задачи по генетике
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshaem_zadachi_po_genetike.docx | 105.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Решаем задачи по генетике.
Задачи по генетике очень часто являются достаточно сложными и вызывают затруднения у обучающихся. Однако сами задания и их решение является одним из способов усвоения теоретического материала.
Также такие задачи все чаще входят в задания части С единого государственного экзамена по биологии. И отнюдь - они не легкие. Это позволяет понять уровень подготовки учащихся по биологии
Задачи по генетике способствуют развитию у обучающихся творческого подхода к решению; логического и аналитического мышления; отражают тесную связь между теорией и практикой. Это позволить учителю контролировать степень освоенности учебным материалом и вовремя внести коррективы.
В этой статье я приведу несколько основных правил, которыми необходимо руководствоваться при решении генетических задач.
Рекомендации к решению задач по генетике:
- Условие задачи
Задачи необходимо решать или во время объяснения материала, или сразу после него. Условие задачи должно быть интересным, захватывающим, отражать в полной мере необходимую для решения информацию.
Главное понять, что необходимо определить и какой арсенал у нас для этого имеется.
Целесообразнее составить схему «Ген - признак».
- «Ген - признак»
При составлении схемы нужно четко из условия задачи выяснить какой признак является доминантным , а какой – рецессивным, и где они располагаются (в половых хромосомах или аутосомах)
Генетическая символика
Введение новых понятий или символов нужно проводить в ходе или после решения типовых заданий, когда появляется в этом потребность. В генетике уже установились основные правила обозначения генов, контролирующих те или иные признаки организма, для этого используют буквы латинского алфавита.
Познакомимся с основными символами:
- А – доминантный ген
- а – рецессивный ген
- Р – родители
- X – знак скрещивания
- - мужская особь
- - женская особь
- ХD – доминантный ген, сцеплен с полом
- Хd – рецессивный ген, сцеплен с полом
- АВ - сцепленные гены (лежат в одной хромосоме)
- G – гаметы
- F1 – гибридное поколение, где цифрой обозначают какое по счету гибридное поколение (F2, F3)
- АА – моногомодоминантный генотип (монодоминантная гомозигота)
- Аа – моногетерозиготный генотип (моногетрозигота)
- аа – моногоморецессивный генотип (монорецессивная гомозигота)
- ААВВ – дигомодоминантный генотип (дидоминантная гомозигота)
- АаВв – дигетерозиготный генотип (дигетерозигота)
- аавв – дигоморецессивный генотип (дирецессивная гомозигота)
Есть ряд генов, несущие тот или иной признак, которые очень часто обозначают первой буквой слова, связанной с названием признака, например:
Rh/rh – резус-фактор
XD /Хd – дальтонизм
ХН/Хh - гемофилия
- Схема скрещивания.
После определения доминантности и рецессивности признаков и составления «Дано:», необходимо построить схему скрещивания. Для этого обозначить родительские организмы буквой Р и написать соответствующий генотип или фенотип (если это возможно по условию задачи). При записи схемы скрещивания на первое место принято ставить обозначения особи женского пола, на второе – мужского. Тогда можно не ставить перед каждой скрещиваемой формой символ, который уточняет пол. Например,
Р голубые глаза Х карие глаза
Между ними ставится знак скрещивания. Определяем генотип и
записываем гаметы:
Р голубые глаза Х карие глаза
аа А А
G а А
Каждый тип гамет можно, но необязательно помещать в кружок. Однако ставить запятую, точку с запятой или др. знак между гаметами не рекомендуется.
Далее схему скрещивания рассмотрим на конкретном примере.
Голубоглазая женщина выходит замуж за кареглазого мужчину, у них рождаются двое детей, которые тоже имеют голубые глаза. Определите генотипы и фенотипы всех членов семьи. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с карими глазами?
Определяем схему «Ген - признак». Известно, что голубые глаза – это рецессивный ген, следовательно карие – доминантные:
Дано:
А – ген карих глаз
А – ген голубых глаз
Известные гены располагаются в аутосомах.
Генотип отца - ?
Генотипы детей?
Р голубые глаза Х карие глаза
аа А –
G а А -
Генотип отца полностью неизвестен, поэтому используем знак «-»
Далее от знака скрещивания проводим длинную стрелку до строки, где будут располагаться потомки.
Р голубые глаза Х карие глаза
аа А –
G а А -
F1 Аа, аа
Скрестив гаметы между собой получаем в F1 : Аа и аа (по условию задачи нам известно, что у их рожденных детей голубые глаза). Значит, генотип отца: Аа.
Ответ: 50% детей с голубыми глазами (аа), 50% детей - с карими (Аа). Генотип отца Аа.
Данная схема скрещивания отражает так называемый один уровень, но если в условии задачи есть данные о родителях родителей будущего ребенка (бабушках и дедушках), то приходится изображать более сложную схему (многоуровневую). Тогда бабушки и дедушки обозначают Р, молодых людей, вступающих в брак – F1 , ну а их детей F2.
4.Для упрощения решения любой генетической задачи рекомендуют строить решетку Пеннета.
аа А- | ||
Разделим левый верхний прямоугольник прямой линией на два треугольника, куда заносим информацию о генотипах родителей.
Далее заносим типы гамет (в верхней горизонтали записываем женские гаметы, в левую вертикаль - мужские).
аа А--- | а |
а |
А | ||
--- |
Теперь на пересечении горизонталей и вертикалей вносим все возможные сочетания генов (варианты слияния гамет)
аа А--- | а |
а |
А | Аа | Аа |
--- |
По условию задачи нам известно, что рожденные дети имели голубые глаза, а это рецессивные признаки, значит второй ген отца а.
Записываем его в решетку:
аа Аа | а |
а |
А | Аа | Аа |
а | аа | аа |
И далее сочетаем гаметы.
Отсюда видно в каком соотношении появились потомки и далее рассчитать вероятность в % или в долях не составляет труда.
½ Аа – дети с карими глазами - это 50% от общего числа потомков
½ аа – дети с голубыми глазами – это 50% от общего числа потомков.
5.Формулировка ответа.
После окончания решения задачи необходимо правильно сформулировать ответ, он должен быть кратким и точным.
Поэтому целесообразнее обратиться еще раз к условию задачи и внимательно прочитать вопрос.
а) если задан вопрос: «Какова вероятность…?», то ответ должен быть выражен в долях, частях или процентах.
б) если в результате решения задачи является невозможность получения положительного ответа на вопрос: «Какова вероятность…?», то ответ должен быть отрицательным: вероятность равна нулю.
в) если при решении задач возникает несколько вариантов ответов, то необходимо привести все результаты ответов, написав их через запятую.
Внимательное изучение различных пособий, специализированных книг, а также данных рекомендаций помогут всем, кто хочет научиться решать задачи по генетике.
Список используемой литературы:
- «Генетика», З.С. Киселева, А.Н. Мягкова, изд. «Просвещение», 1977
- «Арифметика наследственности», В. Сойфер, изд. «Детская литература», 1970
- «Задачи и упражнения по общей биологии», Г.М. Муртазин, изд. «Просвещение», 1981
- «Биология: в 3т.», Н.Грин, У. Стаут, Д. Тейлор,изд. «Мир», 1983
- «Контрольные задания по курсу генетики с основами селекции », А.Д. Недляков, П.Ж. Шварцман, изд. «Просвещение», 1987
- «Как решать задачи по генетике», А.А. Медведева, изд. центр «Вентана-Граф», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Решение задач по генетике
Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...
"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "
Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....
программа элективного курса "Решение задач по генетике"
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...
Урок решения задач по генетике.
План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....
Задачи по генетике.
Задачи по генетике. Представлены несколько карточек. В каждой карточке четыре типа генетических задач....