Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Близнюк Елена Геннадьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_biologiya.docx541.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\завуч\Pictures\img174.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное приложение к рабочей программе ООП ООО по учебному предмету «Биология» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной образовательной программы по     биологии, рабочих программ по биологии для 5-9 классов (изд. «Дрофа», Москва, 2016) системы учебников «Вертикаль» - концентрическая «Сфера жизни», базисного учебного плана,   основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №29, Учебного плана МБОУ СОШ №29 на 2018-2019 учебный год и предназначено  для изучения    биологии  в 6   классе общеобразовательной школы по УМК   Н.И. Сонина «Биология. 5-9 классы (концентрический курс)».

В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 29  учебный предмет «Биология» относится к предметной области  «естественно – научные предметы». На изучение учебного предмета «биология» отводится  35  часов в год (1 час  в неделю).

Цели изучения биологии в 6 классе:

  • систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении курса  начальной школы, курса «Введение в биологию. 5 класс»;
  • приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  •  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Основные задачи обучения (биологического образования):

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.


2. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностным результатом изучения предмета «Биология» является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценка экологического риска  взаимоотношений человека и природы.
  • формирование  экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты  направлены на овладение учащимися следующими умениями и навыками:

  • распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
  • исследовать строение основных органов растений;
  • определять основные черты различия в строении растительной и животной клетки;
  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
  • обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
  • определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности живых организмов;
  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
  • исследовать строение отдельных органов живых организмов;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • проводить наблюдения за растениями животными;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей;
  • различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
  •  участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живо природы);
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


3. Содержание учебного предмета

     Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 часов).

     Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час).

     Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

     Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа).

     Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

     Лабораторные и практические работы.  

     Определение состава семян пшеницы.

     Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система (2 часа).

     Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

     Лабораторные и практические работы.  

     Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

     Тема 1.4. Деление клетки (1 час).

     Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.

     Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 час).

     Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

     Лабораторные и практические работы.  

     Ткани живых организмов.

     Тема 1.6. Органы и системы органов (3 часа).

Понятие орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значения корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов.

     Лабораторные и практические работы.  

     Распознавание органов растений и животных.

     Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 час).

     Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

     Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 часов).

     Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа).

     Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные  животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Особенности строения пищеварительных систем животных.

     Тема 2.2. Дыхание (2 часа).

     Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

     Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа).

     Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

     Демонстрация.

     Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепарат «Строение клеток крови человека».

     Лабораторные и практические работы.  

     Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

     Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 часа).

     Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

     Тема 2.5. Опорные системы (1 час).

     Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

     Демонстрация.

     Раковины моллюсков.

     Лабораторные и практические работы.

     Разнообразие опорных систем.

     Тема 2.6. Движение (2 часа).  

     Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

     Лабораторные и практические работы.  

     Движение инфузории туфельки.

     Перемещение дождевого червя.

     Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа).

     Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс. Инстинкт.

     Тема 2.8. Размножение (2 часа).

     Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

     Демонстрация.

     Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

     Лабораторные и практические работы.  

     Вегетативное размножение комнатных растений.

     Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа).

     Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

   

     Демонстрация.

     Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.

     Лабораторные и практические работы.  

     Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

     Тема 2.10. Организм как единое целое (1 час).

     Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной  систем. Организм функционирует как единое целое. Организм – биологическая система.

     Раздел 3. Организм и среда. Биологическое краеведение (6 часов).

     Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 час).

     Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

     

     Тема 3.2. Природные сообщества(1 часа).

     Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

     Тема 3.3. Растительный мир Московской области (1 час).

     Тема 3.4. Животный мир Московской области (1 час).

     Тема 3.5. Природные сообщества  Московской области (1 час).

     Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии за 6 класс. Обсуждение заданий на лето (1 час).

     

     


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела/темы

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

1

Тема 1.2. Химический состав клеток.

2

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система.

2

Тема 1.4. Деление клетки.

1

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

1

Тема 1.6. Органы и системы органов.

3

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.

1

КР

Всего

11

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов.

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

2

Тема 2.2. Дыхание.

2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.

2

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии.

2

Тема 2.5. Опорные системы.

1

Тема 2.6. Движение (2 часа).  

2

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

2

Тема 2.8. Размножение.

2

Тема 2.9. Рост и развитие.

2

Тема 2.10. Организм как единое целое (1 час).

КР

Всего

18

Раздел 3. Организм и среда. Биологическое краеведение.

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

1

Тема 3.2. Природные сообщества.

1

Тема 3.3. Растительный мир Московской области.

1

Тема 3.4. Животный мир Московской области.

1

Тема 3.5. Природные сообщества  Московской области.

1

КР

Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии за 6 класс. Обсуждение заданий на лето.

1

Всего

6

Итого

35

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно – методическое пособие / Сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2016.
  2. Рабочая программа по биологии. 6 класс.  К УМК Н.И. Сонина / Сост. В.Н. Мишакова. М.: Вако, 2016.
  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016.

 Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по биологии,  входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.

  1. Томанова З.А., Сивоглазов В.И.. Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И. М.: Дрофа, 2014.

C:\Users\завуч\Pictures\img175.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...