Элективный курс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Элективный курс по биологии "Решение цитологических и генетических задач" 10 - 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_geneticheskih_i_tsitologicheskih_zadach.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основании:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- ООП ООО МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;
- авторской программы И.Д. Чермошенцевой «Решение цитологических и генетических задач».
Программа элективного курса предлагается учащимся 10 - 11 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических способов деятельности – решение задач. Позволяет учащимся, в дальнейшем, успешно сдать ЕГЭ и обучаться в ВУЗах естественнонаучного направления.
В основу создания данного элективного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.
Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдаче итоговых испытаний за курс полной средней школы.
Цель курса:
Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Основные задачи курса:
- Формирование научной картины мира у учащихся.
- Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.
- Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне.
Курс рассчитан на 34 часа (1ч в неделю).
Учебно-методический комплект:
- «Элективные курсы. Биология. 10-11 классы. (И.Д. Чермошенцевой «Решение цитологических и генетических задач») Волгоград. Учитель 2011
- Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев Биология КГЭ выполнение заданий части В. М. Экзамен. 2010
- Т.А. Шустанова. Репетитор по биологии. Ростов-на-Дону. Феникс 2010.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Легион. 2011.
- Содержание элективного курса.
Введение.
Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.
Материальные основы наследственности.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК,АТФ. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле. Расчет длины молекулы при заданных условиях (применение правила Чаргаффа).
Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле ( применение правила комплементарности).
Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Особенности овогенеза и сперматогенеза.
Закономерности наследования признаков.
Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.
Наследование признаков при полигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.
Генетика человека.
Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.
Изменчивость, ее причины.
Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.
Генетика популяций.
Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.
Генетические основы селекции.
Селекция как наука. Отбор и его формы. Порода, сорт, штамм. Классификация типов скрещивания. Гетерозис.
Заключение.
Подведение итогов курса.
- Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- решать биологические задачи повышенного уровня;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование курса.
№ часа | Тема занятия | Дата/ план | Дата/ факт |
1 | Введение. | ||
2 | Особенности строения и биологическая функция нуклеиновых кислот. | ||
3 | Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле ДНК. | ||
4 | Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности | ||
5 | Генентический код. Матричный характер синтеза. | ||
6 | Применение правила комплементарности. | ||
7 | Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле. | ||
8 | Особенности строения хромосом. | ||
9 | Цитологические основы митоза и мейоза. | ||
10 | Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания. | ||
11 | Первый и второй законы Г. Менделя. | ||
12 | Доминирование признаков (полное и неполное). | ||
13 | Анализирующее и возвратное скрещивание. | ||
14 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. | ||
17 | Соотношение полов в естественных условиях. | ||
18 | Половые хромосомы и аутосомы. | ||
19 | Методы изучения генетики человека. | ||
20 | Составление родословных. | ||
21 | Наследственные болезни человека. | ||
22 | Медико-генетические консультации | ||
23 | Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости. | ||
24 | Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости. | ||
25 | Модификационная и мутационная изменчивость | ||
26 | Популяция. Динамика популяций. | ||
27 | Популяция. Динамика популяций. Закон Харди-Вайнберга | ||
28 | Популяция. Динамика популяций Закон Харди-Вайнберга. | ||
29 | Селекция. | ||
30 | Формы отбора. | ||
31 | Классификация типов скрещивания. | ||
32 | Гетерозис. | ||
33 | Формы отбора. Классификация типов скрещивания. Гетерозис. | ||
34 | Подведение итогов курса. | ||
35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...