Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Близнюк Елена Геннадьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prorgamma_8_klass.docx522.37 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\завуч\Pictures\img176.jpg

1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии  для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 29, учебного плана МБОУ СОШ № 29.

Курс обучения в 8 классе рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю.

Цели обучения:

  • Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи обучения:

  •        Формирование целостной научной картины мира;
  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • Овладение научным подходом к решению различных задач;
  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

       Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии.            Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

       Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные) и  устный опрос.

В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии  представлен в предметной области «естественные науки».

Уровень изучения предмета «Биология» - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2  учебных часов в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту Примерной программы по биологии  для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ к УМК «Сфера жизни» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.


2. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностным результатом изучения предмета «Биология» является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценка экологического риска  взаимоотношений человека и природы.
  • формирование  экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • Знать особенности  организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к  определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


3. Содержание учебного предмета.

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания

органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

 Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.  Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.   Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система.   Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

 Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.      Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

4. Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Раздел 1. Место человека в системе органического мира.

2

Раздел 2.  Происхождение человека.

2

Раздел 3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

7

Раздел 4.  Общий обзор строения и функций организма человека.

4

Раздел 5.  Координация и регуляция.

10

Зачет № 1

Раздел 6.  Опора и движение.

8

Зачет № 2

Раздел 7.  Внутренняя среда организма.

3

Раздел 8.  Транспорт веществ.

4

Раздел 9.  Дыхание.

5

Зачет № 3

Раздел 10. Пищеварение.

5

Раздел 11. Обмен веществ и энергии.

2

Раздел 12. Выделение (2 часа).

2

Раздел 13. Покровы тела.

3

Зачет №4

Раздел 14. Размножение и развитие организма.

3

Раздел 15. Высшая нервная деятельность.

5

Итоговая КР

Раздел 16. Человек и его здоровье.

4

Резервное время.

1

        Итого:

70


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Номера

Уроков

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

8 А

8 Б

8 Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1.Место человека в системе органического мира (2 часа).

1

Место человека в системе органического

мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них.

Объясняют место человека в системе органического мира.

2

Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человека и приматов.

Раздел 2. Происхождение человека (2 часа).

3

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. 

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.

4

Этапы и факторы становления человека.

Расы человека, их происхождение и единство.

Определяют характерные черты рас человека

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и

функциях организма человека (7 час).

5

Краткая история развития знаний об организме.

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья

6

Вклад Гиппократа в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

7

Вклад Клавдия Галена в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

8

Вклад Леонардо да Винчи в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

9

Вклад Андреаса Везалия в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

10

Вклад Н.И. Пирогова в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

11

Вклад И.И. Мечникова в развитие знаний об организме человека

Делают сообщения

Раздел 4.Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа).

12

Клеточное строение организма.

Характеризуют основные компоненты клеток.

13

Ткани: эпителиальная, мышечная,

соединительная, нервная.

Характеризуют основные компоненты тканей.

14

Лаб. работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Объясняют взаимосвязь строения и функций строения и функций тканей

15

Органы человеческого организма.

Системы  органов. Взаимосвязь органов

и систем органов как основа гомеостаза.

Практ.  работа № 1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».

Распознают на таблицах органы и системы органов человека

Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов).

16

Гуморальная регуляция. Железы

внутренней секреции.

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма.

17

Роль гормонов в обмене веществ, росте и

 развитии организма.

Нервно-гуморальная регуляция.

Объясняют механизм действия гормонов

18

Нервная регуляция. Значение нервной

системы. Отделы нервной системы:

центральный и периферический. Вегетативная и соматическая части

нервной системы.

Выделяют структурные компоненты нервной системы

19

Рефлекс; проведение нервного импульса.

Спинной мозг, строение и функции.

Объясняют строение рефлекторной дуги

20

Головной мозг, строение и функции.

Выделяют основные структурные компоненты головного мозга

21

Полушария большого мозга.

Выявляют функциональные области больших полушарий

22

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Строение, функции и

гигиена  органов зрения.

Выявляют признаки строения и функционирования органа зрения

23

Органы слуха и равновесия. Предупреждение нарушения слуха.

Выявляют признаки строения и функционирования органа слуха

24

Органы осязания, вкуса и обоняния.

Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств

25

Зачет № 1 «Координация и регуляция».

Выполняют тестовые задания

Раздел 6. Опора и движение (8 часов).

26

Строение, состав костей. Типы

соединения    костей.

Практ. работа № 2 «Изучение внешнего строения костей».

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека.

27

Скелет человека, его отделы: осевой

скелет,  скелеты поясов конечностей.

Распознают части скелета на наглядных пособиях.

28

Заболевания опорно-двигательной

системы и их профилактика.

Характеризуют меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата

29

Мышечная система. Строение и развитие мышц.

Характеризуют особенности строения скелетных мышц.

30

Основные группы мышц, их функции.

Распознают на таблицах основные группы мышц.

31

Работа мышц. Роль нервной системы в       регуляции работы мышц.

Объясняют механизмы мышечного сокращения

32

Роль двигательной активности

в развитии    аппарата опоры и движения человека.

Объясняют роль двигательной активности для здоровья человека

33

Зачет № 2 «Опора и движение».

Выполняют тестовые задания

Раздел 7.Внутренняя среда организма (3 часа).

34

Внутренняя среда организма. Кровь, её функции.

Клетки крови. Плазма крови.

Выделяют признаки  внутренней среды организма

35

Лаб. работа № 2 «Изучение строения

крови под микроскопом».

Работают с микроскопами

36

Иммунитет. Тканевая совместимость и  переливание крови.

Объясняют виды иммунитета.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа).

37

Органы кровообращения.

Изучают по таблицам строение системы кровообращения

38

Круги кровообращения.

Изучают круги кровообращения

39

Работа сердца.

Объясняют работу сердца, используя таблицы

40

Движение крови по сосудам. Заболевания

Сердечно-сосудистой системы, их

предупреждение. Приемы оказания первой

помощи при кровотечениях.

Делают сообщения о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

Раздел 9. Дыхание (5 часов).

41

Значение дыхания. Органы дыхания.

Строение органов дыхания.

Изучают по таблицам строение дыхательной системы

42

Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения.

Объясняют газообмен в тканях и легких

43

Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания.

Объясняют механизм регуляции дыхания

44

Заболевания органов дыхания и их

профилактика.

Делают сообщения о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

45

Зачет № 3 «Кровообращение. Дыхание».

Выполняют тестовую работу

Раздел 10. Пищеварение (5 часов).

46

Пища как биологическая основа жизни.

Пищевые продукты и питательные

вещества и их превращение в организме. Пищеварение.

Обсуждают значение пищи для организма человека

47

Пищеварение в ротовой полости.

Строение и функции пищеварительной системы.

Изучают пищеварительные процессы в ротовой полости

48

Пищеварение в желудке.

Изучают пищеварение в желудке

49

Пищеварение в кишечнике.

Изучают пищеварение в кишечнике

50

Гигиена питания. Профилактика пищевых

отравлений, кишечных инфекций,

гепатита.

Делают сообщения о профилактике кишечных заболеваний

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа).

51.

Обмен веществ и превращение энергии.

Пластический и энергетический обмен.

Изучают метаболические процессы

52.

Витамины, их роль в организме.

Делают сообщения о витаминах и их роли

Раздел 12. Выделение (2 часа).

53.

Органы выделения. Строение и функции почек.

Изучают строение выделительной системы

54.

Предупреждение заболеваний

мочевыделительной системы.

Делают сообщения о профилактике заболеваний выделительной системы

Раздел 13. Покровы тела (3 часа).

55.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Роль кожи в теплорегуляции.

Изучают строение кожи по таблицам

56

Уход за кожей, волосами, ногтями.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Делают сообщения о приемах оказания первой помощи при травмах,

ожогах, обморожениях

       

57

Зачет № 4 «Выделение. Кожа».

Выполняют проверочный тест

Раздел 14. Размножение и развитие организма (3 часа).

58

Система органов размножения;

строение и гигиена.

Изучают строение системы размножения по таблицам

59

Внутриутробное развитие организма. Роды.

Развитие после рождения.

Разбирают по учебнику этапы развития организма человека

60

Наследственные и врожденные заболевания.

Инфекции, передающиеся  половым путем, их профилактика.

Делают сообщения о наследственных заболеваниях, и заболеваниях, передающихся половым путем

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов).

61

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.

Обсуждают процессы, лежащие в основе поведения человека

62

 Биологические ритмы. Сон и его значение.

Делают сообщения о биологических ритмах

63

Особенности высшей нервной деятельности

человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции.

Обсуждают особенности ВНД человека

64

Индивидуальные особенности личности.

Дают характеристику индивидуальным особенностям личности

65

Гигиена умственного труда.

Итоговая КР

Делают сообщения о гигиене умственного труда

Выполняют контрольную работу

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа).

66

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом,  

спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и  венозного кровотечений».

Обсуждают приемы первой помощи при ЧС

67

Факторы риска. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Обсуждают вредные привычки человека и влияние окружающей среды на здоровье человека

68

Соблюдение санитарно-гигиенических

норм и правил здорового образа жизни.

Обсуждают правила ЗОЖ


Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. 8 класс. Человек. : учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.:Дрофа, 2017-18. Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

C:\Users\завуч\Pictures\img175.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...