строения и образа жизни может иметь животное, получившее название в честь этого легендарного чудовища?

Действительно, изучаемое нами существо обладает уникальной способностью восстанавливать утраченные части тела.( Слайд)

Это явление называется регенерация. Изучал гидру ученый Абраам Трамбле. За короткий срок с 1740 по1844 год Трамбле сделал множество удивительных открытий, пользуясь в основном лупой и простым микроскопом. Сначала он заметил как гидры «шагают». Затем он отметил, что они отличаются разным количеством щупалец – странная особенность для животного. Он решил разрезать одну гидру пополам, и через несколько дней из каждой половинки появилась новая гидра. Уникальный опыт был проведен при помощи кабаньей щетинки. Трамбле вывернул гидру на «изнанку». Гидра не погибла, а восстановилась. Восстановилась гидра после разрезания на 2,4,8…..200 частей.

Каким образом она это производит?! Для гидры присуща уникальная способность к регенерации. Регенерация – способность восстанавливать утраченные или поврежденные участки тела

Для этого у неё есть особенные клетки.

Вот о клетках гидры мы сейчас и поговорим.

Откройте учебник на стр.58, рис.38.

  • Что изображено на рисунке?
  • Как называется наружный слой клеток?
  • Как называется внутренний слой клеток?
  • Что такое мезоглея?

Рассмотрим слои на рис.39.

  • Какие клетки входят в эктодерму?
  • Какие клетки образуют энтодерму?

Рассмотрим строение каждой клетки и запишем в тетрадь.

Нужно начертить в тетради таблицу: (слайд)

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ГИДРЫ

Слои тела

Типы клеток

Рисунок, схема

Функции клеток

Эктодерма

Рис. являются

гиперссылками

Энтодерма

Рассказ осуществляется во время зарисовки клетки

-эпителиально-мускульные клетки (слайд ), имеющие у основания отростки и мускульные волоконца. Соприкасаясь, эти клетки создают покров гидры, а при сокращении волоконец тело ее сжимается, а при расслаблении вытягивается; Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в эту сторону гидра нагибается (слайд 10). Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место, поочередно ступая то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову.

-стрекательные клетки, (слайд ) которые служат гидре для защиты и для нападения. Каждая стрекательная клетка имеет капсулу, внутри которой свернута стрекательная нить. Наружу из клетки торчит чувствительный волосок. Как только рачок, малек рыбы или другое маленькое животное коснется чувствительного волоска, стрекательная нить стремительно распрямляется, ее конец выбрасывается наружу и вонзается в жертву. По каналу, проходящему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий гибель мелких животных. Как правило, выстреливает сразу много стрекательных клеток. Затем гидра щупальцами подтягивает добычу ко рту и заглатывает.

-нервные клетки, имеющие звездообразную форму (слайд ).  Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. От этого ее нервные клетки возбуждаются. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой (слайд ), то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волокон, и гидра сжимается в комочек. На этом примере мы знакомимся со сложным явлением в организме животного – рефлексом.

Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней среды. Он состоит из трех последовательных этапов: восприятия раздражения, передачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

Физкультминутка: закрепление знаний о функциях клетки. Показываю картинку с эпителиально-мускульной клеткой – наклоняемся вправо и влево; стрекательная клетка – выбрасываем руки вверх; нервная клетка – сжимаемся.

  • Эпителиально – мускульная
  • Стрекательная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Эпителиально – мускульная
  • Стрекательная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Эпителиально-мускульная

    -промежуточные клетки . Эти клетки играют в жизни гидры очень важную роль. При всяком повреждении тела промежуточные клетки, расположенные вблизи ран, начинают усиленно расти. Из них образуются кожно-мускульные, нервные и другие клетки. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называют регенерацией. У гидры способность к регенерации развита очень сильно.

Клетки энтодермы заполните дома самостоятельно.

Энтодерму составляют:

-пищеварительно-мускульные клетки, которые часто имеют жгутики и выросты, напоминающие ложноножки необходимые для захвата пищи, которая переваривается в их цитоплазме. Отростки этих клеток расположены поперечно по отношению к оси тела. При их сокращении тело гидры суживается, а при расслаблении расширяется. Следовательно, эти клетки выполняют три функции: покровную, сократительную и пищеварительную.

-железистые клетки – выделяют пищеварительные соки непосредственно в кишечную полость, где происходят процессы пищеварения. Пищеварение у гидр комбинированное. Сначала пища обрабатывается ферментами и измельчается в пищеварительной полости. А затем  переваривается внутри эпителиально-мускульных клеток. Такое пищеварение называется внутриполостное и внутриклеточное.

Устные ответы

Делают записи в тетради

Устные ответы

Зачиты-

вают подписи к рисунку.

Чертят таблицу

Рисуют

Называют

функции

Называют

функции

и

 записыва-

ют в таблицу

Называют

функции

и

 записыва-

ют в таблицу

Физкульт-минутка

Выполняя-

ют упражне-

ния

Записывают дом. задание

25

4

Первич-

ное закрепле-ние знаний

Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.

6

5

Подведе-ние итогов урока

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какая информация вас удивила, заинтересовала?
  •  Что запомнилось?

4

6

Домаш-нее

задание

Для всего класса: закончить таблицу, предварительно прочитав § 13 до стр.61

Опережающее задание: биологические задачи

Подходят к столу учителя и берут задачи

1

Литература:

  1. КонстантиновВ.М…..Учебник Биология.Животные. Вентана Граф,2007 г.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии 7-8кл.4 М.;ВАКО, 2006 г.
  3. В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. С-П; 2001 г.
  4. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» Биология № 42,1999 г.; №3 1996 г

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (на каждую парту)

Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 (на столе учителя)

Карточка №1.

        На поверхности тела гидры встречаются особого вида инфузории. Иногда гидра буквально усеяна десятками этих простейших. Вреда гидре эти инфузории не причиняют и не вызывают с её стороны никакой ответной реакции. Какое значение для гидры и инфузорий имеет такая форма сожительства двух организмов?

        В Индийском океане обитает небольшой краб мелия, который при нападении на него врагов, берёт в каждую клешню по актинии и выставляет их вперед против нападающего. Чем объясняется такое поведение краба?

        

КАРТОЧКА № 2.

        Абрам Трамбле в своей книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов» писал: « Я бросил в сосуд, где находилась плотва одного полипа. Рыба сначала приблизилась к полипу и схватила его, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же выбросила его, как будто бы питая  к нему отвращение.» О каком полипе писал Трамбле? Объясните описываемое явление.

        Банку с гидрами, заготовленными для уроков осенью, учитель с наступлением холодов поставил в неотапливаемое помещение. Через несколько дней гидры в банке исчезли. Полагая, что гидры погибли, учитель вылил воду из банки. Какую ошибку он допустил? Что произошло бы, если учитель перенёс бы банку в тёплое место?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проверочная работа по теме "Тип кишечнополостные"

Работа предназначена для проверки знаний по теме "Тип кишечнополостные" в 7 классе...

Игра -Зачёт Тема: " Простейшие и Кишечнополостные"

Урок - зачёт проводится по игровой технологии. В ходе урока ребята отчитываются по темам: " Простейшие и Кишечнополостные". Работа идет как в группах, так и индивидуально....

Многообразие кишечнополостных и их значение

Многообразие кишечнополостных и их значение....

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"

Работа включает 6 заданий разного уровня сложности для проверки знаний учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"...

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Аннотация: Программа общеобразовательного учреждения рекомендована  Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации. Урок «Т...