Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Близнюк Елена Геннадьевна

Рабочая проргамма 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10.docx521.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\завуч\Pictures\img178.jpg

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказом  № 1089, примерной образовательной программы по биологии, учебного плана МБОУ СОШ № 29.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  основной общеобразовательной  школы  по  учебнику «Биология. Общая биология. 10 класс», авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва. Дрофа. 2014. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 10 класс,  относится к УМК  В.И. Сивоглазова и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2018-2019 учебный год.  Учебник «Биология. Общая биология. 10 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 35 часов, 1 час в неделю, что соответствует  учебному плану МБОУ СОШ № 29.

            Данная программа направлена на социолизацию обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

             Помимо этого программа призвана обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки; развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания; овладение учебно – познавательными и ценностно – смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения; формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Курс предусматривает проведение следующей лабораторной работы:

- № 1 ««Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

                                                           СОДЕРЖАНИЕ  

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Раздел 1. (3 часа)

 Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

КЛЕТКА.  Раздел  2.  (11  часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.БэрМ.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.  Ген. Генетический код.  Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов

ОРГАНИЗМ. Раздел 3. (19 часов)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория  наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Селекция. Учение  Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения  культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (2 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название темы

Кол-во часов

Форма и вид контроля

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

3

Раздел 2. Клетка.

11

КР-1

Раздел 3. Организм.

19

КР-2

Резервное время.

2

Итого:

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номера

Уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

А

Б

А

Б

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа).

1

Краткая история развития биологии.

2

Сущность жизни и свойства живого.

3

Уровни организации живой материи.

Раздел 2. Клетка (11 часов).

4

История изучения клетки. Клеточная теория.

5

Химический состав клетки.

6

Неорганические вещества клетки.

7

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

8

Органические вещества.  Углеводы. Белки.

9

Органические вещества. Нуклеиновые

кислоты.

10

Эукариотическая  клетка. Цитоплазма. Органоиды. Л. Р. № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

11

Клеточное ядро. Хромосомы.

12

Прокариотическая  клетка.

13

Реализация наследственной информации в клетке.

14

Неклеточная форма жизни: вирусы. КР

Раздел 3. Организм (19 часов).

15

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

16

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

17

Пластический обмен. Фотосинтез.

18

Деление клетки. Митоз.

19

Размножение: бесполое и половое.

20

Образование половых клеток. Мейоз.

21

Оплодотворение.

22

Индивидуальное развитие организмов.

23

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

24

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетики.

25

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Пр. работа № 1 «Составление простейших схем скрещивания».

26

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Пр. работа №2 «Решение элементарных генетических задач».

27

Хромосомная теория наследственности.

28

Современные представления о гене и геноме.

29

Генетика пола.

30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

31

Генетика и здоровье человека. КР

32

Селекция: основные методы и достижения.

33

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Резервное время (2 часа).

34

Повторение химического состава клетки.

35

Повторение закономерностей наследственности и изменчивости.

Итого: 35 часов.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Наглядные пособия (таблицы):

1. Уровни организации живого.

2. Строение ДНК.

3. Генетический код.

4. Синтез белка.

5. Строение и уровни организации белка.

6. Строение и функции нуклеиновых кислот.

7. Структура и функции белков.

8.  Строение и функции углеводов.

9.  Строение и функции липидов.

10.Строение клетки.

11. Деление клетки.

12. Метаболизм.

13. Фотосинтез.

14. Типы питания.

15. Многообразие живых организмов.

16. Разнообразие эукариотических клеток.

Список   литературы:

1.В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология. 10 класс», Москва. Дрофа. 2018.

2.И.Б. Морзунова, Г.М. Пальдяева. Биология. 10 – 11 классы: Рабочие программы. – М.: Дрофа, 2015.

5.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. – М.: Высшая школа, 2015.

6.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. 9 – 11 классы. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

C:\Users\завуч\Pictures\img175.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...