Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Близнюк Елена Геннадьевна

5 класс рабочая программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx382.69 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\завуч\Pictures\img173.jpg

1.  Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии  для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 29, учебного плана МБОУ СОШ № 29.

Курс обучения в 5 классе рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Цели обучения:

       - систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

       - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

       - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

       - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

       В основу данного курса положен системно  -  деятельностный подход.

Задачи обучения:

       - формирование целостной научной картины мира;

       - понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

       - овладение научным подходом к решению различных задач;

       - овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

       Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

       Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии.            Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

       Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные) и  устный опрос.

В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии  представлен в предметной области «естественные науки».

Уровень изучения предмета «Биология» - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1  учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту Примерной программы по биологии  для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ к УМК «Сфера жизни» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.


2. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностным результатом изучения предмета «Биология» является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценка экологического риска  взаимоотношений человека и природы.
  • формирование  экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметным результатом является сформированность следующих умений:

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словаряхи справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


3. Содержание учебного предмета, курса.

( 34 часа, 1  час в неделю)

Часть 1.  Живой организм: строение и изучение (8 часов).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный  химический  состав,  обмен  веществ  и  энергии,   питание,  дыхание,   выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные работы:

 - № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»;

 - № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»;

 - № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»;

 - № 4 «Определение состава семян пшеницы».

Часть 2.  Многообразие живых организмов (14 часов).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Часть 3. Среда обитания живых организмов (6 часов).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практическая работа:

- № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных».

Часть 4. Человек на Земле (5 часов).

            Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая работа:

             - № 2 «Измерение своего роста и массы тела».

Обобщение (2 часа).

Растительный мир вашего региона (Московской области). Биология как наука о живом организме.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Формы и виды контроля

1

Живой организм: строение и изучение

8

2

Многообразие живых организмов

14

3

Среда обитания живых организмов

6

4

Человек на Земле

5

5

Обобщение

2

Итоговая контрольная работа

ИТОГО

35


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

Номера

уроков

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

А

Б

В

А

Б

В

Часть 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

1

Что такое живой организм.

Сравнивает разные живые организмы.

Формирует понятие «живой организм».

Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах.

Доказывает  связь живой и неживой природы.

2

Наука о живой природе.

Показывает рисунки, связанные с природой.

Противопоставляет различные науки о природе.

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает.

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.

Осмысливает разнообразие наук о природе.

3

Методы изучения природы. Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Знакомится с  методами изучения природы.

Выделяет особенности основных методов, применяемых в биологии. Знакомится с оборудованием для научных исследований.

4

Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

Изучает историю изобретения увеличительных приборов, устройство лупы, основных частей микроскопа и их предназначение. Осваивает правила работы с увеличительными приборами. Проводит  наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания. Осмысливает методы изучения природы.

5

Живые клетки.

Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Знакомится с историей открытия и понятием «клетка». Изучает на рисунках различные виды клеток и различные их структуры.

Объясняет причину их отличия. Распознает части клетки: органоиды. Сравнивает животную и растительную клетки, выявляет их отличия. Осознает единство строения клеток. Моделирует строение клеток.

6

Химический состав клетки.

Л..Р. №  4  «Определение

состава  семян  пшеницы».

Учится при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах

растений. Перечисляет  химические элементы, входящие в состав живых организмов.

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы.

Знакомится с названиями химических веществ клетки. Приводит примеры органических и неорганических веществ. Изучает их роль в организме. Изучает химический состав семян.

Обобщает знания о клетке, доказывает единство происхождения клеток

7

Вещества и явления в окружающем мире.

Знакомится с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; получает представление об основных физических и химических природных явлениях.

8

Великие

естествоиспытатели.

Знакомится с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии. Запоминает имена ученых и их значение для биологии. Формулирует  оценку

вклада ученых-биологов в развитие науки.

Изучает  роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе.

Часть 2. Многообразие живых организмов (14 ч).

9

Как  развивалась жизнь на Земле.

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле. Различает древних животных и растений  по картинкам. Комментирует первичность водных обитателей. Объясняет необходимые изменения у животных  при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов. Дает определение Эволюции органического мира. Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

10

Разнообразие  живого.

Сравнивает представителей царств живой природы. Приводит примеры основных представителей царств живой природы. Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы.

Определяет предмет изучения систематики.

Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов  систематики. Понимает принцип современной  классификации живых организмов.

11

Бактерии.

Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств. Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Изучает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Получает представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека.

12

Грибы.

Знакомится  с царством Грибов, его особенностями. Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело).

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты).

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые. Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство).

Описывает значение основных групп грибов, а также их положительную и отрицательную роль

в жизни человека.  

13

Растения. Водоросли.

Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез). Приводит примеры систематических групп растений.

Узнает особенности строения и распространения водорослей. Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение. Описывает значение водорослей в природе и для человека.

14

Мхи.

Знакомится с мхами (появление органов и спор) (особенностями строения и размножения).

Сравнивает строение водоросли и мха.

Понимает причину их отличия (растения суши).

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума. Учится определять значение мхов в природе и в жизни человека

15

Папоротники.

Распознает листья со спорами  папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов. Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов.

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле. Понимает происхождение каменного угля и нефти. Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник.

16

Голосеменные растения.

Знакомится с многообразием голосеменных.

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. Выясняет отличие споры от семени. Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья. Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения). Приводит примеры использования голосеменных растений человеком.

17

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных (цветок, плод). Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых. Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет  и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания.

18

Значение растений в природе и жизни человека.

Выстраивает эволюционное направление развития растений. Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу).

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны,

секвои…). Приводит примеры  роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные).

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений. Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу.

19

Животные. Простейшие.

Приводит примеры животных. Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими. Отличает Простейших от бактерий. Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия). Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения.

20

Беспозвоночные.

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных). Усваивает главный принцип деления животных на позвоночных и

беспозвоночных. Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих.

Распознает беспозвоночных животных по типам.

Определяет наиболее распространенный тип.

21

Позвоночные.

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных. Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания. Распознает позвоночных животных по классам. Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный. Анализирует и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомится с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…

22

Значение животных в природе и жизни человека.

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные,  паразиты, ядовитые).

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных. Осваивают навыки содержания домашних животных.

Часть 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).

23

Три среды обитания живых организмов.

Знакомится с тремя средами обитания.

Характеризует условия каждой из них. Учится выделять особенности живых организмов, сформированные средой обитания.

24

Приспособленность организмов к разным средам обитания.

Учится выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от  среды обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания.

25

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка.

Учится находить Евразию, Северную Америку и Африку на карте. Получает  элементарные представления о животном и растительном мире, учится видеть различия животного и растительного мира, систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира этих  материков.

26

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида. П.Р. № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных».

Учится находить Южную Америку, Австралию и Антарктиду на карте. Получает  элементарные представления о животном и растительном мире, учится видеть различия животного и растительного мира, систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира этих  материков. Учится работать с атласом-определителем.

27

Природные  зоны  Земли.

Перечисляет природные зоны Земли. Понимает причины их смены. Характеризует положение и условия основных природных зон: тундра, тайга, широколиственный и смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес. Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

28

Жизнь в морях и океанах.

Приводит примеры морских обитателей.

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество. Осознает роль Мирового океана на планете.

Часть 4. Человек на Земле (5 ч).

29

Как человек появился на Земле.

Учится давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку. Знакомится с основными этапами эволюции человека. Учится видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека.

30

Как  человек изменил Землю.

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности.

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый

эффект). Предлагает свои пути решения экологических проблем.


31

Жизнь под угрозой.

Называет исчезнувшие виды растений и животных. Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в нашем регионе. Понимает причины исчезновения видов. Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия и решения экологических проблем.

32

Не станет ли Земля пустыней?

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты, учится решать элементарные экологические задачи.

33

Здоровье человека и

безопасность жизни.   П.Р. № 2 «Измерение своего роста и массы тела».

Формулирует понятие Здорового образа жизни.

Запоминает ядовитые растения и животные.

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных. Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и

выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Учится методике правильного измерения своего роста и массы тела.

Обобщение (2 ч).

34

Итоговая контрольная работа

Учится обобщать ранее изученный материал.

35

Биология как наука о живом организме.

Учится обобщать ранее изученный материал.

Итого

35 часов


6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Печатные пособия:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014
  2. . Примерная программа   основного  общего образования по биологии 5-9 классы.

М: Просвещение, 2013г.

3.Тесты по биологии  5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен

2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Микроскопы.

Посуда и принадлежности для опытов.

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по      биологии.

3.Демонстрационные печатные пособия:

Таблицы «  Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения».

Комплект таблиц «  Строение и систематика

цветковых растений»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...