Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 29, учебного плана МБОУ СОШ № 29.
Курс обучения в 8 классе рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели обучения:
- Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные) и устный опрос.
В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии представлен в предметной области «естественные науки».
Уровень изучения предмета «Биология» - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часов в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту Примерной программы по биологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ к УМК «Сфера жизни» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностным результатом изучения предмета «Биология» является формирование следующих умений и качеств:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы.
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
- Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
3. Содержание учебного предмета.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания
органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
4. Тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов | Формы и виды контроля |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира. | 2 | |
Раздел 2. Происхождение человека. | 2 | |
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 7 | |
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека. | 4 | |
Раздел 5. Координация и регуляция. | 10 | Зачет № 1 |
Раздел 6. Опора и движение. | 8 | Зачет № 2 |
Раздел 7. Внутренняя среда организма. | 3 | |
Раздел 8. Транспорт веществ. | 4 | |
Раздел 9. Дыхание. | 5 | Зачет № 3 |
Раздел 10. Пищеварение. | 5 | |
Раздел 11. Обмен веществ и энергии. | 2 | |
Раздел 12. Выделение (2 часа). | 2 | |
Раздел 13. Покровы тела. | 3 | Зачет №4 |
Раздел 14. Размножение и развитие организма. | 3 | |
Раздел 15. Высшая нервная деятельность. | 5 | Итоговая КР |
Раздел 16. Человек и его здоровье. | 4 | |
Резервное время. | 1 | |
Итого: | 70 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера Уроков | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 А | 8 Б | 8 Г | 8А | 8Б | 8Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1.Место человека в системе органического мира (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них. | Объясняют место человека в системе органического мира. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человека и приматов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Происхождение человека (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. | Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | Определяют характерные черты рас человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 час). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Краткая история развития знаний об организме. | Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Вклад Гиппократа в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Вклад Клавдия Галена в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Вклад Леонардо да Винчи в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Вклад Андреаса Везалия в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Вклад Н.И. Пирогова в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Вклад И.И. Мечникова в развитие знаний об организме человека | Делают сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4.Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Клеточное строение организма. | Характеризуют основные компоненты клеток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. | Характеризуют основные компоненты тканей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Лаб. работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | Объясняют взаимосвязь строения и функций строения и функций тканей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Практ. работа № 1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов». | Распознают на таблицах органы и системы органов человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервно-гуморальная регуляция. | Объясняют механизм действия гормонов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Вегетативная и соматическая части нервной системы. | Выделяют структурные компоненты нервной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Рефлекс; проведение нервного импульса. Спинной мозг, строение и функции. | Объясняют строение рефлекторной дуги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Головной мозг, строение и функции. | Выделяют основные структурные компоненты головного мозга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Полушария большого мозга. | Выявляют функциональные области больших полушарий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Строение, функции и гигиена органов зрения. | Выявляют признаки строения и функционирования органа зрения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Органы слуха и равновесия. Предупреждение нарушения слуха. | Выявляют признаки строения и функционирования органа слуха | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Органы осязания, вкуса и обоняния. | Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Зачет № 1 «Координация и регуляция». | Выполняют тестовые задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Опора и движение (8 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Строение, состав костей. Типы соединения костей. Практ. работа № 2 «Изучение внешнего строения костей». | Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. | Распознают части скелета на наглядных пособиях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | Характеризуют меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Мышечная система. Строение и развитие мышц. | Характеризуют особенности строения скелетных мышц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Основные группы мышц, их функции. | Распознают на таблицах основные группы мышц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. | Объясняют механизмы мышечного сокращения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | Объясняют роль двигательной активности для здоровья человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Зачет № 2 «Опора и движение». | Выполняют тестовые задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7.Внутренняя среда организма (3 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови. | Выделяют признаки внутренней среды организма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Лаб. работа № 2 «Изучение строения крови под микроскопом». | Работают с микроскопами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | Объясняют виды иммунитета. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Органы кровообращения. | Изучают по таблицам строение системы кровообращения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Круги кровообращения. | Изучают круги кровообращения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Работа сердца. | Объясняют работу сердца, используя таблицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Движение крови по сосудам. Заболевания Сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Делают сообщения о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. Дыхание (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение органов дыхания. | Изучают по таблицам строение дыхательной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | Объясняют газообмен в тканях и легких | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. | Объясняют механизм регуляции дыхания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Делают сообщения о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Зачет № 3 «Кровообращение. Дыхание». | Выполняют тестовую работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 10. Пищеварение (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение. | Обсуждают значение пищи для организма человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции пищеварительной системы. | Изучают пищеварительные процессы в ротовой полости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Пищеварение в желудке. | Изучают пищеварение в желудке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Пищеварение в кишечнике. | Изучают пищеварение в кишечнике | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Делают сообщения о профилактике кишечных заболеваний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | Изучают метаболические процессы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | Витамины, их роль в организме. | Делают сообщения о витаминах и их роли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 12. Выделение (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | Органы выделения. Строение и функции почек. | Изучают строение выделительной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | Делают сообщения о профилактике заболеваний выделительной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 13. Покровы тела (3 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. | Изучают строение кожи по таблицам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Делают сообщения о приемах оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Зачет № 4 «Выделение. Кожа». | Выполняют проверочный тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 14. Размножение и развитие организма (3 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Система органов размножения; строение и гигиена. | Изучают строение системы размножения по таблицам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Внутриутробное развитие организма. Роды. Развитие после рождения. | Разбирают по учебнику этапы развития организма человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | Делают сообщения о наследственных заболеваниях, и заболеваниях, передающихся половым путем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения. | Обсуждают процессы, лежащие в основе поведения человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Делают сообщения о биологических ритмах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. | Обсуждают особенности ВНД человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Индивидуальные особенности личности. | Дают характеристику индивидуальным особенностям личности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Гигиена умственного труда. Итоговая КР | Делают сообщения о гигиене умственного труда Выполняют контрольную работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | Обсуждают приемы первой помощи при ЧС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | Обсуждают вредные привычки человека и влияние окружающей среды на здоровье человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Обсуждают правила ЗОЖ |
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. 8 класс. Человек. : учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.:Дрофа, 2017-18. Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...