ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
Задачи: - сформировать первоначальные представления о биоразнообразии на основе знакомства с цар. Растения и его подцарствами, жизненными формами растений;
- конкретизировать представления об истории развития живой природы при рассмотрении основных этапов эволюции растений
Планируемые результаты: называть основные жизненные формы растений и иллюстрировать их примерами; выявлять отличительные признаки представителей цар. Растения, давать определение понятию «фотосинтез»; описывать роль растений в природе, основные этапы эволюции растений
Основные понятия: пигменты, каротиноиды, антоцианы, тургор
Оборудование: табл. Кл. Растения презент Цар. Раст
Основное содержание:
АОЗ Беседа Кто основоположник систематики?
Что изучает систематика?
Какие таксоны используют в систематике растений, животных?
ИНМ 1. Основные признаки растений
Клеточный сок – это раствор орг. и неорган веществ, накапливаясь он увеличивает внутриклеточное давление вызывающее напряжение клеточной стенки – тургор.
Пигменты: зеленый – хлорофилл
оранжевые – каротиноиды (морковь, абрикос)
антоцианы – красные и синие в клеточном соке (виноград, черника, голубика, василек, свекла)
2. Разнообразие растений
Цар. Растения Подцар. Настоящие водоросли
Подцар Багрянки
Подцар. Высшие растения Надотд. Споровые Надотд.Семенные
Мхи Голосеменные
Хвощи Покрытосеменные
Плауны
Папоротники
3. Таблица
Органы растения | Функции | Видоизменения |
Вегетативные: корень | ||
стебель | ||
лист | ||
Генеративные цветок | ||
плод | ||
семена |
4.Эволюция растений
Закрепление
1. Красящие вещества, накапливающиеся в органах и тканях растений, называются
А) Хлорофиллы Б) Пигменты В) Капилляры
2. В переводе с греческого «хлорос» означает
А) зеленый Б) красящий В) питательный
3) В клеточном соке содержатся пигмент
А) хлорофилл Б) ксантофилл В) антоциан
Дом. задание
Напишите мини-сочинение что бы рассказали инопланетяне о растениях вернувшись на свою планету
ТЕМА: ПОДЦАР. НАСТОЯЩИЕ ВОДОРОСЛИ И БАГРЯНКИ
Задачи: - развивать знания о разнообразии растений на основе знакомства с особенностями строения представителей подцар. Настоящие водоросли и Багрянки;
- выделять черты приспособленности к условиям обитания; устанавливать взаимосвязь особенностей строения водорослей с условиями их обитания
Планируемые результаты: называть представителей подцар. Настоящие водоросли и Багрянки иллюстрировать их примерами; выявлять характерные особенности строения и образа жизни представителей подцарств; объяснять причины разнообразия водорослей; устанавливать взаимосвязь особенностей строения водорослей с условиями их обитания
Основные понятия: слоевище, хроматофор, ризоиды
Оборудование: табл. Водоросли презентация vodoros
Основное содержание:
АОЗ Беседа
ИНМ 1. Водоросли – самые древние растения Земли.
Альгология – наука о водорослях.
Встречаются и на поверхности почвы, на скалах, в снегу, горячих источниках, соленых водоемов, где концентрация соли достигает 300 г/л воды, и даже… в волосах ленивцев, обитающих во влажных лесах Южной Америки, и в шерсти белых медведей, живущих в зоопарках. У белых медведей волосы внутри полые, и там поселяются хлореллы. При массовом развитии водоросли «окрашивают» животных в зеленый цвет.
2. Характерные особенности строения
- Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); Ризоид – бесцветная, клетка или нитевидные образования, служащие для прикрепления.
- Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой
- Хроматофоры (пластиды), содержат хлорофилл и другие пигменты
- Строение тела – одноклеточные, колониальные и многоклеточные (нитчатые и пластинчатые)
- Питание - фотосинтез
- Размножение: половое и бесполое (фрагментами слоевища, или подвижными спорами, кот. называются зооспоры)
Размеры хлореллы 2 микрона, а тело макроцистиса достигает в длину 150 м
Глубина - до 270 м
Почему не встречаются глубже?
3. Классификация
4. Подцар. Настоящие водоросли:
Отд. Зеленые водоросли (Хл) встречаются на незначительной глубине.
Отд. Бурые водоросли (Хл и бурые пигменты фукоксантин) - 50 м
Подцар. Багрянки (Хл, красные и синие пигменты фикоэритрин) - до 270 м
5. Подцар. Багрянки от 20 м до 270 в чистой воде филлофора, порфира
Бурые водоросли | Багрянки |
1, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | 1, 2, 3, 6, 10 |
Закрепление
- Обитатели морей.
- Живут на значительной глубине
- Имеют синие пигменты
- Глубина, на которой живут - не более 30-50 м.
- Заросли этих водорослей в Атлантическом океане образуют море без берегов – Саргассово море.
- Хлорофилл содержится в хроматофоре.
- Среди них – самые крупные в мире растения макроцистис
- Имеют воздухоносные полости, чтобы держать слоевище на плаву.
- В приморских районах водоросли, собираемые на берегу после шторма, используются как удобрения.
- В Черном море образуют «поле Зернова»
Дом. задание 1. Назвать зеленые, бурые водоросли и багрянки ЧМ.
2. Вставить слова. Ламинария, или морская --- Ламинария относится к…. Она прикрепляется ко дну с помощью ------ . Ламинария является источником…..
ТЕМА: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ Лабораторный урок
Задачи: - развивать знания о разнообразии растений на основе знакомства с особенностями строения представителей подцар. Настоящие водоросли отд. Зеленые водоросли;
- выделять черты приспособленности к условиям обитания; устанавливать взаимосвязь особенностей строения водорослей с условиями их обитания
- формировать умения работать с лабораторным оборудованием
Планируемые результаты: называть и распознавать представителей подцар. Настоящие водоросли отд. Зеленые водоросли; описывать особенности из строения, отличать водоросли от высших водных растений; наблюдать и фиксировать результаты
Основные понятия:
Оборудование: табл. Водоросли презентация
Основное содержание:
АОЗ Беседа Общая хар-ка водорослей
Классификация водорослей
ИНМ
Местообитание | ||
В воде | Вне воды | |
В толще воды | Обитатели дна и подводных предметов | на коре деревьев, на почве, на влажных стенах, на снегу, на льду, зеленый налет на цветочных горшках, в шерсти белых медведей, в составе лишайников |
Хлорелла – округлая форма, без жгутиков, встречается на подводных предметах, в сырой почве, в зеленом налете на коре деревьев.
Хламидомонада – встречается в воде из застоявшейся лужи, канавы, на глинистой почве, в водоеме, загрязненном органическими веществами, миксотроф (если поставить в светлое место банку с водой, то вскоре на стенках появится зеленый налет) Главный признак – подвижность.
Плеврококк – наземная форма. Обитает на северной стороне стволов деревьев, образуя характерный изумрудно-зеленый налет.
Спирогира многоклеточная нитчатая водоросль, образует тину, хроматофор – спирально закрученная лента.
Улотрикс
Ульва
ЛР 1. Изучение одноклеточных водорослей
Цель: познакомиться со строением одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.
- Зарисовать и обозначить строение хламидомонады
- Указать тип питания
ЛР 2. Изучение многоклеточных водорослей
Цель: познакомиться со строением многоклеточных водорослей на примере спирогиры
- Зарисовать и обозначить строение клетки спирогиры
Закрепление
Дом. задание
ТЕМА: РОЛЬ ВОДОРОСЛЕЙ В ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
Задачи: - сформировать знания о значении водорослей в природе и жизни человека;
- продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязи между средой обитания и особенностями строения растений
Планируемые результаты: обосновывать значение водорослей в природе и для человека; устанавливать причины сокращения водорослей в природе; использовать различные информационные ресурсы
Основные понятия: планктон, фитопланктон
Оборудование: табл. Водоросли презентация Знач_вод
Основное содержание:
В | о | л | ь | в | о | к | с | ||||||
х | л | О | р | е | л | л | а | ||||||
х | л | а | м | и | Д | о | м | о | н | а | д | а | |
ф | и | л | л | О | ф | о | р | а | |||||
с | а | Р | г | а | с | с | у | м | |||||
п | О | р | ф | и | р | а | |||||||
С | п | и | р | о | г | и | р | а | |||||
Л | а | м | и | н | а | р | и | я | |||||
у | л | Ь | в | а |
АОЗ Беседа
Кроссворд
ИНМ 1. Водоросли – составная часть планктона
- Значение донных водорослей в экосистемах
- Использование водорослей в практической деятельности человека
Какие организмы называют планктоном? (разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и неспособные сопротивляться течению).
Какую роль в водной экосистеме выполняет фитопланктон? (часть планктона, которая может осуществлять процесс фотосинтеза обогащают верхние слои О2, корм для животных).
Составьте пищевую цепь водной экосистемы.
Какие факторы влияют на состояние фитопланктона?
Диатомовые водоросли - часть планктона - имеют раковину пропитанную кремнеземом, после отмирания водоросли раковины образуют отложения диатомит пористый материал (фильтры и динамит)
Что такое бентос? Бентос различные организмы, которые живут в прикрепленном состоянии на дне водоемов и на различных предметах. Особенно много бентоса например в зоне прибоя
Каково значение донных водорослей для экосистем?
Почему важна роль багрянок в водных экосистемах?
Что такое агар-агар и где он находит применение? (вещество способное образовывать желе)
Составить схему «Значение водорослей в экосистеме» «Значение водорослей для человека» польза вред (цветение воды)
«Агар и его применение» капсулы для витаминов, зефир, мармелад, добавляют в хлебобулочные изделия, в микробиологии
Закрепление
Расскажите об использовании водорослей в медицине.
Безграничны ли запасы водорослей в океане?
Д/З
Агар-агар | Как применяется |
хлеб | |
Зефир, мармелад, пастила | |
медицина |
ТЕМА: ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
Задачи: - продолжить развивать представления об эволюции живой природы;
- продолжить формирование знаний об особенностях строения растений;
- продолжить формирование умений сравнивать, формулировать выводы, устанавливать взаимосвязь между средой обитания растений и особенностями их строения
Планируемые результаты: называть события в эволюции высших растений; выявлять черты усложнения организации высших растений по сравнению с низшими; устанавливать взаимосвязь между средой обитания и чертами строения высших растений; делать выводы на этой основе
Основные понятия: псилофиты, половое поколение, бесполое поколение, чередование поколений
Оборудование: табл. Эволюция растений
Основное содержание:
АОЗ Беседа Назовите признаки водорослей.
Распределить по отделам: хламидомонада, порфира, ульва, хлорелла, ламинария, макроцистис, саргассум, филлофора, спирогира
Есть ли различия в клетках, образующих слоевище водоросли?
ИНМ 1. Эволюция растений. Выход на сушу 430 млн лет назад.
Как вы думаете, с какими проблемами столкнулись водные организмы в процессе освоения н-в среды?
- более низкая плотность; (закрепляться в почве)
- дефицит воды; (защищаться от высыхания)
- резкие колебания температур.
Нужно было приспосабливаться к новой н-в среде: защищаться от высыхания , закрепляться в почве, поглощать воду из почвы, О2 и СО2 – из воздуха, кроме того растениям нужна была опора, т. к. воздух в отличие от воды не мог их поддерживать.
2.Общая характеристика высших растений
- Среда обитания высших растений преимущественно наземная, лишь небольшое их количество ведёт вторично-водный образ жизни.
- Клетки растения образуют различные ткани: покровные, проводящие, механические и др
- Тело разделено на органы: вегетативные и репродуктивные
- В цикле развития наблюдается чередование полового и бесполого поколений
Гаметофит - гаметангий - гамета
Спорофит – спорангий - спора
3. Классификация высших растений
Надотдел Высшие СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ
Надотдел Высшие СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Закрепление
Д/З Что лишнее? А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;
Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;
В) споры, спорангии, гаметофит, спорофит
Да/нет 1. Условия в наземно-воздушной среде нестабильны, резко меняются (да)
2. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)
3. В водной среде низкая плотность (нет)
4. Риниофиты - это вымершие организмы (да)
5. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)
7. Спорофит - это половое поколение высших растений (нет)
ТЕМА: ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ Лабораторный урок
Задачи: - продолжить развивать представления биоразнообразии планеты;
- сформировать представления о чередовании поколений на основе рассмотрения особенностей размножения мха;
- продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между условиями обитания и особенностями строения и размножения на примере мха
Планируемые результаты: описывать особенности строения, цикл развития мха на конкретном примере; устанавливать взаимосвязь между условиями обитания и особенностями строения, делать на этой основе выводы; преобразовывать текстовую информацию в графическую; составлять схематичный рисунок
Основные понятия: половое поколение, бесполое поколение, чередование поколений
Оборудование: табл. Отд. Моховидные
Основное содержание
АОЗ Беседа Когда и как растения вышли на сушу?
С какими проблемами столкнулись первые наземные растения?
Что они приобрели, чтобы жить на суше?
Гаметофит - гаметангии - гаметы Дать определение.
Спорофит – спорангий - спора
ИНМ 1. Общая характеристика отд. Моховидные
А) Органы: стебель и листья у некоторых тело не разделено на органы и называется слоевище – печеночные мхи
Мхи | |
Кл. Печеночные мхи – тело не разделено на органы – слоевище Маршанция | Кл. Листостебельные мхи - тело разделено на органы: стебель, листья, корней нет – их функции выполняют ризоиды – нитевидные выросты стебля Кукушкин лен – зеленый мох Сфагнум – белый мох |
Б) Ткани – покровная, проводящая, механическая развита слабо поэтому низкорослые
В) В цикле развития преобладает гаметофит. Оплодотворение происходит в воде. Спорофит развивается на гаметофите.
ЛР № 3 «Строение мха кукушкин лен» презентация
Зарисовать кукушкин лен и цикл его развития.
Обозначить Гаметофит:
1. Мужской гаметофит 2. Женский гаметофит 3 ризоиды 4 стебель 5 листья
Гаметангии: 6 мужской гаметангий - антеридий 7- женский гаметангий архегоний
7 Спорофит (фигурной скобкой)7а - коробочка с крышечкой 7б - колпачок
8 споры
9 протонема
Вопросы При каких условиях происходит оплодотворение? Написать схему оплодотворения.
Где развивается спорофит? На кого похожа протонема? О чем это говорит?
Закрепление
Д/З Письменно 6 вопросов
1) из чего состоит тело зеленого мха?
2) в каких условиях возможно оплодотворение у мхов?
3) где происходит образование спор у мхов?
4) где встречаются мхи?
5) на какие экологические группы делятся мхи? (водные мхи, лесные мхи, луговые мхи, эпифитные)
6) почему мхи относятся к высшим растениям?
8) почему сухой сфагнум можно использовать в качестве ваты?
ТЕМА: РОЛЬ МХОВ В ОБРАЗОВАНИИ БОЛОТНЫХ СИСТЕМ
Задачи: - выявить черты более сложной организации мхов
- сформировать знания о значении мхов в природе и практической деятельности человека;
- продолжить формирование представлений о средообразующей деятельности организмов
- продолжить экологическое воспитание
Планируемые результаты: выявлять особенности более сложного строения мхов; выявлять особенности сфагновых мхов; называть характерные особенности болотных экосистем, объяснять значение болотных экосистем в биосфере, их значение для человека
Основные понятия: болото, торф
Оборудование: табл. Отд. Моховидные
Основное содержание
АОЗ Беседа В чем заключается усложнение организации мхов? Классификация мхов по строению тела. Цикл развития мха кукушкин лен
ИНМ 1. Сфагнум – белый мох. Средообразующая роль мхов Сам. работа с учебником.
Чем отличается сфагнум от кукушкина льна?
Какое строение имеет лист сфагнума?
В чём проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?
Удивительных свойств сфагнума - необычная влагоёмкость. 40 г сухого мха могут поглотить 1л воды.
Как размножается сфагнум?
2 Образование болот.
Болота образуются в низинах, котловинах, где залегают грунтовые воды, из зарастающих озёр, медленно текущих рек. Сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег), торфяной слой в таких болотах может достигнуть 6-10 м.
3 Как рождается торф, его значение
Одно из удивительных свойств сфагнума - их необычная влагоёмкость - 40 г сухого мха могут поглотить 1л воды. Стебли сфагнума ежегодно нарастает вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются и превращаются в торф.
А) низкая температура
Б) при малом доступе О2
В) мох выделяет сфагнол - бактерицидное вещество
Свойства торфа - темно-коричневого цвета, лёгкий, легче воды. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников.
Торф - великолепное топливо и удобрение, ценнейшее химическое сырьё. В микробиологической промышленности из него производят витамины. Сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала в партизанских отрядах в годы Первой и Второй мировых войн. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли для утепления домов, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля.
4 Значение болот.
Сфагновые болота, как гигантские губки вбирают в себя все осадки, выпавшие за год. А затем постепенно и «расчетливо» отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Понятно, что не продуманное осушение болот может обернуться настоящей экологической катастрофой. Болота являются уникальными биоценозами, это места обитания многих, в том числе промысловых животных и не используемые пока ягодные угодья. Особенно велика роль болот как резервуаров пресной воды. Мхи чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов, атмосфера которых сильно загрязнена.
Закрепление Составить схему «Применение торфа»
Д/З 1) почему сухой сфагнум можно использовать в качестве ваты? хорошо впитывает и имеет бактерицидные свойства
2) чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
а) КЛ зеленый мох, а сфагнум – белый, б) КЛ ризоиды, а у сфагнума – нет в) КЛ растения мужские и женские, a у сфагнума - обоеполые
3) почему в торфе хорошо сохраняется остатки растений? в торфяном пласте мало О2
4) каково значение мхов в природе? пища для животных; приводит к заболачиванию, торф
5) каково значение мхов в жизни человека? получают, воск, парафин, краски; делают бумагу и картон, используют как топливо, удобрение, выращивание растений
8) чем мох отличается от водорослей?
7) почему не бывает древовидных мхов? у мхов нет проводящей ткани или же она плохо развита.
8) зачем в строительстве используют мох сфагнум? его бактерицидные свойства не позволяют брёвнами гнить
ТЕМА: ОТДЕЛЫ ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ Лабораторный урок
Задачи: - выявить черты более сложной организации хвощей и плаунов
- сформировать знания о строении и размножении хвощей и плаунов
Планируемые результаты: выявлять особенности более сложного строения хвощей и плаунов; выявлять особенности хвощей и плаунов; раскрывать цикл развития хвощей и плаунов, находить отличия
Основные понятия: гаметофит, спорофит, гаметангии, спорангии, смена поколений
Оборудование: табл. Отд. Хвощи, Отд. Плауны презентация плауны 1(все)
Основное содержание:
АОЗ Беседа Выполнение задания в презентации
ИНМ Прочитать параграф
Что узнали нового?
- Чем плауны и хвощи отличаются от мхов?
- Могут ли полученные сведения пригодиться в жизни?
1. Особенности строения плаунов. Цикл развития, смена поколений, особенности, применение
Многие ядовиты, их никто не поедает. Споры гигроскопичны и использовались как детская присыпка.
2. Особенности строения хвощей. Цикл развития, смена поколений, особенности, применение
Хвощ полевой трудноискореняемый сорняк. Стебли содержат кремнезем. Лечебное значение: лечение ЖКЗ, язв, фурункулов и др.
ЛР № 4 «Строение плауна булавовидного и хвоща полевого»
Зарисовать плаун булавовидный и хвощ полевой.
Обозначить стебель, листья, придаточные корни, весенний и летний побеги хвоща.
Какое поколение на рисунках?
Где идет фотосинтез у хвоща и у плауна?
Закрепление Что узнали нового?
- Чем плауны и хвощи отличаются от мхов?
- Могут ли полученные сведения пригодиться в жизни?
Д/З 1. В жизненном цикле хвощей и плаунов преобладает…
2. Споры у хвоща полевого образуются в …
3. Вегетативные органы плаунов представлены…
4. Обитают ли плауны в Крыму?
5. У кого фотосинтез идет в стебле?
ТЕМА: ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ. РОЛЬ ПАПОРОТНИКОВ ХВОЩЕЙ И ПЛАУНОВ.
Задачи: - выявить черты более сложной организации папоротников
- сформировать знания о строении и размножении папоротников
- раскрыть роль папоротников, хвощей и плаунов в формировании каменноугольных отложений
Планируемые результаты: выявлять особенности более сложного строения папоротников; выявлять особенности папоротников; раскрывать цикл развития папоротников, находить отличия;
описывать роль древних папоротников, хвощей и плаунов в образовании каменного угля
Основные понятия: гаметофит, спорофит, гаметангии, спорангии, смена поколений, заросток, каменноугольный период
Оборудование: табл. Отд. Папоротники презентация***
Основное содержание:
АОЗ Беседа
ИНМ Лесная трава - резная листва,
Не хвалится ветками,
Но гордится предками
Великанами могучими
С кронами дремучими
1. Особенности строения папоротников
ЛР № 5 «Строение папоротника» просмотр презентации
Зарисовать строение папоротника. Обозначить придаточные корни, стебель-корневище, листья-вайи, спорангии.
Используя первый рисунок зарисовать цикл развития папоротника. Обозначить спорофит, гаметофит.
2. Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны
3. Разнообразие современных папоротников. Папоротники Крыма
4. Роль папоротников в образовании каменного угля
Закрепление Заполнение сравнительной таблицы
Вопросы | Хвощи | Плауны | Папоротники |
Стебель | Прямостоячий, весенний, летний побеги (осуществляет фотосинтез), корневище | Ползучий | Корневище |
Лист | Мелкие, чешуйчатые, фотосинтез не происходит | Мелкие, зеленые | Крупные, зеленые, перисторассеченные |
корни | Придаточные | Придаточные | Придаточные |
Спорангии | Спороносные колоски | Спороносные колоски | На нижней стороне листа |
Значение | Трудновыводимый сорняк | Лекарственное (детская присыпка) | Лекарственное (корневище) глистогонное средство |
Д/З Напишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:
I. Плауновидные II. Хвощевидные III. Папоротниковидные
1. Имеют различные летние и весенние побеги Х
2. Побеги прямостоячие Х
3. Побеги ползучие.Пл
4. Имеют спороносные колоски Пл Х
5. Корневище. П Х
6. Придаточные корни П Х П
7. Стебель расчленен на узлы и междоузлия. Х
8. Древовидные формы Па
9. Листья больших размеров ПА
10. Спорангии располагаются на нижней стороне листа Па
ТЕМА Контрольная работа по теме «Растения – производители органического вещества» (водоросли, споровые)
ТЕМА: ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ Лабораторный урок
Задачи: - выявить черты более сложной организации голосеменных
- раскрыть преимущества семенного размножения
- сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных
Планируемые результаты: называть наиболее распространенные хвойные растения, описывать характерные особенности голосеменных на примере сосны обыкновенной, выявлять общие черты семенных растений, объяснять преимущества семенного размножения, устанавливать взаимосвязи между строением хвои и уменьшением испарения
Основные понятия: голосеменные, спермии, шишки, хвоя, семена
Оборудование: табл. Отд. Голосеменные презентация***
Основное содержание:
ИНМ 1. Классификация семенных
Какие отделы растений относятся к семенным?
2. Чем спора отличается от семени? Составление таблицы
Вопросы | Спора | Семя |
Размножение | бесполое | половое |
Строение | 1 клетка покрытая оболочкой Нет запаса питательных веществ | Многоклеточный зародыш и запас питательных веществ, покрыто семенной кожурой |
Условия прорастания | Вода, воздух, тепло, питательные вещества в почве | Вода, воздух, тепло, |
Кто размножается спорами | водоросли, хвощи, плауны, папоротники, мхи, грибы | Голосеменные, покрытосеменные |
Т.о. будущее поколение растений в семени защищено лучше, поэтому семенные растения преобладают над споровыми по видовому разнообразию.
3. Характеристика голосеменных
1. Размножение семенами
2. Опыление ветром
3. Оплодотворение без участия воды
4. Гаметофит уменьшен и развивается на спорофите.
5. Семена не покрыты, лежат на чешуйках шишек голо.
4. Кл. Хвойные.
Голосеменные – жители суши, т. к. размножение не зависит от воды. Основной - класс Хвойные.
Жизненные формы – деревья, редко кустарники.
Листья видоизмененные игольчатые – хвоя – имеют малую поверхность, покрыты толстой кожицей и восковым слоем, устьица погруженные, прикрыты воском – все это уменьшает испарение воды и сделало растения вечнозелеными (исключение - лиственница).
В стебле есть смоляные ходы в кот. содержится бальзам – смесь летучих пахучих веществ и смолы.Он бактерециден, защищает древесину от гниения. Выделяет фитонциды.
5. Размножение хвойных ЛР № 6 «Строение мужских и женских шишек и семян сосны»
Закрепление.
Д/З Верю - не верю
- Для размножения голосеменным растениям нужна вода (нет)
- В кл. Хвойные в основном вечнозеленые растения (да)
- У лиственницы хвоя живет на побегах 2-3 года (нет)
- Семена хвойных распространяются с помощью ветра (да)
- Хвойные растения выделяют фитонциды (да)
- Среди голосеменных преобладают травы (нет)
ТЕМА: РАЗНООБРАЗИЕ ХВОЙНЫХ
Задачи: - познакомить с древними голосеменными
- расширить знания о разнообразии современных голосеменных размножения
- сформировать умения распознавать хвойные по хвое и шишкам
- продолжать формирование умений работать с лаб. оборудованием, сравнивать делать выводы
Планируемые результаты: называть представителей хвойных растений, виды нуждающиеся в охране, наблюдать, распознавать, сравнивать хвойные сосну и ель по шишкам и хвое, фиксировать результаты наблюдений
Основные понятия:
Оборудование: табл. Отд. Голосеменные презентация***
Основное содержание:
ИНМ Характеристика сосны и ели. Сам. работа с учебником
ЛР № 7 «Строение побегов хвойных растений»
Составить таблицу
Вопросы | Сосна | Ель |
Высота | 30-40 м | 30-50 м |
Продолжительность жизни | 150-200 лет | 120-150 лет |
Отношение к свету | светолюбивая | теневыносливая |
Требование к почве | Не требовательна, растет на песчаных и заболоченных почвах | Растет на плодородных почвах |
Корневая система | Стержневая, глубоко уходит в почву | поверхностная, из-за чего дерево свободно выворачивается из земли при сильном ветре |
Как расположены побеги у растений леса | Нижние ветви отмирают крона расположена вверху | Нижние ветви развиты лучше верхних, крона пирамидальная |
Расположение хвои (рис) | На укороченных побегах в основном по 2 хвоинки | Поодиночке спиральным образом |
Длина хвои | 4-6 см | 2-3 см |
Держится на побегах | 2-3 года | 6-12 лет |
Шишки (рис) |
Закрепление
Д/З Составить небольшой рассказ о голосеменных Крыма: (по рядам) Сосна крымская, кипарис, кедр, тис ягодный, можжевельник, туя
ТЕМА: РОЛЬ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Задачи: - раскрыть роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека
- познакомить с основными приемами рационального природопользования
- развивать мотивацию бережного отношения к природе, к видам нуждающимся в охране
Планируемые результаты: описывать основные приемы рационального природопользования; объяснять необходимость соблюдения правил поведения в лесу, оценивать значение тайги для биосферы, прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для устойчивости таежных экосистем
Основные понятия: тайга, фитонциды
Оборудование: табл. Отд. Голосеменные
Основное содержание: АОЗ Выполнить тест
1. Голосеменные растения в отличие от папоротников:
А – живут на суше Б – имеют корни и побег В – размножаются семенами Г – образуют плод и семена.
2. Шишка у голосеменных:
А – видоизмененный побег Б – стебель; В – плод Г – листья.
3. Пыльца у голосеменных образуется:
А – в женских шишках; Б – в тычинках; В – в пыльцевых мешочках; Г – на поверхности хвоинок.
4.Сколько времени проходит между опылением и созреванием семени у сосны?
А – менее одного года; Б – менее двух лет; В – более двух лет.
5.Семя:
А – только защищает зародыш от неблагоприятных факторов и среды;
Б – только обеспечивает зародыш питательными веществами;
В – обеспечивает зародыш пит. и веществами и защищает их от неблагоприятных факторов среды.
ИНМ 1. Лесообразующая роль голосеменных
2. Основные лесообразующие породы и их значение в природе и жизни человека
3. Рациональное использование лесов.
Красота и величавость сосновых лесов (боров) всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников. И.Шишкин оканчивает картину «Корабельная роща», одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Такие отборные, строительные сосны шли на строительство. От того и название – корабельные
СОСНА. Занимает около 1/6 площади всех лесов России. Наиболее распространена сосна обыкновенная которая обладает достаточно высокой прочностью, стойка против гниения, хорошо обрабатывается. Используется как сырье для химической переработки с целью получения целлюлозы, кормовых дрожжей; лесоматериалы из сосны в больших количествах экспортируются.
Это дерево является национальным деревом России.
ЛИСТВЕННИЦА. На ее долю приходится 2/3 покрытой лесом площади. Растёт она значительно быстрее этих деревьев (в год на 1 м). Однако Обладает ценным свойством - она стойка к гниению, особенно в условиях сильного намокания. Сваи, крепи, шпалы, телеграфные столбы, плотины, причалы, опалубка кораблей делаются как раз из этой древесины, причём без специальной пропитки. Кроме того, лиственница - чемпион среди деревьев по морозостойкости. Колёса боевых колесниц скифов были тоже из нее. Лиственница, посаженная Петром I на берегу Финского залива, имеет ствол в два обхвата.
ПИХТА Длинные шишки торчат кверху на концах ветвей. Этим пихту легко отличить от ели, у которой хвоя колючая и шишки висят вниз. Пихта дает очень хорошую древесину, которая идет на изготовление бумаги, строительство. Из нее получают камфару, пихтовое масло и пихтовый бальзам (из живицы), используемые в медицине.
СОСНА КЕДРОВАЯ (КЕДР) Хвоинок в пучке - 5. Орех содержит до 60% жиров, белки и комплекс витаминов, способствующих росту, улучшающих состав крови и состояние кожи.
Леса синтезируют органическое вещество, поглощают СО2, выделяют в атмосферу О2, выполняют климатообразующую, водоохранную, противоэрозионную функции, являются крупным источником сырьевых ресурсов и продуктов питания.
Нейтрализация вредных выбросов в результате хозяйственной деятельности становится важнейшим условием выживания человечества на Земле.
Секвойя высотой в 60 метров (два десятиэтажных дома, поставленных друг на друга) – обычное дело. Но экземпляры выше 90 метров – тоже не редкость.
Секвойя относится к хвойным и, значит, одним из самых древних растений Земли. Известно, что появилась она на свете около 208 млн. лет назад .В настоящее же время увидеть секвойю можно, в основном, лишь на небольшом участке штата Калифорния. Возможно, она бы распространилась и дальше в глубь Северной Америки. Но, к сожалению, чтобы жить этому дереву нужно очень много воды. Или, во всяком случае, ему необходимо место, в котором часто бывают туманы. Поэтому далеко от океанского берега секвойя не уходит.
Высота 112м, возраст дерева 2000 лет, вес 720т, толщина коры 30,5см. Диаметр основания ствола от 6 метров, размер семени – размером с семя помидора.
Закрепление 1.Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал прогулки в сосновом лесу.
2. Сосну часто используют в посадке для закрепления песков, а ель для этого не годится.
3.Почему от ураганного ветра сосна ломается, а ель выворачивается с корнем?
Д/З Наибольшее количество видов среди современных голосеменных им класс……
• У хвойных растений листья имеют вид…
• Семена голосеменных развиваются из….
• У лиственницы листья живут…
• Летучие вещества хвойных называются…..
• Смола хвойных называется….
• Женские шишки сосны располагаются …..
• Мужские шишки сосны располагаются….
• Опыление у голосеменных происходит с помощью..
ТЕМА: ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с характерными признаками цветковых, как более высокоорганизованных растений, раскрыть значение в природе и жизни человека
- сформировать знания о многообразии покрытосеменных, их приспособленности к разнообразным условиям обитания
- продолжать формировать умения сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты: выявлять черты усложнения покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявлять признаки классов однодольные и двудольные; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и условиями обитания покрытосеменных
Основные понятия: покрытосеменные, цветковые, однодольные, двудольные, фитоценоз
Оборудование: табл. Отд. Покрытосеменные
Основное содержание:
ИНМ
1. Признаки покрытосеменных в сравнении с голосеменными (Составление таблицы)
Отд. Голосеменные | Отд. Покрытосеменные | |
1. Происхождение названия | Семя расположено открыто на чешуйке шишек | Семя находится внутри плода |
Количество видов | Около 800 | Не менее 250 000 |
Жизненные формы | Деревья, иногда кустарники | Деревья, кустарники, травы |
Проводящие ткани | Трахеиды и сосуды | сосуды, ситовидные трубочки |
Цветок | Не образует | Образуют цветок |
Опыление | С помощью ветра | С помощью ветра, воды, животных, т.д. |
Оплодотворение | простое | двойное |
Значение в | Не могли создать достаточную кормовую базу для птиц и млеко-х | Возникновение плода обеспечило доста-точную кормовую базу для млекоп. и птиц |
В результате возникновения разнообразных жизненных форм (деревьев, кустарников, трав и др.) покрытосеменные - единственная группа растений, образующая сложные многоярусные сообщест-ва, или фитоценозы. Способность приспосабливаться к различным условиям обеспечила покрыто-семенным большое биологическое разнообразие и господствующее положение в растительном мире. Покрытосем. размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. В процессе эволюции сформировались специализированные для вегетативного размножения органы: клубни, луковицы, усы, выводковые почки и др.
ЛР № 8 «Признаки однодольных и двудольных растений»
1. Рассмотреть однодольные и двудольные растений
2. Выявить и записать признаки классов и названия семейств
Закрепление 1. Семяпочкa у покрытосеменных зaщищенa зaвязью (да)
2. Покрытосеменные - это сaмaя рaспрострaненнaя группa рaстений (да)
3. Все деревья относятся к кл. Двудольных (нет)
4. Цветок - это видоизмененный побег.
5. Венчик цветкa предстaвлен всегда ярко окрaшенными лепесткaми.
6. У всех покрытосеменных рaстений цветки обоеполые.
7. Большинство покрытосеменных рaстений относятся к клaссу однодольных.
8. Трaвянистые рaстения произошли от древесных форм.
9. Трaвы, кустaрники и деревья обрaзуют многоярусные рaстительные сообществa.
Дом. задание
ТЕМА: Кл. Двудольные Сем. Крестоцветные Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Крестоцветные
- познакомить с историей окультуривания растений
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Крестоцветные; распознавать растения
сем. Крестоцветные, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Крестоцветные, вводить в систему растения сем. Крестоцветные
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Двудольные Сем. Крестоцветные
Основное содержание:
АОЗ Закончить предложения
Растения, имеющие семена, скрытые в плоде, называются_____
В шишках происходит образование семян, но они ничем не покрыты и поэтому называются___ Органом семенного размножения растений является________
К вегетативным органам покрытосеменных относятся ______
К генеративным органам покрытосеменных относятся______
Покрытосеменные делятся на два класса ____
ИНМ Отгадайте загадку
*Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (репа)
* Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка. /капуста/
*Хоть и мал тот корнеплод,
Вхож он в каждый огород.
Шарик розовый такой
С изумрудною ботвой.(редис)
*У репы сестра на язык горька. /редька)
ЛР № 9 Признаки растений сем. Крестоцветные
1. Рассмотреть растение сем. Крестоцветные, ввести в систему сурепку обыкновенную
2. Дать морфологическую характеристику
ПР № 1 Определение растений сем. Крестоцветные
1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений.
2. Следуя инструкции, по определительной карточке определите название этих растений.
Более 4 тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Наши предки славяне выращивали капусту с IX в. И первыми изобрели способ ее заквашивания.
Закрепление
Заполнить табл.
Пищевые | Маслосодержащие | Сорняки |
Д/З Придумать загадки. Составить кроссворд
Р | а | п | с | ||||
р | Е | п | а | ||||
р | е | Д | ь | к | а | ||
г | о | р | ч | И | ц | а | |
к | а | п | у | С | т | а |
ТЕМА: Кл. Двудольные Сем. Бобовые Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Бобовые
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Бобовые; распознавать растения
сем. Бобовые, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Бобовые, вводить в систему растения сем. Бобовые
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Двудольные Сем. Бобовые
Основное содержание:
ИНМ В народе говорят: « Когда это было? При царе Горохе!» Что это означает?
-Всего 300 лет прошло, как появился в Европе картофель, томат, тогда как уже 2 тыс. лет европейцы сеяли горох, а бобы – 4 тысячи лет.
ЛР № 10 Признаки растений сем. Бобовые
1. Рассмотреть растение сем. Бобовые, ввести в систему горох посевной
2. Дать морфологическую характеристику
ПР № 2 Определение растений сем. Бобовые
1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений.
2. Следуя инструкции, по определительной карточке определите название этих растений.
Много белка в семенах гороха - до 27%, а у чечевицы - до 32%. Они могут восполнить недостаток мясной пищи. Древние египтяне и греки уже возделывали эти растения. В отличие от них фасоль родом из Нового Света, где ее разводили еще 7 тыс. лет назад. Из Америки родом и арахис, который зовут еще земляным орехом. В семенах арахиса до 60% масла и до 37% белка.
Соя Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта - семян бобового растения сои. В них рекордно много белка - до 45%, немало и жиров - около 20%. Потребление коровьего молока в Китае не превышает 1 литра в год на душу населения, зато в большом ходу молоко из сои. Возделывать сою стали более 6 тыс. лет назад в Юго-Восточной Азии. Сейчас 60% мирового урожая сои выращивается в США.
Закрепление
Д/З На небольшом участке луга росли растения из сем. Крестоцветные, Бобовые, Розовые и Злаки. Этот участок скосили до уровня почвы. Можно ли после такого скашивания определить, что на этом участке луга росли представители семейства Бобовые? Ответ поясните.
Д/З Придумать загадки. Составить кроссворд
Г | л | и | ц | и | н | и | я | |||||
с | О | я | ||||||||||
к | л | е | в | е | Р | |||||||
ф | а | с | О | л | ь | |||||||
а | р | а | Х | и | с |
ТЕМА: Кл. Двудольные Сем. Пасленовые Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Пасленовые
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Пасленовые; распознавать растения
сем. Пасленовые, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Пасленовые, вводить в систему растения сем. Пасленовые
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Двудольные Сем. Пасленовые
Основное содержание:
ИНМ Самостоятельно по учебнику выявить признаки сем. Пасленовые
ЛР № 11 Признаки растений сем. Пасленовые
1. Рассмотреть растений сем. Пасленовые, ввести в систему паслен черный
2. Дать морфологическую характеристику
Закрепление
Д/З Придумать загадки. Составить кроссворд
П | о | м | и | д | о | р | |||||||
к | А | р | т | о | ф | е | л | ь | |||||
ф | и | з | а | л | и | С | |||||||
б | е | Л | е | н | а | ||||||||
п | Е | р | е | ц | |||||||||
д | у | р | м | а | Н |
ТЕМА: Кл. Двудольные. Сем. Розоцветные, Сложноцветные
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Розоцветные, Сложноцветные
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Розоцветные, Сложноцветные; распознавать растения сем. Розоцветные, Сложноцветные, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Розоцветные, Сложноцветные, вводить в систему растения сем. Розоцветные, Сложноцветные
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Двудольные Сем. Розоцветные, Сложноцветные презентация розоц1, 2
Основное содержание:
АОЗ
ИНМ
Характеристика сем. Розоцветные, Сложноцветные: основные признаки, представители
Значение Розоцветных, Сложноцветных
Закрепление Составление таблицы
Название семейства | Формулы цветков | Типы плодов | Представители культурные (3), дикорастущие (3) |
Крестоцветные | |||
Бобовые | |||
Пасленовые | |||
Розоцветные | |||
Сложноцветные |
Д/З Для того чтобы получить 1 кг розового масла, необходимо переработать 3 т лепестков розы. Рассчитайте, сколько необходимо собрать цветков розы, если в цветке в среднем 50 лепестков, а для получения 10 г масла необходимо переработать 350 000 лепестков.
1 цветок — 0.00143 г, 7000/10г = x/100 г; x = 700 000 цветков.
Культурные сорта роз имеют махровые цветки с большим количеством лепестков, тогда как у их диких предков цветки имеют всего пять лепестков. Видоизменение какой части цветка, приводит к появлению махровых цветков? Обоснуйте свою точку зрения.
У декоративных сортов в лепестки — видоизменённая часть тычинок.
б | о | я | р | ы | Ш | н | и | к | ||||||
м | а | л | И | н | а | |||||||||
П | е | р | с | и | к | |||||||||
я | б | л | О | н | я | |||||||||
В | и | ш | н | я | ||||||||||
р | я | б | и | Н | а | |||||||||
с | л | И | в | а | ||||||||||
п | е | р | с | и | К | |||||||||
в | А | с | и | л | е | к | ||||||||
п | о | д | С | о | л | н | е | ч | н | и | к | |||
х | р | и | з | а | н | Т | е | м | а | |||||
Р | о | м | а | ш | к | а | ||||||||
к | А | л | е | н | д | у | л | а |
ТЕМА: Кл. Однодольные Сем. Лилейные Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Лилейные
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Лилейные; распознавать растения
сем. Лилейные, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Лилейные, вводить в систему растения сем. Лилейные
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Однодольные Сем. Лилейные
Основное содержание:
ИНМ
Характеристика сем. Лилейные: основные признаки, представители
ЛР № 12 Признаки растений сем. Лилейные
1. Рассмотреть растение сем. Лилейные, ввести в систему ***
2. Дать морфологическую характеристику
ПР № 3 Определение растений сем. Лилейные
1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений.
2. Следуя инструкции, по определительной карточке определите название этих растений.
Закрепление
Л | а | н | д | ы | ш | ||||||||
г | И | а | ц | и | н | т | |||||||
т | ю | Л | ь | п | а | н | |||||||
п | о | д | с | н | е | ж | н | И | к | ||||
р | Я | б | ч | и | к |
Д/З Придумать загадки. Составить кроссворд
ТЕМА: Кл. Однодольные Сем. Злаковые Лабораторный урок
Задачи: - познакомить с отличительными признаками и разнообразием сем. Злаковые
- познакомить с охраняемыми видами
- формировать умения распознавать растения, давать им морфологическую и систематическую характеристику
Планируемые результаты: называть признаки сем. Злаковые; распознавать растения
сем. Злаковые, охраняемые виды по таблицам, гербарным экземплярам, давать морфологическую характеристику растениям сем. Лилейные, вводить в систему растения сем. Злаковые
Основные понятия: формула цветка
Оборудование: табл. Кл. Однодольные Сем. Злаковые
Основное содержание:
ИНМ
Характеристика сем. Злаковые: основные признаки, представители
ЛР № 13 Строение пшеницы
1. Рассмотреть растений сем. Злаковые ввести в систему пшеницу ***
2. Дать морфологическую характеристику
Закрепление Составление табл.
Название семейства | Формулы цветков | Типы плодов | Представители культурные (3), дикорастущие (3) | |||||||||
Лилейные | ||||||||||||
Злаковые | ||||||||||||
П | ы | р | е | й | ||||||||
п | Ш | е | н | о | ||||||||
о | в | Е | с | |||||||||
я | ч | м | е | Н | ь | |||||||
р | И | с | ||||||||||
о | в | с | я | н | и | Ц | а | |||||
к | у | к | у | р | у | з | А |
Д/З Придумать загадки. Составить кроссворд
ТЕМА: Роль покрытосеменных в развитии земледелия
Задачи: - развить знания об искусственных экосистемах, о значении покрытосеменных в практической деятельности человека
- продолжить знакомить с историей окультуривания растений
- продолжать формировать информационную компетентность учащихся
Планируемые результаты: называть основные культурные растений различных семейств; устанавливать отличительные особенности твердых и мягких, озимых и яровых форм зерновых
Основные понятия: сорт, селекция, зерноводство, клейковина, твердые и мягкие, озимые и яровые формы зерновых, овощеводство
Оборудование: табл. Различных семейств презентация роль покрыт-х
Основное содержание:
ИНМ
1. Основные направления земледелия. Понятия сорт, селекция
2. История развития земледелия
3. Зерноводство – основная отрасль земледелия
4. Овощеводство - отрасль земледелия.
Учение о центрах происхождения культурных растений было создано величайшим ученым нашего времени Н.И. Вавиловым. Так откуда же родом капуста? Капусты и твердые пшеницы пришли к нам из теплого и влажного Средиземноморья. Мягкая пшеница – родом из Афганистана и Грузии.
Пшеница древностью гордится:
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
На долю этой хлебной культуры приходится 1/3 мирового производства зерна. Представлена пшеница 30 видами и более чем 4 тыс. сортов, из них в России возделывается около 180 сортов. А теперь команды должны ответить на мои вопросы и выполнить задания:
Одна из пшениц упоминается в сказке Пушкина. Что это за пшеница и как называется эта сказка? В «Сказке о попе и работнике его Балде» упоминается полба.
Полба – одна из наиболее древних культурных пшениц. В Древнем Египте и Месопотамии ее называли основным «хлебом», варили из нее вкусную кашу. Полба хорошо переносит засуху, но низкоурожайна.
С листами, а не книжка
Кругла, а не пышка
С водой, а не болото
Скрипит, а не ворота. Что это?
Род капуста содержит более 100 видов. Дикие виды капусты распространены в Евразии. Большинство видов происходит из Средиземноморья. Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.
Славяне выращивают капусту с XI в. С тех самых пор она – основа русских национальных блюд. В этом овоще много вит. С, который прекрасно сохраняется зимой в квашеной капусте.
3. Чем является с точки зрения ботаника кочан капусты? Дайте доказательный ответ. Кочан - гигантски разросшаяся верхушечная почка на стебле высотой 15-20 см, который в средней части утолщается, образуя кочерыгу.
Закрепление
Зерновые | Овощные | Плодово-ягодные | Масличные | Технические |
Лен, хлопок, гевея, рапс |
Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»
Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...
контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"
контрольная работа в двух вариантах...
Общая характеристика царство Растения
Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса
Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...